Разработка урока по рассказу К.Г.Паустовского Телеграмма
Луц Галина Фридриховна,
учитель первой квалификационной категории
МОУ «СОШ №5» г.Чусового
Урок – практикум
по рассказу К.Г.Паустовского «Телеграмма»
Цель урока: развивать навыки анализа художественного текста, характеристики героев, определить, что писатель ценит в людях.
Методические приёмы: самостоятельная подготовка в группах, элементы анализа текста, комментарии учителя.
Оформление: Портрет К.Г.Паустовского.
Эпиграф:
Нет! Человеку никак нельзя жить без родины,
Как нельзя жить без сердца.
К.Г.Паустовский.
Слова на доске:
Эпиграф – изречение, краткая цитата, предпосланная произведению или его части и характеризующая их основную идею.
Зарубка – отметка рубящим орудием на чём – нибудь, например, на дереве.
Пустельга – 1. Хищная птица из семейства соколиных.
2. Легкомысленный, пустой человек (неодобрительное).
Интерьер – внутреннее помещение в здании.
Презентация – представление чего – нибудь.
Ход урока.
Вступительное слово учителя.
На прошлом уроке литературы мы говорили о творчестве К.Г.Паустовского, познакомились с историей создания рассказа «Телеграмма». Сегодня я предлагаю поговорить об этом рассказе. А вот о чём именно, чтобы вам было интересно! Подумайте! Задайте вопросы мне, друг другу, скажите, как вы думаете.
Но прежде, чем задать вопросы, давайте выясним: о чём этот рассказ? Какова его основная тема? (Взаимоотношение родителей и детей, милосердие, ответственность человека за свои поступки.)
Определите, как построен рассказ. Выделите 3 основные части, подберите эпиграф.
Записи в тетради:
1 ч. – Мать. «Эх, горе горькое, страдание неписанное».
2 ч. – Дочь. «Эх ты, сорока!»
3 ч. – Телеграмма. «За добро плати добром, не будь пустельгой».
Работа в группах.
1 группа
- Почему рассказ начинается с пейзажной зарисовки и с описания интерьера? (Настраивает на определённый лад, пронизывает мысль об увядании. Фразы короткие, от них веет каким – то холодом, а подсолнух «всё доцветал и никак не мог доцвесть». В природе, как и в жизни человеческой, наступает медленное увядание.) Записи в тетради:
За простой манерой повествования скрывается глубокое сострадание автора к одиноко доживающей свой век женщине.
- Какие мысли автор передаёт через пейзаж? (Мысль об увядании: «тучи тащились», «трава полегла», «октябрь на редкость холодный».)
- Каков ритм прозы? (Фразы короткие, веет каким – то холодом. А подсолнух всё доцветал.) - Каково внутреннее состояние Катерины Петровны? (Соотношение состояния природы с душевным состоянием человека).
- Выражает ли автор прямое сочувствие героине? (Нет. Оно скрыто. Когда жизнь природы замерла, Катерине Петровне стало ещё труднее вставать по утрам.) - Какие детали интерьера свидетельствуют, что жизнь замерла в старом доме? (Горький запах нетопленных печей, пыльный «Вестник Европы», пожелтевшие чашки, нечищеный самовар.)
2 группа
- Давайте поговорим о Катерине Петровне. Восстановите прошлое героини. (Петегбургская жизнь, жила в Париже, видела похороны Гюго, живёт воспоминаниями, но и они тускнеют.)
- Для чего хранит она старые вещи? (Отдавая самое дорогое, женщина вновь и вновь переживает прошлое, частицы жизни и судьбы.)
- Подберите синоним к слову «маленькая». (Беззащитная.)
- Были ли у Насти серьёзные причины не приехать к матери? (Насте некогда, Катерина Петровна оправдывает дочь. Бережно перебирает деньги…) - Найдите строчки в тексте.
- Катерина Петровна написала письмо. Почему? (Её могла испугать собственная слабость.)
Записи в тетради:
Вывод: Катерина Петровна живёт воспоминаниями, они бы могли скрасить её одиночество, но и они тускнеют. Автор своим подтекстом подчёркивает, что «сумрачно» не только в опустевшей комнате, но и в душе героини.
3 группа
- Мы пока ничего не знаем о дочери Катерины Петровны, но автор сумел вызвать в нас такое сильное сострадание к Катерине Петровне, что неприязнь к Насте родилась сама по себе.) - Поговорим о Насте. Найдите и зачитайте портрет Насти. (Холодные глаза.)
- Найдите в тексте глаголы, которые указывают на темпы Настиной жизни. (Горячилась, доказывала, хлопотала, ссорилась и мирилась, приходила в отчаяние.)
- Почему Настя вздрогнула, когда увидела скульптурный портрет Гоголя? (Произошла встреча человека с прекрасным. «А письмо – то…» - происходит перелом в душе, вспоминает мать.) - Какая внутренняя связь есть между скульптором и Катериной Петровной? Случайна ли цифра 3? (И Тимофеев, и Катерина Петровна переживает душевную драму, причина которой – человеческое равнодушие. 3 года страдает Катерина Петровна, 3 года – Тимофеев в творческих муках.)
- Бездушна ли, по – вашему, Настя? (От карьеризма пострадала её душа.)
- Прочитаем эпизод «Настя под хмурым небом».
- Это кульминация центральной части. Настя переживает душевный кризис.
Вывод:
Её горькие слёзы – это слёзы очищения. Новым смыслом наполнилось для Насти и письмо матери, и трогательное обращение «ненаглядная моя».
- Настя потеряла в жизни опору. Есть такая библейская заповедь: «Чти отца своего и матерь свою». А В.Берестов сказал так:
Любили тебя без особых причин.
За то, что ты – внук,
За то, что ты – сын,
За то, что малыш,
За то, что растёшь,
За то, что на папу и маму похож.
И эта любовь до конца твоих дней
Останется тайной опорой твоей.
4 группа
- Почему рассказ называется «Телеграмма»?
Телеграмму посылают в исключительных случаях, когда сообщение надо передать немедленно. С телеграммой связано чувство тревоги, ожидание беды.
- Вывод:
Не забывайте о самых близких, самых родных, которые нуждаются в вас, а то может оказаться поздно. «Будь человеком, - говорит Паустовский. – За добро плати добром».
На доске эпиграф. Объясните, почему именно эти слова Паустовского я взяла эпиграфом к уроку?
5 группа
- На все ваши вопросы мы ответили. Теперь ответьте на мои.
Какой многоязычный смысл заключён в данных выражениях?
Жестяная пустота (бездушие, неоправданная жестокость дочери)
Керосиновый ночник (единственное живое существо, вздрагивает, передавая тревогу, боль, грусть)
Клён (некуда спрятаться от холода)
Слово «зарубка» (отметка рубящим орудием на чём – нибудь). Как вы думаете, зачем это слово нам сегодня? (Зарубки бывают на сердце. У нас остались зарубки.)Игра «Крестики – нолики».
Отметьте правильный вариант:
А. «Вестник Европы» -
а) журнал, выходивший в 1866 – 1918г.
б) кружок писателей
в) название книги К.Г.Паустовского
Б. Барельеф –
а) барьер для лошади
б) рисунок, на котором изображён закат
в) выпуклое скульптурное изображение на плоской поверхности
В. Салоп –
а) широкое женское пальто
б) это такой салат
в) это обувь, сапог
Г. Корсаж –
а) экипаж для перевоза людей
б) сад, где растут плодовые деревья
в) часть платья, покрывающая бюст
Д. Калорифер –
а) оттенок на картине
б) прибор для отопления помещения нагретым воздухом
в) прибор для ремонта электрических приборов
Е. Стеклярус –
а) особая национальность на Руси
б) маленькие стеклянные трубки, нанизываемые на нитку
в) прозрачное стекло
Кому принадлежат слова? Запишите правильный ответ:
А «Тряпичница я, что ли?» (Манюшка)
Б «Ремесленник! У его фигур не плечи, а вешалки для пальто!» (Тимофеев)
В «Не надо, милый. Бог с тобой. Спасибо тебе за доброе слово, за ласку». (Катерина Петровна)
Г «Снег скоро выпадет. Оно к лучшему. Дорогу морозцем собьёт – значит, и ей будет способнее ехать». (Тихон)
Д «Мёртвый свет! Убийственная скука! Керосин и то лучше». (Тимофеев)
Е «Ну что же, будем драться вместе». (Настя)
Подведение итогов.
Мы говорили на уроке об отношениях родителей и детей. А теперь каждый задумайтесь о своих родителях. Какие ласковые, добрые слова вы хотели бы сказать им? Вернувшись домой, обязательно произнесите эти слова, ведь они предназначены самым близким и родным для вас людям.
Домашнее задание.
Напишите сочинение на тему «Поступок, за который я себя осуждаю».