Конспект урока по литературе Зарубки на сердце по рассказу Паустовского К.Г. Телеграмма
«Зарубки на сердце»
(Урок - размышление над рассказом К.Г.Паустовского «Телеграмма»)
Хохловская Т.В.
Форма проведения: урок – размышление
Методы: сочетание эвристической беседы с проблемно – поисковыми вопросами и самостоятельной работой с текстом, стратегия «Чтение с остановками» РКМЧП (развитие критического мышления через чтение и письмо)
Цели урока:
Донести до учащихся нравственный смысл рассказа К. Паустовского «Телеграмма»;
Раскрыть проблему взаимоотношений между родителями и детьми (на примере Насти и Катерины Петровны);
Определить авторскую позицию и средства ее выражения;
Сформулировать личностное отношение учащихся к поднятой проблеме и героям рассказа К. Паустовского.
За добро плати добром, не будь пустельгой.
К.Паустовский
Чти отца твоего и мать твою,
Да благо ти будет, и долголетен
Будеши на земле.
Пятая заповедь Божия
ХОД УРОКА
I. Оргмомент.
II Вступительное слово учителя.
СЛАЙД 1.
- Ребята, у нас сегодня непростой урок. Непростой по содержанию, по осмыслению, непростой эмоционально. Предметом нашего исследования будет самый сложный инструмент, пожалуй, из всех, что существуют на свете, - душа человека.
Самостоятельная актуализация имеющихся знаний и смыслов по теме.
Песня о маме (1.5 мин.)
1. Ребята, о чем эта песня? Какие чувства в ней выражены?
- ответы-
2. Как вы думаете, почему я начала урок с этого ролика и этой песни? Как она связана с темой прошлого урока?
(На прошлом уроке мы прочитали рассказ К.Паустовского «Телеграмма». Видеоролик о Паустовском)
Его главная героиня, Настя, тоже осталась без матери и горько сожалеет об этом.)
- «Телеграмма» – короткое название, но мысли, высказанные в произведении столь глубоки, что не могут никого оставить равнодушным. Что же вас потрясло в этом рассказе? О чем думали после его прочтения? Поделитесь своими чувствами.
-ответы-
- Я поняла, что рассказ растревожил ваши души, сегодня мы продолжим размышлять над прочитанным.
Откройте тетради, запишите число и тему урока.
1. - Как вы понимаете слово «зарубки»?
ЗАРУБКИ (см. словарь) ЗАРУБКА -1. Отметка рубящим орудием на чём-нибудь
2. перен. О том, что запомнилось крепко и надолго
2. В каком значении употреблено это слово в теме урока?
- отметки в памяти, в душе, сердце, которые остаются после прочтения художественного произведения.
Пробуждение познавательной активности в связи с изучаемой темой.
Видеоролик о мамах
- Какие же проблемы, ребята, поднимает в своем рассказе К.Паустовский?
- одинокой старости
- материнской любви
- милосердия
- взаимоотношений родителей и детей и другие проблемы
СЛАЙД 3
Самостоятельное определение учащимися направлений в изучении темы.
- Какая из этих проблем, на ваш взгляд, основная, главная в рассказе,
она затронула вас больше всего, и вам хотелось бы поговорить на эту тему сегодня на уроке?
- ответы проблема взаимоотношений между родителями и детьми.
- Проблема «отцов и детей» - одна из вечных в русской литературе. О ней писали, пишут и будут писать. В нашей жизни, к сожалению, немало примеров бездушного отношения детей к своим родителям и родителей к детям, это не может не волновать.
Итак, проблему, которую вы хотели бы обсудить на уроке, мы определили.
Наша цель: исследовать рассказ «под лингвистическим микроскопом» и выяснить, как раскрывается проблема взаимоотношений детей и родителей (на примере Насти и Катерины Петровны), при помощи каких художественных средств это делает автор и какова авторская позиция в рассказе.
И еще: подумайте, почему рассказ называется «Телеграмма».
III. -Осмысление содержания рассказа.
- Итак, обратимся к тексту, медленно, вдумчиво, с остановками перечитаем начало рассказа.
СЛАЙД 4.
Остановка 1.
Октябрь был на редкость холодный, ненастный. Тесовые крыши почернели.
Спутанная трава в саду полегла, и все доцветал и никак не мог доцвесть и осыпаться один только маленький подсолнечник у забора.
Над лугами тащились из-за реки, цеплялись за облетевшие ветлы рыхлые тучи. Из них назойливо сыпался дождь.
По дорогам уже нельзя было ни пройти, ни проехать, и пастухи перестали гонять в луга стадо.
Пастуший рожок затих до весны. Катерине Петровне стало еще труднее вставать по утрам и видеть все то же: комнаты, где застоялся горький запах нетопленных печей, пыльный "Вестник Европы", пожелтевшие чашки на столе, давно не чищенный самовар и картины на стенах Может быть, в комнатах было слишком сумрачно, а в глазах Катерины Петровны уже появилась темная вода, или, может быть, картины потускнели от времени, но на них ничего нельзя было разобрать. Катерина Петровна только по памяти знала, что вот эта портрет её отца, а вот эта маленькая, в золотой раме, подарок Крамского, эскиз к его "Неизвестной". Катерина Петровна доживала свой век в старом доме, построенном её отцом известным художником.
- У Паустовского природа – это живое существо, связанное незримой нитью с человеком. Как с помощью пейзажной зарисовки писатель передает состояние главной героини? Помогла ли музыка понять это состояние?
- Увядание природы, даже омертвение ее, безотрадная картина осени соответствуют внутреннему состоянию Катерины Петровны.
(-Какие изобразительные средства вы увидели в отрывке?
- спутанная трава (некошеная, мокрая от дождя), рыхлые тучи (низко идут, лишены строгих очертаний) - эпитеты
- тащатся (а не плывут тучи), сыплется (а не льет) дождик – олицетворения.
- Какое выражение в описании осеннего пейзажа показалось вам необычным?
- маленький подсолнечник у забора.
- это как бы маленькое теплое солнышко на фоне безотрадной картины поздней осени, которое никак не хочет погаснуть, надеется на что–то.)
- Какие чувства у вас вызывает этот пейзаж?
- грустные, тревожные –
- Так почему же именно с осеннего пейзажа начинает Паустовский свой рассказ?
- ответы –
- Паустовский говорил, что пейзаж печален, когда печален человек. Пейзаж способствует созданию образа одинокой пожилой женщины, Катерины Петровны, о которой дальше пойдет речь.
Рассказ о Катерине Петровне- Ребята что задело, тронуло вас в судьбе этой женщины? "Что вы узнали об обитательнице дома Катерине Петровне? Как ей живется? Каково ее душевное состояние? Чем она живет?
-Катерина Петровна живет в селе Заборье. Отец ее - известный художник, дом "мемориальный", она "последняя обитательница" его. У нее нет никого родных, кроме дочери. Не с кем поговорить о картинах, о петербургской жизни; когда-то жила в Париже с отцом, видела похороны Виктора Гюго - французского писателя. Добрая - страдает от одиночества, но не упрекает дочь; молча сидит на диване сгорбленная, маленькая, все перебирает какие-то бумажки в ридикюле; временами тихонько плачет, для нее ночи долгие, тяжелые, у нее бессонница, не знает, как дожить до утра.
- Все описываемое происходит холодной осенью. Вообще, слово холодный встречается несколько раз. Автор рисует мрачную картину:
Спутанная трава в саду полегла..." (Спутанная, потому что высокая, некошеная, мокрая от дождя.) "Над лугами тащились из-за реки (именно тащились, а не плыли), цепляясь за облетевшие ветлы, рыхлые тучи" (тучи идут низко; они как бы растворяются в пространстве, лишены строгих очертании). "Из них назойливо сыпался дождь" (не лил, а сыпался -' дождь мелкий, словно песок, и сыпался беспрерывно, надоедливо, назойливо).
- Выделяется только маленький подсолнечник у забора, но и он доцветает, и он одинок среди серого, черного, и поэтому становится грустно.
-Попытаемся передать душевное состояние героини:
( одинока, разочарована, душевная боль, на переводах ощущает запах духов Насти, не теряет надежды на приезд дочери).
-В каком эпизоде особенно чувствуется, что надежда Катерины Петровны на приезд дочери не совсем потеряна?(Чтение со слов "Как-то в конце октября" до " побрела в дом").
Метафора в предложении "Позабытые звезды пронзительно смотрели на землю". автор употребляет слово позабытые, чтобы подчеркнуть одиночество Катерины Петровны, ведь и ее как бы "позабыли", и звезды понимают это и поэтому смотрят пронзительно.
-Какова роль эпизода встречи с кленом? (У них одинаковая судьба. В судьбе клена, как он описан в рассказе, тоже видны неустроенность, одиночество: "Ему некуда было уйти от этой бесприютной, ветреной ночи". Метафора и олицетворение здесь помогают нам понять настроение героини, ее переживания, ведь ее тоже никто не ждет, ей тоже некуда идти, она просто доживает).
-Страдает человек ,и природа у Паустовского "сочувствует" ему. Именно после встречи с кленом она решается написать письмо дочери.
(Иванова читает ): "Ненаглядная моя, - писала Катерина Петровна. - Зиму эту я не переживу. Приезжай хоть на день. Дай поглядеть на тебя, подержать твои руки. Стара я стала и слаба до того, что тяжело мне не то что ходить, а даже сидеть и лежать, смерть забыла ко мне дорогу. Сад сохнет, совсем уж не тот, да я его и не вижу. Нынче осень плохая. Так тяжело; вся жизнь, кажется, не была такая длинная, как одна эта осень".
-А что-то удивило в письме?
-Никакой радости, только одиночество. Причитание (в конце) бабки Матрёны говорят «такая задушевна, сердечна, и одинокая» и как укор звучат её слова Насте «видно высоко залетела»
-Тоска прорывается в письме, всю силу материнской любви вложила она в письмо. Нет у неё никако дивило то, что она как-то просто пишет о приближении смерти ("зиму эту я не переживу", "смерть забыла ко мне дорогу").
- А еще удивительно, что в таком коротком письме она пишет об окружающей природе: обычно в письмах сообщают о знакомых или родственниках. А Катерина Петровна упоминает о саде, об осени.
- Действительно, образ Катерины Петровны очень цельный. Паустовский мастерски показывает тонкий склад души Катерины Петровны.Она и окружающий ее мир - единое целое.А что обозначает ее имя?
-Катерина (греч.)-чистая,непорочная.Именно такой представляем ее (слайд)
-Спасибо. Вы очень подробно раскрыли образ Катерины Петровны.
-Автор является непосредственным участником событий, описанных в рассказе. Это он посылает Насте телеграмму, это он закрывает глаза и заботится о погребении Катерины Ивановны (имя изменено). Это с ним Катерина Ивановна выходит с сад в последний раз в своей жизни. Послушайте воспоминания Паустовского из повести «Золотая роза»:
«Уже вечерело. Сад облетел. Палые листья мешали идти. Они громко трещали и шевелились под ногами. На зеленеющей заре зажглась звезда. Далеко над лесом висел серп месяца.
Катерина Ивановна остановилась около обветренной липы, оперлась о нее рукой и заплакала. Я крепко держал ее, чтобы она не упала. Плакала она, как очень старые люди, не стыдясь своих слез.
- Не дай вам бог, родной мой, - сказала она мне, - дожить до такой одинокой старости! Не дай вам бог!
Я осторожно повел ее домой и подумал: как бы я был счастлив, если бы у меня была такая мать».
Вернемся к первой строчке письма
- О чем говорит довольно выразительный эпитет «ненаглядная»?
- о силе материнской любви – от слова «глядеть», мать очень хочет хотя бы перед смертью «наглядеться» на дочку.
- Ребята, «ненаглядная» - одно из ключевых слов в рассказе.
- Именно это слово, передающее всю глубину материнской любви, будет повторять Настя, когда поймет, что надо немедленно ехать к умирающей матери.
- Ребята, вы обратили внимание на композицию рассказа? Паустовский резко меняет место действия: он переносит нас в иной мир – мир большого города, где живет и работает Настя. Что мы узнаем о Насте из 1-ой части? Как мы к ней относимся?
(Рассказ о Насте
- Живет далеко, в Ленинграде, 3 года не была у матери. 1 раз в 2 – 3 месяца посылает деньги – 200 рублей. Нигде не увидели осуждения, жалоб Катерины Петровны на дочь, наоборот, она оправдывает Настю: «« У них, у молодых свои дела, свои непонятные интересы, свое счастье. Лучше не мешать». Но автор сумел вызвать в нас такое сильное сострадание, что неприязнь к Насте родилась сама по себе. )
- А обратили ли вы внимание, что на страницах, рассказывающих о жизни Насти в Ленинграде почти нет описаний природы. Как вы думаете, почему?
- Большой город, отсутствие уголков природы.
- Настя – черствый человек, такие обычно не видят природу, она им не нужна в жизни.
- Но можно ли говорить о равнодушии, о черствости Насти, зная об ее участии в судьбе скульптора Тимофеева? Как проявляет себя Настя в организации выставки?
- Настойчива, требовательна.
- Как оценили деятельность Насти художники? Как они ее называли?
- Сольвейг – солнечный путь или луч. Но была она им для матери? Для чужих людей?
- На какую деталь портрета Насти сразу обратили внимание?
- Холодные глаза.
- Л.Н.Толстой говорил, что «глаза – зеркало души человеческой», а здесь такой разоблачающий эпитет. У каких людей бывают холодные глаза?
- У людей бесчувственных, черствых душой, равнодушных, не способных понимать и откликнуться на чужое горе.
- Паустовский как всегда краток: одним штрихом он изобразил характер Насти. Но будем смотреть глубже. Слово «холодный» уже много раз встречалось в рассказе. С каким эпитетом связывает писатель это слово?
- одинокий – холодный
- Есть подтверждение этой связи в истории Насти? « Как же это могло случиться? Ведь никого же у меня в жизни нет. Нет и не будет роднее». На что же обрекла себя Настя?
- на одиночество.
- И еще одна черта к портрету героини. «На одной из площадок Настя достала зеркальце, напудрилась и усмехнулась, - сейчас она нравилась самой себе»
Что подчеркивает автор в этой фразе?
- Самолюбование
- Что заставило Настю в мастерской скульптора вспомнить, что в ее сумочке лежит нераспечатанное письмо от матери, которую она не видела больше трех лет? Обратимся к тексту.
Она с усилием подняла глаза и тотчас отвела их: Гоголь смотрел на нее, усмехаясь. Насте показалось, что Гоголь тихо сказал сквозь стиснутые зубы: "Эх, ты". Настя быстро встала, вышла, торопливо оделась внизу и выбежала на улицу. Валил водянистый снег. На Исаакиевском соборе выступила серая изморозь. Хмурое небо все ниже опускалось на город, на Настю, на Неву. "Ненаглядная моя, вспомнила Настя недавнее письмо. Ненаглядная!" Настя села на скамейку в сквере около Адмиралтейства и горько заплакала. Снег таял на лице, смешивался со слезами. Настя вздрогнула от холода и вдруг поняла, что никто её так не любил, как эта дряхлая, брошенная всеми старушка, там, в скучном Заборье. "Поздно! Маму я уже не увижу", сказала она про себя и вспомнила, что за последний год она впервые произнесла это детское милое слово "мама". Она вскочила, быстро пошла против снега, хлеставшего в лицо. "Что ж это, мама? Что? думала она, ничего не видя. Мама! Как же это могло так случиться? Ведь никого же у меня в жизни нет. Нет и не будет роднее. Лишь бы успеть, лишь бы она увидела меня, лишь бы простила".
- И великий сатирик Гоголь, и Паустовский видят Настю изнутри: доброта ее показная, ненастоящая. Почему, даже получив такое письмо, Настя не поехала к матери?
- Дилемма: мать или выставка. Дочь выбрала выставку.
- Настя получает телеграмму. Казалось бы, надо кричать, плакать, бежать, что-то делать. А Настя? Обратимся к тексту
Выборочное чтение.
Почему автор ввел сцену вручения телеграммы, страшной по содержанию, именно во время праздника?
- Отсутствие Насти в разгар веселья не заметили бы, но ей нравится быть у всех на виду, нравится быть заботливой и хорошей, только для чужих людей, приятно слушать похвалы в свой адрес.
- Давайте выберем из этого эпизода слова, отражающие действия Насти в момент, когда она узнает, что мама умирает.
– Почему Настя боялась поднять голову?
- Боялась, что о ее бесчеловечности, жестокости по отношению к матери узнают все.
На каком фоне все это делает Настя?
- На фоне похвалы в ее адрес.
- Обратите внимание на резкий контраст. Он подчеркивает несоответствие, несовместимость поступков и похвалы.
- Перечитаем еще один эпизод. Это внутренний монолог Насти.
- Какие предложения по интонации и по цели высказывания использует автор? Почему?
- Вопросительные и восклицательные предложения передают волнение, боль, раскаяние и вину Насти. Она прозрела (многое поняла). Слово «мама» звучит как пропуск.
- А в это время в Заборье умирала Катерина Ивановна. Снова перенесемся в старинный заброшенный опустевший дом. Чья доброта показана на фоне эгоистичности, бездуховности Насти?
- Героине помогают Тихон, Манюшка, почтарь Василий.(рассказать об этих героях)
- Как Тихон, зная о близкой смерти Катерины Петровны, решил скрасить последние дни ее жизни?
- Сам написал телеграмму от имени Насти.
- «За добро плати добром, не будь пустельгой, - говорит Тихон Манюшке. Как вы поняли смысл этой фразы?
- ПУСТЕЛЬГА - 1. Хищная птица сем. соколиных. 2. Легкомысленный, пустой человек (разг. Неодобр.)
-Такой пустельгой оказалась Настя.
- Перечитаем сцену похорон. Хоронили Катерину Петровну на следующий день. Подморозило. Выпал тонкий снежок. День побелел, и небо было сухое, светлое, но серое, будто над головой протянули вымытую, подмерзшую холстину. Дали за рекой стояли сизые. От них тянуло острым и веселым запахом снега, схваченной первым морозом ивовой коры. На похороны собрались старухи и ребята. Гроб на кладбище несли Тихон, Василий и два брата Малявины старички, будто заросшие чистой паклей. Манюшка с братом Володькой несла крышку гроба и не мигая смотрела перед собой. Кладбище было за селом, над рекой. На нем росли высокие желтые от лишаев вербы.
Каким стал пейзаж? Почему?
-Пейзаж стал светлым, веселым и холодным, потому что кончились мучения Катерины Петровны, ее одиночество и боль. В людях, совсем чужих, еще живет доброта, чуткость, человечность, это примеряет мир природы и мир людей.
- С чем осталась Настя?
- Холодная комната, чувство вины – ее одинокая история еще впереди.
Оказывается, к тому, кто был и, кажется, будет всегда, можно и не успеть, и не сказать о чем-то важном, можно очень многое потерять в суете жизни, в якобы важных и первостепенных делах.
- Так к кому же обращена телеграмма? О чем она? Сформулируйте языком телеграммы предупреждение писателя.
Рефлексия
- Урок помог задуматься
( о том, как страшно потерять маму;
об одиночестве, доброте и милосердии
о человечности, об отношении к маме
о моих родных
о том, какой ценой Настя расплатилась за свой эгоизм
почему Настя не поняла, что не деньги были нужны её маме.)
- Что я услышал(а) в телеграмме Паустовского?
- ( нельзя быть таким бесчеловечным, как Настя
- нужно заботиться о маме
- я многого не знаю, но я никогда не поступлю так, как Настя
- старые люди нуждаются в нашей поддержке
- я очень люблю свою маму и боюсь её потерять
- нельзя совершать такие ошибки, которые исправить невозможно
- я никогда не стану «сорокой» и «пустельгой»)
-Какую телеграмму написали бы вы Насте?(учащиеся пишут на бланках телеграммы Насте)
(-Настя, желаю тебе обрести человечность.
-Настя, одумайся! Нельзя так поступать! Ведь мама у тебя одна!
-Настя, желаю, чтоб душа твоя оттаяла .
-Эх ты, сорока. Мне тебя жаль.
- Настя, поздно ты поняла свою ошибку. Не дай бог, чтобы с тобой произошло то же самое.
-Пустельга. То, что совершила ты – неисправимо.
-А сейчас послушайте напутствие :
Не забывай о том, что мать вспоила нас,
Отец же воспитал родное чадо,
Поэтому страшись в беспечности своей
В их старые сердца пролить хоть каплю яда,
К тому же – минёт час: ты старцем будешь сам,
Смотри же, не нарушай священного уклада.
(Из книги “В мире мудрых мыслей Хиероу
«Будь человеком!» - напоминает Паустовский.
«За добро плати добром. Не будь пустельгой».
Не прикрывайся заботой о человечестве, когда твоего тепла, твоего внимания, твоего доброго слова и взгляда ждут самые близкие люди, прежде всего МАМА
Видео ролик МАМЫ
IV. Итог урока
- Не забывайте о самых близких людях, которые так нуждаются в вас, будьте отзывчивы, внимательны, человечны по отношению к ним. Пока наши мамы живы, мы остаемся детьми.
VI .Выставление отметок.
Домашнее задание:
1-я группа.
1) Приготовить небольшой устный рассказ на тему: «Поступок, за который я себя осуждаю»
2-я группа.
1) Какие «зарубки» на сердце у вас оставил рассказ К. Паустовского «Телеграмма»?
2) Запишите несколько из них для себя.
3-я группа.
1) Написать мини- сочинение на тему: «Какие же чувства добрые» воспитывает в нас автор рассказа «Телеграмма».
Песня о маме
13PAGE 15
13PAGE 14215
15