Урок биологии для 8 класса«Класс Паукообразные. Особенности строения и жизнедеятельности».
Урок
Тема урока: Класс Паукообразные. Особенности строения и жизнедеятельности.
Цели урока: познакомить учащихся с основными особенностями организации и процессов жизнедеятельности паукообразных; развивать умения сравнивать, логически мыслить, делать выводы; воспитание интереса к предмету и бережного отношения к животным.
Оборудование: влажный препарат «Паук-крестовик»; таблицы «Тип Членистоногие. Класс Ракообразные»; «Промысловые ракообразные»; «Тип Членистоногие. Класс Паукообразные».
Структура урока
АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ И МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ
Вопросы к учащимся.
Какие отряды ракообразных вы знаете?
Дайте характеристику отряду Десятиногие раки.
Дайте характеристику отряду Ветвистоусые.
Как дышат ракообразные?
Как устроена пищеварительная система ракообразных?
ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА
Рассказ учителя с элементами беседы.
Вопрос к учащимся:
Кто такие паукообразные?
(Преимущественно наземные членистоногие, но среди клещей и пауков есть вторичноводные формы. Их тело обычно состоит из головогруди и брюшка. Усиков паукообразные не имеют. Характерным признаком группы является наличие у многих видов на брюшке паутинных бородавок с паутинными железами. Они производят паутинные нити, которые паукообразные используют для создания ловчих сетей, выстилки норок, изготовления коконов и других целей.)Особенности внешнего строения паукообразныхФорма тела и размеры
Тело паукообразных разделено на сегменты, обладает двусторонней симметрией. Группы сходных между собой сегментов образуют отделы тела паукообразных. Чаще всего выделяют два основных отдела – головогрудь и брюшко. На головогруди расположены шесть пар конечностей: хелицеры, ногощупальца и четыре пары ходильных ног. На брюшке конечностей нет или они видоизменены (паутинные бородавки, легочные мешки). Размеры паукообразных варьируются в широких пределах от долей миллиметров до двадцати сантиметров.
Покровы тела
Снаружи тело паукообразных покрыто хитиновой кутикулой. Её основу составляет хитин – полисахарид, в состав которого входит азот. Затвердение кутикулы обусловливается пропитыванием её особыми белками. Наружный слой кутикулы является водонепроницаемым.
Особенности внутреннего строения паукообразныхОпорно-двигательная система
Типичная для типа Членистоногие. Для передвижения используются ходильные конечности.
Вопрос к учащимся:
Как устроена опорно-двигательная система членистоногих?
Пищеварительная система
Пищеварительная система паукообразных включает переднюю, среднюю и заднюю кишку, а так же печень. Ротовой аппарат сосущий. Передняя кишка обычно образует расширение – глотку, которая снабжена сильными мышцами и способна выполнять роль насоса, втягивая полужидкую пищу (паукообразные не принимают твердую пищу кусками). При питании секреты слюнных желез и печени вводятся в тело добычи и обеспечивают внекишечное пищеварение.
Дыхательная система
Дыхание у наиболее мелких видов осуществляется всей поверхностью тела, а у всех остальных – легочными мешками и трахеями.
Кровеносная система
Типичная для типа Членистоногие. Обычно хорошо развита, особенно у видов с более крупными размерами тела.
Вопрос к учащимся:
Как устроена кровеносная система членистоногих?
Выделительная система
Типичная для типа Членистоногие. Хорошо развиты мальпигиевы сосуды.
Вопрос к учащимся:
Как устроена выделительная система членистоногих?
Нервная система
Центральная нервная система представлена головным мозгом (слившиеся ганглии) и брюшной нервной цепочкой. У паукообразных наблюдается слияние расположенных рядом узлов нервной цепочки, образующих подглоточную нервную массу. Органы чувств паукообразных: простые глаза, механо- и хеморецепторы, органы слуха.
Размножение
Паукообразные представлены раздельнополыми формами. Развитие чаще прямое, но может быть и непрямым (например, у клещей).
ОБОБЩЕНИЕ, СИСТЕМАТИЗАЦИЯ И КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ
Сравните:
а) наружное строение ракообразных и паукообразных;
б) дыхательные системы ракообразных и паукообразных;
в) пищеварительные системы ракообразных и паукообразных.
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА УЧАЩИХСЯ
Дать ответы на вопросы.
Как паук строит ловчую сеть?
Зачем паукообразным нужны ногощупальца и хелицеры? (Ногощупальца помогают паукам находить, захватывать и удерживать добычу, а хелицеры служат для прокусывания наружных покровов добычи и введения в неё яда.)
В чём состоят особенности брачного поведения пауков?
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: параграф учебника. Подготовит сообщение о различных представителях паукообразных.
Аннотация: познакомить учащихся с основными особенностями класса Паукообразные. Обратить внимание на сегментацию тела, разделённого на головогрудь и брюшко, а также на специализированные конечности, располагающиеся на различных сегментах тела. Показать связь выполняемых функций с особенностями строения различных конечностей.
Указать на характерные особенности внутреннего строения: развитие лёгочных мешков и трахей; сложное строение выделительной и нервной систем,значительное развитие органов чувств. Рассказать о характерных для паукообразных раздельнополости и, чаще всего, прямом типе развития.