Конспект урока по теме Как важно вовремя успеть ( по рассказу К.Паустовского Телеграмма)


«Как важно вовремя успеть»
( урок нравственности по рассказу К. Паустовского «Телеграмма»)
Цель урока: обучая, развивать коммуникативную, социальную и информационную компетенции; создание условий для проявления познавательной активности учащихся.
Задачи:
Метапредметные :- формировать представления о нравственности: добре, чуткости, отзывчивости, милосердии.
- раскрыть духовно-нравственные ценности, по которым живут герои;
Обучающие: формировать
-навыки самостоятельного анализа текста;- умение высказывать свое отношение к прочитанному;
- умение выделять наиболее важные качества в человеке;
- способности раскрывать положительные и отрицательные черты характера героев.
Воспитательные:
- учить заботиться о тех, кто дорог;
- формировать способность быть заботливыми, внимательными и благодарными детьми.
Технология системно-деятельностного подхода
Форма: урок-размышление
Оборудование: компьютер, проектор, музыка (П.И.Чайковский «Времена года. Октябрь»)Запись на доске:
Словарная работа:
Сольвейг (норвеж. – солнечный путь) – олицетворение поэтичности, красоты.
Пустельга (простореч.) – пустой, легкомысленный человек.
Ветла – вид ивы.
Зарубка – отметка рубящим предметом на чем-нибудь.
Эпиграф:
Есть на свете удивительное существо, перед которым мы в вечном долгу. М.Горький.
Будь человеком! За добро плати добром. Не будь пустельгой. К.Паустовский.
Предварительное домашнее задание: проанализировать систему образов произведения, работая в группах, составить схему (прием «Цветок лотоса») по образам.
Ход урока.
1.Вступительное слово учителя.
Опаздывают поезда,
Опаздывают вёсны,
Опаздывают иногда
Зажечься в небе звёзды.
Усеять пашни серебром
Опаздывает замять,
И за добро платить добром
Опаздывает память.
Опаздывает почтальон
И даже – «неотложка».
А в чьём-то доме за столом
Осиротеет ложка…
Опаздывает иногда
Ко времени и гордость.
Но непростительно, когда
Опаздывает совесть.
Этот урок я начала со стихотворения Л. Татьяничевой «Опаздывают поезда». Соотносится ли оно с темой нашего урока?
У нас сегодня непростой урок. Непростой – по содержанию, по осмыслению, непростой эмоционально. Сегодня у нас урок-размышление и одновременно урок-открытие. Размышление потому, что мы будем говорить о писателе, чтение произведений которого требует большой работы мысли и сердца. А открытие потому, что рассказ, над которым мы сегодня будем работать, - это нравственная заповедь, вернее, заповеди, оставленные нам, потомкам Паустовского. Дома вы прочитали рассказ К.Г.Паустовского «Телеграмма». Поделитесь своими чувствами.
Я поняла, что этот рассказ растревожил ваши души, а лишь растревоженная душа способна в полной мере воспитать в каждом из нас человека.
Беседа «Что же обозначает слово «нравственность»»?
- Как вы думаете, какие же понятия включает в себя нравственность? (доброта, чуткость, милосердие, сострадание, совесть, отзывчивость, честность, справедливость)- Вспомните произведения, изучая которые мы обращались, к этим нравственным категориям? ( «Уроки французского» В.Распутина, «Юшка» А.Платонова, ...)- Что общего между этими рассказами? (они заставляют задуматься о доброте, о любви к близким, учат быть неравнодушными)
- А какие проблемы затрагивает Паустовский в рассказе «Телеграмма»? (одинокой старости, материнской любви, взаимоотношений между родителями и детьми, человечности)
3. Определение проблемного вопроса.
Писателя всегда интересовала жизнь замечательных людей. Надеюсь, вы в будущем с удовольствием прочитаете повести, рассказы и очерки о Лермонтове и Гоголе, Чехове и Блоке, Грине и Горьком. Но всё-таки чаще всего Паустовский писал о людях простых и безвестных, о которых мы читаем с волнением и трепетом в душе, хотя в произведении нет осторого сюжета, захватывающих происшествий. В чем же дело? Может быть в необыкновенной любви к людям, в желании разобраться в истинности человеческих чувств? На это и другие вопросы мы попытаемся ответить, размышляя над рассказом «Телеграмма».
- Скажите, а что такое «телеграмма»? (сообщение о чем-то важном)
- Какое чувство рождает это слово? Что испытывает человек в момент получения телеграммы? ( тревогу, беспокойство)
- А как название рассказа отражено в содержании? ( в рассказе было 2 телеграммы)
- Выполнили ли они своё предназначение? (одна опоздала, а другой не поверили)
- Тогда стоило ли их упоминать? Может, автор имеет ввиду что-то другое?
Итак, сегодня на уроке мы постараемся ответить на проблемный вопрос: кому адресована телеграмма Паустовского, что вы услышали в ней? прошли ли герои Паустовского испытание на истинную человечность?
Чтобы ответить на сформулированные вопросы предлагаю проанализировать систему образов ( у каждой группы свой образ). Исследование текстового материала должно проходить примерно по следующим категориям: пейзаж, портрет, интерьер, характер, речь, поступки, детали.
4. Аналитическая беседа по образу Катерины Петровны.
- Кто из героев рассказа нуждается в помощи, поддержке?
- Что вы узнали об обитательнице дома Катерине Петровне? Как ей живется? Каково её душевное состояние? (Катерина Петровна живет в селе Заборье. Отец ее - известный художник, дом "мемориальный", она "последняя обитательница" его. У нее нет никого родных, кроме дочери. Не с кем поговорить о картинах, о петербургской жизни; когда-то жила в Париже с отцом, видела похороны Виктора Гюго - французского писателя. Добрая - страдает от одиночества, но не упрекает дочь; молча сидит на диване сгорбленная, маленькая, все перебирает какие-то бумажки в ридикюле; временами тихонько плачет, для нее ночи долгие, тяжелые, у нее бессонница, не знает, как дожить до утра.)- Попытаемся доказать, что Катерине Петровне действительно плохо. У Паустовского природа – живое существо, связанное незримой нитью с человеком. В какое время года происходят события, описанные в рассказе и почему? Какие детали в описании пейзажа выделяет автор, чтобы подчеркнуть одиночество доживающей свой век женщины? (1. «Позабытые звёзды пронзительно смотрели на землю» – параллель: Катерину Петровну как бы тоже позабыли, и звёзды понимают это и поэтому смотрят пронзительно.
2. «Доцветал и никак не мог доцвесть и осыпаться один только маленький подсолнечник у забора» - «Доживала свой век в старом доме».
3. Озябший клён – «Ему некуда уйти от этой бесприютной, ветреной ночи» - К.П. тоже никто не ждёт, ей тоже некуда идти, она просто доживает. Клён – это её память, видя его, она вспоминает себя.)-Какова роль эпизода встречи с кленом?  (Именно после встречи с кленом она решается написать письмо дочери.)
(Учащиеся читают письмо (слайд): "Ненаглядная моя, - писала Катерина Петровна. - Зиму эту я не переживу. Приезжай хоть на день. Дай поглядеть на тебя, подержать твои руки. Стара я стала и слаба до того, что тяжело мне не то что ходить, а даже сидеть и лежать, смерть забыла ко мне дорогу. Сад сохнет, совсем уж не тот, да я его и не вижу. Нынче осень плохая. Так тяжело; вся жизнь, кажется, не была такая длинная, как одна эта осень".
-А что-то удивило в письме? (Никакой радости, только одиночество. Тоска прорывается в письме, всю силу материнской любви вложила она в письмо. Нет у неё никакого,у дивило то, что она как-то просто пишет о приближении смерти ("зиму эту я не переживу", "смерть забыла ко мне дорогу").
- А еще удивительно, что в таком коротком письме она пишет об окружающей природе: обычно в письмах сообщают о знакомых или родственниках. А Катерина Петровна упоминает о саде, об осени).- Действительно, образ Катерины Петровны очень цельный. Паустовский мастерски показывает   тонкий склад души Катерины Петровны. Она и окружающий ее мир - единое целое. А что обозначает ее имя?
-Катерина (греч.)-чистая,непорочная. Именно такой представляем ее (слайд)
-Спасибо. Вы очень подробно раскрыли образ Катерины Петровны.
- Составление синквейна.
5. Аналитическая беседа по образу Насти.
-Что мы узнаем о жизни и занятии Насти?( Настя – единственная дочь Катерины Петровны. Живет в Ленинграде, работает секретарем в Союзе художников; много работы, устраивает выставки. В почтовых переводах одни и те же слова: столько дел, что нет времени не то, что приехать, даже письмо написать настоящее. Один раз в два-три месяца шлет перевод на 200 рублей; последний раз приезжала три года назад.).
-Настя получила письмо от матери. Как она отнеслась к нему? Почему? (Спрятала в сумочку; раз пишет – значит жива.-Настя беззаботна, равнодушна, бессердечна.)
-Каково авторское отношение к Насте? Обратимся к эпизоду “На одной из площадок…”. Это в то время, когда в сумочке нераспечатанное письмо…
-Какой разоблачительный эпитет? (Холодные глаза – о жестоком сердце).
Но ведь в тексте читаем: “После работы Насте надо было пойти в мастерскую молодого скульптора Тимофеева, посмотреть, как он живет, чтобы доложить об этом правлению Союза. Тимофеев жаловался, что его затирают, не дают развернуться”.
И она ему готова помочь? Докажите, что она не намерена отступать.(-Ну что ж, будем драться вместе. Она ушла с твердым намерением вырвать во что бы то ни стало этого талантливого человека из безызвестности. В Союзе художников долго говорила, доказывала, что необходимо устраивать выставку.)-Выставка удалась? Чья это заслуга?
-Как вы думаете, почему Настя самоотверженно помогает скульптору Тимофееву? Бескорыстна ли она? (Карьеристка. Началось обсуждение, говорили о внимании к человеку, незаслуженно забытому художнику. Этой выставкой целиком обязаны Анастасии Семеновне, ей аплодировали).-Очень странно ,что такая равнодушная к матери Настя сумела понять строптивого художника. Паустовский использует прием контраста в изображении характера Насти, показывает несоответствие ее поступков и похвалы.(зачитать)(Полученное письмо от матери Настя прочитала только вечером и сказала: “Куда там сейчас ехать! Две недели возилась с выставкой”. А  в  это  время  в  Заборье  умирала  мать.)-Во время выставки получила телеграмму. Как ведет себя?(Какая Катя умирает? Должно быть не мне; узнала адрес, скомкала телеграмму, нахмурилась. На вопрос: “Что-то неприятное?”, ответ: “Нет, это так, от одной знакомой.)-Кто словно пробуждает ее сознание? (Чей-то взгляд тяжелый все время чувствовала; Гоголь смотрел на нее усмехаясь; Насте показалось, что Гоголь тихо сказал: “Эх, ты!”Он видит насквозь фальшь и предательство, презирает ее за тщеславие и эгоизм.)
-Почувствовала ли Настя укор Гоголя?-Пробудилась ли совесть Насти? Показать динамику пробуждения.(Быстро встала, торопливо оделась, выбежала на улицу, вспомнила “ненаглядная моя” - заплакала; поняла, что ее никто так не любил, как эта дряхлая, брошенная всеми старушка; вскочила, побежала на железнодорожную станцию – лишь бы успеть; билетов не оказалось; чувствовала, что расплачется навзрыд. В тот же вечер Настя уехала).-Эта  сцена  кульминационная  в  центральной  части  рассказа. Настя  прозрела, поняла, что  неправильно  относилась  к  матери, в  ней  проснулась  совесть, понимание  того, что  она  никогда  уже  не  увидит  мать.
- Что означает слово «совесть»?(Чувство моральной ответственности за свое поведение)
-Имя «Настя»(греч.)-воскрешающая,поэтому хочется верить ,что она изменится.
 -Действительно, мать могла бы успокоить, простить, но ее нет, и теперь до конца жизни она будет испытывать чувство вины .Оказывается, что к тому, кто был и, кажется, всегда будет, можно не успеть ,не сказать самое главное.
-Какую библейскую заповедь нарушила Настя? (пятую)
- Очень просто сказал об этом поэт Валентин Берестов:
                        Любили тебя без особых причин
                        За то, что ты – внук,
                        За то, что ты – сын,
                        За то, что малыш,
                        За то, что растешь,
                        За то, что на папу и маму похож.
                        И эта любовь до конца твоих дней
                        Останется тайной опорой твоей.
Эту-то опору в жизни и потеряла Настя. Так какие же качества характера мы увидели у Насти?(приколоть на доску)(Черствость, равнодушие, бессердечность, эгоизм, показная доброта,  тщеславие ,фальшивость.)
Не уделила должного внимания матери Настя. Но мир не без добрых людей. И такие рядом оказались. Кто это?
- Составление синквейна.
6. Аналитическая беседа по образу Тихона и Манюшки.
 -Тихон в отличие от Насти проявил настоящую человечность,    чуткость, заботу и преподнес урок нравственности Манюшке.»Не будь пустельгой! За добро плати добром.» ". Что значит "пустельгой?(на слайде)
Пустельга –  1. Хищная птица из семейства соколиных.
                       2. Легкомысленный, пустой человек (разг. неодобр.).
-Сторож Тихон   помогает старой женщине :рубит, пилит, колет старые деревья на дрова. Тоже не умеет красиво говорить. Но, пожалев Катерину Петровну, дает телеграмму Насте. Не дождавшись ответа, совершает подлог: приносит умирающей женщине мнимую телеграмму от дочери.
-Почему он решился на обман? (чтобы поддержать ее, утешить, смягчить горечь одиночества и последние мгновения жизни).
Две телеграммы: настоящая и мнимая, в обеих- большая душа простого человека, отнюдь не родного Катерине Петровне, но в какой-то мере более человечного, чем ее родная дочь. Сущность человека проявляется в его поступках. Как вы оцениваете Тихона?(на доске прикалывают лист с качествами характера Тихона)
              
Вместе с Тихоном рядом с Катериной Петровной находилась девочка Манюшка. Она занимала то место, которое должна занимать дочь Настя.
-Манюшка - дочь колхозного сапожника - прибегает каждый день, чтобы принести воды из колодца, помыть полы, поставить самовар. Шесть суток не отходила от Катерины Петровны, не раздеваясь, спала на старом диване. По речи видно, что она не очень грамотная, простая девочка, но понимает, что человек в беде - надо помогать
-. Девочка окружает  одинокую старушку теплом и заботой. Милосердие и сострадание проявляются у маленькой девочки  в большей степени ,чем у дочери.
-Меня до глубины души тронул эпизод,когда Манюшка относила письмо на почту(зачитывает)  «Жестяная пустота» в почтовом ящике имеет многозначительный смысл: такая же пустота на душе у Катерины Петровны.Очень жаль  девочке эту старую одинокую женщину,Она напугана смертью, трясется,но на похоронах несет крышку гроба,
Как видим ,автор показывает доброе отношение Манюшки к Катерине Петровне через ее поступки.
-Кто же из героев проявил гуманное отношение к Катерине Петровне?(Тихон и Манюшка) (Читаем на доке слова-характеристики каждого из героев) .Это простые люди, которых любил Паустовский. Они незаметны, не привыкли красиво говорить, но не пройдут мимо чужого горя.А что же родная дочь?(Она забыла о матери )
7. Исследование проблемной темы.
А теперь приступим к исследованию проблемы человечности в рассказе «Телеграмма». Посмотрим, прошли ли герои испытание на истинную человечность?
Но сначала попрошу вас подобрать близкие по значению слова к слову «человечность».
Человечность – это (милосердие, доброта, забота, участие, сострадание, внимание,жалость, сочувствие,  ненависть, предательство, злость, гуманность).
-  Проблемный вопрос: прошла ли Настя испытание на человечность, милосердие?
Дополнительные вопросы:
- Почему же добрая и внимательная к другим людям Настя оказалась такой чёрствой по отношению к матери? (Она неправильно определила жизненные приоритеты, поставила на первое место не самое главное.)
- Можно ли назвать Настю эгоистичным человеком (равнодушным, безразличным, безучастным)?
- А «человечность» может быть ненастоящей? (Да, у Насти она именно такая. Она занимается делами пусть хорошего, но чужого человека, не найдя времени для последней встречи с мамой.)Прошли ли Тихон с Манюшкой это жизненное испытание?
Дополнительные вопросы:
- Почему Тихон решился на обман? (Чтобы поддержать Катерину Петровну, утешить, смягчить горечь одиночества)
- Это простые люди, которых любил Паустовский. Они незаметны, не привыкли красиво говорить, но не пройдут мимо чужого горя.
- О какой телеграмме говорится в названии рассказа и почему? (О второй телеграмме Тихона, он хотел ободрить Катерину Петровну, подарить ей надежду и продлить её жизнь. Первой же он хотел достучаться до Насти, но, увы, безрезультатно. Обе телеграммы были важны, но вторая из них наполнена милосердием, которое, по мнению автора, так необходимо всем людям)Дополнительные вопросы:
- А для чего вводится в рассказ образ молодой учительницы? (Этот образ противопоставлен образу Насти. Она сразу вспомнила про мать, которая осталась в городе. Сердце у нее доброе, ведь она не знала Катерину Петровну, а пошла за гробом, потом, во время похорон, поцеловала "высохшую желтую руку" покойной.)- А почему она сделала это? (Она, видимо, поняла весь ужас одиночества этой женщины, почувствовала какую-то вину перед ней, понимая, что все молодые, живя своей интересной жизнью, виноваты перед матерями, уделяя им мало внимания.Наверное, молоденькая учительница лучше Насти понимает это и, может быть, воспитает и своих учеников добрыми, отзывчивыми людьми.)
- Подведём итог нашему исследованию. Кто из героев прошёл испытание на истинную человечность? (Чужие для К.П. люди не прошли мимо горького одиночества брошенной дочерью старушки. А вот Настя это испытание не прошла, поэтому из него она вышла с чувством непоправимой вины, невыносимой тяжести.)8. Заповеди Паустовского.
Я думаю, ребята, в названии «Телеграмма» скрыт глубокий подтекст. По сути, весь рассказ – это телеграмма, обращённая к нам с вами. К. Паустовский оставил нам бесценные нравственные заповеди.
Чтение заранее подготовленным учеником стих. Андрея Дементьева «Как важно вовремя успеть»
Как важно вовремя успетьСказать кому-то слово доброе,Чтоб от волненья сердце дрогнуло! —Ведь все порушить может смерть.
Как важно вовремя успетьПохлопотать или поздравить,Плечо надежное подставить!И знать, что будет так и впредь.
Но забываем мы подчасИсполнить чью-то просьбу вовремя,Не замечая, как обида кровнаяНезримо отчуждает нас.
И запоздалая винаПотом терзает наши души.Всего-то надо — научиться слушатьТого, чья жизнь обнажена
9. Заключительное слово учителя.
Помните, ребята, я когда-то вам читала слова Бернарда Шоу: «Мы научились плавать, как рыбы, летать, как птицы, нам осталось научиться жить по-человечески». Будьте Человеком! Не забывайте о самых близких и родных людях. Не гасите свет своей души.
                                                Не забывай о том, что мать вспоила нас,
                                               Отец же воспитал родное чадо,
 Поэтому страшись в беспечности своей
           В их старые сердца пролить хоть каплю яда,
                  К тому же – минёт час: ты старцем будешь сам,
      Смотри же, не нарушай священного уклада.