Конспект урока 8 класс по теме Быть верным памяти…( По рассказу К.Паустовского « Телеграмма»)


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №43
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАНЕВСКОЙ РАЙОН (МБОУ СОШ№43)
ул.Ленина, 110, ст. Новодеревянковская, Краснодарский край, 353710, тел.( 86164) 46-2-66
ИНН 2334014581
. Конспект урока
Дата проведения13.04.1014 г.
Место проведения: МБОУСОШ №43Класс: 8
Тема. Быть верным памяти…( По рассказу К.Паустовского « Телеграмма»)
Цель. Проследить за взаимоотношениями дочери и матери, показать одиночество Катерины Петровны при живой дочери, воспитание доброго, нежного отношения к маме.
1.Звучит наизусть выразительное чтение стихотворения о маме. Читает заранее подготовленный ученик.( Создаю благоприятный психологический климат, ситуацию успеха.)
Учитель: «Слушая строки этого замечательного стихотворения, сердце переполняется чувством тревоги, любви, нежности к самому близкому и дорогому на земле человеку – маме. Начинаешь яснее понимать, что ты в вечном, неоплатном долгу перед той, чья любовь сопровождает тебя всю жизнь. Нет ничего светлее и бескорыстнее ее любви. Каждый день, каждую минуту мы должны помнить об этом и беречь свою маму, чтобы потом не терзали муки совести, чувство непоправимой вины, как это случилось с героиней рассказа К.Паустовского «Телеграмма».( Подвожу учащихся к теме урока.)
Объявляется тема урока.
2.Учитель : Обратимся к тексту: а) чтение начала рассказа;
б) звучит вопрос: как вы считаете, почему автор начинает свое произведение с картины описания осени?
в) Найдите описание комнаты Катерины Петровны. Что нам бросается в глаза? ( Неухоженность, беспорядок)
г)О чем все это говорит? (Жизнь Катерины Петровны в далеком прошлом.)
д) А что мы узнаем о ней? ( Зачитать текст со слов «Керосиновый…»)
3.Выразительное чтение текста со слов « Ночи белые…( Создаю в классе климат эмоциональной разрядки. На интерактивной доске появляется экранный вариант репродукции картины из учебника. Он обеспечивает яркое , крупноформатное изображение, которое выигрывает перед печатным в книге. Яркий опорный образ позволяет учащимся усвоить изучаемый материал.)Учитель
а) Что же помогло героине скоротать эти долгие тяжелые ночи? Докажите текстом.
б)Выходит, Катерина Петровна неодинока? ( Дочерняя любовь превратилась в обязанность посылать денежные переводы, короткие записки.)
в) Осуждала ли героиня свою дочь? Выразительное чтение текста
учителем.
г) Зачем Паустовский дает такую картину? На интерактивной доске появляется она в увеличенном размере. ( Экранный вариант играет важную роль в развитии наблюдательности, внимания, развития речи, мышления детей, сохраняет им зрение.)Катерина Петровна острее почувствовала свое одиночество. Она сравнивает себя с кленом. Жизнь в прошлом. С бесприютной, ветреной ночью она один на один, как клен.
Физминутка.
д) Встретившись с кленом, что почувствовала она? (острее почувствовала свою беспомощность, душевную пустоту, одиночество.)
е) Все ее мысли были обращены к кому?
Е) Под впечатлением чего она пишет письмо?
Заранее подготовленный ученик читает письмо.
Учитель: « А как же Настя ведет себя, получив письмо?
- Для чего понадобилось действие переносить в Ленинград, рисовать мастерскую скульптора, открытие выставки?
- Какое у нас сложилось мнение о дочери Катерины Ивановны?
- Как могло случиться, что заботящаяся о других, Настя проявляет невнимание к родной матери? Кто виноват?
Одно дело увлекаться работой, делать ее от всего сердца, отдавать все силы, физическое и душевное, а другое- помнить о близких, родных своих, о матери. Такого испытания на истинную человечность Настя не выдержала.
Рассказ прочитан, но еще долго мы будем находиться под впечатлением того, что узнали. До глубины души взволновала нас судьба одинокой, доброй, любящей свою дочь женщины.
- О чем нас заставляет задуматься этот рассказ? ( О жизни, о взаимоотношениях детей и родителей, по- новому взглянуть на свои отношения с близкими)
Мы не хотим быть похожими в своих отношениях с мамой на Настю, эгоистическую, холодную душой, равнодушную, любящую только себя.
В душе мы уверены, что у нас все сложится с мамой, как поет в песне «Матери» ( музыка Френкеля, слова Р.Гамзатова, исполняет Кобзон).
Звучит звукозапись песни» Матери» (слуховая наглядность при –вивает любовь к прекрасному, дает возможность учащимся отойти от внутреннего переживания, помогает воспитать в детях любовь к маме.
И пусть звучат, как заклинание, как набат, слова из отрывка Р.Гамзатова» Берегите матерей» (_Читает учитель)
Дома: ответ на вопрос: актуальна ли в наше время проблема «отцов и детей»