Урок литературы по рассказу К.Г. Паустовского Телеграмма. 8-й класс


Урок внеклассного чтения по рассказу К.Г. Паустовского "Телеграмма". 8-й класс
Первова Антонина Васильевна,
учитель русского языка и литературы
Форма: урок-размышление.
Метод: проблемный (беседа).
Цели:
1. Познакомиться с рассказом К.Г.Паустовского “Телеграмма”; выяснить его композиционные и художественные особенности; выяснить, как в рассказе выражается авторское “я”.
2. Формировать устную речь учащихся; образное мышление.
3. Способствовать формированию таких нравственных качеств, как доброта, сострадание, милосердие, чувство долга.
Оборудование:
1. Портрет К.Г.Паустовского.
2. Кассета с записью П.И.Чайковского “Времена года”.
3. “Листок” из литературоведческого словаря.
Запись на доске:
1. Словарная работа:
Сольвейг (норвеж. – солнечный путь) – олицетворение поэтичности, красоты.
Пустельга (простореч.) – пустой, легкомысленный человек.
Отчий дом – дом, где живут родители; родительский.
2. Эпиграфы:
Спешите делать добрые дела. (А.Яшин)
Поклонись до земли своей материИ отцу до земли поклонись,Мы с тобою в долгу неоплаченномСвято помни об этом всю жизнь. (М.Рябинин)
За добро плати добром…(К.Г.Паустовский)
Есть на свете прекраснейшее существо, у которого мы всегда в долгу, - это Мать. (А.М.Горький)
3. Проблемный вопрос:
Почему с таким трепетом, с таким волнением мы читаем произведения К.Г.Паустовского?І. Вступительное слово учителя.
- Когда называешь имя К.Г.Паустовского, то в памяти оживает Мещёрский край, средняя полоса России, с её неброской красотой. Но Паустовский - это и юг, с которым связаны “Кара Бугаз”, “Чёрное море”; и север, который вызвал к жизни такие книги, как “Озёрный фронт”, “Северная повесть”. Однако самым счастливым для писателя оказалось знакомство именно со средней полосой России. Вот как говорит об этом Паустовский: “Она завладела мной сразу и навсегда. С тех пор я не знал ничего более близкого мне, чем наши простые русские люди, и ничего более прекрасного, чем наша земля”.
Именно здесь написаны “Мещёрская сторона”, “Повесть о лесах”, “Телеграмма”, “Во глубине России”.
Писателя всегда интересовала жизнь замечательных людей. Надеюсь, вы с удовольствием прочтёте в будущем повести, рассказы и очерки о Лермонтове и Гоголе, Чехове и Блоке, Грине и Горьком. Но всё-таки чаще Паустовский писал о людях простых и безвестных, о которых читаем мы с волнением и трепетом в душе, хотя в произведениях нет острого сюжета, захватывающих происшествий. В чём же дело?
Может быть, в необыкновенной любви к людям? Может быть, в умении остановиться и внимательно всмотреться в то, что тебя окружает? Может быть, в желании разобраться в истинности человеческих чувств?
На этот и другие вопросы мы попытаемся ответить, размышляя над рассказом К.Г.Паустовского. Именно размышляя, а не анализируя, так как рассказы Паустовского предполагают неспешные раздумья над поступками человека, его чувствами и мыслями.
Вы видите на доске несколько эпиграфов. Постараемся к концу урока выбрать один, который бы раскрывал основную мысль не только рассказа, но и нашего урока.ІІ. Беседа по тексту.
- Где происходит действие?
(Заборье, Ленинград)
- С чего начинается рассказ?
(С описания погоды и комнаты героини)
- Какое описание? (грустное, работа по тексту)
- А для чего понадобилось переносить действие рассказа в Ленинград, рисовать мастерскую скульптора, открытие выставки?
( Очевидно, без этих страниц повествование могло принять банальный (шаблонный, давно известный) характер об одинокой старушке и невнимательной дочери)
-Автор показывает, что Настя не бездушна (не равнодушна). Где это видно?
(сочувствует Тимофееву, тратит много времени на устройство его выставки)
- А как могло случиться, что заботящаяся о других Настя проявляет невнимание к родной матери?
(Оказывается, одно дело – увлекаться работой, делать ее от всего сердца, отдавать ей все силы, физические и душевные; другое – помнить о близких своих, о матери – самом святом существе на свете, не ограничиваясь только денежными переводами. Вот такого испытания на истинную человечность Настя не выдерживает.0
- Да, я согласна, она очень занята. Но в такой ли мере, чтобы не откликнуться на трагическое письмо матери и не поехать в деревню?
РАБОТА ПО ТЕКСТУ
Найдите письмоКатерины Петровны . Где получает письмо от матери Настя?
- Как отнеслась к письму дочь? Чем она занялась после письма?
(Спрятала письмо в сумку,Отправилась в мастерскую скульптора,
Разговор с Тимофеевым,
Гоголевские сверлящие глаза говорили: « эх ты, сорока»
Твердое решение: вырвать скульптора из безвестности,
Вернулась в Союз художников к председателю,
Долго говорила, доказывала,
Вернулась домой и только прочла письмо.)- Что сказала в ответ на письмо?
(куда там ехать? Разве вырвешься!)- О чем она подумала?
( О переполненных вагонах, о тряской телеге, о засохшем саде, о неизбежных материнских слезах, о тягучей ничем не скрашенной скуке сельских дней – и положила письмо в ящик стола)
- Да, в суете ленинградских дней Настя чувствует себя интересной и нужной людям, ею движет желание проявить активность своей натуры. В недавние годы это называлось предпочтением общественных интересов личным. Но на деле оно нередко оборачивается трагедией для многих людей, как Настя. Есть в Насте и эгоистическое чувство. Вспомним случай с зеркалом. (ОНА сама себе нравилась, напудрилась, усмехнулась.)
- А как ее называли художники? И за что?
( СОЛЬВЕЙГ. За русые волосы и большие холодные глаза.)- Не присутствует ли доля эгоистического чувства даже в хлопатах о выставке Тимофеева? Что было сказано на вернисаже, на торжественном открытии выставки? Что говорили о Насте?
( Выставкой обязаны рядовой сотруднице, (аплодисменты), Настя смутилась до слез. Но согласованности между заботами о «дальних» и любовью к самому близкому человеку Насте достигнуть не удалось. В этом ее трагизм, в этом причина чувства непоправимой вины, невыносимой тяжести, которое посещает её после смерти матери и поселится в её душе навсегда.)- На выставке хвалили Тимофеева. Настя получила телеграмму. Для нас важна реакция на телеграмму. Казалось, надо кричать, плакать, бежать, что-то делать. А Настя? Найдите в тексте.
- “А с кафедры неслось….”. Обратите внимание на резкий контраст. Он подчёркивает несоответствие, несовместимость поступков и похвалы. И это осуждающее Гоголя: “Эх ты”.
Снова перенесёмся в старинный заброшенный опустевший дом. Каково состояние Катерины Петровны?
(Она доживала последние дни, - и ждала, слабо надеясь. Эта надежда поддерживала в ней жизнь)Чья доброта показана на фоне эгоистичности, бездуховности Насти?
(Тихон, Маня, учительница)
- Как ведет себя Тихон по отношению к Катерине Петровне? Видя безвыходное положение, что он предпринял? (ЛЖИВАЯ ТЕЛЕГРАММА)
- Чтение по ролям.
- Почему решил так поступить Тихон?
(облегчить участь Катерины Петровны. Она поняла, что дочь на это не способна)- Сцена похорон. Кто её хоронит?
- Как прощалась с Катериной учительница? И о ком она подумала?
- А Настя? Где была Настя?
- Как уезжала она из Заборья? Почему?
( Крадучись. Ей казалось, что никто не снимет с нее непоправимую вину, невыносимой тяжести. Кроме мамы).- Почему так называется рассказ?
- Сколько их?
( Одна – настоящая, посланная Тихоном в Ленинград, вторая – сочиненная им же от лица Насти. В обеих телеграммах большая душа простого человека, отнюдь не родного героине, но более человечного, чем ее родная дочь.)- Такой пустельгой оказалась Настя. А среди нас нет пустельг? Посмотрите на себя со стороны, подумайте.
- Итак, ребята, вернёмся к нашему вопросу: почему же с таким трепетом, с таким волнением мы читаем произведения Паустовского?
- Какой из эпиграфов раскрывает идейный замысел рассказа и основную мысль нашего разговора? Докажите.
- Я думаю, ребята, что в названии “Телеграмма” скрыт глубокий подтекст. По сути, весь рассказ – это телеграмма, обращённая к нам с вами. Ведь телеграмму, как вы уже сказали, отправляют, когда хотят сообщить что-то безотлагательно важное. “Будь человеком! - напоминает Паустовский. – За добро плати добром. Не будь пустельгой”. Не прикрывайся заботой о человечестве, когда твоего тепла, твоего внимания, твоего доброго слова и взгляда ждут самые близкие люди и, прежде всего мама.
Не упустите время, чтобы потом всю жизнь не мучиться угрызениями совести. Загляните в мамины глаза, может быть, уже сейчас ей нужны ваше внимание и ваша поддержка.
III. Связь с жизнью.
В нашей жизни разве мало детей, которые бросают своих родителей под старость , отправляют в престарелые дома? Но среди нас есть отзывчивые, человечные люди. В нашем селе, казалось бы, в маленькой деревушке тоже есть такие люди. Это Чугунова Н.А., которая взяла к себе совсем одинокую немощную старушку, у которой не было детей, но родственники были. Вам нужно брать пример с ваших родителей : Шилины, Цаплины, Колесниковы.
IV. Домашнее задание.
1. Написать сочинение:
“О чём заставил меня задуматься рассказ Паустовского “Телеграмма”.