Разработка урока по теме: Тип Членистоногие. Особенности строения и жизнедеятельности ракообразных (7 класс)
Нуждин В.Ю.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия № 7 Бугульминского муниципального района РТ
Адрес электронной почты: vyacheslav.nujdin@yandex.ruРазработка урока на тему: Тип Членистоногие. Особенности строения и жизнедеятельности ракообразных.
Цель: познакомить учащихся с особенностями строения и жизнедеятельности ракообразных как представителей типа Членистоногие.
Задачи:
Познавательные: рассмотреть особенности строения членистоногих; установить происхождение членистоногих и усложнение их организации в ходе эволюции по сравнению с кольчатыми червями; выявить характерные черты строения и жизнедеятельности ракообразных;
Развивающие: развить учебно-исследовательские, информационные и коммуникативные умения и навыки воспитанников в процессе групповой работы с различными источниками информации;
Воспитательные: воспитать уважительное отношение к мнению одноклассников, любовь к природе.
Тип урока: изучение нового материала, урок-исследование.
Методы: объяснительно – иллюстративный, частично – поисковый.
Оборудование: ноутбук, 3 моноблока (на столе у каждой группы учащихся), проектор, раздаточный материал (рисунки, фотографии, листы с распечатанным справочным материалом), натуральные объекты членистоногих, энциклопедия «Животные».Ход урока:
Организационный момент.
Приветствие, разделение учащихся на три группы (в каждой группе выбирается лидер), сообщение темы, целей урока.
Изучение нового материала.
Характеристика членистоногих
Считается, что предками членистоногих являются древние кольчатые черви. Давайте сравним строение кольчатых червей со строением членистоногих и выявим основные ароморфозы (слайд 3): гетерономная сегментация, членистые конечности, отделы тела (голова, грудь и брюшко), наружный хитиновый скелет.
Итак, Тип Членистоногие включает в себя 3 класса: Ракообразные, Паукообразные и Насекомые (слайд 4). И первым классом, с которым мы с вами сегодня познакомимся, будет класс Ракообразные.
Строение и жизнедеятельность ракообразных.
Учитель. Рассмотрите фотографии представителей членистоногих и распределите их по классам: Ракообразные, Паукообразные, Насекомые (слайд 5). Каких животных вы отнесли к классу Ракообразные?
Учащиеся. Делают ошибки и относят мокрицу к насекомым, скорпиона к ракообразным, а морских уточек ни одному из классов членистоногих, отнеся их к моллюскам (учащиеся пока не знают, что ошиблись).Учитель. По каким признакам вы определили, к какой группе организмов относится та или иная особь?
Учащиеся. Используя внешнее сходство.
Учитель. По каким еще признакам можно определить групповую принадлежность особи?
Учащиеся. Называют признаки: среда обитания, образ жизни, строение тела, покровы, органы движения, пищеварительная система, выделительная система, кровеносная система, дыхательная система, нервная система, органы чувств, половая система, размножение и развитие.Учитель. Каждой группе учащихся предлагается, используя раздаточный материал (рисунки, фотографии, информационные листы со справочным материалом о строении и жизнедеятельности мокрицы, речного рака и морских уточек, но не содержащие информацию о систематическом положении особи – приложение 1,3), натуральные объекты, самостоятельно изучить особенности строения и жизнедеятельности мокрицы, речного рака и морских уточек. 1-я группа – мокрица, 2-я группа – морские уточки. Третья группа изучает строение и жизнедеятельность речного рака. (приложение 2)
Затем группы обмениваются данными и копируют их в общую сводную таблицу.
Признак Речной рак Мокрица Морские уточки
Среда обитания Образ жизни Строение тела Покровы Органы движения Пищеварительная система Выделительная система Кровеносная система Дыхательная система Нервная система Органы чувств Половая система Размножение и развитие Теперь у каждой группы есть информация о трех представителях ракообразных (учащиеся до сих пор находятся в неведении, что мокрица и морские уточки относятся к ракообразным). Сводная таблица переносится на учительский компьютер и выводится через проектор на экран.
Учитель. Теперь располагая имеющейся информацией, определите общие характерные особенности этих трех представителей животного мира.
Учащиеся. Определяют общие характерные особенности, обмениваются данными между группами, затем информация заносится на учительский компьютер и выводится на экран.
Учитель. Теперь используя справочные данные (энциклопедию «Животные») об особенностях строения и жизнедеятельности ракообразных, сравните с ними свои данные и сделайте вывод.
Учащиеся. Все три представителя относятся к классу Ракообразные.
Учитель. После того как вы познакомились с характерными чертами ракообразных, используя справочные данные сравните их с характерными чертами скорпиона. Можно ли скорпиона отнести к классу Ракообразные? (приложение 1)
Учащиеся. Делают вывод, что скорпионы относятся к другой группе членистоногих.
Учитель. Правильно. Скорпионы относятся к паукообразным, о которых речь пойдет на следующих уроках.
Учитель. Теперь, сравните, пожалуйста, характерные признаки морских уточек с признаками ранее изученного класса Моллюски. Можно ли их отнести к классу Моллюски?
Учащиеся. Отвечают , что нельзя.
Учитель. Подумайте и скажите, какой общий вывод можно сделать из проделанной вами работы?
Учащиеся. Делают вывод о том, что используя только внешнее сходство нельзя определить систематическое положение особи.
Учитель. Итак, сегодня вы познакомились с особенностями строения и жизнедеятельности представителей класса Ракообразные. Давайте еще раз повторим основные характерные особенности ракообразных. На листах бумаги напечатаны слова и в разброс прикреплены к доске: членистые, две, двуветвистые, пары, конечности, дыхания, антенн, органы, жабры, выделения, зеленые, 5, пар, органы, ходильных, железы, конечностей. Ученики по одному выходят к доске и выстраивают эти слова по порядку (каждый по одному слову), в итоге получается последовательность следующих признаков: двуветвистые членистые конечности, две пары антенн, органы дыхания – жабры, органы выделения зеленые железы, 5 пар ходильных конечностей (данный способ повторения используется как физкультминутка). Затем эти признаки представляются на слайде (слайд 6).
На следующем уроке мы познакомимся с их многообразием и значением, хотя с некоторыми представителями вы уже познакомились сегодня. А теперь чтобы проверить, как вы усвоили тему, выполните тест.
Закрепление знаний
Учащиеся совместно выполняют тест «Строение и жизнедеятельность ракообразных», с дальнейшим обсуждением с учителем выбранных ответов (приложение 4)
Итог урока:
Учащиеся осуществляют оценку собственной учебной деятельности, своих товарищей в группе, класса в целом.
Выставление и комментирование оценок за урок.
Вопрос учащимся: Что еще осталось не изученным сегодня?
Д/З: стр. 135-138, рубрика «Проверьте свои знания», «Подумайте».
Литература:
Биология в схемах, таблицах, рисунках/ Р.Г Заяц : Феникс, 2010.
Жизнь животных в 7 томах/ под редакцией Ю.И. Полянского.- М.: Просвещение, 1987.
Блинова Е.Р. Этап построения знаний в структуре урока – исследования: общая характеристика//Новое образование. – 2011. - №1. – с.24-27.
В. Б. Захаров, Н.И. Сонин. Биология. Многообразие живых организмов. 7 класс: учебник для общеобразовательных учебных заведений. М.: Дрофа, 2013.