Конспект урока по теме Все действия с целыми числами
МБОУ СОШп. Джонкаучитель математикиИванова О.В.
Урок математики по теме "Все действия с целыми числами". 6-й класс
Тип учебного занятия: урок закрепление знаний.
Дидактическая цель: создание условий для активного закрепления знаний и умений по теме: "Все действия с целыми числами" средствами технологии группового и самостоятельного обучения. Формирование у учащихся умений сложения, вычитания, умножения и деления целых чисел.
Обучающие:
отработка правил сложения, вычитания, умножения и деления целых чисел;
Развивающие:
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение и делать выводы;
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения.
Воспитательные:
воспитание культуры общения, воспитание ответственности, воспитание взаимопомощи;
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
работать над повышением грамотности устной и письменной речи учащихся;
формировать умение слушать и слышать друг друга при работе в парах, группах;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками.
Формы организации познавательной деятельности: групповая, коллективная.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
Учитель:– Доброе утро, ребята, у нас сегодня необычный урок, посмотрите, пожалуйста, друг на друга, улыбнитесь, посмотрите на меня, улыбнулись, пожелаем успеха друг другу, и начнём работать. Сегодня на уроке вы будете работать в группах. Для совместной работы нужна взаимовыручка, взаимоподдержка, умение слушать друг друга, умение принять точку зрения другого. Надеюсь, ваша совместная работа, сегодня на уроке, будет именно такой.
У каждого из вас на столах лежат листы самооценки, подпишите их. По окончанию решения заданий вы должны себя оценить.
2. Подведение к новому знанию, формулировка темы урока и цели:
-Прочитайте слова
Выигрыш, проигрыш, отдал, взял, зарплата, налог, долг
-Разделите эти слова на 2 группы: в первый столбик – слова-синонимы слова «доход», во второй – слова – синонимы слова «расход».
доход расход
выигрыш
взял
зарплата проигрыш
отдал
налог
долг
-Каким арифметическим знаком можно заменить слово «доход», «расход»? («+» и «-«)
-Действительно, бережливый хозяин хорошо должен знать как размер своего дохода, так и свои долги.
И вот однажды купец решил посчитать, с прибылью для себя или с убытком он прожил этот месяц? Если:
Первый человек отдал ему 32 рубля своего долга;
второму он дал в долг половину этих денег;
На строительство башни он пожертвовал 30;
Третий вернул 17 рублей;
И последняя сделка принесла ему доход 10 рублей.
Решение: 32 – 16 – 30 + 17 + 10 = 13
-Ответьте на вопросы:
С каким знаком получившееся число?
В какую колонку можно отнести полученный результат?
А если бы число получилось отрицательное?
Какой можно сделать вывод?
Что мы получаем «доход» или «расход»?
Назовите числа, из которых составлено выражение?
На какие группы можно поделить эти числа? (положительные и отрицательные)
Какое понятие в математике связывает эти числа? (целые числа)
А теперь давайте вернемся к задаче про купца. Как купец рассчитывал свой доход? (дети говорят: «выполняли арифметические действия с целыми числами»).
Ребята, скажите а какие действия необходимо выполнить, чтобы увеличить/ уменьшить доход или расход в несколько раз?(умножить/разделить)
Итак, сформулируйте тему урока и цель (Все действия с целыми числами)
Открываем тетради, записываем число и тему урока
-Девизом нашего урока сегодня будут слова: “Учиться можно только весело. Чтобы переваривать знания, надо поглощать их с аппетитом”. Поэтому сегодня я приглашаю Вас в математическое кафе “Целые числа”. Но для того, чтобы войти в него надо выполнить задание на внимание и вспомнить правила выполнения действий с целыми числами.
Задание на внимание
Посмотрите несколько секунд на рисунок, а теперь ответьте на вопросы.
Вопросы:
Какие фигуры были изображены и какого цвета?
Какое выражение было записано в окружности и чему равно его значение?
Какое выражение было записано в фигуре синего цвета и чему равно его значение?
Какие еще были выражения?
Чему равны их значения?
Рисунок показывается еще раз.
– Как можно сгруппировать фигуры и почему?
Сформулируйте правила сложения целых чисел, вычитания целых чисел, умножения целых чисел, деления целых чисел.(Каждый знак действия спрашивает соответствующее правило.)
3. Наше меню:
Сок “Ошибка”
Пирог “Логическое задание”
Салат фруктовый “Расшифруй-ка”
Торт “Числовой кроссворд”
Коктейль “Посчитай-ка”
Фирменное блюдо « Неизвестная каракатица»
Сок “Ошибка”
– Для того чтобы выпить этот сок, надо за 1 минуту найти все ошибки и их исправить (каждому ученику выдается листочек, где записаны задания).
– 4 + (– 5) = – 9,
– 8 + (– 5) = 13,
9 – (– 6) = 14,
– 15 : (– 3) = 5,
4 · (– 6) = 24,
– 8 + 10 = – 2,
– 16 + 9 = – 6,
– 17 – (– 9) = – 8,
– 9 + (– 5) = 14,
(– 8) · (– 4) = – 32,
– 42 : 7 = – 8,
17 – 24 = – 7,
12 – 30 = – 18,
– 9 · 6 = – 48,
– 81 : (– 9) = 9.
– Все успели допить сок? Давайте проверим.
Ответы: 2) – 13, 3) 15, 5) –24, 6) 2, 7) – 5, 9) – 14, 10) 32, 11) – 6, 14) – 54.– Следующее блюдо пирог “Логическое задание”. Давайте его попробуем. Надо вставить пропущенные числа. (Задание выполняется группой)
(7 + 6 + 5 = 18, вставить –7 и 9)
– А теперь знаки действий предлагают нам отведать салат фруктовый “Расшифруй-ка”. (Задание выполняется группой.) Для того, чтобы восстановить текст нам надо выполнить задания.Впервые отрицательные числа встречаются в одной из книг *( **, *** в до н. э., ****) Отрицательное число понималось как долг, а положительное как имущество. Впервые все четыре арифметических действия с отрицательными числами приведены индийским математиком и астрономом ***** (598 – 660).
* Выполните действия
– 6 · (– 23) + 121 : (– 11)
“Математика” –149
“Математика в девяти книгах” 127
“Числа” – 127
(127)
** Запишите числа в порядке возрастания в первой таблице и в порядке убывания во второй
Таблица 1
Ж Н Д Ь А
–9 0 –13 5 –1
(Джань)
Таблица 2
А Ь ЦН
–2 –6 4 –4
(Цань)
*** Выполните действия, и в таблице зачеркните найденные ответы. Найдите модуль оставшегося числа и вставьте в текст.
а) –192 : (–24), б) –123 – (–129), в) –380 : 95, г) –361 + 356, –13 + 14 + 7 + 13 – 14
–5 8 –3 6 7 –4
(3)
**** Найдите, какое из выражений имеет наибольшее значение.
–15 · 61 – 24 Греция
–14 · (–5) – 78 Египет
–42 : (–3) – (–15) Китай
34 + 105 : (–5) Япония
(Китай)
***** Подберите число, которое надо вставить вместо “____” и запишите соответствующие буквы16 : ___ = – 2– 24 : ___ = – 4– 8 · ____ = 40__ · (–10) = 20– 9 + ____ = – 14– 7 + ____ = 5– 10 – ____ = – 188 – ____ = 129 + 3 + ___ = 0 – 4 + 13 = ____– 3 – (– 7) = ____
Д М Е РТ Б ПУ А О Г Й
9 –2 –17 6 –12 –8 –4 8 –5 –9 12 4
(Брамагуптой)
– Давайте проверим, все ли съели салат. Для этого прочитаем, какой текст мы получили. Следующее блюдо торт “Числовой кроссворд”. (Задание выполняет каждый учащийся, а потом учащиеся сидящие за столиком сравнивают ответы.) Чтобы отведать это блюдо надо заполнить клетки. В каждую клетку вписывается или знак, или одна цифра.
А) – 6 – 9, Б) – 16 · (– 9), В) – 7 + 3, Г) 19 – 8 + 7 – 19, Д) – 45 : (– 3), Е) – 64 · (– 8), Ж) (– 5)3 , З) – 1 · (– 8)3, И) – 14 · 3 – 15 · (– 2).
Числовой кроссворд проверяется.
4. Самостоятельная работа
– А теперь последнее блюдо коктейль “Посчитай-ка”.
№ 1
1 вариант
а) (72 – 36 · (– 8) – 24) : (– 8), б) – 420 : (–14 – 7) · 3 – 7, в) (– 9)2 – (– 15 – 3) (– 42, 53, 99) 2 вариант
а) (180 – 11 · (– 6) – 18) : (– 3),б) – 250 : (– 17 + 7) · 4 – 8,в) (– 7) 2 – ( 23 – 4)(– 76, 92 , 76)
№ 2
Игра “Спустись по канату”
(–87) (15)
5. Итог урока:Проверяется правильность выполнения заданий по готовому решению по презентации, разбираются ошибки.
6. Рефлексия:– Что нового вы узнали на уроке? – Достигнута цель нашего урока? - Наш урок подходит к концу. Проведём минутку хвастовства. - я узнал…. - у меня получилось… - я смог… - я научился… - теперь я могу…
В своих тетрадях поставьте звездочку, если вы считаете, что материал усвоен; квадратик – если остались вопросы; треугольник- недовольны результатами своей работы.
Урок сегодня завершён,
Но каждый должен знать:
Познание, упорство, труд к успеху приведут!
Ребята, сегодня на уроке вы работали в группах. И, надеюсь, убедились, вместе работать легче, вместе – интереснее. И как бы ни был труден путь к знаниям, вместе его преодолеть легче!!!
Мне было приятно с вами работать. Спасибо за урок.