Методическая разработка к уроку по истории Древнего мира Индийские касты(5 класс)

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа
с. Николо-Александровка».



Презентация: «Индийские касты»

Автор: Сушкова Лилия Алексеевна
Предмет: История Древнего мира
Класс: 5

Метапредметные связи:
Предметные:
-научатся: заполнять таблицы; работать с историческим материалом.
-получат возможность научиться: логически мыслить; обобщать, систематизировать полученные знания.
Метапредметные:
-познавательные: самостоятельно формируют тему, цели и ответы на вопросы, вырабатывают навык работы с рабочим листом, с документом, заполнения таблиц.
-коммуникативные: сотрудничать с соучениками, проявляют активность, оценивать себя и одноклассников.
-регулятивные: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.
Личностные:
- понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре других народов, формирование целостного мировоззрения, умеют оценивать себя.

Вид урока: урок-практикум.
Тип урока:  Изучения и первичное закрепление новых знаний
Метод и формы проведения урока:
Формы - индивидуальная, групповая, фронтальная
Метод - наглядный, проблемно - поисковый, практический, контроля, смыслового чтения.
ЗУН: Обучающиеся самостоятельно работают с учебником и с дополнительными материалами, рабочим листом, изучая, углубляя и систематизируя свои знания по теме “Индийские касты”.
Продолжительность урока: 45 минут.



Пояснительная записка
Презентация предназначена для:
актуализации знаний;
контроля знаний;
управления учебно-познавательной деятельностью обучающихся;
индивидуализации процесса обучения и развития самостоятельности обучающихся;
обеспечения наглядности материала;
первичного закрепления знаний.
Цели:

Образовательные:
закрепить знания учащихся по теме “Древняя Индия”;
продолжить формирование умений работать с содержанием текста учебника, документа; самостоятельно строить ответ на основе источников знаний;
формировать умения работать в коллективе.
Развивающие:
формировать потребность в самообразовании и повышении культурного уровня;
способствовать развитию навыков заполнения таблиц; логического мышления; способностей к обобщению, систематизации полученных знаний;
способствовать развитию познавательного интереса; коммуникативных умений и навыков учащихся; личностных качеств учащихся в деятельности, отвечающей их индивидуальной потребности.
Воспитательные:
воспитывать устойчивый интерес к изучению истории, к ценностям и культуре других народов;
воспитывать толерантное отношение в классном коллективе.

Здоровьесберегающие:
проводить профилактику умственного перенапряжения путем смены видов деятельности;
снимать психологическое напряжение в коллективе.

Оборудование и материалы:
Учебник: Вигасин А.А.,Г.И. Годер. История Древнего мира. Просвещение, 2015.
Лист самопроверки (приложение)
Карточки-задания для групп (приложение).
Мультимедийная аппаратура.
Презентация “Индийские касты” 


Содержание презентации
Слайд 1.
Организационный момент. Мотивация к деятельности

Слайд 2.
Проверка домашнего задания. Задание №1 выполняется на рабочем листе (приложение); самопроверка выполнения задания по слайду (обучающиеся ставят отметку в листе самоконтроля)

Слайд 3.
Актуализация знаний: При помощи наводящих вопросов учителя, обучающиеся приходят к тому, что люди, изображенные на картинках, принадлежат к определенным группам людей.

Слайд 4.
Определение темы урока. Обучающиеся самостоятельно называют тему урока, расшифровывая слова.

Слайд 5.
Постановка проблемы урока. Является ли справедливым деление древнеиндийского общества на касты?

Слайд 6.
План урока.
Миф о происхождении каст.
Характеристика каст (практическая работа с учебником и историческим документом).
Легенда о Будде (домашняя работа).

Слайд 7.
Целеполагания.
Узнаем...
Будем учиться работать
Выполним
Ответим на
Версии обучающихся.

Слайд 8.
Изучение нового материала. На слайде задание №2 Работая с учебником, обучающиеся письменно отвечают на вопрос в тетрадях, заполняют схему на рабочем листе. Находят ответы на устные вопросы.

Слайд 9.
Проверка задания№2. Самопроверка выполнения задания по слайду (обучающиеся ставят отметку в листе самоконтроля).

Слайд 10.
Проверка задания№2. Беседа. Ответы на устные вопросы задания №2. (одноклассники оценивают ответы друг друга).

Слайд 11.
Применение нового знания. Работа с картинками.

Слайд 12.
Физкультминутка. Под индийскую мелодию, обучающиеся выполняют физические упражнения, которые говорит учитель:
заходим в сумерки джунглей и сначала ничего не видим, зажмуриваем глаза - открываем (4-5 раз);
идем по тропинке стараемся высоко поднимать ноги – а вдруг нам встретится змея ;
увидели птицу слева, перед собой, справа, перед собой (4-5 раз);
увидели красивый цветок, понюхаем его (вдох, выдох 4-5 раз);
раздвигаем лианы на пути (разводим руками: правой, левой, двумя (4-5 раз);
увидели солнышко, улыбнулись ему и потянулись вверх руками.

Слайд 13.
Выявление места и причины затруднений. Задание №4 (практическая работа - заполнить таблицу). Работа по группам. Каждая группа, распределив деятельность, изучив пункты параграфа и исторический документ, заполняет столбцы таблицы. Выявляют затруднения и их решают. Во время выступления представителей каждой группы, обучающиеся заполняют все столбцы таблицы.

Слайд 14.
Проверка задания№4. Самопроверка выполнения задания по слайду (обучающиеся ставят отметку в листе самоконтроля).

Слайд 15.
Проблемное задание, поставленное в начале урока. Обучающиеся дают аргументируемый ответ на проблемное задание.

Слайд 16.
Первичное закрепление изученного материала: Обучающиеся выполняют задание №4 на рабочем листе. Самопроверка выполнения задания по слайду (обучающиеся ставят отметку в листе самоконтроля).

Слайд 17.
Домашнее задание.
1. § 21, легенда о Будде.
2. Индивидуальное задание:
-подготовить сообщение о появлении шахмат.
-подготовить сообщение о цифрах.

Слайд 18.
Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Слайд 19.
Использованные ресурсы.









































приложение
«Лист самоконтроля».
Ведется на протяжении всего урока.
Фамилия, имя ученика_____________________________

Вид задания
Отметка

1. Задание №1 (вписать недостающие слова)


2. Задание №2 ( заполнить схему)


3.Задание №3 (заполнить таблицу)


4.Задание № 4 (ответить на вопросы)


оценка за урок




Рабочий лист урока
Задание №1. Впишите недостающие слова.
1.Индия расположена на юге материка________________. 2.Индия расположена на полуострове _________ . 3.Северной границей Индии служат _______ __________. 4.Берега Индии с востока, юга и востока омывает ___________________ . 5.Самые многоводные реки Индии __________ и ______. 6.Густые, непроходимые леса – это _____________. 7.Джунгли растут по берегам реки _____________. 8.Индийцы занимаются _______________________. 9.Они выращивают __________________ , _____________.  

Задание № 2. Заполнить схему «Касты в Индии».













Задание № 3. Заполнить таблицу (работа по группам).

Касты
Права

Основные
занятия
Особенности
жизни

Жрецы (брахманы)
I группа
КАРТОЧКА-ЗАДАНИЕ №1




Войны
(кшатрии)
II группа
КАРТОЧКА-ЗАДАНИЕ №2




Земледельцы
(вайшью)
IIIгруппа
КАРТОЧКА-ЗАДАНИЕ №3




Слуги
(шудры)
IVгруппа
КАРТОЧКА-ЗАДАНИЕ №4




Неприкасаемые (чандалы и швапачи)
V группа
КАРТОЧКА-ЗАДАНИЕ №5






Задание №4. Закрепление и обобщение полученных знаний:
«Ответить «Да» и «Нет».

1. Бог, создавший касты в Индии – это Брахма.    
2. Из ступней бога вышла каста воинов.                
3. Жрецы были самой высшей и главной кастой.  
4. В Древней Индии разрешалось переходить из одной касты в другую.  
5. Неравенство между кастами казалось индийцам естественным.    







КАРТОЧКА-ЗАДАНИЕ для группы № 1 Брахманы
Прочитайте п. 21, пункт 2,3 стр. 101 -103 и «Законы Ману»:
Обучение, изучение (Веды), жертвоприношение для себя и жертвоприношение для других, раздачу и получение милостыни он (Брахма) установил для брахманов.
Все, что существует в мире, - это собственность брахманов; вследствие превосходства рождения именно брахман имеет право на все это.
Брахман - ученый или неученый - великое божество, равно как великое божество и огонь, и использованный (при жертвоприношении) и неиспользованный.
Выберите информацию, которая нужна для заполнения таблицы.

КАРТОЧКА-ЗАДАНИЕ для группы № 2 Кшатрии
Прочитайте п.21, пункт 4 стр.103-104 и «Законы Ману»:
Охрану подданных, раздачу (милостыни), жертвоприношение, изучение (Веды) и неприверженность к мирским утехам он (Брахма) указал для кшатрия.
Для кшатрия предписано (ношение) меча и стрелы, для вайшья (рядовые общинники, земледельцы) - торговля.
Кшатрий, взимающий в крайних обстоятельствах даже четвертую часть (урожая), со всей энергией охраняющий подданных, освобождается от греха.
Выберите информацию, которая нужна для заполнения таблицы.

КАРТОЧКА-ЗАДАНИЕ для группы № 3 Вайшьи
Прочитайте п. 21, пункт 4 стр.103-104 и «Законы Ману»:
Пастьбу скота, а также раздачу (милостыни), жертвоприношение, изучение (Веды), торговлю, ростовщичество и земледелие для вайшьев.
Вайшью, получившему посвящение, вступившему в брак, надо всегда быть занятым хозяйственной деятельностью и особенно разведением скота.
Ему надо быть знатоком посева семян, хорошего и дурного (качества) земли, ему следует знать полностью использование мер и весов.
Выберите информацию, которая нужна для заполнения таблицы.

КАРТОЧКА-ЗАДАНИЕ для группы № 4 Шудры
Прочитайте п. 21, пункт 4 стр.103-104 и «Законы Ману»:
Но только одно занятие Владыка указал для шудры - служение этим варнам со смирением.
Шудра, даже отпущенный (раб) хозяином, не освобождается от обязанности услужения; ведь оно врожденно для него, поэтому кто может освободить его от этого?
Шудра не должен накапливать богатств, даже имея возможность (сделать это), так как шудра, приобретая богатство, притесняет брахманов.
Убив кошку, голубую сойку, лягушку, собаку, крокодила, сову или ворону, надо исполнять покаяние, (полагающееся) за убийство шудры.
Выберите информацию, которая нужна для заполнения таблицы

КАРТОЧКА-ЗАДАНИЕ для группы № 5 Неприкасаемые (чандалы и швапачи)
Прочитайте п.21, пункт 5 стр.104 и «Законы Ману»:
Местожительство чандалов и швапачей (неприкасаемых) - (должно быть) вне селения, утварь, использованная ими, должна выбрасываться (другими), имуществом их (должны быть) собаки и ослы.
Одеждами - одеяние мертвых, пища (должна им даваться) в разбитой посуде, украшение (их должно быть) из железа, и они должны постоянно кочевать.
Днем они, отмеченные по приказу царя знаками, могут входить (туда) для исполнения работ и пусть уносят трупы людей, не имеющих родственников: таков порядок.
Выберите информацию, которая нужна для заполнения таблицы



























Бог Брахма



Рисунок 4Описание: Описание: https://encrypted-tbn1.gstatic.com/images?q=tbn:ANd9GcQpDrYuH0AHFipeX6TnNA22PQpR5qSuOSfid8Bry1T7l8c4gEn715