Опыт деятельности социального педагога по работе с семьей в ОКОУ «Курская школа-интернат»


Опыт деятельности социального педагога по работе с семьей в ОКОУ «Курская школа-интернат»
Современная семья, как социальный институт вызывает множество вопросов по всем сферам своей деятельности – социальной, экономической, культурной, духовной, психофизиологической. Социальные педагоги в своей профессиональной деятельности сталкиваются чаще всего с теми семьями, которые отличаются социальным неблагополучием и реже соприкасаются с семьями, способными функционировать самостоятельно.
Социальный педагог – специалист, основной задачей которого является преодоление негативных социальных факторов, влияющих на воспитание человека, его поведение по отношению к внешней среде. Социальный педагог может выступать: психологом, воспитателем, педагогом, психотерапевтом, медицинским работником, юристом.
Социальная работа с семьей – это профессиональная деятельность, по своей сути направленная на решение социальных проблем семьи и ее социального окружения. Данная деятельность предполагает способность сопереживать, заботливо и чутко относиться к семье, человеку, а также умело применять общегуманистические и профессиональные знания, различные формы, методы и технологии оказания реальной, адресной и своевременной помощи в самых различных социальных конфликтах и проблемах как отдельных членов семьи, так и всей семьи в целом. Необходимо подчеркнуть, что налаживание позитивного контакта с семьей – обязательный элемент социально-реабилитационных программ и социальной работы с семьей в целом.
Предметом заботы социального педагога является семья в том её качестве, которое связано с укреплением с укреплением и раскрытием её творческого потенциала, уникальных нравственных, психологических, физических и иных возможностей.
Социальный педагог исследует семейные проблемы и намечает шаги по их решению, однако его анализ приближен к исполнению семей ее воспитательных, досуговых и коммуникативных функций. В поле его зрения – весь социальный портрет семьи с такими его категориями, как условия жизни, структура семьи, функции, образ жизни и образ мыслей (семейная идеология), успешность функционирования, этапы семейного цикла.
Знания социального педагога должны быть весьма обширны. Специалисты данного профиля должны знать постановления, распоряжения, приказы вышестоящих органов, нормативные материалы по социальной защите населения, в сфере образования и здравоохранения, специфику работы в различных социальных группах. В их арсенале должны быть разные формы и методы воспитательной работы и просвещения. Они должны быть не понаслышке знакомы с основами организации культурно-досуговой деятельности, менеджмента и предпринимательской деятельности, социологией, общей и специальной психологией, национальными особенностями быта и семейного воспитания, народными традициями региона.
Социальный педагог должен знать отечественный и зарубежный опыт социальной педагогики, нормы семейного, трудового, жилищного законодательства, регулирующие охрану материнства и детства, права несовершеннолетних, порядок и организацию установления опеки, попечительства, усыновления, лишения родительских прав.
В самом общем виде модель социального взаимодействия школы и семьи должна выглядеть так: ребенок – семья – класс - школа.
 Функции социального педагога:
Организация свободного времени детей, молодежи, лиц более старшего возраста на основе изучения их склонностей, интересов, потребностей и возможностей;
Выявление среди данных групп населения лиц, нуждающихся в социально-медицинской, юридической, психолого-педагогической, материальной или иной помощи;
Изучение причин возникновения трудностей семей или отдельных их членов как внутри, так и вне семейных рамок, оказание содействия в решении проблем;
Сотрудничество с различными государственными и общественными организациями и учреждениями в деле оказания социальной помощи населению;
Содействие трудоустройству несовершеннолетних;
Помощь в семейном воспитании лицам, испытывающим негативное воздействие социальных, биологических, психологических и иных факторов;
Выявление детей, нуждающихся в опеке и попечительстве, и оказание им соответствующей помощи;
Организация профилактики совершения правонарушений, защита интересов обучающихся в суде и других государственных органах;