Урок по ОРКСЭ Православное учение о человеке
Тема: Православное учение о человеке.
Цель: формирование духовно-нравственных качеств личности учеников, знакомство учащихся с христианским представлением о душе человека.
Задачи:
1.Познакомить учащихся с христианским пониманием взаимоотношения души и тела, внутреннего мира человека.
2.Формировать интерес к изучению православной культуры. Обобщать, активизировать историко-культурологический словарь школьников.
3.Воспитывать у учащихся духовное и эстетическое восприятие православной культуры.
Ход урока
Организационный момент
Вначале было слово.
Оно было у Бога.
То было Божье слово.
То было слово - Бог!
Великое начало
Писания святого,
Из времени былого
Принёс нам Божий слог! (Леонид Брайловский )
- Сегодня мы продолжим разговор о времени былом, которое описано в священных православных книгах. И я надеюсь, что на нашем уроке будут царить радость общения, душевное тепло и понимание
Постановка проблемы урока
-Что мы уже знаем о человеке, как биологическом существе?
(У него есть тело: голова, глаза, нос, рот, зубы, ноги, руки, сердце и т.д.)
-Мы с вами многое могли бы рассказать о каждом органе человеческого тела, его функциях, если бы это был урок окружающего мира. Но сегодня мы отправляемся в мир православной культуры.
- Попробуем сформулировать проблему, которая стоит перед нами?
( Чем отличается информация о человеке в учебнике окружающего мира и курса основы православной культуры)
- Правильно, сегодня мы будем размышлять о человеке с точки зрения православной культуры. И тема нашего урока «Православное учение о человека».
Начинается наш урок с тайны, которую вам предстоит раскрыть.
Послушайте рассказ К.Д.Ушинского «Чудный домик».
Константин Дмитриевич Ушинский «Чудный домик».
Чудный я знаю домик и с полным хозяйством. Есть в этом доме неугомонный эконом. Ни днём, ни ночью он не засыпает: всё тук да тук – и гонит проворных слуг во все уголки дома, где спрашивается пища, питьё или тепло. Есть в этом доме обширная зала, куда свободно входит чистый воздух. Есть два светлых окошечка со ставенками: ночью эти ставенки запираются, днём отпираются.
В доме живёт невидимая хозяйка. Хозяйки не видно, но она всем распоряжается. Уйдёт хозяйка из дома, и всё замолкнет: эконом перестанет стучать, а ставенки закроют свои окошечки. Но куда же уходит хозяйка? Туда, откуда пришла, - на Небо. На земле она только гостья, а домик без хозяйки рассыпается в прах.
- Ребята, как вы думаете, о каком домике шла речь в рассказе?
(В рассказе говорилось о теле человека)
- Что же за неугомонный эконом есть в этом доме?
(Это – сердце человека)
- Что такое обширная зала?
(Это – лёгкие человека)
- А о каких двух окошечках шла речь?
(Это – глаза человека)
Итак, тело - организм человека. Оно принадлежит к земному миру.
- Кто же хозяйка домика?
(Хозяйка домика – это душа человека.)
Душа – это сложное понятие из области философии, религии и психологии. Оно обозначает внутренний психический мир человека. Можно ли её увидеть, потрогать? Душа принадлежит к духовному миру.
- Как вы считаете, что же является главным в этом чудном домике? (Главная в домике – это душа, без которой тело было бы мёртво: не могло бы ни чувствовать, ни двигаться)
Итак, разрешите вас познакомить.
Есть – ты. У тебя есть видимое тело и невидимая душа. Вы должны научиться жить вместе
Первичное закрепление
- Современная наука не может доказать либо опровергнуть факт существования души, поэтому учение о душе – это сфера не научного, а религиозного значения. Каждый вправе самостоятельно ответить на вопрос о том, есть ли у него душа?
1. Построение информационной карты слова
Давайте вместе составим информационную карту слова «душа»
Словосочетания: добрая душа, бессмертная душа,
Родственные слова: духовный, одухотворенный, душевный.
Ассоциации: душа на распашку, душа с Богом разговаривает, душа в пятки ушла, в чем душа держится.
Слова – друзья: внутренний мир человека, разум, свобода, любовь, творчество.
Слова – враги: бездуховность, бездушность, порок.
Пословицы и поговорки: Семья вместе, так и душа на месте. Чужая душа – потемки. Здоровая душа в здоровом теле. Чужая душа не гумно – не заглянешь.
Словарь: ДУША (др.-евр. ruah, греч. psyche, лат. anima) - духовная сущность человека, особое начало, противопоставленное телесному и определяющее жизнь, способности и личность человека.
2. Работа по учебнику.
- А же чем душа отличается от тела? Давайте теперь посмотрим, чем они похожи, а в чём различны. Соединим стрелочками свойства души и тела.
У человека есть
ДУША и ТЕЛО
(образ Божий в человеке) (храм для души)
ходит
думает
питается
мечтает
любит
болеет
растет
- Какие же сходные свойства имеют тело и душа?
(Командная игра «Докажи своё мнение». Задача: команды должны убедить друг друга в своей правоте, привести убедительные примеры.
Задания для первой команды (девочки): доказать что тело может болеть и расти. (Рост человека можно измерить в сантиметрах. Тело испытывает физическую боль от видимых повреждений. Ощущение боли подсказывает человеку, что здесь опасно. Например, когда мы чувствуем боль от пореза ножом – мы отдёргиваем руку.)
Задания для второй команды (мальчики): доказать, что душа может тоже болеть и расти. (Душа у человека растёт, когда он совершает хорошие поступки, то есть становится богаче. Душа болит, когда поссорился с другом, нагрубил маме, то есть мучает совесть))
Учитель: Душа не зависит от состояния тела – телу может быть больно, а душе радостно, и наоборот; тело человека может быть красивым, а душа – нет. Люди с большой душой не только могут жить полной жизнью сами, но и дарят богатства своей души окружающим, несмотря иногда и на физические недостатки тела.
2. Первичное закрепление
Учитель: Давайте рассмотрим иллюстрацию иконы преподобного Герасима Иорданского, которому лижет руки, как котёнок, огромный страшный лев.
- Прочитайте слова под рисунком на стр. 32 учебника. (Дети читают: даже животные чувствуют добрую душу).
-Ребята, душа есть только у человека. Животные, даже самые умные, не имеют свойств, данных человеку. Именно душа делает человека человеком.
- Что такое образ Божий в человеке? Работа с текстом учебника стр. 33
(Разум, свобода, любовь и творчество у христиан называются «образ Бога в человеке» или внутренний мир человека)
- Ребята, а каким удивительным свойством обладают наши души? Работа с учебником стр. 34 (Душа становится тем богаче, чем больше она отдаёт другим людям.).
- Об этом же удивительном свойстве души и стихотворение, написанное сто лет назад одной монахиней из московского Новодевичьего монастыря. (Читает учитель:
Где бы сердце вам жить ни велело
В шумном свете иль в сельской тиши,
Расточайте без счёта и смело
Вы сокровища вашей души.
Не ищите, не ждите возврата,
Не смущайтесь насмешкою злой.
Человечество всё же богато
Лишь порукой добра круговой.
Учитель: Как вы понимаете высказывание «круговая порука добра»? (Помогать друг другу, делать что-нибудь приятное другим).
физминутка
Сейчас, мы с вами поиграем в игру. Я буду называть имя литературного героя, а вы определяете, добрый он или злой. Если добрый, вы стоите на местах, если злой приседаете. Итак, начали: Баба Яга, доктор Айболит, Дюймовочка, Змей Горыныч, Вини Пух, Золотая рыбка, Смешарики, Добрая Фея, Пятачок, Кощей Бессмертный, Добрыня – Никитыч, Василиса
3. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
Учитель: Часто в художественных произведениях можно услышать слова
«Подумай о душе!» Почему так говорят? (Нужно жить так, чтобы на душе было светло, радостно, и она не болела). Давайте вместе подумаем о душе. Работать будем по группам. У каждой группы свое задание.
1 группа (мальчики): «Подбери правильное толкование к слову» (дети находят пару и соединяют стрелочками)
Малодушие так говорят о человеке, не способном ни на что доброе.
Равнодушие если человек пропускает в душу зло, в ней остаётся мало
места для добра.
Бездушие чем больше зла в душе, тем более человек не чувствует
боль других людей.
Мёртвая душа человек со злой душой творит зло и его уже не мучает
совесть.
2 группа (девочки): «Чем вылечить болезни души» (дети подбирают антонимы и записывают)
Ненависть - ________________________
Ложь - ________________________
Жадность - _________________________
Жестокость - ________________________
Раздражительность - _________________________
Зависть ___________________________
Слова для справок: милосердие, любовь, правда, дружба, радость, щедрость, спокойствие.
4. Кроссворд (психологическая загадка).
Но, к сожалению, в своей жизни люди совершают не только хорошие поступки.
В человеке как бы говорят два голоса: один зовёт к добру, другой - к злу. И нам постоянно приходится делать выбор, решать, как поступить, что позволить себе и что запретить. Борьба добра и зла внутри нас.
Послушайте стихотворение Л. Л. Серафимовой «Какой я?»
На кого я похож? Что несу я в себе?
Я подумать решил о добре и о зле...
Утром в школу проспал.
Сам с кровати не встал:
Всё лежал и дремал.
С мамой спорить я стал...
В школу быстро бежал.
Всех с дороги толкал.
Извиняться уж не было времени:
Ведь никто не упал,
лишь чуть-чуть запищал
Рыжий пёсик без рода, без племени.
Друг списать мне не дал!
Я смиряться не стал:
«Ты не друг мне», сказал.
Взял тетрадь и списал.
Но обиделся он. Был ли я огорчён?
Посмотрел я в окно и забыл про него.
Вот звонок прозвенел.
Я во двор полетел.
Там ребята играли в футбол.
Я в команду к ним встал.
Все мячи отбивал...
Но звонка не слыхал на урок.
С опозданием в класс, как ракета влетел.
«Дай дневник! И садись!»
Спорить я захотел.
И дневник я не дал.
«Позабыл», я сказал.
И был послан за ним я домой.
День сегодня плохой! Честно я признаю.
На душе как-то, вот, неспокойно...
Я подумать решил о добре и о зле
И услышал в ответ.. «Зло в тебе, коль душе твоей больно!».
Учитель: Ребята мы попробуем помочь герою стихотворения взглянуть на себя и свои поступки со стороны, чтобы что-то понять для себя и чему-то научиться.
Для этого мы должны разгадать кроссворд.
Как можно назвать одним словом?
1) Чувство сильного смущения, которое испытал мальчик, совершив плохие поступки. От этого чувства можно «сгореть».
2) Чувство, испытавшие прохожие и друг, которых он несправедливо огорчил.
3) Чувство сильного возмущения, раздражения, негодования, которое может вызвать обида.
4) Недоброе чувство, мысль или дело.
5) Изменение оценки, которую мальчик дает своим поступкам, сожаление, испытываемое им от совершенных ошибок.
6) Ощущение большого душевного удовлетворения, которое испытывает раскаявшийся человек.
7) Состояние полной, высшей радости.
- Ребята, мы видим ключевое слово кроссворда – совесть.
- Так отчего стало неспокойно и больно душе мальчика? (Его мучила совесть.)
- Какие чувства помогают человеку восстановить мирное состояние души? (Стыд, раскаяние.)
- Что испытывает душа, когда ее покидает зло, обида, гнев? (Радость, счастье.)
- Что является лекарством, исцеляющим душу? (Совесть, раскаяние.)
-Что такое СОВЕСТЬ? (Совесть - это голос Божий, который говорит нам, что хорошо, а что плохо.)
Когда человека терзает совесть, даже любимое занятие не отвлекает его от тяжелых раздумий.
-Ребята, с кем мальчик мог поделиться своими печалями и тревогами? (Ответы детей.)
А ещё каждый человек может пойти в храм.
Учитель. Чаще прислушивайтесь, к чему призывает колокольчик вашей совести, чтобы не попасть в сети зла. А я постараюсь объяснить на пальцах.
5. Тренинг «Как не попасть в сети зла?»
Поднимите руку. Вот пять пальцев.
С чего начинается зло? Вы впустили его в себя. Это – первый пальчик.
Вы начинаете взращивать его в себе. Это – второй пальчик.
Постепенно зло достигает вершины. Это – третий пальчик.
А дальше все быстро - стремительное падение человека. Это – четвёртый пальчик.
Зло стало управлять человеком. Это – пятый пальчик.
И вот он уже во власти зла. (Сжать пальцы в кулак.)
Покажите, где, на каком этапе, надо было остановить зло, чтобы не дать ему разгореться? (В самом начале, на мизинце.)
Давайте попробуем построить надёжный щит против зла для людей на планете Земля. А сделаем это с помощью своих ладошек.
Какой надежный щит поставить на пути зла? (Добро, любовь, терпение, уважение, ласку, заботу, сострадание, добродетель, улыбку, послушание, честность, благодарность, милосердие, взаимопомощь, прилежание, щедрость, трудолюбие, радость, спокойствие, удовлетворение, скромность, тактичность).
Вот какой надёжный щит у нас с вами получился. Молодцы, ребята.
Учитель: Помните, человек – это своего рода духовный сосуд. И Бог наполнил этот сосуд свободой, творчеством, разумом, любовью. А как человек воспользуется этим - зависит только от воли самого человека.
Я думаю вы уже готовы, сделать следующий шаг, попробовать исправить ошибки за свои поступки, мысли, слова?
Задание: У каждого на столе лежит необычное сердце: с одной стороны оно розовое, а с другой - белое. На белой стороне запиши грех (зло), который ты совершил, скажем, вчера и сегодня, а на розовой стороне - то, как следует поступить по совести. (Задание выполняется под песню «Дорога добра».
Ребята, у кого есть сердечко предназначенное одноклассникам, подойдите и отдайте его.
Остальные сердечки вручите тому, кому они предназначены. Вот увидите, вас обязательно простят. В каждом из нас есть маленькое солнце. Это солнце – доброта. Она, как солнышко, озаряет своими лучами и дарит людям теплоту, заботливость, внимание.
V. Итог урока.
1. Вернемся к началу нашего урока. Помните, мы оставили один лепесток чистым? Итак, дайте свое определение: что же такое душа. И сформулировать это определение я предлагаю в виде синквейна.
Рефлексия
сегодня я узнал
было интересно
было трудно
я понял, что
теперь я могу
я почувствовал, что
Домашнее задание: Поразмышляйте вместе с родителями, как надо заботиться о своей душе? Напишите об этом в тетради сочинение-миниатюру.
И в конце урока минута размышления (показ фильма)
1
2
7
7
ДУША
3
6
4
4
5
Рисунок 115