Технологическая карта урока русского языка во 2 классе Мягкий знак для обозначения мягкости согласных
Технологическая карта урока русского языка во 2 классе
Предмет Русский язык
Класс 2
Программа Планета знаний
Учебник Авторы: Желтовская Л.Я., Калинина О.Б. Русский язык. Учебник. 2 класс. В 2-х частях.
Москва, Астрель, 2013
Тема урока Мягкий знак – показатель мягкости согласных звуков (2 часа)
Цели: уточнить употребление мягкого знака на конце слов и в середине слова; учить переносить слова с мягким знаком, совершенствовать умение в использовании мягкого знака после ль (перед твёрдыми и мягкими согласными); совершенствовать умение делить слова на группы по разным признакам.
Планируемые результаты: личностные: имеют потребность к постоянному обогащению своего словарного запаса, демонстрируют уважительное отношение и интерес к художественным произведениям; проявляют чувство гордости за родной язык и стремятся освоить его лексическое богатство; метапредметные: регулятивные – научатся выполнять учебные действия, руководствуясь изученными правилами и в соответствии с выбранным алгоритмом или инструкциями учителя; получат возможность научиться оценивать выполнение задания по следующим параметрам: выполнено с ошибками или без ошибок, в чём проявилась сложность выполнения; познавательные – научатся делить слова на группы по определённым признакам, владеть общим способом проверки орфограмм в корне слова; получат возможность научиться находить, сравнивать, классифицировать слова, осуществлять синтез как составление целого из частей (составление предложений); коммуникативные – научатся договариваться и приходить к общему решению, работая в паре; получат возможность научиться задавать вопросы, уточняя непонятное в тексте, строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество;
предметные: научатся писать слова с мягким знаком, переносить слова с мягким знаком в середине слова.
Тип урока Открытие нового знания
Формы организации урока:
индивидуальная;
фронтальная;
парная.
Оборудование мультимедийный комплекс учителя (ноутбук, проектор, интерактивная доска)
учебник, тетрадь на печатной основе для учащихся
рабочие тетради
Дата проведения урока 2 марта 2015 г.
Автор урока Есина Татьяна Ивановна - учитель начальных классов МБОУ Одинцовской гимназии № 14
город Одинцово Московской области
Ход урока:
Этап урока Время
мин. Деятельность учителя Деятельность учащихся УУД на этапах урока Результат
совместной деятельности
1.Организационный этап.Цель: мотивация к учебной деятельности 2 мин. Приветствует учащихся, создаёт доброжелательную атмосферу.
- Долгожданный дан звонок,
начинаем наш урок.
- Сегодня на уроке русского языка нам предстоит разгадать тайну одной талантливой буквы. Давайте улыбнёмся и пожелаем удачи друг другу. Желая удачи другу, мы желаем и себе того же. Поэтому, ребята, давайте радоваться успехам своих товарищей. Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку
Личностные:
- формирование навыков самоорганизации
Готовность учащихся к совместной дальнейшей деятельности.
2.Основной этап
Минутка чистописания.
Словарная работа
Работа в паре.
Взаимопроверка.
5 мин.
7 мин. - Отгадайте загадку:
Что за буква? Кто узнает?Звука не обозначает, Может только показать, Как согласный прочитать. (мягкий знак) (Слайд 2)
Как вы думаете, почему учёные её так назвали – талантливая? (Слайд 3)
- у неё нет собственного звука,
- но она может влиять на звук, стоящий перед ней,
- не может стоять в начале слова – не имеет заглавной буквы.
- Откройте рабочие тетради.
Я тетрадь свою открою
И наклонно положу...
Я от вас секрет не скрою,
Ручку правильно держу…
Сяду прямо, не согнусь
За работу я возьмусь!
- Запишите число. 2 марта.
Классная работа.
- Начнём наш урок русского языка с минутки чистописания. Для чего она нужна?
- Пишем соединения букв.
Нь, ль, мь, рь. (Слайд 4)
Картинный диктант (или «Угадай слово») (Слайд 5)
- Итак, слушаем внимательно вопросы и записываем слова, которые будут ответом, распределяя их в два столбика:
- Лесной житель, который очень любит малину и мёд? (медведь)
- Какая птичка с красной грудкой прилетает к нам, когда выпадает снег? (снегирь)
- Обувь для катания на льду? (коньки)
- Школьно-письменная принадлежность для выполнения письменных работ? (тетрадь)
- Преподаватель женского пола? (учительница)
- Оранжевый овощ? (морковь)
- Ребёнок мужского пола. (мальчик)
- Верхняя одежда. (пальто)
- Сильный ветер со снегом, вьюга. (метель)
- Лиственное дерево семейства берёзовых. (ольха)
- Помните о постановке ударения и выделении орфограмм
- В какие два столбика распределили слова? (Слайд 6)
- А как ещё можно было распределить? (Слайд 7)
- Поменяйтесь тетрадями и проверьте работу своего товарища. Оцените её при помощи знаков.
«!» Молодец, ты всё написал правильно.
«+» Хорошо, но ещё немного ошибаешься.
«-» Тебе нужна помощь.
- Поднимите руки кому поставили +, -, ! Слушают учителя и отвечают на его вопросы, отгадывают загадку.
+ Чтобы писать красиво, вырабатывать каллиграфически правильный почерк.
+ Медведь, снегирь, коньки, тетрадь, учительница, морковь, мальчик, пальто, метель, ольха.
С Ь в конце слова и с Ь в середине слова
Слова, отвечающие на вопрос КТО? или ЧТО?
+ Слова Личностные:
- развитие речи, формирование умения правильно формулировать мысль
Регулятивные: сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона
Познавательные: выделение необходимой информации, передача отобранной информации письменным способом.
Регулятивные: адекватно воспринимать предложения учителя и товарищей по исправлению допущенных ошибок
Познавательные: контролировать и оценивать процесс и результат деятельности Красивое, правильное написание отгаданных слов, элементов соединения букв.
Актуализация знаний.
Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания»
Целеполагание
5 мин.
Организация работы учащихся по «Открытию» детьми нового знания.
- Почему мы сегодня вспомнили про мягкий знак?- О чём сегодня будем говорить на уроке? (Слайд 8)
- Вы на доску посмотрите,
Что заметили – скажите? (Слайд 9, 10)
- Ориентируйтесь на тему урока и опорные слова, сформулируйте его цель:
+ Познакомиться с …
Повторить всё, что мы знаем о …
Учиться… Слушают учителя и отвечают на его вопросы.
+ Это слова, которые отличаются последним звуком.
Мел – мель.
учиться отличать слова с твёрдыми и мягкими согласными;
правильно использовать слова в устной и письменной речи Регулятивные:
- целеполагание.
Коммуникативные: - планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.Повторение пройденного. Формулировка темы и целей урока.
Развитие умений – применение знания.
Работа в тетради.
Фонетическая разминка
Наблюдение за языковыми явлением
10 мин. - Что такое шарада?
. загадка, в которой слово, подлежащее отгадыванию, состоит из нескольких составных частей, каждая из которых является самостоятельным словом
Отгадайте шараду
Со звуком [л'] – я под землёйБываю каменным и бурым.А с твёрдым – в комнате любой, В геометрической фигуре. (Слайд 11, 12)
- Где человек может встретиться с углом? (Слайд 13)
- А ещё есть словосочетание уголок природы, красный угол в избе. Как вы понимаете, что это?
- Как превратить место для наказания в топливо?
(Слайд 14)
-Работа над предложением. (Слайд 15)
Вставь слова в предложение, запиши получившееся предложение.
Отгадай следующую пару слов. (Слайд 16)
Скороговорка (Слайд 17)
На берёзе галка,
На побережье галька.
Галка прилетела
И на гальку села.
Вставь слова в предложение, запиши получившееся предложение. (Слайд 18)
- Давайте поиграем в игру «Замени твёрдый согласный в конце слова на мягкий» (Слайд 19)
- Как это обозначить на письме?
КОН
УГОЛ
ТРОН
ХОР
МЕЛ
УДАР
МОЛ
БЫЛ
КРОВ
ПАР
ЦЕЛ
СТАЛ КОНЬ
УГОЛЬ
ТРОНЬ
ХОРЬ
МЕЛЬ
УДАРЬ
МОЛЬ
БЫЛЬ
КРОВЬ
ПАРЬ
ЦЕЛЬ
СТАЛЬ
Слушают учителя и отвечают на его вопросы.
Углы у дома, углы геометрической фигуры, угол комнаты, угол улицы, встретиться на углу здания.
Дописать в конце слова Ь
Мягким знаком
Регулятивные:
-контроль, оценка и коррекция
Общеучебные:
- умение структурировать знания, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание
Первичное закрепление и усвоение нового материала
Физкультминутка + артикуляционная гимнастика 2 мин. - Давайте немного отдохнём. Гимнастику сделаем не только для рук и ног, но и для языка. Чётко проговаривайте и показывайте движения. (Слайд 20)
Мальчик топал, топал, топал,
И увидел тополь, тополь
Набросал ему под ножки
Темно-красные серёжки.
Рядом ясень, ясень, ясень,
Небосвод над ним так ясен.
Рядом ива, ива, ива.
Вся в барашках, так красиво. Выполняют физические упражнения, задание на внимание. Динамическая пауза в работе.
3.Творческий этап
Закрепление изученного материала
(можно заменить на работу с ЦОРами) см. ниже 6 мин. Задания используются по выбору учителя
ИГРА. «Звук - озорник» (Слайд 21)
Корабль сел на мел.
В каком слове спрятался звук – озорник?
Исправьте ошибку. Что такое мель?
Девочка поставила веник в уголь.
Хорь пел весело и звонко.
Кто такой хорь?
ИГРА. «Спрячь Ь в середину» (Слайд 22)
Давайте сыграем с вами в игру и попробуем наш мягкий знак спрятать в середину, Что получиться из этого?
- Прочитайте слова, записанные на доске.
Окунь
День
Пень
Уголь Окуньки
Деньки
Пеньки
Угольки
- Что заметили? (Слово с мягким знаком на конце обозначает один предмет, а в середине спрятался - обозначает много предметов).
- Так где же может стоять мягкий знак в слове?
Вывод: (Слайды 23, 24, 25, 26)
мягкий знак может стоять в середине и в конце слова.
- А в начале слова?
Выборочный диктант (Слайд 27)
Здравствуйте, девочки и мальчики. Весь июнь я провел у бабушки в деревне. Стояли солнечные деньки. Однажды мы с ребятами ходили в ельник. По дороге моя сестра Ольга собирала васильки. А я нашёл на пеньке семейку опят. Вдруг из-за кустов выглянул лось. Мы испугались и побежали домой.
Выпишите слова с мягким знаком, подчеркните орфограмму.
( Можно использовать этот текст с другим заданием: выписать только словарные слова. Почему называем их словарными? Написания НЕПРОВЕРЯЕМЫЕ – уточняем по словарю)Игра «Назови одним словом» (Слайд 28)
Догадайся, о чём идёт речь и назови одним словом
1. Место наказания провинившихся детей. 2. Полезное ископаемое, которым ученики пишут на доске.
3. Защищающее от непогоды сооружение в виде укрытия над головой4. Емкость для хранения варенья. 5. Длинная палка, которую используют для прыжков в высоту.
6. Певческий коллектив, многоголосное пение. (Слайд29) 7. Богато отделанное кресло на специальном возвышении как место монарха во время торжественных церемоний, государев престол.
8. Примыкающее одним концом к берегу оградительное сооружение для защиты портовой акватории от морских волн.
Проверь: Угол, мел, кров, банка, шест, хор, трон, мол (добавь Ь и запиши получившиеся слова) Мель – неглубокое место в реке, озере, море.
Хорь – хорёк, хищный зверёк с ценным мехом.
Нет, так как не имеет заглавной буквы. Личностные:
- развитие творческого мышления Успешное усвоение материала, поддержание интереса к учёбе
Работа с ЦОРами6 мин. Выполните интерактивное задание:
1. Диск «Уроки Кирилла и Мефодия»
Русский язык, 2 класс,
2. Тренажёр по русскому языку, 2 класс Выполняют задание на интерактивной доске. Личностные:
- развитие внимания, умения управлять экранными объектами
Коммуникативные:
- умение работать в группе Закрепление и усвоение применения нового знания.
Деятельностный подход к изучаемому материалу.
Итог урока 5 мин. - Какое новое знание вы открыли сегодня на уроке?
- Что вам на уроке понравилось? Что особенно удалось?
- Какие задания показались трудными?
- За что могли бы похвалить себя? За что своих одноклассников? Высказывают свои впечатления от урока. Каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы класса. Личностные:
- уметь выказывать своё мнение, выражать свои эмоции;
Познавательные:
- воспроизводить полученную информацию; делать выводы в результате совместной работы. Рефлексия
2 мин. Организует рефлексию.
- Перед началом урока и я ставила цели. Я хотела, чтобы вам было интересно на уроке, чтобы урок принес вам полезные знания в области русского языка, чтобы вам на уроке было хорошо и спокойно. Я думаю, что я своих целей достигла. Я рада за вас! (на доске появляется смайлик учителя)
- Отметьте своё настроение, выбрав нужный смайлик.
Если вам все удалось на уроке, выбирайте – весёлый смайлик, а если у вас остались неразрешенные проблемы – задумчивый, если вам ещё понадобится помощь - грустный.
- Вы молодцы, я благодарю вас за работу. И хочу закончить наш урок стихотворением:
Мягкий знак, мягкий знак (Слайд 30)
Без него нельзя никак.Без него не написатьТридцать, двадцать, десять, пять.Вместо шесть получим шест,Вместо есть получим ест,Станут пенками пеньки,Уголками угольки,Банька в банку превратится,Вот что может получиться,Если будем забыватьМягкий знак в словах писать.
Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности.
Личностные:
- развитие способности к самооценке.
Познавательные:
- рефлексия своей деятельности на уроке, самокритичность.
Коммуникативные:
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
Анализ ситуации на уроке