Тема урока: Мягкий знак для обозначения мягкости согласных.
Урок русского языка – 2 класс
Тема Мягкий знак для обозначения мягкости согласных.
Цели и задачи урока
Закрепить знания о согласных твердых и мягких звуках, о правописании –жи-, -ши-, -ча-, -ща-, -чу-, -щу-, активизировать словарь;
Формировать знания учащихся о роли буквы Ь;
2. Вырабатывать у детей орфографические навыки; развивать: фонетический слух, связную речь, зрительную память, воображение, наблюдательность; умение анализировать и делать выводы;
3. Воспитывать культурную личность, любовь к русскому языку, внимание к слову, ответственность, интерес, любовь и бережное отношение к окружающим;
Оборудование
Набор флипчартов (презентация), текст, физ. минутка для глаз, музыкальное сопровождение для физ.минутки, карточки с заданием, интерактивная доска.
ХОД УРОКА
Организация класса. Психологический настрой.
На экране интерактивной доски - страница 1.
- Прозвенел звонок, начинается урок русского языка. Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу и пожмите руки. Передайте своим рукопожатием доброту ваших улыбок, спокойствие и терпение. Недаром говорится в пословице: «Без терпенья, нет ученья». Вдохните и выдохните волнение и неуверенность. Я желаю вам хорошего настроения и бережного отношения друг к другу.
2. Опрос учащихся по домашнему заданию.
- Cкажите, о чём говорили на прошлом уроке? (Обозначение мягкости согласных буквами И, Е, Ё, Ю, Я.)
- Давайте, повторим, связанные с нашим уроком темы.
Все внимание на экран! Страница 2.
Внимательно прочитайте вопрос и дайте на него ответ. - После каких согласных пишутся гласные А, О, У, Ы, Э ? (После твёрдых) - Каким цветом обозначаем согласный твёрдый звук? (Синим) Учитель закрашивает звуковую карточку в синий цвет.
- А какие согласные не согласны с этим правилом? - Ж и Ш всегда обозначают твердый звук, а пишутся -ЖИ-, -ШИ- или буквы Ч и Щ. Они всегда обозначают мягкий согласный звук, а пишутся с гласными а, у в сочетаниях -ЧА-, - ЩА-, или -ЧУ-, -ЩУ- .
– Какие ещё согласные буквы обозначают один звук? (Ц – твердый. Й – мягкий) - Правильно! Молодцы! А сейчас подчеркните, в предложенных словах, только твердые согласные: ГОРЫ, РЕКА, СНЕГ, ТУЧА, САДЫ, МЭРИЯ. ( Работа на доске. При помощи ручки, дети подчеркивают синим цветом только твердые согласные. )
- В слове СНЕГ подчеркнули первую и последнюю букву. Почему? - Потому что согласная на конце слова, а также согласная, стоящая перед другой согласной буквой, обозначают твёрдый звук.
– Кто из вас знает, что означает слово МЭР? Учитель объясняет лексическое значение этого слова.
Рассмотрите страницу 3. – Перед гласными буквами И, Е, Ё, Ю, Я согласные произносятся … ? - Мягко. Звуковую карточку нужно покрасить в зелёный цвет. – Сколько звуков обозначаю эти гласные после согласных? ( Один ). – Верно! Подчеркните в пословице мягкие согласные. (Дети работают у доски)
Добрый скорее дело сделает, чем сердитый.
4. Каллиграфическая минутка. – Сядьте правильно. Откройте свои тетради и расположите тетрадь на парте под углом. Запишите сегодняшнее число, месяц. Классная работа. Пропишите заглавную и строчную буквы Д д. Какой звук обозначает эта буква? (Твёрдый или мягкий согласный звук). Обратите внимание на написание слова девочка. Что можете пояснить о его написании? ( Это словарное слово, его написание надо соблюдать правописание сочетания букв –ЧК-, -ЧН- пишется без мягкого знака ). Приведите несколько подобных примеров. ( Речка, ручка, печник,…)
5. Словарная работа.
Запись слов по картинному словарю на странице 5. – На доске даны слова, с пропущенной буквой. Чтобы понять какую букву нужно вставить, обратите внимание на предметные картинки. ( Карандаши, гриб, теннис, чашка, щука, молоко, кетчуп, окно ). Каждый, кто вставляет букву в слово, объясняет его правописание. – Что обозначает слово кетчуп? – раскройте его лексическое значение. – Это соус, приготовленный из помидоров, сладкого перца, приправ. Его добавляют в еду. – Правильно, ребята! Хочу добавить, что впервые кетчуп был изготовлен в Китае, но слово распространилось из английского языка. Благодаря путешественникам из Англии, весь мир знает о кетчупе.
6. Актуализация проблемы урока.
Поиск темы нового урока на странице 6. – Ребята, посмотрите следующую страницу. По ней вы определите тему нашего урока.
- Что нарисовано и написано в окошках этой страницы ?
(Учащиеся предлагают свои версии, поясняют их, мотивируют свой выбор).
- В первом окошке написано КОН – КОНЬ, под словами картинки и звуковые схемы. Количество звуков одинаковое – по три, но последний согласный звук у этих слов звучит по- разному (твёрдо – мягко). Согласный звук изменился из-за буквы Ь. - Во втором окошке – слова МЕЛ – МЕЛЬ. К первому слову добавили букву -Ь. Значит, тема нашего урока – Мягкий знак.
- Да, ребята, вы правильно определили тему урока. - Чем примечателен Ь? ( Он не обозначает звука.) - Если не обозначает звука то, что же сделал волшебник – Мягкий знак – со словами? ( Он смягчил предыдущий согласный звук).
- Сегодня на уроке поговорим о Ь знаке как -показателе мягкости согласных.
7. Работа по учебнику.
- Найдите Упражнение 203 на странице 87. Прочитайте внимательно задание и выполните его. – Что нужно сделать? (Записать слова в два столбика: с мягким согласным звуком в левый столбик, а с твердым согласным звуком – в правый.)
Два ученика выполняют задание у доски.
Булька булка Объясни значение слов
полька полка Булька, полька, галька, галка.
галька галка
банька банка
конь кон
ель ел
кровь кров
Слова в упражнении даны в парах. Чем они похожи и в чём есть различие? - Какой вывод, можно сделать по данному заданию?
ВЫВОД: Буква мягкий знак не обозначает звука.
Она указывает на мягкость согласного звука.
После выводов детей, прочитать правило на странице учебника 88
ФИЗМИНУТКА
Чтоб все выполнить заданья,
Чуть-чуть нам надо отдохнуть.
Ну, ребята, дружно встанем.
Воздух надо нам вдохнуть.
Встали прямо и прогнулись,
Сейчас сделаем наклоны.
Все к упражнению готовы?
Раз, два - вправо, влево
Три, четыре – посмелей!
Повторяем ещё раз.
А теперь, ребята,
Вернёмся тихо в класс.
8. Задание, для повторения правил переноса слов.
Учитель предлагает прочитать задание на странице 8 флипчарта.
– Нужно ясно и чётко произнести названия предметов из левого столбца: лебедь, голубь, олень, медведь, царь, мышь, пять, шесть, семь. - Где стоит Ь в этих словах? ( В конце слов, после согласной буквы ). – Теперь, произнесите слова из круга: апельсин, дельфин, деньги, мальчик, тюльпан, колокольчик. Где стоит Ь? ( В середине слова, между двумя согласными буквами ). - Какой согласный смягчает мягкий знак? ( Согласную букву, которая стоит перед мягким знаком.)
Обратите внимание, на перенос слов апель-син, ко-ло-коль-чик. - Вспомните, привила переноса слов с буквами Ь, Й. Выполните перенос слов. ( Слова с Ь и Й в середине слова переносят по слогам. При переносе Ь и Й не отделяют, от предшествующей согласной буквы.) Ученики записывают слова на доске, разделяя их для переноса.
9. Закрепление нового материала.
Прочитай загадки. Запиши отгадки. Подчеркни в отгадках Ь.
Упр. 204
Дождь, морковь, коньки, пальцы, письмо, гусь.
- В какой отгадке нет буквы Ь? ( Ёлка). Нужно писать это слово? (Нет)
9. Пополнение словаря учащихся.
Запомнить правописание словарных слов, данных в Упражнении 206.
- Что изображено на экране? (Календарь)
- Для чего нужен календарь? ( Чтобы ежедневно знать, какой сегодня день)
- Что пишут в календаре? (В календаре пишут названия месяцев и числа)
- Прочитай названия месяцев. Что их объединяет? ( В названиях есть Ь)
- Почему эти названия записаны под разными картинками?
(Слова записаны соответственно времени года)
- Запомни, как пишутся эти словарные слова.
- С тремя словами составь предложения.
10. Обобщение знаний учащихся. Подведение итога урока по теме.
Ответь на ряд вопросов:
Обозначает ли буква Ь звук? На что указывает буква Ь?
Где может в словах стоять буква Ь? Приведи пример.
В каких сочетаниях букву Ь не пишем?
Как нужно переносить слова с Ь знаком?
Молодцы, ребята! Выставление оценок за урок.
11. Ну, а теперь запишем задание на дом
Запомнить правило на странице 88 и выполнить Упражнение 207.
- Я благодарна вам. У меня хорошее настроение. А у вас?
- Спасибо всем! Урок окончен!
Никитина С.А. Русский язык.
Учебник для 2 класса общеобразовательной школы
– Алматы. Атамура, 2009г
Кульгиндинова Т.А. Занимательная грамматика.
Для 2 класса общеобразовательной школы
- Алматы. Атамура, 1998г
3. Пушков А.Е. Пропись
Упражнения для формирования навыков грамотного письма
- Минск. ООО «Современная школа», 2009г
4. Шклярова Т.В. Справочник для начальных классов
Пособие для начальной и средней школы
- Москва. Изд. «Грамотей», 2005г
5. Полникова М.Ю. Дидактическая тетрадь по русскому языку
Для учащихся 1 – 2 классов
- Санкт-Петербург. СМИО Пресс, 2009г
6. Библиотека Aktivstudio.