Повторяем способы обозначения мягкости согласных звуков на письме


Конспект урока по теме: «Повторяем способы обозначения мягкости согласных звуков на письме»
Цели:
Образовательные:
- организовать поисковую деятельность детей по добыванию знаний о том, как на письме обозначать твердость или мягкость согласного;
- начать работу по формированию у детей умения соотносить гласные буквы с согласными, на которых они указывают.
2. Развивающие:
-развивать учебное действие постановки и решения учебной проблемы при введении нового материала;
- формировать рефлексивно-оценочное действие по осознанию границ знания (о гласных и согласных звуках, о твердых и мягких согласных) и незнания (об обозначении на письме твердости или мягкости согласного с помощью гласного) на этапе постановки учебной проблемы;
-развитие рефлексивного осознания затруднений при выборе на письме гласной буквы;
- развивать учебно-информационное действие по извлечению информации, понимать её, выделять главное, отличать от второстепенного, устанавливать связи и отношения на этапе формулировки правил или определения в учебнике;
- развивать УУД учебного сотрудничества при организации учебного диалога на этапе постановки учебной проблемы и её решения;
- развивать учебное действие планирования и осознание способа своего действия при составлении памятки;
- формировать логические УУД анализа, синтеза, классификации, взаимоконтроля и самоконтроля при выполнении упражнений.
3. Воспитательные:
- воспитание толерантности при фронтальном опросе, при постановке и решении учебной проблемы;
- воспитание ответственности при решении учебной проблемы, при выполнении упражнений;
- воспитание инициативности при решении учебной проблемы;
- воспитание умения слушать других.
Лингво-методический анализ.
Что знают? Что нового узнают? Трудности
Гласные и согласные звуки;
Твердые и мягкие согласные звуки Одни гласные (а, о, у, э, ы) указывают на твердость, а другие(я, ё, ю, е, и) – на мягкость согласного. Выбор гласной на письме для обозначения твердости или мягкости согласного
Оборудование:
Для учащихся: учебник, тетрадь, пенал.
Для учителя: учебник, диск с презентацией
Ход урока:
Организация класса.
-Здравствуйте, ребята! Садитесь. Все ли готовы к уроку? Давайте проверим. Положите руку на учебник…тетрадь…пенал. (Учитель фронтально проверяет).
-Молодцы! Все как всегда готовы.
Вот книжка на столе, а вот – тетрадки,
Не хочется играть сегодня в прятки,
И недосуг дуть на корабль бумажный
Сегодня в классе у ребят урок уж больно важный.
Будьте внимательны, а еще старательны
Ждут задания интересные вас
Чтоб дружно работал весь 1-ый класс
Пожелаем вам удачи-
За работу, в добрый час
Давайте ребята улыбнёмся и пожелаем удачи друг другу.
- А теперь, чтобы включиться в работу, выполним задание: «В каком слове 5 звуков?»
- перо
- яма
- пояс
Чистописание.
Т П К Е Н
-Ребята, внимательно посмотрите на данный ряд букв. Скажите, какую букву мы будем писать сегодня на минутке чистописания, в этом ряду она лишняя. Когда я проверяла ваши тетради, вы именно эту букву писали неправильно. (Буква Е, она лишняя, потому что она гласная, а все остальные согласные)
-Посмотрите на доску, правильно или неправильно написаны буквы? Почему? ( Потому что в первом изображении нарушены пропорции между частями букв; во втором изображении нарушен наклон)
- Посмотрите на правильное написание букв. Расскажите о последовательности действий, которую будете выполнять при написании букв.( е «Начинаем ниже середины рабочей строки. Снизу вверх ведем плавную линию, отклоняясь вправо (1). Не дойдя до верхней линейки, закругляем влево, коснувшись ее (2). Вниз опускаем прямую (3),не дойдя немного до нижней линейки, прописываем закругление вправо, коснувшись ее (4).»
Е «Начинаем ниже дополнительной линейки. Справа налево ведем полуовальную линию, коснувшись дополнительной линейки (1), опускаем ее чуть ниже верхней линейки, отклоняясь вправо (2). Влево пишем полуовальную линию, коснувшись верхней линейки (3), опускаем ее вниз (4), закругляем вправо, коснувшись нижней линейки (5).»
-Правильно. Определите порядок написания букв в данном ряду(Ее, Еее, Ееее…).Напишите данную цепочку в предложенной последовательности.
- Поставьте галочку возле тех букв, которые больше всех схожи с образцом.
Словарно-орфографическая работа
-Ребята, сейчас мы с вами вспомним словарные слова, которые мы изучали на прошлых уроках. Посмотрите на слайд.
-Что изображено? (звуковые схемы слов)
- Прочитайте слова. [в а р о н а] [м а л а к о] [с а п а г' и]
-Правильно. Запишите эти слова в тетрадь, подчеркните орфограмму, поставьте ударение.
-А теперь сверьтесь, правильно ли вы написали эти слова.
-Молодцы, ребята. Хорошо помните словарные слова. А сейчас мы еще познакомимся с новым словарным словом, но вы его узнаете, если поработаете с шифром. Шифр

Зашифрованное слово М

О

Т

К

Л
-Какое это слово?(молоток)
-Правильно. Прочитайте это слово вслух. Скажите, что такое молоток?( инструмент)
-Молоток- ручной инструмент, служит для забивания чего-либо.
-Ребята, на какой слог падает ударение?( на третий)
-Измените это слово? Какой вывод можем сделать? ( это словарное слово, мы должны запомнить его написание)
-Запишите это новое словарное слово в тетради, поставьте ударение и подчеркните опасное место.
- Составьте словосочетание с данным словом.
-Составьте предложение со словом молоток( все вместе записывают одно предложение). Запишите его в тетради.
V.Организация учебно-поисковой деятельности ребенка по добыванию новых знаний:
Постановка проблемы
-Прочитайте слова.
Рад
Ров
-Какой звук обозначает буква А? (обозначает звук [А])
- Какой звук обозначает буква О? (обозначает звук [О])
- Прочитайте слова.
Ряд
Рёв
-Какой звук обозначает буква Я? (обозначает звук [А])
- Какой звук обозначает буква Ё? (обозначает звук [О])
- Может ли так быть, что звук один, а буквы две?
- Какая проблема возникает? (зачем звук один, а букв две)
Решение проблемы
Рад ряд
Ров рев
-Какую работу выполняет гласная буква в слове РАД? (обозначает звук [А] и указывает на твердость предшествующего согласного)
-Какую работу выполняет гласная буква в слове РЯД? (обозначает звук [А] и указывает на мягкость предшествующего согласного)
- Зачем звук [А] обозначается двумя буквами? (чтобы указать на твердость или мягкость предшествующего согласного)
- А зачем гласная буква выполняет эту работу? (согласная буква обозначает твердость или мягкость согласного, но она это не может показать это на письме; на согласной букве не написано, какой звук она обозначает)
-Какую работу выполняет гласная буква в слове РОВ? (обозначает звук[О] и указывает на твердость предшествующего согласного)
-Какую работу выполняет гласная буква в слове РЁВ ? (обозначает звук [О] и указывает на мягкость предшествующего согласного)
- Зачем звук [О] обозначается двумя буквами? (чтобы указать на твердость или мягкость предшествующего согласного)
- А зачем гласная буква выполняет эту работу? (согласная буква обозначает твердость или мягкость согласного, но она это не может показать это на письме; на согласной букве не написано, какой звук она обозначает)
- Какой вопрос у нас с вами возник в начале? (зачем одному гласному звуку понадобилось две буквы)
- Нашли мы на него ответ? Какой? (согласная буква обозначает твердость или мягкость согласного, но она это не может показать это на письме; на согласной букве не написано, какой звук она обозначает. Эту работу выполняют буквы гласных. одна буква указывает на твердость, а другая на мягкость. )
VI. Организация работы над понятием в учебнике
- Прочитайте про себя
- Вслух.
- Совпал ли наш вывод с выводом в учебнике?
- О чем говорится в правиле?
- Какие основные части можно выделить?
Не умеют показывать мягкость/ твердость
Указывают на твердость/мягкость букв согласных
- О чем говорится в 1 части?
-Почему на письме нужно специально обозначать тв./мягк. согласных?
Буквы согласных сами не обозначают тв./мягк.
- О чем говорится во 2й части?
- Я утверждаю, что в слове люди, 2й звук обозначен буквой у, согласны ли вы со мной?

Развертывание способом действия при составлении памятки:
-Слышу твердый согласный после него на месте гласного пишу буквы: а,о,у,э,ы;
- Слышу мягкий согласный после него на месте гласного пишу буквы: я,ё,ю,е,и.
- Прочитайте памятку.Этап овладения способом действия при выполнении упражнений
На отработку памятки (репродуктивного типа)
Брюки, ливень, рад, ряд;
На доске слова: р чка, м шка, б лка, ф кус, л стра.
Опишите улетевшие буквы, зная, что впереди стоящий звук мягкий.
3) Укажите группу слов, в которой буква л, обозначает только твердый л.
А) ливень, лагерь, лягушка, лодка,
Б) лодка, ложка, кол, лом;
В) жалеть, слуга, плохо, легкий.
4) Оживи буквы гласных. Вместо прочерков вставляем согласные буквы, так чтобы получилось слово
_е_и (реки,вели)
_и_а (пила)
и_а (ира)
Сможешь ли ты не называя слова, определить, в каком из них все согласные звуки мягкие, а каком твердые? Как?
5) Запишите слоги с гласными р,в,м, так чтобы согласный звук в них был мягкий.
Рефлексивно-оценочный этап;
- Чему мы учились на уроке?
- С какими трудностями мы столкнулись?