Статья Реформация ислама в науке и образовании Республики Татарстан
Мухамадиев Марсель Рамильевич
Учитель истории МБОУ СОШ №167 г.Казани
Реформация исламской науки и образования в Татарстане
Ислам – религия, вот уже более тысячи лет определяющая мировоззрение, систему жизненных устоев и другие стороны бытия татарского этноса. Более того, не было бы преувеличением утверждать, что татарский народ сохранил свою идентичность исключительно благодаря исламской духовной традиции. В условиях, когда сначала предки современных татар волжские булгары, а затем казанские татары попали в зависимое положение соответственно от монгол и Руси, именно потенциал, изначально заложенный в исламе, позволил татарам не сойти безвозвратно с исторической сцены. Но, к сожалению, татарский народ, многократно испытываемый на прочность в течение всего прошлого тысячелетия и, казалось бы, с успехом прошедший все трудности, умевший находить свое место в постоянно меняющихся исторических реалиях, пережил в 20 веке наряду с другими народами Советского Союза страшную трагедию, заключающуюся в деатеизации целого государства. Попытка построения наднациональной идеологии – социализма, окончилась крахом вместе с распадом советского государства. Казалось, должен был начаться религиозный ренессанс, атеистический компонент должны были сменить религиозные нормы, но этого не произошло, наоборот, в виду того, что люди надолго лишились духовных ориентиров, а религиозные знания были утеряны, общество захлестнула волна безнравственности и невежества.
В связи с этим, для татарского народа в особенности, как являющегося нацменьшинством в России, сегодня очень важным является нахождение правильного вектора развития. Нужно подчеркнуть, что сегодня татарский народ обрел такие свободы, которых у него не было на протяжении последних четырех с половиной столетий. И когда как не сейчас следует сделать все возможное, чтобы придать новый импульс развитию татарской нации. В этом отношении особая роль должна отводиться науке, образованию, как одним из главнейших факторов в процессе воспитания личности.
Историческая ситуация, в которой сегодня находится татарский народ, примечательна тем, что он «сожительствует» вместе с русским этносом. Излишне говорить, что эти два народа имеют много отличий как в историко-культурном, так в этно-конфессиональном планах. Особенно остро во взаимоотношениях между этими народами всегда стоял религиозный вопрос. Царское правительство никогда не отличалось излишней терпимостью по отношению к другим конфессиям. В той же сфере образования царский режим долгое время опирался на принципы, сформулированные министром народного просвещения графом Сергеем Уваровым и которые получили название «православие, самодержавие, народность».
Опасаясь влияния вредных, разрушительных начал, по его мнению, исходящих из Европы, он писал: «Углубляясь в рассмотрение предмета и изыскивая те начала, которые составляют собственность России (а каждая земля, каждый народ имеет таковой Палладиум), открывается ясно, что таковых начал, без коих Россия не может благоденствовать, усиливаться, жить имеем мы три главных:1) Православная Вера; 2) Самодержавие; 3) Народность». Из этого становится ясно, что другие конфессии исключались из культурно-исторического пространства Российской империи. Примечательно, что вышеизложенные принципы были изложены Уваровым в связи с опасениями от проникновения западных секуляристских идей, что вылилось в частности в споры между западниками и славянофилами, само же русское правительство не предпринимало никаких усилий для обеспечения достойного положения мусульманских народов.
Здесь следует подчеркнуть важную роль ислама, заключающуюся в том, что практически на всем протяжении его истории в рамках этой религии допускалась широкая интеллектуальная свобода. Именно это, как нам кажется, обеспечивало народам, пребывающим в лоне ислама, последовательное развитие. Как известно, науке в исламе уделяется очень большое значение. Обязанность изучения наук, как религиозных, так и светских, вменяется в обязанность каждого мусульманина. Не случайно, что в конце 19 века татарский народ являлся самым грамотным в Российской империи. По своей образованности он превосходил, в том числе, и русский народ. Это можно объяснить тем, что в России на первом месте всегда находилось государство, а не общество. И даже, когда православие являлось доминирующей силой, успешно конкурируя с властью, учреждение церкви держало под неусыпным контролем развитие всех сфер общества. То есть интеллектуальная мысль всегда проводилась сквозь сито цензуры, в таком обществе всегда находился сдерживающий фактор. Создание Духовного управления мусульман в 1788 году также было связано со стремлением имперских властей подчинить себе мусульманское духовенство.
В исламе в силу того, что светское и духовное здесь не были отделены друг от друга, такой проблемы никогда не существовало. Мусульманские правители не только не препятствовали развитию науки и знания, но наоборот всячески им потворствовали. В частности известно, что халиф аль-Мамун был большим любителем науки и книг, имел большую библиотеку, а также основал так называемый «Дом мудрости», благодаря чему весь мир узнал о трудах античных философов. Таких примеров можно привести достаточно много. Самым важным тезисом здесь является то, что развитие исламского общества в целом и науки, как важной составной части, обеспечивающей непрерывный прогресс исламской цивилизации, происходило в рамках предписаний самой исламской религии.
Почему исламская цивилизация и татарский народ, имеющий духовную связь с этой цивилизацией, берут за образец западную науку? На этот вопрос можно ответить следующим образом: западная наука вполне доказала свою состоятельность многочисленными открытиями и прогрессивным развитием западной цивилизации. Но чего стоил этот прогресс? Экологических, технологических и других катастроф. Правы те ученые, которые говорят, что западная цивилизация десакрализирует природу, человек живет не в лоне природы, а над ней, подчиняя ее себе. В перспективе это может привести к истреблению человечества самим человеком.
В условиях, когда татарский народ находится под непосредственным влиянием русско-православной культуры, а на более глобальном уровне испытывает влияние западной цивилизации, единственно верным ориентиром, имеющим непреходящую ценность, и способным сохранить татар от ненужных, пагубных и не присущих ему имманентно наслоений, является ислам. Это вовсе не означает, что мы должны отгородиться от русского и других народов. Мы должны уметь отделить полезное в западной науке и абсорбировать это для своих собственных нужд, для своего собственного гармоничного развития. При этом важно понимать, что ислам должен служить своего рода ситом, критерием отбора полезного, и отказа от вредного.
Если брать взаимоотношение между исламом и православием в Татарстане, то оно должно строится на равноправных началах. Но при этом попытка построения татарстанской модели, провозглашенной ее идеологами как наднациональной по типу швейцарской, модели развития региона может привести к плачевным последствиям. Идеологическим компонентом данной доктрины призван служить так называемый евроислам, разработчиком которого является Р.Хакимов. Но он является лишь орудием политического процесса власти, призванным регулировать лишь нравственно-этические отношения. Бесспорно, евроислам имеет мало общего с реальным развитием татаро-мусульманского общества.
Сегодня основным направлением, требующим особого внимания власти, является наука и образование. Бесспорно, давно назрело решение о введении изучения хотя бы на факультативном уровне для татар основ исламской религии. Ибо безнравственность, которая охватила сегодня все сферы жизни нашего общества, нельзя искоренить без обращения к исламской этике и воспитания в ее духе подрастающего поколения. Таким образом, человек, по нашему мнению должен быть знаком не только с мирской, светской стороной бытия, но и обязательно иметь сведения о ниспосланном Богом Откровении.
Сегодня гуманитарное образование в Татарстане охватывает исключительно научные достижения западной цивилизации, а, к примеру, изучение философии исламской науки если и ведется (в чем есть большие сомнения), то только в специализированных заведениях, хотя логично было бы ввести этот курс во всех высших учебных заведениях, чтобы студенты могли быть всесторонне информированными.
В завершении выделим основной концептуальный момент данной работы. Мы должны оценить сегодняшние реалии развития татарского общества с точки зрения нашего прошлого опыта. Среди наших предков всего лишь чуть более века назад были выдающиеся личности, которые отвечали требованиям меняющегося мира с позиции исламского научного мировоззрения. Являясь знатоками как религиозных истин, так и светских наук, они сумели направить развитие нашего народа в гармоничном сочетании светского и религиозного. Строя современную парадигму развития татарского общества, мы должны в полной мере учитывать опыт наших предков, которые сумели донести до нас в сохранности наши традиционные ценности, исходящие из мудрости ислама. Таким образом, основные наши усилия должны быть направлены на образование современного и будущих поколений в духе ислама, учитывая в полной мере своеобразие исторического развития татарского народа.