Урок литературного чтения Д.Н.Мамин -Сибиряк «Серая Шейка».Герой художественного текста


Тема урока:  Д.Н.Мамин -Сибиряк «Серая Шейка».Герой художественного текста
Цели урока: продолжить знакомство с творчеством Д.Н. Мамина - Сибиряка. Формировать основы читательской самостоятельности. Стимулировать желание читать произведения о животных и птицах. Обогащать словарный запас обучающихся. Учить давать характеристику героев, отвечать на вопросы, выделять главную мысль. Сформировать представление о значимости познавательных и художественных текстов. Научить: определять, жанр текста и обосновывать своё мнение; проводить исследование художественного и познавательного текстов. Отрабатывать навыки выразительного чтения. Развивать память, речь, логическое мышление. Воспитывать доброту и милосердие. 
Планируемые результаты:
Предметные - учащиеся должны уметь выразительно читать произведение вслух, передавая интонацией настроение. Уметь читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя. Прогнозировать содержание произведения; понимать поступки героев, их эмоциональное состояние; выделять особенности литературной сказки; развивать словарный запас, творческие способности, память, мышление, интеллект; находить средства художественной выразительности в читаемом тексте.
Метапредметные:
Регулятивные – формирование учебной задачи урока исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке.
Познавательные – анализ художественного текста, выделение главной мысли; добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя учебник.
Коммуникативные – ответы на вопросы учителя и учебника на основе художественного произведения, обсуждение в паре ответов на вопросы, доказательство своей точки зрения. Планировать работу на уроке; научить определять главную мысль(идею) произведения; формировать умение выражать свои мысли в оценочном суждении, используя различные художественные средства в соответствии с конкретно – речевой ситуацией, строить монологическое доказательное высказывание; развивать умение слушать собеседника и вступать в диалог; развивать умение работать в парах, группах.
Личностные – воспитание доброты и милосердия. Способствовать формированию компонентов учебной деятельности приемам рефлексии и самооценки; формировать культуру общения и сотрудничества с учителем и сверстниками; проявлять интерес к чтению произведений великих писателей и поэтов;

Мотивация учебной деятельности
Психологический настрой.
С добрым утром, начат день,
Первым делом гоним лень,
На уроке не зевать,
А слушать, слышать, рассуждать,
Работать дружно, отвечать!
- Я желаю вам, ребята, творческих успехов и активности на сегодняшнем уроке.
- Ребята, эпиграфом к нашему  уроку сегодня послужит следующая строка (запись на доске).
Каждой птице и каждому зверю нужна людская … (доброта).
Но вы видите, что строка не закончена и я очень расшитываю на вашу помощь и надеюсь, что к концу урока мы найдем нужное слово, чтобы закончит предложение.
Речевая разминка
Работа с пословицами.
-А теперь обратите внимание на слайд и давайте прочитаем пословицы.( прочитайте тихо, громко, ,с удивлением, с вопросом.
-Материнское сердце не знает покоя.
-Золото и серебро не стареют, отец, и мать цены не имеют.
О чем эти пословицы?
Скажите, ребята ,а только ли у людей мамы заботятся о своих детях?
-Да,верно, чувство материнства, забота об потомстве присущи не только людям, но и животным.
Актуализация знаний
А) -Какое произведение мы начали изучать на прошлом уроке?
- К какому литературному жанру его можно отнести? (Сказка)
- По каким признакам вы определили, что это сказка? Докажите! (Законченность сюжета, фантастический вымысел, занимательность, воспитательная направленность).
- К какому виду относится эта сказка? (животных).
- Эта сказка авторская или она относится к устному народному творчеству? ( авторская).
Б)проверка домашнего задания
-Давайте обратимся к галерее ваших рисунков. Какие моменты сказки вы отобразили ?(2-3 ученика зачитывают эпизод)
-А еще было задание найти интересные факты из жизни уток.( ученик зачитывает).
Молодцы, вы хорошо потрудились дома.
Самоопределение к деятельности.
Ребята, а как вы думаете, чем мы сегодня будем заниматься на уроке? (вспомним содержание, обратимся к героям сказки )
Верно, а еще попробуем составить план для пересказа.
Работа по теме.
Анализ текста.
- Кто является главным героем сказки? (Уточка). (На доске картинка с изображением уточки).
- Каких ещё героев сказки вы запомнили?
- Кого из них можно назвать положительным героем и почему? (Уточку, зайца, старую утку, охотника).
- А кого из них отнесём к отрицательным героям и почему? (Лису).
1 часть.
- Какими словами автор описывает позднюю осень? Прочитайте.
- С какой целью? (Описание природы готовит нас к тому, что Серой Шейке будет очень трудно пережить зиму.)
- Почему Серая Шейка не могла лететь в тёплые края?
- Где Серая Шейка собиралась зимовать?Что советовала ей мать?
- Как вы понимаете выражение « Вода для неё составляла всё»?
-Подберите слова, которыми можно охарактеризовать в этой части Серую Шейку, какая она сейчас? (грустная, добрая).
- Как можно озаглавить эту часть?(Роковой день)(Работа в паре)
-Совершим тур по галерее ,какой рисунок подойдет к этой части?
2 часть.
- Какие изменения произошли на реке?
- Какое было состояние у Серой Шейки? (была в отчаянии).
- Подберите слова, которыми можно охарактеризовать в этой части Серую Шейку, какая она сейчас? (одинокая).
- Кого она встретила? (Зайца).
- Какой Заяц? (трусливый).
- Найдите отрывок, который начинается словами «Раз со скуки Серая Шейка забралась в лес и до конца части читаем по ролям.
- Замените выражение « Душа в пятки ушла» подходящими по смыслу словами. ( испугалась).
- Можно ли теперь назвать Серую Шейку одинокой? Почему?
- Какое слово вы добавили бы об уточке?(Беззащитная)
- Как можно озаглавить эту часть?(Встреча с Зайцем) Р-та в паре
- Какой рисунок подойдет к этой части?
Физминутка.
На носочки встанем ,облачко достанем.
На корточки присядем ,травушку погладим.
Руками-крыльями  взмахнем, как утята поклюем.
В стайки соберемся ,друг другу улыбнемся.
Мы сумели отдохнуть, и готовы в дальний путь
Продолжение работы по теме.
. Продолжение работы над текстом.
3 часть.
- Какие изменения произошли на реке в 3 части?
- Какое чувство испытала Серая Шейка, когда река стала покрываться льдом?
-Смогла бы С.Ш. одна пережить холода и одиночество? Кто поддерживал её в тяжёлую минуту? (Заяц.)
- Важно, чтобы в трудную минуту рядом был друг.
-А как вела себя лиса? (Она пользовалась беспомощностью уточки).Давайте найдем эпизод, где описывается первая встреча Лисы и Серой шейки. С какой интонацией надо читать?(Чтение по ролям)
- Как можете охарактеризовать лису? Какая она? (жестокая, коварная, она злорадствует).
- Как можно озаглавить эту часть?(Встреча с Лисой)Работа в паре.
-Какой рисунок подойдет к этой части?
-А теперь,посмотрите, на слова на слайде,каким героям они соответствуют?  СЛАЙД
ЛИСА                ЗАЯЦ                      Серая Шейка
хитрая              трусливый              одинокая
издевается        переживает            беззащитная
коварная          сочувствует             бедная
злорадствует    предупреждает
Объединитесь в группы. Составьте синквейн, который поможет нам охарактеризовать героев сказки. Подсказка на слайде. Правило написания синквейна. (3 мин )Зачитайте. СЛАЙД
4 часть.
- О каких событиях прочитали в 4 части?
- Какой новый персонаж появляется в опасную минуту? (Охотник Акинтич.)
- Каким вы представляете себе охотника Акинтича? Нарисуйте словесную картинку.
-Почему именно человек спасает С.Ш.? (Люди должны заботится о тех, кто слабее.)
-Давайте найдем это эпизод и зачитаем,как произошла встреча Акинтича с Серой шейкой?(Выразительное чтение учеником)
- Как можно озаглавить эту часть?(Спасение Серой шейки)
- Какой рисунок в галерее соответствует этой части?
VII. Подведение итогов урока.
- Чем закончилась сказка?
- О чём эта сказка?( О доброте)
- Чему она нас учит? (Любить природу, животных, беречь их)
-Как вам кажется, какого слова все- таки нет в моем эпиграфе?(ДОБРОТА)
Рефлексия. Оцените вою работу на уроке:
Активные – синий цвет
Внимательные – желтый цвет
Артистичные – зелёный цвет
Домашнее задание.
Пересказ сказки от имени Серой шейки

МКОУ «Касторенская средняя общеобразовательная школа №1»
План – конспект урока литературного чтения по теме: « Д.Н.Мамин -Сибиряк «Серая Шейка».Герой художественного текста»
Учитель: Леденева Л.В.