Интегрированный урок литературы и музыки
Интегрированный урок литературы и музыки: Карпенко О.Н.,учитель русского языка и литературы, Новоселова В. А.,учитель музыки.
Язык сказа. Реальность и фантастика в сказе. Честность, добросовестность, трудолюбие и талант главного героя. Цель урока: Развивать навыки работы с текстом, умение наблюдать, обобщать и делать выводы;Показать стремление писателя донести мысль, что почет и уважение человеку дается по труду, что любовь к Родине каждый из нас доказывает честной работой, что мощь нашего государства-В руках мастеровых людей, талантливых умельцев из простого народа;Показать межпредметную связь литературы с музыкой. I. Артикуляционная разминка. Запишем и выучим новую скороговорку, например:
По поясам пояски, по пояскам поясочки.
Добиваемся четкой артикуляции при различных интонациях. II. Язык сказа Словарная работа — Дома вы самостоятельно перечитывали сказ «Медной горы Хозяйка» П. П. Бажова. Чем интересен для вас этот сказ? Сказ Бажова «Медной горы Хозяйка» интересен тем, что в нем с обычным человеком происходят необыкновенные события. Необыкновенный язык погружает нас в атмосферу русской старины. — Давайте поработаем со смыслом слов и выражений этого сказа, проверим выполнение домашнего задания. Оба в горе робили — оба работали в шахте на руднике, добывали малахит. B там протча, что подойдет — и другие, прочие породы, которые встречались в шахте. Этот и вовсе изробленный — измученный, заболевший от непосильной работы. Девка небольшого росту, из себя ладная — невысокая красивая девушка. Артуть-девка — девушка, подвижная, как ртуть. Слово молвить — сказать что-нибудь. Виду не оказывает — не показывает виду. Парню забедно стало — парню обидно стало. Я в горе роблю — я в шахте на руднике работаю. На глазах таял — худел, бледнел, становился все более болезненным. Молвил — сказал, произнес. Обзарился — позарился. Перст — палец. Посмеяться ладил — хотел, намеревался посмеяться, поиздеваться. Здоровьем хезнул — стал чахнуть, болеть. Хворал — болел. С помощью этих слов и выражений писатель передает местные особенности и народный характер речи. Выразительное чтение Чтобы дети ощутили колорит языка, поработаем над выразительным чтением описания Малахитницы (от слов: «В лесу-то хорошо» — до слов: «Весело, видно, ей», с. 54—55 учебника). Несколько ребят вслед за учителем прочитают этот отрывок, добиваясь верной интонации. Несколько комментариев, которые помогут детям вслушаться в текст. Поют-радуются — повтор, как в русской народной сказке. От земли воспарение, дух легкий — в теплую сухую погоду легкий воздух насыщен ароматами земли, трав. Разморило — люди расслабились, их потянуло в сон. Ровно... толкнул — словно толкнул. На грудке руды — на руде, сложенной в груду, на куче. А по косе видать — девка — косы носили девушки, замужние женщины по обычаю убирали волосы, покрывали их головным убором. Ссизачерная — сизо-черная, черная с сизым, синим отливом. Сквозь светеют — святятся насквозь. Уж такое крутое колесо — очень подвижная, непоседливая. Лопочет — быстро и негромко говорит что-то. По-каковски — на каком языке. Только смешком все — все слова говорит с усмешкой, с коротким смехом. III. Реальность и фантастика в сказе. Честность, добросовестность, трудолюбие и талант главного героя Беседа — Что фантастично, что реально в этом сказе? Реально крепостное право, реальна работа горняков до изнеможения («Этот и вовсе изробленный»), трусливые и жестокие приказчики и надзиратели («Известно, какое время было, — крепость. Всяко галились над человеком»). Бажов описывает домашнее хозяйство рабочих и тяжелые условия труда в забое. Фантастична встреча с Хозяйкой Медной горы, ее превращение в ящерицу, путешествие Степана в глубь горы, помощь в забое волшебных ящерок. — Что предложила сделать Малахитница Степану? Что понравилось Хозяйке в Степане Петровиче? (2-й вопрос, с. 64 учебника.) Хозяйка предложила парню передать свое повеление приказчику, который распределял горняков на работы. Высказать такие слова, даже от имени Хозяйки, мог решиться только очень смелый человек. Хозяйке Медной горы понравилось в Степане Петровиче то, что он не показал виду, что испугался, когда увидел Хозяйку, смело разговаривал с ней. Ему было «стыдно перед девкой хвастуном себя оказать», и он выполнил обещание, сказал приказчику, что Хозяйка велела. Когда Хозяйка Медной горы привела его свои богатства показывать, он «не обзарился» на эти богатства, «не променял свою Настеньку на каменну девку». — Как исполнила Хозяйка свои обещания? (3-й вопрос.) Когда Степана приковали в забое, она подбрасывала ему хороший малахит, помогла освободиться из крепостного состояния, затем помогла найти нужные глыбы для столбов. — Как закончилась жизнь Степана? (4-й вопрос, с. 65.) Степан выдержал первые два испытания, но не смог выполнить третье — не смог забыть Малахитницу. Он начал болеть, купил ружье, чтобы ходить будто бы на охоту, и стал ходить к тому месту, где первый раз встретил Хозяйку Медной горы. Однажды осенью ушел и домой не вернулся. Потом его нашли мертвого. — Какими словами вы можете охарактеризовать Степана? Ученики назовут Степана честным, смелым, трудолюбивым, гордым, верным, хорошим мастером, человеком с чистой душой. Может быть, именно поэтому полюбила его Медной горы Хозяйка. Литература и изобразительное искусство — Рассмотрите рисунок палехских художников к сказу (с. 57). Что вы помните о палехской лаковой миниатюре? — Что изображено на рисунке? Чем вам нравится эта иллюстрация? Урок продолжает учитель музыки. 1.Русский композитор П.И. Чайковский, как и П. Бажов жил и работал на Урале. Мы сегодня будем слушать его пьесу из сборника «Детский альбом».(учитель рассказывает об истории создания альбома).
2.Прослушивание альбома П.И.Чайковского.Послушайте музыку и скажите какая это музыка?
-Кто исполняет музыку? (ответы учащихся).
_Что роднит музыку и сказы П.Бажова?Каким настроением наполнена музыка?Слушая музыку ,вы представили какие картины из призведения П.Бажова? (ответы учащихся.)
Итог урока подводит учитель литературы