ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА И ИНФОРМАТИКИ «ИНФОРМАЦИЯ, ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ И ТЕКСТ»
Департамент внутренней и кадровой политики Белгородской области
ОГАОУ СПО «Белгородский правоохранительный колледж
им. Героя России В.В. Бурцева»
Интегрированный урок русского языка и информатики
«информация, информационные процессы и текст»
Преподаватель информатики и ИКТ Шеметова Л.В.
Преподаватель русского языка и литературы Ларченко Н.С.
Белгород, 2014
Интегрированный урок информатики и русского языка
Тема урока: Информация, информационные процессы и текст
Учитель русского языка: Ларченко Нина Сергеевна
Учитель информатики: Шеметова Людмила Васильевна
Тип урока: интегрированный урок информатики и русского языка
Оборудование: ПК; операционная система Windows 7, текстовый редактор Microsoft Word
Файлы с печатным материалом:
электронные тесты «Смысловая и композиционная целостность текста» ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]);
«Комплексная работа с текстом»
лист самоконтроля
технологическая карта «Практическая работа в текстовый редактор Microsoft Word»
видеоролик
презентация
карточка с домашним заданием
Цели:
Учебная:
По русскому языку
обобщить и закрепить знания учащихся о тексте как единице языка;
совершенствовать умения и навыки учащихся по теме «Комплексный анализ текста»;
способствовать формированию понятия о речевой деятельности человека;
постепенно готовить учащихся к сдаче ЕГЭ по русскому языку.
По информатике
способствовать формированию понятия об информационной деятельности человека;
обобщить и закрепить знания учащихся об информационных процессах;
способствовать формированию практических умений и навыков работы в текстовом редакторе Microsoft Word:
использовать основные операции с фрагментом текста (копирование, перемещение, удаление);
форматировать символы (установка основных и дополнительных параметров);
форматировать абзацы;
сохранять текстовый документ на носитель.
Развивающая:
развивать творческие и познавательные способности учащихся через знакомство с информационными процессами;
формировать у учащихся готовность к информационно-учебной деятельности, выражающейся в их желании применять средства информационных технологий в любом предмете для реализации учебных целей и саморазвития;
формирование общеучебных, общелогических, информационно-коммуникативных умений;
способствовать повышению мотивации учения, формированию познавательного интереса учащихся и рассмотрению явлений с нескольких сторон;
способствовать развитию речи, формированию умения учащихся сравнивать, обобщать, делать выводы.
Воспитывающая:
Способствовать формированию у учащихся целостной картины мира;
Воспитывать устойчивый интерес к изучаемым предметам, положительное отношение к знаниям;
расширять кругозор, способствовать формированию разносторонне развитой, гармонически и интеллектуально развитой личности;
воспитывать любовь к родному языку и русской культуре.
План урока:
Содержание
Время
Организационный момент:
Приветствие;
Отметить присутствующих.
1мин.
Актуализация изученного материала:
Просмотр видеоролика.
Постановка целей.
Опрос учащихся по теме «Информационные процессы» (информатика).
10 мин.
Повторение и обобщение знаний по теме «Текст» (русский язык):
Фронтальный опрос.
10 мин.
Компьютерный практикум:
Работа по тесту «Смысловая и композиционная целостность текста».
«Комплексный анализ текста»;
Редактирование, форматирование, сохранение текстового документа.
20 мин.
Подведение итогов урока. Рефлексия.
2 мин.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].
2 мин.
Ход урока:
Организационный момент: приветствие, проверка готовности к уроку, отметить присутствующих.
Актуализация изученного материала:
Просмотр видеоролика. Определение темы урока (Слайд1). Цели урока (слайд2).
Учитель информатики:
- Значимость изучаемой темы «Информация и информационные процессы» велика. Сегодня хотелось бы с практической стороны обобщить и повторить ещё раз основные понятия темы «Информация и информационные процессы».
В видеоролике речь шла о информационном кризисе.
Информационный кризис – это возрастающее противоречие между объёмом накапливаемой информации в обществе и ограниченными возможностями её переработать.
По оценкам специалистов в настоящее время количество информации, циркулирующее в обществе, удваивается каждые 8-12 лет.
Слайд 3
Чтобы справиться с такой лавиной информации, недостаточно возможностей человеческого организма.
Сформировались новые научные дисциплины – информатика, кибернетика, бионика, робототехника и др., имеющие своей целью изучение закономерностей информационных процессов.
Слайд 4
- Что такое информация?
Ученики:
- Чёткого определения дать нельзя. Термин «информация» произошёл от латинского слова «informetio», означающее разъяснение, изложение, осведомлённость. В обычной жизни под информацией понимают всякого рода сообщения, сведения о чём-либо, которые получают и передают люди.
Учитель информатики:
- Что такое информационные процессы?
Ученики:
- Определение: Процессы, связанные с изменением информации или действиями с использованием информации, называют информационными процессами.
Слайд 5
- Назовите основные виды информационных процессов
обработка информации;
хранение информации;
передача информации.
Слайд 6
Учитель информатики:
- Что такое информационная деятельность человека?
Ученики:
- Определение: Деятельность человека, связанную с процессом сбора, представления, обработки, хранения и передачи информации, называют информационной деятельностью.
Слайд 7
Учитель информатики:
- Что мы понимаем под обработкой информации?
Ученики:
- Определение: Обработка (преобразование) информации – это целенаправленный процесс изменения содержания и формы представления информации. Обработка информации производится каким-то субъектом или объектом (например, человеком или компьютером) в соответствии с определенными правилами. Его называют исполнителем обработки информации. Информация, которая подвергается обработке, представляется в виде исходных данных.
Слайд 8
Учитель информатики:
- Для того чтобы информация стала достоянием многих людей и могла передаваться последующим поколениям, она должна быть сохранена.
-Что мы понимаем под хранением информации?
Ученики:
- Определение: Сохранить информацию – это значит тем или иным способом зафиксировать её на некотором носителе.
Слайд 9
Учитель информатики:
- Хранение информации всегда связано с её носителем:
Бумага - основной носитель, так как обладает свойствами дешевизна, прочность, долговечность, удобство нанесения знаков;
Электронные носители (получили широкое распространение в наши дни);
Человеческая память - важное хранилище информации. Основное свойство человеческой памяти: если не закреплять знания постоянными упражнениями, то информация быстро забывается.
Учитель информатики:
-Передача информации – один из важных информационных процессов.
Информацию можно передавать от источника к приёмнику по каналу связи.
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
Универсальным средством передачи информации являются компьютерные сети.
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
Слайд 10,11
Учитель информатики:
-Чтобы информацию передать и сохранить, ей нужно придать форму, т.е. представить в виде рисунка, числа или текста. Для этого, на протяжении всей своей истории человечество использовало разнообразные знаки.
- Развитие информатики, необходимость общения человека с машиной заставила учёных специально обратиться к исследованию речевой деятельности. У информатики и лингвистики очень много общего. Так, например, язык – это знаковая система. А самой крупной единицей языка является текст.
Повторение и обобщение знаний по теме «Текст» (русский язык):
Учитель русского языка:
- Дайте определение: что такое текст?
Учитель читает отрывок из произведения К.Г.Паустовского «Корзина с еловыми шишками». Доказать, что это текст.
- Мы живём в мире текстов, они нас окружают, мы их читаем, слушает, изучаем, создаём сами, когда говорим, пишем Текст – это наша речь, это жизнь нашего языка. И именно на уровне текста можно увидеть, как совпадает информационная и речевая деятельность человека.
Слайд 12
Информационная деятельность человека
Виды речевой деятельности
Обработка информации
Сворачивание текста.
Выявление авторской позиции.
Интерпретация текста (развёрнутый ответ на вопрос с обоснованием собственной позиции).
Хранение информации
Запись текста на носитель.
Передача информации
Слушанье, чтение текста.
- Текст – это речевое произведение, и, чтобы получить больше информации из текста, нужно глубоко осмыслить содержание текста, увидеть связь его содержания и формы (т. е. фонетический, морфологический, лексический, синтаксический уровень). Тексту как единице языка уделяется большое внимание в ваших учебниках, также это нашло отражение в экзаменах ЕГЭ – 11 класс.
- Рассмотрим тест «Смысловая и композиционная целостность текста».
Слайд 15,16
IV. Компьютерный практикум
1. Смысловая и композиционная целостность текста
Прочитайте текст и выполните задания 1-5.
А. Только при сопоставлении правды и поэтического вымысла поэта мы узнаем, как философствовал он над своей жизнью.
Б. Мы получаем возможность проникать в духовную жизнь А.С. Пушкина, вскрывая психологические ходы в его творчестве, умея отделить в нем «правду» от «вымысла», вычисляя углы, под которыми жизнь преломляется в его поэзии.
В. Постигая авторские зашифровки, мы обретаем неизъяснимую радость.
Г. Потому-то биография Пушкина всегда привлекала внимание исследователей, что они видели в ней вернейший и единственный ключ к пониманию его творчества.
Д.
1.В каком порядке должны следовать предложения, чтобы получился текст(
1) Б, Г, А, В 2) В, Г, Б, А 3) Б, А, В, Г 4) В, Б, А, Г
2. Какое предложение должно стоять пятым на месте пропуска(
1) Философская лирика занимает особое место в творчестве А.С.Пушкина.
2) Для нас открывается новая истина, такая простая и вместе с тем такая сложная.
3) Эта радость – возможность слышать его суд над собой и миром.
4) На все благородное Пушкин дал благородный отзвук.
3. Какое слово или сочетание слов является грамматической основой в одном из предложений(
1) узнаем
2) получаем возможность
3) умея отделять
4) жизнь преломляется
4. Найдите сложноподчиненное предложение с придаточным изъяснительным предложением, начертите в тетради его схему.
1) А 2) В 3) Б 4) Г
Слайд 17
- В качестве закрепления выполните компьютерный практикум на материале «Комплексный анализ текста».
2. Комплексный анализ текста
Прочитайте текст и выполните задания 1-9..
(1) С именем Пушкина связывается представление о рубеже в истории развития русского литературного языка.
(2) И в самом деле, трудно понять одну сторону итогов деятельности Пушкина, не считаясь с другой.
(3) Характерно, что в юбилей 1937 года родилось определение исторической роли Пушкина, отразившееся на направление изучения его творчества: «Пушкин – создатель русского литературного языка, родоначальник новой русской литературы».
(4) В этой формуле объединены две стороны творчества Пушкина: он выступает одновременно и как деятель литературы, и как преобразователь литературного языка, причём обе стороны его творческой деятельности воспринимаются в неразрывном единстве.
1. Озаглавьте текст
2. Доказать, что это текст
3. Тема текста –
4. Идея текста –
5. Тип речи –
6. Стиль речи –
7. Найти изобразительные средства языка:
8. Какое утверждение противоречит содержанию текста? (подчеркнуть)
Пушкин – преобразователь русского литературного языка.
Пушкин – родоначальник новой русской литературы.
Историческая роль Пушкина определяется только тем, что он сделал как поэт.
Изучать творчество Пушкина – это значит исследовать все стороны его деятельности.
9. Укажите словосочетание, в котом есть управление (выделить цветом)
литературный язык;
одновременно выступает;
неразрывное единство;
деятель литературы.
V. Итог урока.
Учитель информатики:
- Ребята, возьмите лист самоконтроля и оцените свою учебную деятельность на сегодняшнем уроке. Вам предлагается в определённой ячейке также оценить форму урока: поставьте свою оценку или впишите краткий отзыв.
Рефлексия (в виде составления синквейна) Слайд 18
VI. Домашнее задание
Слайд 19
Учитель русского языка:
- Ребята, посмотрите, пожалуйста, карточку с домашним заданием. На интегрированном уроке и Д/з тоже будет интегрированным. Я предлагаю вам написать небольшое сочинение-рассуждение на одну из тем:
- Прочитаем эти темы.
- Но представить текст нужно в электронном варианте, согласно тем форматам, которые задала вам Людмила Васильевна (учитель информатики). Когда вы сдадите работу, то получите оценку по русскому языку – за сочинение, по информатике – за работу по редактированию и форматированию текста в текстовом редакторе.
Модель обработки информации
Исполнитель
Результаты
Правила обработки
Канал связи
приёмник
источник
Защита от помех
Помехи
Приемник
Декодирующее устройство
Кодирующее устройство
Источник
Исходные данные
Приложение 1.htmћ
·
·
·
·ХОД 12 УРОКА.docЗаголовок 115