Конспект урока по информатике Информация и её свойства. Информационные процессы
Тема урока: Информация и её свойства. Информационные процессы.
Цели занятия:
Обучающие:
Знание – студент знает определение информации, информационных процессов, свойств информации.
Понимание – студент имеет представление о применение данной темы в повседневной жизни.
Применение – студент применяет изученный материал при выполнении практической работы.
Развивающие
Анализ – студент сравнивает ранее полученные знания с новыми, понимает необходимость и актуальность изучения данной темы.
Синтез – студент умеет применять знания в конкретной ситуации, правильно формулировать задачи и излагать мысли.
Воспитательные:
Оценка – студент выделяет ошибки в рассуждениях, научился отвергать ненужную или неверную информацию, учится критически мыслить.
Тип занятия: комбинированный.
Время: 70 мин.
Оборудование: класс ПК, мультимедийный комплекс, доска, маркер.
Оснащение: операционная система Microsoft Windows 7, программы: WordPad, Paint, PowerPoint.
Литература: Шауцукова Л.З. «Информатика», Иванова И.А. «Информатика», Шелепаева А.Х. «Поурочные разработки по информатике».
План урока
Оргмомент
Актуализация ранее полученных знаний
Изучение нового материала
Практическая часть
Подведение итогов
Д/з
Ход урока
Оргмомент:
- работа с журналом;
- объявление плана, темы и цели урока.
Ранее, выполняя п/р, мы создавали файлы, документы, которые содержали различную информацию, т.е. работали с информацией не зная конкретного, точного определения данного термина.
Сегодня на занятии мы выясним, что же такое информация и информационные процессы, в каком виде может быть представлена, какими свойствами обладает, а также научимся использовать данные информационные процессы на практике.
2. Актуализация ранее полученных знаний – письменная работа:
Вопрос Ответ
1. Как называется стандартная программа Windows, предназначенная для создания, редактирования и сохранения текстового документа, с возможностью вставки графических объектов? WordPad
2. Как называется стандартная программа Windows, предназначенная для создания, редактирования и сохранения растрового графического файла? Paint
3. Как называется стандартная программа Windows, предназначенная для выполнения как простых арифметических вычислений (сложения, вычитания, деления, умножения), так и более сложных (нахождение логарифмов, факториалов и т.п.)? Калькулятор
4. Как называется видоизменение документа (т.е. изменение типа, размера и цвета шрифта, начертания и т.п.)? Форматирование
5. Какое начертание использовалось в данном вопросе? Курсив, полужирный
6. Установите соответствие между выравниванием и пиктограммой:
1) А) по ширине
2) Б) по центру
3) В) по левому краю
4) Г) по правому краю 1) В
2) Б
3) Г
4) А
7. Как называется верхняя строка в программе, содержащая название документа, программы и кнопки управления окном? Строка заголовка
8. Какой параметр для текста можно установить при помощи верхнего маркера линейки? Отступ красной строки
3. Изучение нового материала (лекция).
- Что вы понимаете под информацией? (новости, сведения, новые знания и т.д.)
- А теперь подумайте, почему явление одно, а называют ее разными словами? Наверно потому, что до сих пор не могут определиться, что же такое информация.
- Давайте, понаблюдаем то, что мы видим за окном. Что вы можете сказать о природе?
(Наступила зима.)
- Но, почему Вы решили, что наступила зима? (Выпал снег, заморозки.)
- Но ведь нигде не написано, что это признаки зимы. (Но мы знаем, что все это означает, что наступила зима.)
- Поэтому и получается, что, то знание, которое мы извлекаем из окружающей действительности и есть информация.
Самое простое представление об информации как о сведениях и командах, мы получаем в обыденной жизни. Для получения сведений мы ходим в школу, колледж, на работу и общаемся с другими людьми.
Информация – сведения об объектах и явлениях окружающей среды, их свойствах и состоянии, которые уменьшают степень неопределённости о них.
Одно и тоже информационное сообщение может содержать разное количество информации для разных людей в зависимости от их накопленных знаний, от уровня понимания этого сообщения и интереса к нему.
Для человека информацией являются не только факты, сведения, но и эмоции, жесты, мимика и т.д.
Информация может существовать в виде:
– текстов, рисунков, чертежей, фотографий;
– световых или звуковых сигналов;
– радиоволн;
– электрических и нервных импульсов;
– магнитных записей;
– жестов и мимики;
– запахов и вкусовых ощущений.
Схема классификации информации.
По способу восприятия (у человека 5 органов чувств):
Зрительная (текстовая, графическая);
Слуховая (речь, музыка, звуковые сигналы);
Вкусовая (горький, сладкий, кислый и т.д.);
Тактильная (осязательная – информация о качестве предмета - гладкий, шершавый, и его состоянии - холодный, горячий и т.д.);Обонятельная (информация о запахах окружающего мира).
Человек получает информацию о внешнем мире с помощью своих органов чувств (анализаторов):
90% - зрительная;
9% - слуховая;
1% - остальные органы чувств.
По форме представления информации:
Текстовая;
Числовая;
Графическая;
Музыкальная.
Свойства информации.
Информация обладает следующими свойствами:
– достоверность
– полнота
– ценность
– своевременность
– доступность
– краткость и т.д.
В течение всей жизни человек постоянно воспринимает информацию: он видит, слышит, обладает органами чувств, он может получить информацию и от собственных внутренних органов, например, почувствовав голод. Точно так же информацию могут воспринимать и животные, и насекомые, и специальные технические средства, такие как роботы и автоматы. Они могут получать, хранить, передавать и перерабатывать информацию.
Информацию можно: создавать, передавать, воспринимать, использовать, запоминать, принимать, копировать, преобразовывать, обрабатывать, делить на части, упрощать, хранить, искать, разрушать и т.д.Все эти процессы, связанные с определёнными операциями над информацией, называют информационными процессами.
Рассмотрим основные информационные процессы.
1) Получение информации.
Получение информации - восприятие различных свойств объектов, явлений и процессов окружающей среды (человек воспринимает информацию с помощью пяти органов чувств).
2) Хранение информации.
Чтобы полученную информацию можно было использовать, причем многократно, её необходимо уметь сохранять.
Хранение информации – это способ распространения информации в пространстве и времени.
Процесс хранения информации имеет большое значение в жизни человека и подвергается постоянному совершенствованию.
3) Поиск информации.
Поиск информации - извлечение хранимой информации из хранилища.
Методы поиска информации:
непосредственное наблюдение;
общение со специалистами;
чтение литературы;
просмотр видео, телепрограмм;
запрос к информационным системам, базам данным;
работа в библиотеках и т.д.
4) Передача информации.
Передача информации - распространение от источника к потребителю информации.
В процессе передачи информации обязательно участвует источник и приемник информации.
5) Обработка информации.
Обработка информации – это преобразование информации из одного вида в другой.
6) Защита информации.
Защитой информации называется предотвращение несанкционированного доступа к ней с целью ее недозволенного использования, изменение или разрушение.
4. Практическая часть
Тема: Изучение информационных процессов с помощью приложений Windows.
Цель работы:
Научиться использовать (применять) на практике различные информационные процессы, закрепить навыки работы в текстовом редакторе Word Pad, графическом редакторе Paint.
Воспитывать аккуратность при работе за компьютером и развивать познавательный интерес, самоорганизованность.
Оборудование:
Компьютеры, программа Word Pad, Paint, практическое задание.
Методические указания
Расположите пальцы рук в основном ряду клавиатуры, большие пальцы положите на ПРОБЕЛ.
Выполняя упражнения по набору текста, старайтесь не снимать пальцы рук с клавиатуры.
Для сохранения документа выбрать команду Сохранить Указать нужную папкуВвести имя файла (расширение присвоится программой автоматически)нажать кнопку Сохранить.
Ход работы
Откройте программу Word Pad (Пуск Все программыСтандартные Word Pad).
Установите параметры:
шрифт - Times New Roman,
цвет – синий,
размер – 14,
выравнивание – по ширине,
отступ первой строки – 1,25см,
межстрочный интервал – 1,5.
Введите следующий текст:
Товароведение - это наука о свойствах, получении и испытании товаров, а также об их экономическом значении.
Сохраните документ под именем информационные процессы.rtf в папке группы 2911
Откройте папку группы 2911 (расположение D:\Студент\1КУРС\2911): а) откройте файл товаровед.rtf, выполните копирование информации из этого файла в файл информационные процессы.rtf
б) выполните форматирование скопированного фрагмента согласно образцу:
Товаровед — это специалист, который знает о товаре все: сырье, лежащие в основе его производства, способы изготовления, условия и технологию хранения, методы реализации, а так же весь набор потребительских свойств.
По этой специальности даются обширные знания о происхождении, безопасности, экологичности и других потребительских свойствах, назначении, особенностях использования, правилах кодирования различных товаров.
Откройте с помощью программы Paint файл мозаика.png (расположение D:\Студент\1КУРС\2911). При помощи панели инструментов (действий - повернуть, отразить) соберите пазл.
Замечание: оригинал картинки находится в файле оригинал. png.
Выполните копирование полученного изображения в конец документа информационные процессы.rtf . Сохраните документ.
Результат покажите преподавателю.
5. Подведение итогов.
6. Д/з – конспект.