Рабочая программа по технологии , направление Технология ведения дома 6 класс, ФГОС.


Муниципальное образовательное учреждение
« Средняя общеобразовательная школа № 9 им. П.А. Столыпина
г. Балашова Саратовской области»
«Рассмотренно»
На заседании ШМО
протокол заседания № ___
от «___»________20___г.
«Согласовано»
Зам. директора
по УВР МОУСОШ №9
О.В. Смирнова.______________
«Утверждаю»
Директора МОУСОШ№ 9
А.Г. Рыжков _______________
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАПО ТЕХНОЛОГИИ
6 класс
.
учитель Куракина Елена Анатольевна
-12001568580
2014 - 2015 учебный год

Пояснительная записка
к рабочей программе «Технология» для 6 класса.
Направление «Технология ведения дома».
Данная рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов:
Закон об образовании.
ФГОС ООО ( приказ М ОРФ № 1897 от 17.12.2010 года).
Примерная программа по учебному предмету «Технология» для основного общего образования.
Авторская программа Синица Н.В., Тищенко А.Т., -М: Вентана-Граф 2012 год.
Основная образовательная программа МОУ СОШ № 9 им. П.А. Столыпина на2014-2015 учебный год.
Федеральный перечень учебников рекомендованных МО и науки РФ к использованию в образовательном учреждении.
Санитарно-эпидимиологические требования к условиям организации обучения в образовательном учреждении № 2.4.2 2821-10.
Требования к оснащению образовательного процесса ( приказ МОН РФ № 986 от 04.10.2012 года)
Данная рабочая программа является составной частью базисного учебного плана и образовательной программы МОУ СОШ № 9 за 2014-2015 учебный год. Она позволяет осуществить технологическое образование учащихся 6-х классов по ФГОС.
Основной целью технологической подготовки школьников в системе общего образования является формирование представлений о современном производстве и распространенных в нем технологиях, освоения необходимых в повседневной жизни базовых приемов ручного и механизированного труда с использованием различных инструментов и машин, применение в повседневной жизни этих знаний.
Кроме этого решаются следующиезадачи:
- развитие культуры труда, воспитание трудовых качеств личности;
- ознакомление с алгоритмами и методами решения организационных и технико-технологических задач;
- оценивание своих способностей и готовности к труду в конкретной предметной деятельности.
Рабочая программа разработана по направлению «Технологии ведения дома» составлена с учетом полученных учащимися в 5 классе технологических знаний и опыта трудовой деятельности, интересов учащихся и их родителей, наличием учебно-методического материала (демонстрационный и раздаточный материал по кулинарии, художественным ремеслам, созданию изделий из текстильных материалов, творческой деятельности), информационного (наличие кабинета с ПК,библиотечки, образцов лучших проектов), материально-технического обеспечения гимназии (оборудование и посуда для кулинарии, швейные машины, гладильная доска и утюг, раздаточные инструменты).
В 6 классе базовыми разделами программы по направлению «Технология ведения дома» являются:
№ п\пНаименование раздела Количество часов
Технология домашнего хозяйства 3
Кулинария 14
Создание изделий из текстильных материалов 22
Художественные ремесла 8
Технология опытнической и исследовательской деятельности 21
Итого 68
Раздел «Технология домашнего хозяйства»включает в себя тему «Интерьер дома», где учащиеся с учетом запросов и потребностей семьи и санитарно-гигиенических требований выполняют эскиз интерьера дома, развивая тем самым свои творческие способности. Дается информация об оформлении интерьера дома цветами.
Раздел предусматривает практические работы:
Декоративное оформление интерьера( мульт. презентации , эскиз, рисунок);
Пересадка комнатных растений.
Изготовление макета оформленияокон.
В разделе «Кулинария»изучаются санитарно-гигиенические требования к лицам, приготовляющим пищу,
к приготовлению пищи,хранению продуктов и готовых блюд.Безопасные приёмы работы на кухне. Правила безопаснойработы с газовыми плитами, электронагревательными приборами, горячей посудой и жидкостью, ножом и приспособления ми.Первая помощь при порезах и ожогах паром или кипятком.
Изучаются питательные вещества в продуктах питания и их значение. Знакомятся с технологией приготовления
блюд из рыбы и морепродуктов, мяса. Знакомятся с особенностями сервировки стола к обеду, правилами поведения за столом.При этом учащимися решаются задания эстетической и экологической направленности, формируются устойчивые безопасные приемы труда.
Раздел предусматривает лабораторно-практические и практические работы:«Определение свежести рыбы»,
«Приготовление и оформление блюд из рыбы, морепродуктов, мяса, мяса птицы », «Приготовление и
оформление первых блюд», «Разработка меню обеда. Сервировка стола к обеду».
В данном разделе предусмотрено выполнение проекта «Воскресный обед в кругу семьи».
.
Раздел «Создание изделий из текстильных материалов»знакомит учащихся с техническими возможностями современных швейных машин, с новыми волокнами и тканями, обладающими новыми технологическими свойствами, овладевают всеми этапами изготовления швейного изделия от эскиза до определения качества готового изделия.
Правила безопасной работы на швейной машине и при влажно- тепловой обработке.
Раздел предусматривает лабораторно-практические и практические работы:«Определение направления долевой нити в
ткани», «Определение лицевой и изнаночной сторон в ткани», « Изучение свойств текстильных материалов из химических волокон», «Снятие мерок и изготовление выкройки проектного изделия», «Моделирование швейного изделия», «Изготовление проектного изделия ».
Предусмотрено выполнение проекта «Одежда для дома», «Наряд для семейного обеда».
Раздел «Художественные ремесла»знакомит с понятием «декоративно-прикладное искусство». Традиционные и
современные виды декоративно-прикладного искусства.
Данный раздел знакомит с краткими сведениями из истории вязания крючком и спицами. Материалы длявязания, подготовка их к работе , технология изготовления изделия крючком и спицами.
Лабораторно-практические и практические работы:
«Изготовление образцов узоров», «Изготовление проектного изделия в технике
вязания»
Предусмотрено выполнение проекта: «Вяжем крючком или спицами(аксессуары)».
Раздел «Технология творческой и опытнической деятельности» включает выполнение учащимися 6 классов творческих проектов: проведение разработки проекта, оформление пояснительной записки, презентации защита проекта.
Раздел изучается дозировано (интегрировано) с другими разделами рабочей программы, а также как самостоятельный раздел.
Примерные темы творческих проектов учащихся 6 класса:
1. Модная сумка, косметичка, чехол для телефона (вязание крючком, спицами).
2. Изготовление плечевого швейного изделия (туника, платье-халат, одежда для сна и отдыха)
3. Изготовление вязаной салфетки.
4. Праздничныйобед в кругу семьи.
5. Изготовление подарка ( сувенира).
На уроках технологии у обучающихся реализуются следующие УУД:
Регулятивные УУД:принятие учебной цели, выбор способов деятельности, планирование организации контроля труда, организация рабочего места, выполнение правил гигиены учебного труда.
Познавательные УУД: сравнение, анализ, систематизация, практическая работа, усвоение иеформации с помощью ПК, работа со справочной и дополнительной литературой.
Коммуникативные УУД: умение отвечать на вопросы, рассуждать, описывать явления, действия, умение выделять главное, слушать и слышать собеседника, учителя, задавать вопросы на понимание и обобщение, умение взаимодействовать в группе.
Личностные УУД: самопознание, самооценка, личная ответственность, адекватное реагирование на трудности.Необходимо отметить, что в содержании рабочей программы для 6 класса, сквозной линией проходят вопросы экологического, эстетического, здоровьесберегающего воспитания обучающихся, а также знакомство с различными профессиями.
Все уроки, где предусмотрено выполнение лабораторно-практических и практических работ, проходят с предварительным инструктажем по технике безопасности.
При реализации рабочей программы будут использоваться такие методы обучения, как поисковый, частично-поисковый, проблемный, исследовательский, проектный, репродуктивный, объяснительно-иллюстративный, и ИКТ технологии.
Для реализации даннойпрограммы используются методы воспитания качеств личности:
формирование (воспитания качеств личности), сознание через убеждение ( диспут, эстетические, эвристические беседы, разъяснение, инструктаж);
методы организации деятельности ( поручение, общественное мнение, упражнение, педагогические требования);
методы стимулирования ( похвала, поощрение, соревнование, показ лучших работ, личный пример).
Типы уроков: комбинированный, урок изучения нового материала, урок совершенствования ЗУН, урок обобщения и систематизации ЗУН, урок контроля, знаний и навыков.
Виды уроков:урок-беседа, урок-экскурсия, урок-игра, урок-защита проекта.
Форма проведения урока:индивидуальная, фронтальная, групповая.
Для контроля эффективности педагогического процесса и его корректировки, возможность получать объективную оценкуо своей деятельности, как педагога, так и обучающихся, будут применяться следующие виды контроля:
предварительный контроль, для определения уровня подготовленности обучающихся;
текущий контроль, для определения мер эффективности педагогического процесса;
оперативный контроль, для определения промежуточных целей;
итоговый контроль, для выявления результатов уровня достижений при завершении изучения тем, разделов, четверти, учебного года.
Формы контроля: фронтальный (предметные ЗУН), групповой (предметные ЗУН, коммуникативные навыки), индивидуальный ( метапредметные, регулятивные, личностные, предметные ЗУН).
Для реализации видов и форм контроля используются следующие методы:опрос, педагогическое наблюдение, практическое выполнение технологических операций, демонстрация ( показ приемов работы.защита проекта, демонстрация своей деятельности ), тестирование, взаимоконтроль, самоконтроль.
Для контроля метапредметных результатов: входная и итоговая диагностика, анкетирование, наблюдение, групповое интервью.
Средства обучения:
Ксерокопия из 5 класса
Изучение технологий ведения дома обеспечивает достижение личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты.
- проявление познавательных интересов и активности в данной области технологической деятельности;
- развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности;
- бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам;
- готовность к рациональному ведению домашнего хозяйства;
- осознание необходимости общественно полезного труда как условия безопасной и эффективной социализации;
- ознакомление с установками, нормами и правилами научной организации умственного и физического труда.
Метапредметные результаты.
- самостоятельная организация и выполнение работы по созданию изделия;
- приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов по обоснованию технико-технологического и организационного решения; отражение в устной и письменной форме результатов своей деятельности;
- выявление потребностей, проектирование и создание объектов, имеющих потребительскую стоимость;
- выбор для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации;
- согласование и координация совместной познавательно-трудовой деятельности с другими её участниками;
- соблюдение норм и правил безопасности познавательно-трудовой деятельности и созидательного труда.
Предметные результаты.
В познавательной сфере:
- оценка технологических свойств тканей, материалов и областей их применения;
-ознакомление с методами решения организационных и технико-технологических задач;
- распознавание видов, назначения материалов, инструментов и оборудования, применяемого в технологических процессах;
В трудовой сфере:
- планирование технологического процесса и процесса труда;
- подбор материалов с учетом характера объекта труда и технологий;
- проведение необходимых опытов и исследований при подборе тканей, материалов и проектировании объекта труда;
- соблюдение норм и правил безопасности труда, пожарной безопасности, правил санитарии и гигиены;
- обоснование критериев и показателей качества промежуточных и конечных результатов труда;
- выявление допущенных ошибок в процессе труда и обоснование способов их исправления.
В мотивационной сфере:
- оценивание своей способности и готовности к труду в конкретной предметной деятельности;
- стремление к экономии и бережливости в расходовании времени, материалов, денежных средств и труда.
В эстетической сфере:
- разработка вариантов рекламы выполнения объекта труда;
- эстетическое и рациональное оснащение рабочего места с учетом требований эргономики и научной организации труда;
- выбор рабочего костюма и опрятное содержание рабочей одежды.
В коммуникативной сфере:
- формирование рабочей группы для выполнения проекта с учетом общности интересов и возможностей будущих членов трудового коллектива;
- публичная презентация и защита проекта изделия, продукта труда;
В физиолого-психологической сфере:
- развитие моторики и координации движений рук при работе с ручными инструментами и выполнении операций с помощью машин и механизмов;
- достижение необходимой точности движений при выполнении различных технологических операций.
Учебно - тематическое планирование

п/п Разделы и темы Количество
часов Кол-во
часов
I.
Технология домашнего хозяйства.
Вводный урок. Правила поведения в мастерской
Интерьер жилого дома.
Комнатные растения в интерьере.
Мини-проект.(1ч) 3+1 1
2+1
II.
Кулинария
Блюда из рыбы и нерыбных продуктов моря.
Блюда из мяса.
Блюда из птицы.
Заправочные супы.
Сервировка стола к обеду. Этикет.Мини-проект. (1 ч)
Контрольное тестирование «Кулинария». 14+1 4
3
2
2
2+1
1
III.
Создание изделий из текстильных материалов.
Элементы материаловедения.
Свойства текстильных материалов. Химические волокна.
Элементы машиноведения.
Машинная игла( устройство,подбор,установка).
Машинные швы.
Конструирование и моделирование поясных изделий.
Понятие о плечевой одежде (цельнокроеный и втачной рукав)
Снятие мерок. Построение выкройки
Моделирование плечевого изделия
Технология изготовления плечевых изделий.
Подготовка ткани к раскрою. Раскрой изделия
Изготовление швейного изделия
(туника, платье-халат, одежда для сна и отдыха)
Творческий проект «Одежда для дома», «Наряд для семейного обеда»
(4 ч)
Контроль качества готового изделия.
Контрольное тестирование «Изготовление швейного изделия». 22+4 2
4
4
2
12
2
IV.
Художественные ремесла.
Вязание крючком.
Вязание спицами.
Творческий проект «Вяжем крючком или спицами (аксессуары)»(4 ч)
8+4 4
4
V.
Технология творческой и опытнической деятельности.
Понятие о творческой проектной деятельности ( индивидуальные и коллективные проекты) Критерии проекта.
Определение и формулировка проблемы.
Поиск необходимой информации.
Этапы выполнения проекта:
Поисковый ( подготовительный ) планирование.
Технологический
Заключительный (аналитический)
Оформление пояснительной записки. Работа над презентацией.
Защита проекта.
11
(остаток от общих 21 ч) 2
2
2
4
1
Резерв 2 Итого 70 ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ 6 КЛАССОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДАННОЙ ПРОГРАММЕ.
Перечень знаний и умений, формируемых у учащихся
Учащиеся должны знать:
• санитарные требования к помещению кухни и столовой; правила работы с горячими маслами и
жирами, мытья посуды;
• правила санитарии, гигиены, безопасной работы с колющим и режущим инструментом, сэлектрооборудованием, электронагревательными приборами;
• общие сведения о значении минеральных солей и микроэлементов в жизнедеятельности
организма, о кулинарном значении, питательной ценности и химическом составе рыбы и мяса; способы
определения качества рыбы и мяса, способы первичной обработки рыбы и мяса, способы сохранения этих продуктов,
способы тепловойобработки рыбы и мяса, технологию приготовления блюд из рыбы и мяса;
• способы получения тканей из химических волокон, свойства химических волокон, нитей и тканей на их основе;
• • эксплуатационные, гигиенические и эстетические требования к домашней одежде,
материалы и отделки, применяемые при изготовлении плечевого швейного изделия с цельнокроеным рукавом, правила снятия
мерок и их условные обозначения, основные приемы моделирования плечевых изделий;
• назначение, условные графические обозначения и технология выполнения машинных швов.
• правила подготовки ткани к раскрою и технологию раскроя ткани, технологическуюпоследовательность обработки
швейного изделия;
• характеристики основных функциональных зон в жилых помещениях, о композиции в интерьере, декоративное оформление
интерьера, применение текстиля в интерьере.
• виды проектов, планирование своей деятельности, достижение целей проекта, этапы проектирования,
подсчет себестоимости проекта, защита проекта.
Учащиеся должны уметь:
• работать с бытовыми электроприборами, с моющими и чистящими химическими веществами, мыть посуду,
применять моющие и дезинфицирующие средства для мытья посуды;
• определять качество рыбы и мяса, проводить их первичную и тепловую обработку, готовить блюда из рыбы и мяса,
оценивать качество готовых блюд;
• определять лицевую и изнаночную стороны и дефекты ткани, долевую нить при раскрое;
• регулировать качество машинной строчки, устанавливать иглу в швейную машину, подбирать иглу
и нить в зависимости от вида ткани;
• снимать и записывать мерки, читать и строить плечевого изделия, моделировать;
• выполнять на швейной машине машинные швы;
• готовить ткань к раскрою, выполнять экономную раскладку выкройки на ткани, производить раскрой изделия,
подготавливать детали кроя к обработке, обрабатывать детали кроя, проводить примерку, определять и исправлять дефекты,
выполнять окончательную отделку и определять качество готового изделия.
• соблюдать правила пользования современной бытовой техникой в доме, швейной машины, утюга, пылесоса, стиральной машины;
• выполнять портфолио проекта и его защиту.
Календарно-тематический план
№ п/п
Тема Кол-во часов Средства наглядности Универсальные
Учебные
действия Предметные результаты Виды, формы контроля Дата
План Факт
1
Вводный урок. Правила поведения в мастерской
1 РазделIТЕХНОЛОГИЯ ДОМАШНЕГО ХОЗЯЙСТВА 3 часа(+1 час из V раздела )2-3 Понятие о композиции в интерьере. Интерьер жилого дома.
Декоративное оформление
интерьера. Применение текстиля в интерьере.
2 Мульт. презентация «Оформление интерьера жилого помещения» 1.Познавательные:
Знакомиться с эргономическими, санитарно-гигиеническими, эстетическими требованиями к интерьеру. Изучать правила оформления интерьера жилого дома.
2.Регулятивные:
Планировать интерьер дома с помощью
шаблонов и ПК.
Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно.
3.Коммуникативные:
Интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество.Уметь взаимодействовать с учителем и коллективом.
4. Личностные:правильно оценивать свою работу, адекватно реагировать на трудности. Находить и представлять информацию по истории интерьера народов мира..Знакомиться с функциональными, эстетическими, санитарно-гигиеническими требованиями к интерьеру Выполнять эскизы декоративного оформления интерьера жилых помещений.
Фронтальная беседа
Фронтальная беседа 4-5 Понятие о фитодизайне, как
искусство оформления интерьера.
Роль комнатных растений в ин терьере. Мини-проект. 2 Мульт. презентация «Комнатные растения в интерьере» Раздел IIКУЛИНАРИЯ 14 часов(+1 час из V раздела )6-7 Введение. Санитарно-гигиенические правила. Инструктаж по технике безопасности при кулинарных работах
Блюда из рыбы и нерыбных продуктов. Технология первичной обработки рыбы 2 Таблица «Первичная обработка рыбы»
1.Познавательные: Соблюдение норм и правил безопасности познавательно-трудовой деятельности и созидательного труда; соблюдение норм и правил культуры труда в соответствии с технологической культурой;
овладение методами эстетического оформления изделий, обеспечение сохранности продуктов труда, дизайнерского проектирования изделий;
стремление к экономии и бережливости в расходовании времени и материалов,; наличие экологической культуры при обосновании объекта труда и выполнении работ.
2.Регулятивные: Выполнение технологических операций с соблюдением установленных норм, соблюдение норм и правил безопасного труда, пожарной безопасности, правил санитарии и гигиены;
оценивание своей способности к труду в конкретной предметной деятельности; осознание ответственности за качество результатов труда;
адекватно воспринимать оценку учителя
3.Коммуникативные:
установление рабочих отношений в группе для выполнения практической работы, осознание ответственности за качество результатов труда;
4. Личностные: оценивание своей способности к труду в конкретной предметной деятельности; осознание ответственности за качество результатов труда;
формирование представление о мире профессий, связанных с изучаемыми технологиями.
Овладение навыками личной гигиены. Знать правила сани-
тарии и гигиены,
ТБ на кухне и ока-
зание первой помо-
щи.
Знать о пищевой ценности рыбы и
других продуктов моря, мяса и мяса птицы их
использование в кулинарии.
Признаки свежести рыбы и мяса, первичная и тепловая обработка рыбы и мяса.
Технология приготовления блюд из рыбы и мяса.
Знать правила сервировки стола к обеду.
Уметь вести себя за праздничным столом, принимать и дарить подарки и цветы. Фронтальная беседа 8-9 Технология приготовления блюд из рыбы и нерыбных продуктов моря. Подача готовых блюд.
Требования к качеству готовых блюд
2 Фронтальная беседа
индивидуальный опрос 10-11 Значение мясных блюд в питании.
Виды мяса и субпродуктов. Признаки доброкачественности мяса. 2 12-13 Технология приготовления
блюд из мяса. Подача к столу. 2 Мультим. презентация
«Виды первичной обработки мяса». беседа 14-15 Ви ды птицы и их кулинарное употребление. Способы определе-
ния качества птицы.
Технология приготовления
блюд из птицы. 2 опрос
контроль качества 17-18 Ви ды заправочных супов. Техно логия приготовления.
. Оформление готового супа и
подача к столу. 2 опрос
контроль качества 19-20 Сервировка столак обеду. Набор столового белья, приборов и
посуды для обеда.
Правила поведения за столом и пользования столовыми прибора ми.Мини-проект. 2 таблица
«Сервировка стола к обеду» 21 Контрольное тестирование «Кулинария» 1 РазделIII СОЗДАНИЕ ИЗДЕЛИЙ ИЗ ТЕКСТИЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ - 22 (+4 часа из V раздела )22-23 Элементы материаловедения.
Свойства текстильных материалов. Химические волокна.Лабораторно-практическая работа « Изучение свойств текстильных материалов из химических волокон»
2 Коллекция волокон, нитей и тканей, мульт. презентация «Химические волокна» 1.Познавательные: Распознавание видов, назначения материалов из химических волокон, инструментов и оборудования, применяемого в технологических процессах; оценка технологических свойств сырья, материалов и областей их применения;
виртуальное и натуральное моделирование технических объектов;
алгоритмизированное планирование процесса познавательной трудовой деятельности;
соблюдение норм и правил безопасности познавательно-трудовой деятельности и созидательного труда; соблюдение норм и правил культуры труда в соответствии с технологической культурой производства;
2.Регулятивные: Оценивание правильности выполнения учебной задачи, собственных возможностей её решения; диагностика результатов познавательно-трудовой деятельности по принятым критериям и показателям;выполнение технологических операций с соблюдением установленных норм, стандартов, ограничений; соблюдение трудовой и технологической дисциплины; соблюдение норм и правил безопасного труда, пожарной безопасности, правил санитарии и гигиены.
3.Коммуникативные:Организация учебного сотрудничества и совместной деятельности с учителем и сверстниками;
4.Личностные:объективное оценивание вклада своей познавательно-трудовой деятельности в решении общих задач коллектива; ответственность за выполняемую работу.
Иметь представление о происхождении волокон, процессах их обработки, прядения и ткачества, свойствах тканей из них.
Иметь представление о происхождении волокон, процессах их обработки, прядения и ткачества, свойствах тканей из них.
Знать свойства тканей из хлопка и льна, профессиях оператора прядильного производства, ткачей.
Уметь оформлять результаты исследования.
Знать область применения прямых стежков. Уметь выполнять прямые стежки.
Знать терминологию ручных работ.
Уметь выполнять влажно-тепловую обработку.
Иметь представ-ление о техни-ческиххарактерис-тиках швейной машины и назначении основных узлов. Уметь организовать рабочее место и знать правила ТБ. Знать правила снятия мерок. Уметь их использовать. Иметь пред-тавление о правилах пользования инст-рументами и принадлежностями, типах линий, масштабе и чертеже. Уметь строить чертеж по описанию.
Иметь преставление о подготовке ткани и выкройки Уметь находить лицевую сторону ткани.
Уметь выполнять шов стачной и вподгибку с закрытым срезом. Уметь обрабатывать срезы кармана. Знать последовательность выполнения настрочного шва, применять этот шов на практике. Уметь выполнять шов вподгибку с закрытым срезом беседа 24-25 Элементы машиноведения.Машинная игла(устройство,подбор,установка).
Инструктаж по технике безопасности .2 беседа
работа по карточкам 26-27 Выполнение машинных швов.
Влажно-тепловые работы. Инструктаж по технике безопасности №5Т
2 Образцы машинных швов, технологические карты практическая работа 28-29 Конструирование и моделирование поясных изделий.
Понятие о плечевой одежде (цельнокроеный рукав)
2 практическая работа 30-33 Снятие мерок. Конструирование чертежа выкройки в М 1:4 и в натуральную величину (туника, платье-халат, одежда для сна и отдыха)
4 Учебный манекен, таблица «Снятие мерок»,мульт. презент.«Построение чертежа в М 1:4» беседа 34-35 Моделирование швейных изделий. Выполнение эскиза швейного изделия
2 практическая работа
тестирование 36-37
Технология изготовления плечевых изделий.
Подготовка ткани к раскрою. Раскрой изделия. 2
Выполнение чертежа 38-39 Соединение деталей кроя.
Подготовка изделия к первой примерке.
2 выполнение чертежа. Самостоятельная работа 40-41 Примерка. Устранение недочетов.
Обработка срезов. 2 42-43 Стачивание деталей, обработка срезов зигзагообразной строчкой. 2 Образцы отделки
швейного изделия Самостоятельная работа 44-45
Обработка срезов подкройной обтачкой (горловина, проймы рукавов) 2 Самостоятельная работа 46-47 Обработка нижнего среза изделия. Окончательная обработка изделия.
Контрольное тестирование «Пошив швейных изделий»
2 Самостоятельная работа
тестирование РазделIVРУКОДЕЛИЕ. ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ РЕМЕСЛА 8 часов (+4 часа из I раздела)
48-49 Вязание крючком .История, инструменты, материалы, схемы, расчет петель. Организация рабочего места при вязании.
2 Мульт. Презентация «Вязание крючком и спицами»
1.Познавательные: Алгоритмизированное планирование процесса познавательной трудовой деятельности; оценивание правильности собственных возможностей, диагностика результатов познавательно-трудовой деятельности по принятым критериям и показателям; оценивание своей способности к труду в конкретной предметной деятельности; осознание ответственности за качество результатов труда.
2.Регулятивные: Умение выражать себя в доступных видах и формах художественно-прикладного творчества; художественное оформление объекта труда и оптимальное планирование работ, подбор материалов с учётом характера объекта труда и технологий; подбор инструментов, приспособлений и оборудования с учётом требований технологии.
3.Коммуникативные: обеспечивать обмен знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений;установление рабочих отношений в группе для выполнения практической работы.
4.Личностные:объективное оценивание вклада своей познавательно-трудовой деятельности в решении общих задач коллектива; ответственность за выполняемую работу.
Знать:
-виды декоративно-прикладного искусства;
-материалы и инструменты для вышивальщицы;
-свойства цвета и элементы построения вышивки.
Знать способы изменения величины рисунка и перевода его на ткань.
Уметь:
-выполнять наброски, эскизы на листе бумаги или с помощью ПК.
Иметь представление о технике пэчворка, орнаменте, симметрии и композиции. Уметь выпонять эскизы, подбирать материалы и инструменты
Знать:
- о необходимости припусков для об-работки, их вели-чине и правилах раскроя деталей;
- правила сборки полотна;
Знать правила соединения подкладки с основой.
Уметь выполнять эти правила. Беседа
Самостоятельная работа 50-51 Приемы выполнения петель. Выполнение простейших узоров по схемам. Оформление образцов в альбом. 2 52-53 Выполнение изделия в технике вязания крючком.
2 Готовые образцы различных рисунков
Опрос
Контроль качества 54-55 Вязание спицами.
История инструменты, материалы, схемы, расчет петель. Организация рабочего места. 2 56-57 Убавление и прибавление петель. Вязание резинки. 2 Самостоятельная работа 58-59 Выполнение изделия в технике вязания спицами.
2 РазделVIIТЕХНОЛОГИЯ ОПЫТНИЧЕСКОЙ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ( остаток 11 часов от 2 часа)
60-61 Понятие о творческой проектной деятельности ( индивидуальные и коллективные проекты) Критерии проекта.
2 1.Познавательные: практическое освоение обучающимися основ проектно-исследовательской деятельности; осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;
2.Регулятивные:
принимать и сохранять учебную задачу, уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки,
адекватно воспринимать оценку учителя;3.Коммуникативные: понимать возможность различных позиций других людей, отличных от собственно, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; уметь задавать вопросы, адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; Овладение методами эстетического оформления изделий, обеспечение сохранности продуктов труда, дизайнерского проектирования изделий; разработка варианта рекламы выполненного объекта.
4.Личностные:оценивание своей способности к труду в конкретной предметной деятельности; осознание ответственности за качество результатов труда;адекватно реагировать на трудности.
Знать примеры творческих проектов пятиклассников. Уметь определять цели и задачи проектной деятельности.
Знать этапы выполнения проекта. Выполнять проект по одному из разделов программы по своему желанию. Уметь оформлять пояснительную записку.
Знать правила оформления презентации.
Уметь выполнять её в программе PowerPoint.
Знать правила и варианты защиты проекта.
Уметь составлять сценарий защиты, защищать проект лаконично, убедительно.
62-63 Определение и формулировка проблемы.
2 64-65 Поиск необходимой информации.
Этапы выполнения проекта:
Поисковый ( подготовительный ) планирование.
Технологический
Заключительный (аналитический)
2 66-67 Оформление пояснительной записки. Работа над презентацией.
.
4 Мульт. презентация
«Портфолио проекта» Выполнение портфолио 68 Защита проектов. 1 Резерв учебного времени 2 Итого в год 70 часов
Содержание учебного предмета «Технология»
Раздел 1.Технология домашнего хозяйства (3 ч+ 1час мини-проектV раздела)
Тема 1. Вводный урок. Правила поведения в мастерской. Знакомство с планом на новый учебный год.
Тема 2. Интерьер жилого дома.
Понятие о жилом помещении: жилой дом, квартира, комната. Зонирование пространства жилого дома. Понятие о композиции в интерьере. Интерьер жилого дома. Современные стили в интерьере. Использование современных материалов и подбор цветового решения в отделке квартиры. Декоративное
оформление интерьера. Применение текстиля в интерьере. Основные виды занавесей для окон.
.
Лабораторно-практические и практические работы.
Выполнение электронной презентации «Декоративное оформление интерьера». Раз работка плана жилого дома. Изготовление макета оформления окон.
Мини-проект «Выполнение эскиза интерьера своей комнаты».
Тема 3. Комнатные растения в интерьере
Понятие о фитодизайне как искусстве оформления интерьера.Роль комнатных растений в интерьере. Приёмы размещения комнатных растений в интерьере. Правила ухода за комнатными растениями. Пересадка и перевалка комнатного растения.
Лабораторно-практические и практические работы.
Перевалка (пересадка) комнатных растений. Уход за растениями в кабинете технологии, классной
комнате, дома.
Мини-проект «Оформление комнаты цветами»
Раздел 2. Кулинария (14ч+ 1 час мини-проектV раздела)
Тема 1. Блюда из рыбы и нерыбных продуктов моря.
Пищевая ценность рыбы и нерыбных продуктов моря. Признаки доброкачественности рыбы. Условия и сроки хранения рыбной продукции. Разделка рыбы. Санитарные требования при обработке рыбы. Тепловая обработка рыбы. Технология приготовления блюд из рыбы и нерыбных продуктов моря. Подача
готовых блюд. Требования к качеству готовых блюд.
Лабораторно-практические и практические работы.
Определение свежести рыбы. Приготовление блюд из рыбы и морепродуктов.
Тема 2. Блюда из мяса
Значение мясных блюд в питании.Виды мяса и субпродуктов. Признаки доброкачественности мяса. Оборудование и
инвентарь, применяемые при механической и тепловой обработке мяса. Виды тепловой обработки мяса. Технология
приготовления блюд из мяса. Подача к столу. Гарниры к мясным блюдам.
Лабораторно-практические и практические работы.
Определение доброкачественности мяса и мясных продуктов. Приготовление блюда из мяса.
Тема 3. Блюда из птицы.
Виды домашней и сельскохозяйственной птицы и их кулинарное употребление. Способы определения качества птицы.
Подготовка птицы к тепловой обработке.Виды тепловой обработки птицы. Технология приготовленияблюд из птицы.
Лабораторно-практические и практические работы.
Приготовление блюда из птицы.
Оформление готовых блюд и подача их к столу.
Тема 4. Заправочные супы
Значение супов в рационе питания. Виды заправочных супов. Технология приготовления щей, борща, рассольника,
солянки, овощных супов и супов с крупами и мучными изделиями. Оценка готового блюда. Оформление готового супа и
подача к столу.
Лабораторно-практические и практические работы.
Приготовление заправочного супа.
Тема 5. Приготовление обеда. Сервировка стола к обеду
Меню обеда. Сервировка стола к обеду. Набор столового белья, приборов и посуды для обе да.
Правила поведения за столом и пользования столовыми приборами.
Лабораторно-практические и практические работы.
Составление меню обеда. Приготовление обеда.Определение калорийности блюд.
Мини-проект «Сервировка стола к обеду».
Раздел 3. Создание изделий из текстильных материалов (22ч+4 часа на проект из V раздела)
Тема 1. Химические волокна. Свойства текстильных материалов.
Классификация текстильных химических волокон. Способы их получения. Виды и свойства искусственных и синтетических тканей. Виды нетканых материалов из химических волокон. Профессия оператор в производстве химических волокон.
Лабораторно-практические и практические работы.
Изучение свойств текстильных материалов из химических волокон.
Тема 2. Конструирование плечевого изделия.
Понятие о плечевой одежде. Определение размеров фигуры человека. Снятие мерок для изготовления плечевой одежды.
Построение чертежа основы плечевого изделия с цельнокроеным рукавом.
Лабораторно-практические и практические работы .Снятие мерок и построение чертежа швейного изделия с цельнокроеным рукавом в М 1:4 и в натуральную величину.
Тема 3. Моделирование швейных изделий
Понятие о моделировании одежды. Подготовка выкройки к раскрою. Профессия художник по костюму.
Лабораторно-практические и практические работы.
Моделирование выкройки проектного изделия.
Подготовка выкройки проектного изделия к раскрою.
Тема 3. Элементы машиноведенияУстройство машинной иглы. Неполадки в работе швейной машины, связанные с неправильной установкой иглы, её
поломкой. Замена машинной иглы. Дефекты машинной строчки. Приспособления к швейным машинам. Назначение и
правила использования регулятора натяжения верхней нитки. Обмётывание петель и пришивание пуговиц с помощью швей ной ма шины.
Лабораторно-практические и практические работы.
Устранение дефектов машинной строчки. Применение приспособлений к швейной машине.
Выполнение прорезных петель. Пришивание пуговиц.
Тема 4. Технология изготовления швейных изделийТехнология изготовления плечевого швейного изделия с цельнокроеным рукавом. Последовательность подготовки ткани к раскрою. Правила раскладки выкроек на ткани. Правила раскроя. Основные операции при ручных работах. Основные
машинные операции. Подготовка и проведение примерки плечевой одежды с цельнокроеным рукавом. Устранение
дефектов после примерки. Последовательность изготовления плечевой одежды. Окончательная отделка изделия. Правила безопасной работы с иголками и булавками, утюгом, швейной машиной. Профессия технолог- конструктор.
Лабораторно-практические и практические работы.
Раскрой швейного изделия. Дублирование деталей клеевой прокладкой.
Подготовка изделия к примерке.
Проведение при мерки проектного изделия.
Обработка среднего шва спинки, плечевых и нижних срезов рукавов;
горловины и застёжки проектного изделия; боковыхи нижнего срезов изделия.
Окончательная обработка изделия.
Раздел 4. Художественные ремесла (8 часов +4 часа на проект из V раздела)
Тема 1. Вязание крючком
Краткие сведения из истории старинного рукоделия — вязания. Материалы и инструменты для вязания. Виды крючков. Организация рабочего места при вязании. Основные виды петель при вязании крючком. Условные обозначения,
при меняемые при вязании крючком. Вязание полотна, вязание по кругу, ажурное вязание.
Лабораторно-практические и практические работы.
Вывязывание полотна различными способами.
Выполнение плотно го и ажурного вязания по кругу.
Тема 2. Вязание спицами
Материалы и инструменты для вязания спицами. Виды спиц. Организация рабочего места при вязании. Основные виды петель при вязании спицами. Условные обозначения. Вязание спицами узоров из лицевых и изнаночных петель.
Профессия вязальщица текстильно-галантерейных изделий.
Лабораторно-практические и практические работы.
Выполнение образцов вязок лицевыми и изнаночными петлями.
Творческий проект «Вяжем крючком или спицами (аксессуары)»
Раздел V. Технологии творческой и опытнической деятельности( 11 часов из 20 часов)
Тема 1. Проектная деятельностьЦель и задачи проектной деятельности в 6 классе. Составные части годового творческого проекта шестиклассников.
Определение и формулировка проблемы. Поиск необходимой информации для решения проблемы. Разработка вариантов решения проблемы. Обоснованный выбор лучшего варианта и его реализация. Оформление пояснительной записки. Работа над презентацией.
Варианты творческих проектов:
«Растение в интерьере жилого дома», «Планирование комнаты подростка», «Приготовление воскресного семейного обеда», «Наряд для семейного обеда», «Вяжем аксессуары крючком или спицами», «Любимая вязаная игрушка» и др.