План-конспект урока литературы в 9 классе по теме А.С. Пушкин «Евгений Онегин»

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА Они сошлись. Вода и камень
(Тема урока)

ФИО (полностью)
Воронина Ольга Викторовна


Место работы
МБОУ Тогучинского района Тогучинская СОШ № 1


Должность
Учитель русского языка и литературы


Предмет
Литература


Класс
9


Тема и номер урока в теме
А.С.Пушкин «Евгений Онегин».
Урок №2 в системе уроков по роману А.Пушкина «Евгений Онегин»


Базовый учебник
Литература: 9 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений/авт.- сост. В.Я.Коровина и др.-11-е изд.-М.:Просвещение,2005.


Цель урока:
Дать представление об эпохе того времени; научить сопоставлять образы героев, выявлять в них главное, формулировать выводы.


Задачи:



-обучающие :
формировать умения и навыки работы с текстом, ЦОРами.


-развивающие:
развивать эстетический вкус; внимательное осмысленное прочтение произведения.


-воспитательные:
воспитывать вдумчивого читателя, коммуникативные отношения.


Тип урока:
Урок усвоения новых знаний.


Формы работы с учащимися:
индивидуальная, парная.


Необходимое техническое оборудование
Компьютер для учителя и 11для учеников.





Таблица 1
Структура и ход урока


Этап урока
Название используемых ЭОР
Деятельность учителя
Деятельность ученика
Время

1
2
3
4
5
6

1.
Организационный момент.

Проверка готовности класса к уроку. Приветствие учителя
Приветствуют учителя.
1

2.
Актуализация знаний.

Учитель предлагает послушать чтение отрывка из романа А.Пушкина «Евгений Онегин» «Они сошлись. Вода и камень» в исполнении ученицы класса и ответить на вопросы:
-О каких героях из романа «Евгений Онегин» идет речь?
- Как утверждает автор, наши герои разные.
Попробуем согласиться с А.Пушкиным или не согласиться. Для этого сравним наших героев.
-Что значит сравнить?
Учащиеся слушают, отвечают на вопросы учителя.

3

3
Целеполагание.


-Кто сможет сформулировать цель нашего урока?
-Открываем тетради. Записываем число и тему: «Они сошлись. Вода и камень»

Формулируют тему.


Записывают число и тему в тетрадь.

1

4
Этап усвоения новых знаний.

Электронный учебный модуль «Сравнительная характеристика «Евгения Онегина и Владимира Ленского» (№1).










-Нам нужно выработать критерии, по которым можно будет сравнить Е.Онегина и В.Ленского. Поможет нам в этом учебный модуль «Сравнительная характеристика героев романа А.Пушкина «Евгений Онегин».
Я попрошу вас занять место за компьютером и поработать в парах с учебным модулем, выявляя критерии, по которым автор сравнивает героев. Критерии запишите в среднюю колонку тетради.
-Итак, по каким критериям мы можем выявить черты сходства и различия наших героев?
Учитель предлагает добавить критерии, которые не прозвучали в ответе.
1.Социальное положение. 2.Портрет.
3.Воспитание, образование.
5.Отношение к дружбе, любви.
6.Отношение к поэзии.
7.Окружение героев.
Перед вами иллюстрации художника Д. Белюкина. Определите, кто из них Ленский, кто Онегин?

Согласился ли бы с таким портретом своих героев А.С. Пушкин? Докажите.
-Отличались ли внешне наши герои?
Заполните оставшиеся части таблицы,
используя выработанные нами критерии.
-К какому социальному положению принадлежали наши герои?
-Что из себя представляла русская аристократия 19 века?
Какие настроения были для нее типичны?
-Отличалось ли воспитание Онегина от воспитания молодых людей его круга?
-Можем ли мы сказать, что Онегин получил иное воспитание, нежели воспитание молодых людей его круга?
-Назовите знакомые произведения, где затрагивается эта же тема воспитания?
-Какое воспитание получает Ленский?
-Как вы думаете, отличалось ли воспитание Ленского, если брать во внимание принятое в то время следование моде?
-Актуален ли вопрос воспитания сегодня?
-Чем интересна для нас строфа 7 главы 1?
-А какое отношение к поэзии у Ленского?
-Достойное ли образование получили Ленский и Онегин?
-Каким же было окружение наших героев?







Несмотря на то, что «меж ними все рождало споры и к размышлению влекло»,эти люди испытывали взаимную симпатию. Для Ленского дружба имела особенно большое значение, т.к. в тот момент он нуждался в верном друге.
-Чем является дружба для Ленского?
-Как относился к дружбе Онегин?
-Что Пушкин говорит о дружбе Онегина и Ленского?
-Рассмотрим героев в испытаниях любовью.
-Как проявил себя Онегин во взаимоотношениях с Татьяной?





-Что являлось сущностью и целью жизни Ленского?
- Мы с вами проанализировали героев по тем критериям ,которые были обозначены в начале урока.
Работают с учебным модулем в парах, записывают критерии в тетрадь.






















Отвечают на вопросы учителя.



























Работают с текстом,(1 строфа 4,38,глава 2 строфа 6).
Ученики отвечают, заполняют таблицу. (Таблица заполняется на протяжении всего урока, после каждого разобранного критерия.)







Слушают доклад ученика.





Работают с текстом.
Глава 1,строфа 1,2,3.















Работают с текстом (глава 2,строфа6).




Работают с текстом.


Отвечают на вопросы учителя, формулируют выводы.


Учащиеся выступают с индивидуальными заданиями о Каверине, Чаадаеве, Языкове, Дельвиге.



















Работают с учебником глава 2,строфа8,14,глава 1 строфа 37,формулируют выводы.






Учащиеся смотрят театральную зарисовку (выступление учеников)глава4, строфа12-15.
Учащиеся формулируют вывод.
7



























2


























2





2












1









2








2

















2
































2











3

5
Этап обобщения изученного

-Вспомните, какую цель мы с вами ставили в начале урока?
-Сформулируйте черты сходства и различия между Онегиным и Ленским.
Учитель зачитывает эпиграф: В.Белинский писал:
« В Ленском Пушкин изобразил характер, совершенно противоположный характеру Онегина, характер совершенно отвлеченный, совершенно чуждый действительности»
Именно эти их различия и приведут к дуэли.

Ученики формулируют вывод.

2

6
Этап информации о домашнем задании.

Электронный учебный модуль П.Чайковкий «Евгений Онегин» (2).
Послушайте музыкальный фрагмент, который исполняет Ленский в ночь перед дуэлью.
Подумайте, какие чувства он испытывает? В роли Ленского артист В.Собинов ария из оперы Чайковского.
-Какие чувства мог испытывать Онегин перед дуэлью, вы подумаете дома, перечитав 4 главу. Откройте дневники, запишите домашнее задание.

Записывают домашнее задание.

2





















1








Приложение к плану- конспекту урока
Они сошлись. Волна и камень
Перечень используемых на данном этапе ЭОР.
Таблица 2.


Название ресурса
Тип, вид ресурса
Форма предъявления информации
Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

1
Сравнительная характеристика Е.Онегина и В.Ленского
Информационный.
Электронный учебный модуль информационного типа.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

2
Ария Ленского из оперы Чайковского

Информационный.
Аудиофрагмент
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]













15