Рабочая Программа по учебному предмету «Технология» направление «Технологии ведения дома и сельскохозяйственные технологии». для учащихся 5класса
Муниципальное образовательное учреждение
«Михайловская средняя общеобразовательная школа»
Ярославский муниципальный район
Рабочая Программа
по учебному предмету «Технология»
направление «Технологии ведения дома и сельскохозяйственные технологии».
для учащихся 5класса
Автор-составитель:
Минаева Надежда Васильевна,
Учитель технологии
2015-2016Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе следующих документов:
Учебный план МОУ Михайловской СШ ЯМР на 2015-2016 учебный год, утвержденный приказом по школе № 129 от 24.08.2015 г
Годовой календарный учебный график работы МОУ Михайловской СШ ЯМР на 2015-2016 учебный год
Письмо Департамента образования ЯО «О рабочих программах учебных курсов» от 12.01.2006 г. № 23/01-10
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (приказ Министерства образования Росси № 1897 от 17.12.2010г)
ООП ООО МОУ Михайловской СШ ЯМР, утвержденная приказом по школе № 140-од от 28.08.2015 г.
Примерная основная образовательная программа основного общего образования [электронный ресурс] / Реестр примерных основных общеобразовательных программ МОН РФ [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Программа Технология 5-8 классы .А.Т.Тищенко, Н.В.Синица. М.: Вентана-Граф, 2014 г.
Примерные программы по учебным предметам. Технология. 5-9 классы. – М.: Просвещение, 2010. – 96с. – (Стандарты второго поколения)
Методическое письмо ГОАУ ЯЩ ИРО о преподавании учебного предмета «Технология» в общеобразовательных учреждениях Ярославской области в 2014/2015 уч.г.
Методическое письмо о преподавании учебного предмета «Технология» в общеобразовательных организациях Ярославской области в 2015/2016 уч.г.
Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 07.05.2015г. №НТ-530/08 «О примерных основных образовательных программах»;
Письмо Департамента образования Ярославской области от 11.06.2015 №1031/01-10;
Инструктивно-методическое письмо о приведении основных образовательных программ, реализуемых образовательными организациями Ярославской области в 2015-2016 учебном году, в соответствие с требованиями ФГОС с учётом последних изменений и примерных образовательных программ, включённых в реестр примерных образовательных программ [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Данная рабочая программа изложена по направлению: «Технологии ведения дома и сельскохозяйственные технологии».
Рабочая Программа реализована в предметной линии учебников «Технология. Технологии ведения дома», для учащихся общеобразовательных организаций. Авторы Н. В. Синица, В. Д. Симоненко, Москва, Издательский центр «Вентана-Граф», которые входят в систему учебно-методических комплектов «Алгоритм успеха».
Рабочая Программа содержит общую характеристику учебного предмета «Технология», личностные, метапредметные и предметные результаты его освоения, содержание учебного предмета, тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности, описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса, планируемые результаты изучения учебного предмета.
Цели изучения программы:
Обеспечение понимания обучающимися сущности современных материальных, информационных и гуманитарных технологий и перспектив их развития.
Формирование технологической культуры и проектно-технологического мышления обучающихся.
Формирование информационной основы и персонального опыта, необходимых для определения обучающимся направлений своего дальнейшего образования в контексте построения жизненных планов, в первую очередь, касающихся сферы и содержания будущей профессиональной деятельности.
Личностные:
-развитие у обучающихся познавательных интересов, технического мышления, пространственного воображения, интеллектуальных, творческих, коммуникативных и организаторских способностей;
-воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремлённости, предприимчивости, ответственности за результаты своей деятельности, уважительного отношения к людям различных профессий и результатам их труда;
-воспитание гражданских и патриотических качеств личности;
-профессиональное самоопределение школьников в условиях рынка труда, формирование гуманистически и прагматически ориентированного мировоззрения, социально обоснованных ценностных ориентаций.
Метапредметные:
-формирование представлений о составляющих техносферы, современном производстве и распространённых в нём технологиях;
-овладение необходимыми в повседневной жизни базовыми (безопасными) приёмами ручного и механизированного труда с использованием распространённых инструментов,
механизмов и машин, способами управления отдельными видами бытовой техники;
-формирование представлений о технологической культуре производства, развитие культуры труда подрастающего поколения на основе включения обучающихся в разнообразные виды технологической деятельности по созданию личностно или общественно значимых продуктов труда;
Предметные:
-освоение технологического подхода как универсального алгоритма преобразующей и созидательной деятельности;
-овладение общетрудовыми и специальными умениями, необходимыми для проектирования и создания продуктов труда, ведения домашнего хозяйства;
-формирование у обучающихся опыта самостоятельной проектно-исследовательской деятельности;
Общая характеристика учебного предмета
Обучение школьников технологии строится на основе освоения конкретных процессов преобразования и использования материалов, энергии, информации, объектов природной и социальной среды.
В данной программе изложено комбинированное содержание при сочетании разделов и тем двух основных направлений технологии: «Технологии ведения дома» и «Сельскохозяйственные технологии», в рамках которых изучается учебный предмет.
В соответствии с целями выстроено содержание деятельности в структуре трех блоков, обеспечивая получение заявленных результатов.
Первый блок включает содержание, позволяющее ввести обучающихся в контекст современных материальных и информационных технологий, показывающее технологическую эволюцию человечества, ее закономерности, технологические тренды ближайших десятилетий.
Предмет Информатика, в отличие от раздела «Информационные технологии» выступает как область знаний, формирующая принципы и закономерности поведения информационных систем, которые используются при построении информационных технологий в обеспечение различных сфер человеческой деятельности.
Второй блок содержания позволяет обучающемуся получить опыт персонифицированного действия в рамках применения и разработки технологических решений, изучения и мониторинга эволюции потребностей.
Содержание блока 2 организовано таким образом, чтобы формировать универсальные учебные действия обучающихся, в первую очередь, регулятивные (работа по инструкции, анализ ситуации, постановка цели и задач, планирование деятельности и ресурсов, планирование и осуществление текущего контроля деятельности, оценка результата и продукта деятельности) и коммуникативные (письменная коммуникация, публичное выступление, продуктивное групповое взаимодействие).
Базовыми образовательными технологиями, обеспечивающими работу с содержанием блока 2, являются технологии проектной деятельности.
Блок 2 реализуется в следующих организационных формах:
теоретическое обучение и формирование информационной основы проектной деятельности – в рамках урочной деятельности;
практические работы в средах моделирования и конструирования – в рамках урочной деятельности;
проектная деятельность в рамках урочной и внеурочной деятельности.
Третий блок содержания обеспечивает обучающегося информацией о профессиональной деятельности, в контексте современных производственных технологий; производящих отраслях конкретного региона, региональных рынках труда; законах, которым подчиняется развитие трудовых ресурсов современного общества, а также позволяет сформировать ситуации, в которых обучающийся получает возможность социально-профессиональных проб и опыт принятия и обоснования собственных решений.
Содержание блока 3 организовано таким образом, чтобы позволить формировать универсальные учебные действия обучающихся, в первую очередь личностные (оценка внутренних ресурсов, принятие ответственного решения, планирование собственного продвижения) и учебные (обработка информации: анализ и прогнозирование, извлечение информации из первичных источников), включает общие вопросы планирования профессионального образования и профессиональной карьеры, анализа территориального рынка труда, а также индивидуальные программы образовательных путешествий и широкую номенклатуру краткосрочных курсов, призванных стать для обучающихся ситуацией пробы в определенных видах деятельности и / или в оперировании с определенными объектами воздействия.
Все блоки содержания связаны между собой: результаты работ в рамках одного блока служат исходным продуктом для постановки задач в другом – от информирования через моделирование элементов технологий и ситуаций к реальным технологическим системам и производствам, способам их обслуживания и устройством отношений работника и работодателя.
Основную часть содержания программы составляет деятельность обучающихся, направленная на создание и преобразование как материальных, так и информационных объектов. Важнейшую группу образовательных результатов составляет полученный и осмысленный обучающимися опыт практической деятельности. В урочное время деятельность обучающихся организуется как в индивидуальном, так и в групповом формате. Сопровождение со стороны педагога принимает форму прямого руководства, консультационного сопровождения или сводится к педагогическому наблюдению за деятельностью с последующей организацией анализа (рефлексии). Объяснение учителя в той или иной форме составляет не более 0,2 урочного времени и не более 0,15 объема программы.
Основная форма обучения учебно-практическая деятельность. Приоритетными методами являются упражнения, лабораторно-практические и практические работы. Формы организации учебно-исследовательской деятельности на урочных занятиях могут быть следующими:
урок-исследование, урок-лаборатория, уроктворческий отчёт, урок изобретательства, урок «Удивительное рядом», урокрассказ об учёных, урокзащита исследовательских проектов, урок-экспертиза, урок «Патент на открытие», урок открытых мыслей;
учебный эксперимент, который позволяет организовать освоение таких элементов исследовательской деятельности, как планирование и проведение эксперимента, обработка и анализ его результатов;
домашнее задание исследовательского характера может сочетать в себе разнообразные виды, причём позволяет провести учебное исследование, достаточно протяжённое во времени.
Программой предусмотрено выполнение учащимися в каждом учебном году творческого проекта.
При организации творческой, проектной деятельности обучающихся необходимо акцентировать их внимание на потребительском назначении и стоимости продукта труда изделия, которое они выбирают в качестве объекта проектирования и изготовления.
Обучение технологии предполагает широкое использование межпредметных связей. Это связи с алгеброй и геометрией, при проведении расчётных операций и графических построений;
с химией при изучении свойств конструкционных и текстильных материалов, пищевых продуктов; с физикой при изучении механических характеристик материалов, устройства и принципов работы машин, механизмов приборов, видов современных технологий; с историей и искусством при изучении технологий художественно-прикладной обработки материалов; биологией при рассмотрении и анализе технологий получения и преобразования объектов живой природы, как источника сырья с учетом экологических проблем, деятельности человека, как созидателя материально-культурной среды обитания; с иностранным языком при трактовке терминов и понятий. При этом возможно проведение интегрированных занятий в рамках отдельных разделов.
Место учебного предмета в учебном плане образовательного учреждения
В Учебном плане образовательного учреждения на этапе основного общего образования изучению Технологии отводится в 5 классе – 70 ч.(2 ч в неделю).
В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования к результатам предметной области «Технология», планируемые результаты освоения предмета «Технология» отражают:
осознание роли техники и технологий для прогрессивного развития общества; формирование целостного представления о техносфере, сущности технологической культуры и культуры труда; уяснение социальных и экологических последствий развития технологий промышленного и сельскохозяйственного производства, энергетики и транспорта;
овладение методами учебно-исследовательской и проектной деятельности, решения творческих задач, моделирования, конструирования и эстетического оформления изделий, обеспечения сохранности продуктов труда;
овладение средствами и формами графического отображения объектов или процессов, правилами выполнения графической документации;
формирование умений устанавливать взаимосвязь знаний по разным учебным предметам для решения прикладных учебных задач;
развитие умений применять технологии представления, преобразования и использования информации, оценивать возможности и области применения средств и инструментов ИКТ в современном производстве или сфере обслуживания;
формирование представлений о мире профессий, связанных с изучаемыми технологиями, их востребованности на рынке труда.
При формировании перечня планируемых результатов освоения предмета «Технология» учтены требования Федерального государственного образовательного стандарта основного образования к личностным и метапредметным результатам и требования индивидуализации обучения, всвязи с чем в программу включены результаты базового уровня, обязательного к освоению всеми обучающимися, и повышенного уровня (в списке выделены курсивом).
Основное содержание учебного предмета
Учебный предмет «Технология» является необходимым компонентом общего образования школьников. Его содержание предоставляет обучающимся возможность войти в мир искусственной, созданной людьми среды техники и технологий, называемой техносферой и являющейся главной составляющей окружающей человека действительности.
Направления технологической подготовки, базовые и дополнительные обязательные разделы программы:
В программе предусмотрено изучение базовых разделов:
«Технологии творческой и опытнической деятельности», «Современное производство и профессиональное самоопределение», «Сельскохозяйственные технологии», «Электротехника», «Технологии домашнего хозяйства», «Проектная деятельность».
Дополнительные обязательные разделы по направлению «Технологии ведения дома и сельскохозяйственные технологии»: «Технологии создания изделий из текстильных материалов», «Художественные ремесла», «Кулинария», «Семейная экономика».
Основным видом деятельности учащихся, изучающих предмет «Технология», является проектная деятельность. В течение учебного года учащиеся выполняют один проект в рамках содержания основных разделов программы. Содержание раздела «Электротехника» в 5 классе изучается совместно с изучением содержания раздела «Технологии домашнего хозяйства», «Кулинария», «Технологии создание изделий из текстильных материалов», «Художественные ремесла».
По каждому разделу учащиеся изучают основной теоретический материал, осваивают необходимый минимум технологических операций, которые в дальнейшем позволяют выполнить творческие проекты.
Новизной данной программы является разбивка содержания программы на блоки:
Современные материальные, информационные и гуманитарные технологии и перспективы их развития (новое содержание).
Формирование технологической культуры и проектно-технологического мышления обучающихся (обновленное содержание).
Построение образовательных траекторий и планов в области профессионального самоопределения (содержание курса ППП).
Использование в обучении школьников информационных и коммуникационных технологий, позволяющих расширить кругозор обучающихся за счёт обращения к различным источникам информации, в том числе сети Интернет; применение при выполнении творческих проектов текстовых и графических редакторов, компьютерных программ, дающих возможность проектировать интерьеры, выполнять схемы для рукоделия, создавать электронные презентации.
В содержании программы 5 класса включены новые дидактические единицы: Потребности и технологии. Реклама и принципы ее организации. Технологический процесс и его параметры. Ресурсы. Предприятия региона, работающие на основе современных производственных технологий.
Планируемые результаты изучения учебного предмета
По завершении учебного года обучающиеся в 5 классе:
характеризует рекламу как средство формирования потребностей;
характеризует виды ресурсов, объясняет место ресурсов в проектировании и реализации технологического процесса;
называет предприятия региона проживания, работающие на основе современных производственных технологий, приводит примеры функций работников этих предприятий;
разъясняет содержание понятий «технология», «технологический процесс», «потребность», «конструкция», «механизм», «проект» и адекватно пользуется этими понятиями;
объясняет основания развития технологий, опираясь на произвольно избранную группу потребностей, которые удовлетворяют эти технологии;
приводит произвольные примеры производственных технологий и технологий в сфере быта;
объясняет, приводя примеры, принципиальную технологическую схему, в том числе характеризуя негативные эффекты;
составляет техническое задание, памятку, инструкцию, технологическую карту;
осуществляет сборку моделей с помощью образовательного конструктора по инструкции;
осуществляет выбор товара в модельной ситуации;
осуществляет сохранение информации в формах описания, схемы, эскиза, фотографии;
конструирует модель по заданному прототипу;
осуществляет корректное применение / хранение произвольно заданного продукта на основе информации производителя (инструкции, памятки, этикетки);
получил и проанализировал опыт изучения потребностей ближайшего социального окружения на основе самостоятельно разработанной программы;
получил и проанализировал опыт проведения испытания, анализа, модернизации модели;
получил и проанализировал опыт разработки оригинальных конструкций в заданной ситуации: нахождение вариантов, отбор решений, проектирование и конструирование, испытания, анализ, способы модернизации, альтернативные решения;
получил и проанализировал опыт изготовления информационного продукта по заданному алгоритму;
получил и проанализировал опыт изготовления материального продукта на основе технологической документации с применением элементарных (не требующих регулирования) рабочих инструментов;
получил и проанализировал опыт разработки или оптимизации и введение технологии на примере организации действий и взаимодействия в быту.
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Учебные и методические пособия
1. Книгопечатная продукция.
Примерная основная образовательная программа основного общего образования [электронный ресурс] / Реестр примерных основных общеобразовательных программ МОН РФ [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Программа Технология 5-8 классы .А.Т.Тищенко, Н.В.Синица. М.: Вентана-Граф, 2014 г.
Примерные программы по учебным предметам. Технология. 5-9 классы. – М.: Просвещение, 2010. – 96с. – (Стандарты второго поколения) - [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Синица Н.В., Технологии ведения дома: 5 класс: методическое пособие / Н.В.Синица. – М.: Вентана-Граф, 2013. – 144с.
Синица Н.В., Симоненко В.Д. и др. Технология .Технологии ведения дома 5 класс М.: ВЕНТАНА-ГРАФ, 2014. – 192 с. Учебник
Компьютерная поддержка программы
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] об измерительных приборах
Подборка схем, чертежей, выкроек, шаблонов и т.д
Технологические карты.
Наглядные пособия (таблицы, плакаты)
Перечень объектов для экскурсий
Школьный музей.
Магазин.
Оборудование рабочего места (для уч-ся)
стол ученический
стул ученический
швейная машина
Печатные пособия:
Стенды и плакаты.
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Материалы:
Нитки швейные
Нитки вышивальные «Мулине»
Канва, ткань
Инструменты:
Ножницы
Булавки
Лупа
Иголки
Напёрстки
Крючки
Ножницы «зигзаг»
Угольники
Лекала
Набор спиц
Пяльца
Оборудование:
Зеркало
Манекен
Приспособление для вто
Швейные машины
Оверлог
Аптечка
Плита электрическая
8. Утюг
9. Холодильник
10. Электрочайник
11. СВЧ печь
12. Электроблендер