Статья по литературе на тему Речевой портрет автора в романе А. С. Пушкина Евгений Онегин


Образ автора в романе «Евгений Онегин»
The image of the author in the novel "Eugene Onegin"
Аннотация: в статье проанализированы ключевые моменты, затрагивающие процесс создания авторского образа в романе в контексте выявления особенностей романа А. С. Пушкина, которые связаны с интерпретацией главного героя как реального образа автора; задача исследовательской части статьи заключается в том, чтобы продемонстрировать состоятельность таких взглядов, сложившихся в истории отечественной литературы и в филологии, которые позволяют проводить аналогию между героем романа и автором.
Ключевые слова: художественный образ, образ автора, образность, средства создания образности, роман.
Abstract: the article analyzes the key points that affect the process of creating a copyrighted image in the novel in the context of the identifying characteristics of A. S. Pushkin's novel, which are associated with the interpretation of the protagonist as a real image of the author; the objective of the research part of the article is to demonstrate the viability of such views prevailing in the history of Russian literature and Philology, which allow to conduct an analogy between the hero of the novel and the author.
Key words: artistic image, the image of the author, the imagery, the imagery of the novel.
Уникальность романа «Евгений Онегин», по мнению автора данной статьи, заключается в том, что данное художественное произведение предоставляет возможность дискутировать по вопросу соотношения между образом главного героя романа и образом автора. Вокруг романа «Евгений Онегин» не прекращаются споры среди филологов, связанные с интерпретацией особенностей художественных образов в романе. Именно роман «Евгений Онегин» сформировал благодатную почву для таких дискуссий. Долгое время в филологической мысли господствует мнение о том, что А. С. Пушкин писал о себе. Анализируя данную позицию, Лотман Ю.М. отмечает, что она ошибочная: доводом к этому может служить результат сопоставления выявленных черт Евгения Онегина и известных биографических исследований жизни и деятельности А. С. Пушкина.
Сторонники идеи близости образа Евгения Онегина и образа автора приводят собственный, не менее убедительный довод в пользу того, что А. С. Пушкин в своем произведении отразил себя и вложил свои черты в образ Евгения Онегина: довод связан с наличием многочисленных лирических отступлений в романе. В этих отступлениях А. С. Пушкин анализирует поведение героя, его особенности, но вместе с тем размышляет над историческим фоном, создаваемым той эпохой, в которой «жил» Евгений Онегин и сам автор.
В одном из таких отступлений А. С. Пушкин очень витиевато и уклончиво отражает прогнозируемые им мнения критиков:
«Всегда я рад заметить разность
Между Онегиным и мной,
Чтобы насмешливый читатель
Или какой-нибудь издатель
Замысловатой клеветы,
Сличая здесь мои черты,
Не повторял потом безбожно,
Что намарал я свой портрет,
Как Байрон, гордости поэт,
Как будто нам уж невозможно
Писать поэмы о другом,
Как только о себе самом».
Некоторое время, после смерти автора, идеи биографического сходства Евгения Онегина и А. С. Пушкина были настолько популярны, что были окружены ореолом мистической таинственности, впоследствии это привело к другим ассоциациям: многие считали, что образ А. С. Пушкина скрыт в образе другого героя романа Владимира Ленского. Фомичев С. А. интерпретирует данное явление следующим образом: для большинства поклонников творчества А. С. Пушкина уже после его гибели в дуэли трагическая судьба Владимира Ленского напоминала трагическую судьбу поэта. Между тем в самом романе нет никаких намеков на то, чтобы А. С. Пушкин проводил аналогию между Владимиром Ленским и собой: единственное, что сближало Владимира Ленского с автором, – страсть к поэзии. Такая страсть не наблюдалась у Евгения Онегина, что дало повод критике выдвинуть идею о разделении автором своего образа между образами двух героев. Что-то от А. С. Пушкина можно увидеть в Евгении Онегине, что-то – во Владимире Ленском.
Отвергая идею сходства А. С. Пушкина с Евгением Онегиным, Лотман Ю.М. пишет: «В образе Онегина можно найти десятки сближений с различными современниками поэта – от пустых светских знакомцев до таких значимых для Пушкина лиц, как Чаадаев или Александр Раевский. То же следует сказать и о Татьяне».
Прототипом Владимира Ленского, по мнению Лотмана Ю.М., является однокурсник А. С. Пушкина по Царскосельскому лицею, коллежский асессор, декабрист Вильгельм Кюхельбекер.
Безусловно, образ автора в романе «Евгений Онегин» многогранен, он не может быть описан какими-либо ассоциациями. Усилению лирики в романе «Евгений Онегин» способствует постоянное размышление автора по поводу создаваемых образов. Самого Евгения Онегина автор считает своим «добрым приятелем», едва сдерживает эмоции, описывая Татьяну Ларину, откровенно высмеивает наивную простоту и ветреность Ольги Лариной, переживает по поводу гибели Владимира Ленского. В многочисленных лирических отступлениях А. С. Пушкин вводит читателя в свой душевный мир, раскрывает свои мысли, чувства, переживания. Нередко они даже ярче переживаний героев романа, и это углубляет и обогащает произведение.
В лирических отступлениях, в которых формируется биография или описывается судьба героев романа, А. С. Пушкин сообщает о своих взглядах на определенные сферы жизни той эпохи.
Так, описывая место рождения Евгения Онегина, А. С. Пушкин непременно отмечает близость места рождения этого героя – Санкт-Петербурга – самому себе:
«Родился на брегах Невы,
Где, может быть, родились вы
Или блистали, мой читатель;
Там некогда гулял и я:
Но вреден север для меня».
Нередко А. С. Пушкин обращается к читателю, дает ему советы, рекомендации, причем в этих обращениях, составленных очень красочным, живым, динамичным языком, чувствуется искренность. Вводные конструкции, содержащие обращение «читатель», дополняются местоимением «мой», эпитетами «достопочтенный», «благородный», «благосклонный». Автор как бы вступает в диалог с читателем, проявляя к последнему искренне уважение.
В романе образ автора раскрывается самим А. С. Пушкиным достаточно полно. Читателю нет необходимости анализировать контекст, поскольку образ автора в романе представлен не контекстно, а выявляется в лирике, которая играет весьма существенную роль в создании образности. Однако художественный образ, взаимодействуя с авторским образом, содержит в себе элементы последнего, что выявляется в результате концептуального анализа всего произведения.
Список литературы
Захаров Н.В. Онегинская энциклопедия: тезаурус романа (Онегинская энциклопедия. Т. 2. / Под общей редакцией Н. И. Михайловой. М., 2004) // Знание. Понимание. Умение. 2005. № 4. С. 180-188.
Лотман Ю.М. Роман в стихах Пушкина «Евгений Онегин»: Спецкурс. Вводные лекции в изучение текста // Лотман Ю.М. Пушкин: Биография писателя; Статьи и заметки, 1960-1990; «Евгений Онегин»: Комментарий. СПб.: Искусство-СПБ, 1995. 462 с.
Пушкин А.С. Евгений Онегин: Роман в стихах // Пушкин А. С. Полное собрание сочинений: В 10 т. Л.: Наука. Ленингр. отд-ние, 1977-1979.
Сазанович Е.И. «Александр Сергеевич Пушкин. Умная ненужность Евгения Онегина» (эссе в авторской рубрике «100 книг, которые потрясли мир» // Юность. 2012. № 12.
Фомичев С.А. «Евгений Онегин»: Движение замысла. М.: Русский путь, 2005.
Чудаков А.П. К проблеме тотального комментария «Евгения Онегина» // Пушкинский сборник. М., 2005.