Программа кружка Занимательные страницы истории
Министерство общего и профессионального образования Свердловской области
Муниципальный отдел управления образования МО Красноуфимский округ
Муниципальное автономное общеобразовательная учреждение
«Криулинская средняя общеобразовательная школа»
Программа кружка
"Занимательные страницы истории"
7-11 классы
Составитель: Колчанова И.Н.
с.Криулино
2016
Пояснительная записка
исторического кружка «Занимательные страницы истории»
для учащихся 7 - 11 классов.
Историческая наука строит свои выводы на материале исторических источников. Под историческими источниками понимают все остатки прошлого, которые связаны с деятельностью людей и отражают историю человеческого общества. Программа кружка предоставляет возможность учащимся ознакомиться с основными вспомогательными историческими дисциплинами, дать те знания и умения, которые не всегда обозначены учебными программами по истории и нет возможности дать на уроках.
Чаще всего для человека понятие Родины связано с тем местом, где он родился и рос. Программа кружка «Занимательные страницы истории» призвана помочь учителю расширить знания детей о родном крае, увидеть его в общем ходе истории, ощутить свою связь с прошлым и настоящим страны. Основу содержания программы составляет история Костромского края в годы Великой Отечественной войны.
Программа по кружку "Занимательные страницы истории" составлена в соответствии с нормативно-правовыми документами:
Статус рабочей программы
Рабочая программа по «Занимательным страницам истории» для 7-11 классов составлена в соответствии с нормативно-правовыми документами:
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в действующей редакции;
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования».
СанПиН 2.4.2. №2821-10 «Санитарно-эпидемологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (зарегистрировано в Минюсте России 03.03.2011 года, рег. №19993) в действующей редакции;
Устав МАОУ «Криулинская СОШ», утвержден приказом начальника МОУО МО Красноуфимский округ от 23.12.2013 г. № 604;
Приказ директора «Об утверждении перечня учебников, используемых в образовательном процессе МАОУ «Криулинская СОШ» в 2015-2016 учебном году от 31.08.2015 г. №166-п
Локальный акт «Порядок текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся» , утвержден приказом директора МАОУ «Криулинская СОШ» от 19.05.2015 г. №122-п
а также с учётом индивидуальных особенностей обучающихся и дифференцированного подхода в обучении. Это способствует успешному освоению обучающимися необходимого программного материала и приобретению практических навыков.
Программа кружка «Занимательные страницы истории» направлена воспитывать чувство гордости за своих земляков, способствовать развитию: духовной памяти, чувства родства, уважения к живущим рядом. Собирая сведения о своих земляках, записывая биографии односельчан, ребята сохраняют историю малой родины для будущего поколения.
Кроме того, краеведческий материал, как более близкий и знакомый,
усиливает конкретность и наглядность восприятия учащимися исторического процесса и оказывает воспитывающее воздействие.
Данный кружок призван помочь учителю во внеурочное время создать условия для развития информационно-коммуникативных компетентностей учащихся. Кружок не только расширяет знания учащихся о своих земляках, помогает ощутить свою связь с прошлым и настоящим малой родины, он помогает овладеть начальными навыками исследовательской работы с использованием информационных технологий.
Таким образом, данная программа призвана развивать личность ребенка путем активизации познавательных способностей учащихся и реализации их устойчивого интереса к исторической науке вообще и краеведению в частности.
Основные направления в деятельности кружка - изучение истории родного края, создание виртуальной экскурсии по . Красноуфимску.
Цель программы: создание условий для формирования познавательной потребности в освоении исторического материала, в частности материала о своей малой родине.
Задачи программы:
познакомить с историей малой родины, её особенностями, а также с особенностями исследовательской работы;
развивать познавательный интерес обучающихся, их интеллектуальные и творческие способности
воспитать патриотизм, уважение к истории и традициям нашей Родины, к правам и свободам человека, демократическим принципам общественной жизни;
Принципы реализации программы:
принцип целостности системы образования. Целостность системы образования зависит от согласованности уровней подготовки обучаемых на каждом из звеньев, на каждом этапе обучения.
принцип гуманизации образования. В процессе обучения необходимо раскрывать связь между знаниями и повседневной жизнью человека, проблемами, возникающими перед ним в различных бытовых ситуациях.
принцип межпредметных связей. Программа построена с учетом реализации межпредметных связей с курсами истории, обществознания, биологии.
принцип дифференциации. Дифференцированный подход к обучению предполагает выбор учащимися на определенной ступени тех учебных дисциплин, которые представляют для них наибольший интерес и с которыми они связывают свою дальнейшую профессиональную специализацию.
принцип неотделимости знаний от практических навыков гражданского участия в жизни общества, от решения назревших общественных проблем.
принцип от т простого к сложному
принцип природосообразности
принцип индивидуального подхода
Программа кружка предусматривает теоретические и практические занятия:
1) теоретические (беседы, лекции, доклады, викторины, самостоятельная работа).
2) практические (экскурсии, встречи, практикумы в библиотеке, работа с документами, СМИ, работа с компьютером, другими информационными носителями).
Программа предназначена для учащихся средних и старших классов.
Взаимосвязь с предметами: программа кружка коррелируется с уроками Истории и обществознания.
Продолжительность кружка: программа рассчитана на 35 часов; по 1 час в неделю течение учебного года.
Оптимальная численность группы – 10 человек
Программа предполагает проведение мастер–классов. Запланированы выходы и выезды на экскурсии.
Формы занятий
Беседа
Лекция
Семинар
Практикум
«Круглый стол»
Встреча с интересными людьми
Экскурсия
Методы и приемы
Словесный (лекции, семинары, диспуты).
Наглядный.
Проблемный.
Игровой.
Диалоговый.
Экскурсии.
Проектный. (создание, издание буклетов, проектных работ)
Методы и формы познавательной деятельности учащихся.
- организация походов и экскурсий;
- проведение наблюдений и исследований в природе и обществе;
- создание конкретных баз данных по выбранным темам;
- составление летописей, хроник, очерков об исторических событиях и природных явлениях, по истории населенных пунктов или отдельных памятников;
- выполнение исследовательских работ, выпуск буклетов;
- участие на конференциях, олимпиадах и конкурсов;
- пропаганда краеведческих знаний путем организации выставок, праздников, тематических дней и др.
Краеведом может быть ученик, заинтересованный историей своего села, своей родословной, умеющий интересно рассказывать, стремящийся к новым знаниям.
Изучение предполагает широкое использование активных методов самостоятельной работы, в том числе с разнообразными источниками: самостоятельное обращение к научной, мемуарной, художественной, справочной литературе, материалам музеев
Требования к уровню подготовки
Учащиеся должны:
- Знать историю своего села, школы, свою родословную.
-Уметь анализировать различные документы, источники, учитывать их особенности и извлекать из них информацию. Овладевать приемами работы с книгой, навыками составления проекта, плана.
- Уметь понимать и сочувственно воспринимать исторический опыт других эпох, поколений.
- Овладеть приемами работы с книгой, выписок, конспекта, текста экскурсии, методикой ведения экскурсии.
Планируемый результат:
Выступление на районных конкурсах и олимпиадах;
Составление проекта каждым обучающимся по заинтересовавшей его теме и выступление с ним на научно-практической конференции.
Календарно-тематическое планирование
№
Темы занятий
Формы организации деятельности
Кол-во аудиторных часов
Кол-во внеаудиторных часов
Введение. Техника безопасности на занятиях кружка "Занимательные страницы истории"
Лекция
1
0
Раздел 1. Исторические источники как средство познания исторического прошлого (2ч)
Исторические источники как средство познания исторического прошлого.
Круглый стол
1
0
Критика и интерпретация исторического источника.
Семинар
1
0
Раздел 2. Вспомогательные исторические дисциплины (18ч)
Многообразие вспомогательных исторических дисциплин.
Лекция
1
0
Историческая хронология и система счисления времени.
Практикум
0
1
Кладовая земли раскрывает свои тайны.
Беседа
1
0
В мире древних и старинных рукописей. Палеография.
Беседа
1
0
Монеты рассказывают. Нумизматика.
Семинар
1
0
«С гербом, где вписан древний род». Геральдика.
Практикум
0
1
«Нелегкой тропой исторического исследования».
Беседа
1
0
«Стражи прошлого: архив».
Экскурсия
0
1
«Стражи прошлого: библиотека».
Экскурсия
0
1
«Стражи прошлого: музей».
Экскурсия
0
1
Метрология
Лекция
1
0
Сфрагистика
Семинар
1
0
Ономастика
Семинар
1
0
Топонимика родного края
Практикум
0
1
Гидронимы
Практикум
0
1
Ойконимы.
Практикум
0
1
Годонимы
Практикум
0
1
Генеалогия. Особенности составления древа
Практикум
0
1
Раздел 3. Проектная работа (4ч)
Моя семья. Родословная
Исследование
0
1
Генеалогическое древо моей семьи
Исследование
0
1
Работа над проектом
Исследование
0
1
Защита проектов
Практикум
0
1
Раздел 4. Краеведение (7ч)
Виртуальная экскурсия по Москве в разные века
Виртуальная экскурсия
0
1
Исторические места Свердловской области
Виртуальная экскурсия
0
1
Исторические места Красноуфимского района
Виртуальная экскурсия
0
1
Экскурсия по значимым местам г. Красноуфимска
Экскурсия
0
1
Село: прошлое, настоящее, перспективы развития. Культурное наследие.
Практикум
0
1
Родная школа. Ее история и традиции
Практикум
0
1
Ветераны Великой Отечественной войны нашего села.
Практикум
0
1
Раздел 5. Проектная работа (3ч)
Моя семья в годы Великой Отечественной войны
Исследование
0
1
Работа над проектом
Исследование
0
1
Итоговое занятие. Презентация проектов
Практикум
0
1
Итого
11
24
Содержание
Раздел 1. Исторические источники как средство познания исторического прошлого (2ч). Исторические источники: материальные и духовные. Ключи к тайнам истории. ВИД – вспомогательные исторические дисциплины. Исторические источники: материальные и духовные. Ключи к тайнам истории. ВИД – вспомогательные исторические дисциплины.
Раздел 2. Вспомогательные исторические дисциплины (18ч). Различные системы исчисления времени, методика обработки прямой и косвенной датирующей информации. Внешние признаки рукописей, материал для письма. Алфавит и графика букв, художественные украшения. Изучение первых денежных систем, монеты и бумажные деньги, денежное обращение. . Гербы как символические знаки отличия отдельных лиц, фамилий, родов, областей, городов, государств, учреждений. Герб семьи и мой личный герб. Архив: особенности работы. Музей: особенности работы. Библиотека: особенности работы. Существование в разные периоды истории меры длины (протяженности) и веса (тяжести), поверхности (площади) и вместимости ( объема), их соотношение с современной системой мер. Печати и их роль в историческом процессе. Документы с печатями и без них. Отдельные печати. Собственные имена в истории. Связь с лингвистикой. Закономерности и разные категории имен. Мое имя. Географические названия в истории страны, региона, малой родины. Мой край, мой район, мое село. Изучение и составление родословных. Династии Рюриковичей и Романовых в истории страны. Родословная моей семьи и рода.
Раздел 3. Проектная работа (4ч). Исследование родословной своей семьи. Составление генеалогического древа своей семьи не менее, чем до 4 колена. Оформление проектной работы. Составление защитной презентации. Составление защитного слова. Оформление Древа. Презентация проекта.
Раздел 4. Краеведение (7ч). Виртуальная экскурсия по Москве в разные века. Исторические места Свердловской области. Исторические места Красноуфимского района. Экскурсия по значимым местам г. Красноуфимска. Село: прошлое, настоящее, перспективы развития. Культурное наследие. Родная школа. Ее история и традиции. Ветераны Великой Отечественной войны нашего села.
Раздел 5. Проектная работа (3ч). Исследование родословной своей семьи. Выявление ветеранов Великой Отечественной войны. Поиск информации о предке. Поиск документов, фото материалов. Оформление проектной работы. Составление защитной презентации. Составление защитного слова. Презентация проекта.
Ожидаемые результаты программы распределяются по трём уровням:
1 уровень: приобретение школьником социальных знаний.
2 уровень: формирование ценностного отношения к социальной реальности.
3 уровень: получение опыта самостоятельного общественного действа
Мониторинг эффективности реализации программы
Цель диагностики: выявление уровня освоения программы учащимися.
Метод диагностики: наблюдение за учащимися в процессе изучения основных разделов программы.
Список использованной литературы:
1. Леонтьева Г.А., Шорин П.А., Кобрин В.Б. Ключи к тайнам КЛИО. – М: Просвещение, 1994.
2. Федорчук И.А. История. Интеллектуальные игры для школьников.
3. Агеева И.Д. Кто лучше всех знает историю? – М: ТЦ Сфера, 2005.
4. Миронов В.А. Имени тайная власть – М: ФАИР ПРЕСС, 2003.
15