Урок литературы в 5 классе на тему Жюль Верн. Дети капитана Гранта
Самоотверженность и мужество героев Ж. Верна (по роману «Дети капитана Гранта»)
Этапы урока Содержание Ожидаемые результаты
Цель урока
и задачи
Цель урока – формирование представления о законах чести героев романа Ж. Верна «Дети капитана Гранта».
Задачи:
- сформировать представление о личности Ж. Верна;
- расширить представления о системе образов в романе;
-закрепить понятие о литературном герое и портрете литературного героя;
- сопоставить и проанализировать законы чести героев Дюма и Верна;
- содействовать развитию у детей навыков критического мышления;
- формировать умение учащихся работать в группе;
- способствовать формированию личностных, коммуникативных, регулятивных умений.
После проведения урока учащиеся смогут:
- рассказать о личности Ж. Верна и героях его книги «Дети капитана Гранта»;
- оперировать понятиями «литературный герой» и «портрет литературного героя»;
- использовать ключевые слова урока (совесть, благородство, достоинство, мужество, честь) при анализе других литературных произведений и жизненных ситуаций;
Метапредметные результаты (формирование универсальных учебных действий (УУД). Регулятивные УУД
1. Самостоятельно
формулировать тему, проблему и цели урока.
Познавательные УУД
1.Самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную.
2. Пользоваться изучающим видом чтения.
3. Извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст: иллюстрация, таблица, схема).
4. Пользоваться ознакомительным и просмотровым чтением.
5. Излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно.
6. Пользоваться словарями, справочниками.
7. Осуществлять анализ и синтез.
8. Устанавливать причинно-следственные связи.
9. Строить рассуждения.
Введение в тему. Формулирование темы урока.
Мотивирующее начало
Постановка проблемы Презентация (слайд 1)
Чей портрет изображён на слайде? Каким вам представляется этот человек, какими чертами характера, на ваш взгляд, он обладает? Проверить правильность ваших предположений я предлагаю, познакомившись с высказываниями самого Ж. Верна о себе.
«Море, музыка и свобода – вот всё, что я люблю»
Давайте обратимся к интервью с нашим знаменитым писателем.
Кадры из кинофильма « В поисках капитана Гранта»Как вы думаете, кто сегодня ответит на вопрос, о чем новый роман Жюля Верна и каковы его герои?
На какие качества характера своих героев указал Ж.Верн в интервью?
Формулируем тему урока: «Самоотверженность и мужество героев Ж. Верна» (слайд 2)
Однажды пассажиры яхты «Дункан» нашли в желудке пойманной акулы удивительную бутылку, в которой обнаружилась записка с просьбой о помощи. Давайте ещё раз вспомним её содержание (просим зачитать содержание записки на стр. 62).
Давайте обратимся к географической карте
Презентация (слайд 3)
и представим себе, какие трудности надо преодолеть отважным путешественникам, чтобы найти пропавшего капитана Гранта.
Учащийся показывает путь, который пришлось преодолеть героям романа.
37 параллель проходит через Австралию, Новую Зеландию, Чили и Аргентину, пролегает по Атлантическому, Индийскому и Тихому океанам.
С точки зрения разумного эгоизма современного человека отправляться неведомо куда, на край света, чтобы искать исчезнувшего малознакомого человека, потерпевшего кораблекрушение, нерационально, нелогично и просто глупо
Но тут – и в этом герои Дюма и Верна схожи – они руководствуются не обычаями и правилами. Вопрос: чем?
3. Работа с текстом.
Актуализация знаний.
Литературный герой – портрет, речь, обстановка, пейзаж. - Прочитав первые четыре главы романа, мы уже знаем, что лорд Гленарван с супругой, двоюродным братом и детьми капитана Гранта собирается отправиться на поиски исчезнувшего капитана.
А чтобы понять причины поступков героев, мы должны вспомнить, что поможет нам охарактеризовать действующее лицо романа.
Давайте повторим, из чего состоит портрет литературного героя.
Презентация (слайд 4)
Коммуникативные
УУД
1. Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.
2. Формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её.
3. Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности.
4. Осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека.
5. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; создавать тексты различного типа, стиля, жанра.
6. Высказывать и обосновывать свою точку зрения.
7. Слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения.
8. Выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями.
Личностные результаты
1. Формирование эмоционально-оценочного отношения к прочитанному.
2. Формирование восприятия текста, как произведения искусства.
Работа в группах.
Представление итогов работы. Следующим шагом на пути к цели будет работа в группах. Учащиеся делятся на 4 группы (дома они составляли литературный портрет одного из героев) и получают проблемный вопрос
Презентация (слайд 5)
1. Какова была жизненная цель капитана Гранта? Что Гленарвана роднит с капитаном и что он предпринял для его спасения?
2. В чём заключался нравственный подвиг Элен Гленарван?
3. Чем любуется автор в детях капитана Гранта?
4.Что общего у Жака Паганеля с пассажирами и командой «Дункана»?
Цель: проверка качеств грамотного читателя и развитие коммуникативных умений.
По мере обсуждения выписывайте мотивы поступков, составляя кластер. Время обсуждения и работы – 5 минут.
- Теперь давайте отразим общий результат каждой из групп.
Ответы на вопросы.
1. Любовь к родине побудила Гари Гранта поступить так, как он
поступил. Гарри Грант был преуспевающим капитаном с двумя детьми на руках, но ради своей родины, Шотландии, он рискнул своим уже достаточно прочным положением, расстался с Мэри и Робертом и отправился на поиски неизвестных земель, где надеялся основать шотландскую колонию, возможно независимую. Принести новые земли в дар родине, причём не Англии, а именно Шотландии, – такова была цель капитана Гранта. Вспомним, что на постройку «Британии» он отдал своё состояние, потому что английское правительство отказалось помочь капитану-шотландцу. Лорд Гленарван, богатый и знатный тридцатидвухлетний хозяин «Дункана», в изображении Жюля Верна был прежде всего патриотом родной Шотландии. Он отличался добротой и щедростью. И, когда ему в руки попадает послание капитана Гранта, он воспринимает всё случившееся как личное дело. Он расстаётся с молодой женой, немедленно едет в Лондон, требует в адмиралтействе помощи пропавшему Гранту, настаивает, гневается, хочет сам плыть искать капитана, и только боязнь расстаться с Элен удерживает его. Как радуется Гленарван, когда его жена сама предлагает плыть вместе с ним на поиски.
2. Элен Гленарван– тоже удивительный человек. После смерти своего отца, учёного-географа, она жила уединённо и бедно. Гленарван дал ей всё, чего только может, кажется, пожелать женщина. Но Элен без колебаний отказывается от роскошной жизни с её спокойными удовольствиями ради несчастных, потерпевших кораблекрушение.
– «Эдуард! - сказала она твердым голосом. - Капитан Грант, бросая в море это письмо, вверял свою судьбу тому, кому оно попадет в руки. Оно попало к нам...
- Что вы хотите сказать этим, Элен? - спросил Гленарван.
Все вокруг молчали.
- Я хочу сказать, - продолжала Элен, - что начать супружескую жизнь добрым делом - это счастье. Вы, Эдуард, собирались предпринять увеселительную поездку, но какое удовольствие может сравниться со счастьем спасти жизнь обездоленным людям, которых собственная родина бросила на произвол судьбы…» (глава 4)
Для Элен в добром деле ради тех, кто нуждается в помощи, – великое счастье и предназначение человека.
3. Дочь капитана Гранта, Мэри, на правах старшей в семьи, заботилась о брате. Ещё почти девочка (ей в начале романа всего шестнадцать), она, потеряв отца и тётку, одна воспитывала Роберта, трудилась, боролась с нуждой, заменила ему мать, причём, видимо, делала это так, что брат не замечал её самоотверженности.
Роберт - мужественный, прямодушный, обожает сестру и готов её защищать. За время действия романа юный Роберт Грант повзрослел и возмужал, так как научился отвечать за других. Мальчик не раз спасал от гибели своих друзей. Он серьёзно размышлял о будущем сестры, считая себя обязанным теперь работать для неё, как она раньше работала для него. Роберт определил и собственную дорогу в жизни, твёрдо решив стать моряком и посвятить себя поискам отца и продолжению его дела. Впоследствии он сам станет отважным капитаном, и в романе «Таинственный остров».
4.Жак Паганель - любимец детей и взрослых.
В лице Паганеля автор изобразил идеал учёного – в нём гармонично сочетаются глубокие научные познания и высокие нравственные принципы. При этом, у него доброе сердце, он открыт и непосредственен, как ребёнок.
«Лицо у него было умное и весёлое. В нём не было неприветливости тех важных личностей, которые из принципа никогда не смеются, скрывая под личиной серьёзности своё ничтожество. Напротив, непринуждённость и милая бесцеремонность этого незнакомца ясно говорили о том, что он склонен видеть в людях и вещах их хорошие стороны».
Ум, доброта, оптимизм, рассеянность, детская непосредственность. Это человек, склонный видеть в жизни хорошее, любящий людей, общительный. - Найдите в каждом портрете общие для всех качества. Какие они? (Ответы детей) Любовь к родине, помощь попавшим в беду, самоотверженность, любовь к неведомым землям, благородство помыслов, побуждений. Самое главное чувство, объединяющее участников экспедиции, – та безграничная любовь к ближнему, которая позволяет жертвовать многим. Это называется самоотверженность. Всё остальное, в том числе жажда приключений, в той или иной степени дополняет это качество. 4.Анализ содержания.
Словарная работа - Вместе строим схему: «Ключевые ценности героев романа».
- Делаем вывод: что значит для героев Жюля Верна «жить по законам чести»? Презентация (слайд 6, 7)
Вспомним схему «Законы чести» по роману Дюма «Три мушкетёра». Сравним.
Общее: 1. Никогда не падают духом в трудной ситуации.
2. Всегда заботятся о ближних .
3. Они растут в наших глазах, потому что находятся в постоянной борьбе с трудностями, в постоянной ситуации нравственного выбора.
Так чем же руководствуются герои Дюма и Верна в своих поступках?
Давайте вспомним, как назывался раздел, объединивший два этих произведения.
«Жизнь по законам чести». А что же такое честь?
Работа с понятиями честь, совесть, благородство, мужество, достоинство. Презентация (слайд 8,9)
Давайте вернёмся ещё раз к стихотворению Б.Окуджавы, которое открывало раздел.
Чтение стихотворения наизусть.
В чем видел Ж. Верн задачу своего творчества? В преобразовании мира. Какие люди могут преобразовать этот мир? 5. Итог урока
- Благородство не рождается само по себе. Оно воспитывается, и это – долгий и трудный процесс. Если для дворянина попрание законов чести означало моральную смерть, то для человека Нового времени было куда отступать. Жюль Верн старается показать, что несмотря на век железа и пара, плавно перерастающий в век самолётов и космических кораблей, человек обязан оставаться ЧЕЛОВЕКОМ.
Что ответил Жюль Верн человеку, спросившему его о будущем его книг? (Их забудут)
Сбылось ли предположение писателя?
По роману «Дети капитана Гранта» создано прекрасное музыкальное произведение и несколько экранизаций. Последняя – это семисерийный фильм моего детства «В поисках капитана Гранта». (Слайд 10)
6. Рефлексия
7. Домашнее задание
8. Оценивание 1. Как называлась первая книга писателя?Ответ: «Пять недель на воздушном шаре, или воздушное путешествие через Африку»
2. Какие изобретения предугадал в своих романах писатель?3. Какова была жизненная цель капитана Гранта?
Ответ: поиски неизвестных земель, чтобы основать шотландскую колонию.
4. Какими качествами любуется автор в детях капитана Гранта?Ответ: мужество, самоотверженность, любовь к отцу.
5. Какова самая яркая черта характера Паганеля, из-за которой он оказался на «Дункане»?
6. Чему учил капитан Грант своих детей?Ответ: никогда не падать духом.
7. Как Робинзон Крузо помог капитану и его спутникам уцелеть на необитаемом острове?Ответ: По примеру Робинзона они взяли с корабля инструменты, порох, оружие, зерно.
8. На каких языках была написана записка, найденная в бутылке?Ответ: на французском, английском, немецком.
К следующему уроку ученикам предлагается обдумать темы сочинений на с. 75 учебника и составить план к одной из них (в работе помогут задания 1–5, помещённые в рабочей тетради на странице 7).