Викторина «Люби ,знай и изучай русский язык» 
 Викторина по русскому языку  для  групп с казахским языком обучения.     
                         « Люби , знай  и  изучай  русский  язык .»
Цели :  1. Актуализировать  знания  по  русскому  языку ;
              2. Научить  логическому , творческому  мышлению;
             3. Научить  быстро  и  правильно  выполнять  задания;
             4.Развитие интереса к русскому языку, чувства  коллективизма , умение  действовать в команде
Оборудование : интерактивная  доска , карточки  с заданиями.
  Ведущий  : Русский  язык – один  из  богатейших  языков  в  мире . Его  международное  значение  растет  с каждым  днем. На  этом  языке  написаны  гениальные  произведения  русских  классиков,  создана  богатейшая  художественная  литература. И в тоже  время  русский язык- необыковенный язык , и в этом  мы сегодня  убедимся . Он может  быть  не только  серьезной , но достаточно веселой и загадочной . В этой  науке  скрывается  много  различных  чудес , и сегодня  мы узнаем о некоторых из них , мы  посоревнуемся и выявим лучших  знатоков  русского языка.
Сегодня  встречаются  две  команды  сильнейших  игроков  - представители  второго  курса , будущие  специалисты  почетных  рабочих  профессий- доблестные  каменщики и отважные  сварщики . Они  будут  состязаться  в  находчивости , сообразительности , а  также  в  умении  разгадывать  мудрые  языковые  загадки  ;  так  мы  определим  самых  умных  , мудрых  и  находчивых  любителей  русского  языка .
         Пусть  острей  кипит  борьба , сильней  соревнование                                                                                    
         Успех  решает  не  судьба , а  только  ваши  знания 
Девиз  нашей  игры  : Выучи  русский  язык  , и  ты  откроешь  перед  собой  весь  мир !
Для  начала  , чтобы  воодушевить  и настроить  наших  участников  на  успех и на  победу , предлагаю  послушать стихи  о  русском  языке .
чтец :
Если  ты  хочешь  судьбу  переспорить,
Если  ты  ищешь  отрады  цветник
Если  нуждаешься  в твердой  опоре
Выучи русский  язык!
чтец:
Он  твой  наставник  великий ,могучий,
Он переводчик , он проводник
Если  штурмуешь  познание  кручи-
Выучи  русский  язык!
чтец:
        Горького  зоркость , бескрайность  Толстого
       Пушкинской  лирики  чистый  рудник
       Блещут  зеркальностью  русского  слова
        Выучи  русский   язык!
чтец:
        Я  ко  всем  наукам  ключ  имею!
        Я  со  всей  вселенною  знаком!
       Потому  что  я  владею
        Русским  всеохватным  языком!
Итак , дерзайте , думайте,  размышляйте !
Правила  игры : игра  состоит  из 3  туров . В  каждом  туре  игра  идет  до  трех    очков . Победителем  будет  признана  команда  ,  набравшая  наибольшее  количество  очков.          
 Жеребьевка  команд. 
После  жеребьевки  команд  начинается  игра.
Первый  тур   «Разминка».
1. О  каких  знаках  препинаниях  идет  речь?
Когда  слова  гремели  и  блистали
Я в  моде  был, я  был  на  пьедестале
Однако  время  новое  настало
Оно  меня  и  свергло  с  пьедестала ( восклицательный  знак )
Что о  себе  сказать  могу?
Согнула  жизнь  меня  в  дугу
За  свой  характер  я  плачу-
За то  ,что   много  знать  хочу ( вопросительный  знак)
Известно  миру  с  давних  пор
Что  знак  я  немаловажный
И  не  окончен  разговор
И  начинает  думать  каждый. ( многоточие )
Он  очень  вежлив.:
Не  любит  споров  он и драк
Он  всем  старается  помочь
Он в  слове «мать» и  в  слове «дочь»
И в тихом  лунном  слове «ночь»
Чтоб  никого  не  огорчать
Он  все  старается  смягчить. ( мягкий  знак)
2. Составить  предложения  так , чтобы  все  слова  начинались с  букв  П и  К  
Например: Прасковья  Петровна  пригласила  Порфирия Петровича  поужинать  пирогами.     Катя и Кайрат купили красочные краски , карандаши , каждый красил красивые картинки.
3. Игра «Наборщик» . Командам  дается  слово , из  букв  которого  составляются  новые  слова. Выигрывает  тот ,  кто  за  определенное  время ( за 3 минуты )  придумает  больше  слов : электрогазосварщик , электромонтажник.                        
4.  1 команда - Перечислить  по  порядку  с  помощью  наречий  пять  дней  недели  , не  называя  ни  числа  , ни названия  дня ,начиная  с  сегодняшнего  дня. 
 Превратите  слово  «мел»  в мелкое  место , угол –в топливо , шест- в число .
2 команда- Являются  ли  однокоренными  слова  : гимнаст, гимн, гимназист, гимнастерка.
Укажите  существительные  женского  рода – профессор, шампунь, вермишель, шимпанзе, тополь.
2  тур
Ведущий: Нашу речь украшают ,делают ее выразительной  и образной фразеологические обороты.Фразеологизмы ,образно передавая содержание ,в то же время являются средством языковой экономии .Употребление таких фразеологизмов в речи делают ее краткой и динамичной.Мы не замечаем ,как много фразеологических оборотов нас окружает,потому что мы к ним привыкли.  
1 . «Узнай  свое  начало».  Каждая  команда  получает  2 карточки .: на  карточке №1 написано  начало фразеологического оборота , на  карточке №2 конец фразеологизма. Раздаются  карточки  так, чтобы  начало  языковой  единицы  было у  представителя  одной  команды , а конец – у представителя другой.
Держать себя в руках. Держать  язык  за зубами. Кручусь  как белка в колесе.Молоко  на губах не обсохло. Ни рыба  ни мясо. Воды в  рот  набрал. Перемывать  кому-то косточки. Обвести вокруг пальца.
Уйти в свою скорлупу. Без сучка и задоринки. Работать спустя рукава. Ахиллесова  пята. Не видеть дальше своего носа. Играть первую скрипку. Одного  поля ягоды. Работать до седьмого пота.
2. «Покажи слово». Команды  при помощи  предметов , мимики и жестов показывают и отгадывают  фразеологизмы .
Буря в стакане воды, яблоко раздора, водить за нос, втирать очки, вить веревки , играть с огнем.  Пригреть на груди змею. Наломать дров. Схватывать на лету.смотреть сквозь пальцы. Набрал в рот воды. Чесать языки. Намылить шею.Пальцы в рот не клади.Идти на поводу.  
3. «Цепочка» . Учащиеся  должны  составить  связный текст. Один  ученик  начинает  рассказ , второй  добавляет предложение , третий  еще предложение и т.д. Последний  должен  найти удачное  завершение  рассказа.
4 «Переводчик» . Каждая  команда  должна  перевести  на  русский  язык   небольшой  отрывок  из  назиданий  «Книга  слов»  Абая.
5. «Удивительные  фамилии» . На  доске  даны  фамилии  людей. Внимательно  прочитав , команды  должны  переставить  буквы  в  данных  фамилиях и  узнать , какая  профессия  у  каждого  из них:
1к. –Тирахтерко                       2к- Паров
        Кащемакин                             Керктэли
        Тесальсаров                           Коптлин
       Цепрадов                                Фентякин
        Настекхин                             Намехатиков    
3  тур.  
Ведущий : Тот, кто жизнью  живет  настоящей ,
                     Кто  к  поэзии  с  детства  привык,
                    Вечно  верует  в  животворящий
                   Полный  разума  русский  язык .  
1 . «Поэтический  турнир». Команды  соревнуются  в  стихосложении. По  заданным  рифмам сочинить  стихи. 
1 к. : зима-холода                                           2к.  Весна- тишина
         Мороз-  берез                                          скворец- певец
         Детвора-игра                                           ребята-утята
        
Ведущий : Существует  много  пословиц  и поговорок на  разные  темы . Они  учат  честности и  доброте , смелости  , мудрости. Они  же  могут  высмеивать  жадность , трусость , глупость . Знание пословиц  обогащает  нашу  речь , делает ее  выразительной , заостряет  ум и  развивает  память.
  2.  «Реставратор». По  данным  словам предлагается  восстановить  пословицы.
         Платье-ум ( по платью  встречают- по уму  провожают) ; глаза-руки ; дело-мастер ;  труд-рыбка;  свет-тьма ; труд-лень; время-час; сани-телега;  волк-лес ; семь-один ; рука- скука; терпенье-труд; лень-труд ; камень-вода. 
  3.  «Задай-ка  нам  вопрос.»  Команды  задают  друг  другу  вопросы .
     1 к-да : а)Что является  самой лучшей и в то же время самой худшей вещью ?
                   Б)Ученика попросили  объяснить , что обозначает  слово  «нахлебник». Он  ответил : «Это  лопата  для  хлеба.». Согласны  ли  вы с этим  ответом.              
в ) Как  большой  дом  превратить  в  маленький ?
г ) в какой  поговорке  насекомое  превращается  в  слона ?
д ) какую часть  слова   можно  найти  в земле ?
е ) что  принадлежит  тебе ,а употребляется  чаще  другими?
Ж )как  написать  словосочетание  «сухая трава» четыремя  буквами?
З ) что быстрее всех на свете?
И ) какой месяц назван в честь древнеримского бога Фебруса?
К ) какой месяц назван  в честь древнеримского бога Януса? 
Ведущий : В древней Греции  жил человек  по  имени Демосфен. Чтобы  стать  искусным  оратором  ,Демосфен  много  лет  упражнялся . Он ходил  ежедневно  на  берег  моря , набирал в рот камешков , закрывал  глаза и произносил речь. Но это  только  предание . Чтобы  научиться  четко и выразительно  говорить , нет  необходимости  делать то ,что делал Демосфен. Лучше  поупражняться  в  произношении  скороговорок. 
4. «Язык  без костей» . Капитаны  поочередно   четко, медленно  читают скороговорку ,а затем  три раза , не делая пауз, говорят ее наизусть.
 Папа покупал покупки. У  Саши  нос в саже ,скажи об этом Саше. Наш  Полкан  попал в капкан. Жук  жужжит  над  абажуром. У  елки  иголки  колки. От  топота  копыт   пыль  по  полю  летит.
Наша  река  широка как  Ока.  Маленькому  Сане  подарили  сани , посмотрите сами  ,вот  какие сани.Везет  Санька  Саньку с  Сонькой  на  санках. Укусила  пса  в  самый  нос  оса , хотелось  псу  съесть  осу. Старый  пес  среди  двора  караулил куль добра.
Подведение  итогов . Награждение  победителей.
Ведущий : Всем  спасибо за  внимание 
                   За задор и звонкий смех
                За азарт соревнования
                Обеспечивший успех
               Вот настал момент прощанья
             Будет краткой наша  речь
              Говорим мы «До свидания»
             До счастливых , новых  встреч!
             Профессинальный   лицей   № 1
Методическая   разработка  внеклассного  мероприятия  по  русскому  языку .
Тема : «Люби , знай и изучай  русский  язык».
Группы : 285 ,287,288
Преподаватель : Л.А.Ахаева