Рабочая программа по межпредметному модулю Речь и культура общения
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение лицей №11
города Россоши Россошанского муниципального района Воронежской области
«Согласовано»
Руководитель МО
_____ /Мистюрина М.С_/
ФИО
Протокол № от
« _» августа 2015__г.
Рассмотрена на заседании
методического совета лицея
Протокол № от
« » августа 2015 г.
«Утверждаю»
Директор
МКОУ лицей №11
_____ /Маснева Н.Н./
ФИО
Приказ № от
« _» августа 2015_г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по межпредметному модулю «Речь и культура общения»
Ступень обучения (класс) начальное, основное общее образование , 3 класс
Составитель Пойманова Светлана Викторовна
Программа разработана на основе примерной программы по математике и конструированию в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального, основного общего образования и федеральным компонентом базисного учебного плана для лицеев.
2015 – 2016 уч. г.
Пояснительная записка
Данная рабочая программа по межпредметному модулю «Речь и культура общения» в начальной школе разработана в соответствии со ст.14 п.5, ст.15 п.1, ст.32 п.6,7. Закона «Об образовании Российской Федерации, Уставом школы, Положением об организации образовательного процесса на начальной ступени общего среднего образования, с основной образовательной программой начального общего образования.
Рабочая программа составлена на основе региональной программы «Культура общения», 3класс, авторы Н. А. Лемяскина, И. А. Стернин, г. Воронеж, ВОИПКиПРО и на основании приказа Министерства образования и науки РФ от 22 сентября 2011 г. N 2357 “О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373”)
Используемый УМК:
1. Культура общения». Книга для учащихся. / Под редакцией И.А. Стернина.- Воронеж, ВОИПКРО, 2008г
Культура общения». Книга для учителя. / Под редакцией И.А. Стернина.- Воронеж, ВОИПКРО, 2008
Электронный инновационный учебно-методический комплекс «Новая начальная школа» на сайте единой цифровой образовательной коллекции [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
2. Общая характеристика учебного предмета
Программа «Речь и культура общения» носит культурообразующий характер, что позволит педагогу формировать у обучающихся коммуникативно-речевую культуру. Это будет способствовать лучшей адаптации личности в постоянно меняющемся обществе, установлению взаимопонимания между людьми, успешному социальному сотрудничеству, творческой самореализации. .
Программа модуля «Речь и культура общения» является дополнением к основному курсу изучения родного языка, а именно, дополняет курс лингвистики языка (но не заменяет его). Преподавание данного модуля основано на деятельностном подходе как основном способе получения знаний и развития коммуникативных умений – обучающиеся анализируют примеры общения, реализуют свои высказывания в соответствии с изученными правилами.
Межпредметный модуль «Речь и культура общения» позволит учителю начальных классов создать условия для формирования знаний о закономерностях мира общения, об особенностях коммуникации в современном мире; осознания важности владения речью для достижения успехов в личной и общественной жизни.
Цель данной программы - создание условий для формирования коммуникативно-речевой культуры учащихся: коммуникативным умениям, эффективным способам общения в разных ситуациях, решению различных коммуникативных задач, которые ставит перед учениками сама жизнь.
Цель программы реализуется через решение следующих задач:
формирование коммуникативно-речевой компетентности, то есть сообщение учащимся определенных риторических знаний, сведений, способствующих обогащению духовного мира личности:
знания о речевом общении, его роли в жизни современного человека, принципах и правилах эффективного общения;
знания о факторах успешности или неуспешности речевого поведения; методах его совершенствования;
сведения о речевом этикете;
сведения о речи, ее видах, формах, типах, жанрах, стилевых разновидностях, качествах хорошей речи;
знание основных законов порождения речевых высказываний;
знания о методах и способах работы над своей речью;
совершенствование следующих коммуникативных умений:
анализировать речевую ситуацию и выбирать наиболее эффективную стратегию речевого поведения;
реализовать данную стратегию в общении с использованием различных речевых тактик;
захватывать и удерживать инициативу общения или предоставлять партнеру возможность реализовать его замысел в зависимости от ваших намерений;
адекватно реагировать на коммуникативные помехи;
гибко менять свое речевое поведение в зависимости от изменения ситуации общения;
анализировать, контролировать и совершенствовать собственную коммуникативную практику в каждой конкретной речевой ситуации и в течение всей жизни;
развитие всех видов речевой деятельности - говорения, слушания, письма, чтения, а также умений и навыков, лежащих в их основе;
развитие психических функций и способностей, связанных с речевым общением:
способность к общению (коммуникабельность, эмпатия и другие);
психические функции, связанные с речевой деятельностью: память, внимание, воображение, речевое мышление, анализ, синтез, обобщение и другие;
фонематический слух;
чувство языка;
формирование собственно речевых умений и навыков, к которым относятся:
умения и навыки публичного выступления, ведения беседы, переговоров, диспута, спора;
умения и навыки построения речевых высказываний в различной жанрово-стилевой форме;
умение строить речевое высказывание в соответствии с ортологическими (произносительными, лексическими, морфологическими, синтаксическими) и стилистическими нормами;
умение выбрать из всех языковых ресурсов те средства, которые обеспечат эффективность речевого воздействия;
формированию уважительного, вежливого отношения к людям, развитию доброжелательности, тактичности, деликатности.
Программа предполагает два направления деятельности:
формирование речевой потребности ребенка (потребности общаться со сверстниками, учителями, автором художественного произведения и др.) и приспособление к такому общению. Причем первое направление является ведущим на начальном этапе организации развития речи ребенка в школе. Это связано с тем, что невозможно развивать речь ребенка, если он сам не будет субъектом этого процесса. Только почувствовав потребность общаться с окружающими, ребенок встанет перед необходимостью совершенствовать свою речь и развивать речевые способности.
Первое направление сохраняется как ведущее продолжительный период времени. Ребенок должен убедиться в ценности и привлекательности речевого общения. Это возможно только в том случае, если материал первых разделов программы будет не изучен, а прожит, проигран, эмоционально прочувствован детьми. Именно в этот период необходимо создавать как можно больше привлекательных речевых игровых ситуаций.
Второе направление может быть осуществлено лишь при условии качественной работы по первому направлению. Оно призвано вооружить ребенка эффективными средствами речевого общения:
умением выражать свои мысли, желания, планировать совместную деятельность, решать конфликтные ситуации;
умением использовать речевые средства для самовыражения, творчества, самоанализа;
способностью слушать и понимать других;
умением использовать речевые игры для организации своего досуга.
Работа по второму направлению также строится на материале речевых ситуаций. При организации работы основное время на занятии предусмотрено для общения детей, а не для изложения материала педагогом. Учитель должен организовать групповую, парную работу, диалог.
Описание места учебного предмета, курса в учебном плане
Предлагаемый межпредметный модуль «Речь и культура общения» введён как дополнение к предметам филологического цикла «Русский язык» и «Литературное чтение». Модуль рассчитан на 9 часов и будет проведён в устной форме в 4 четверти 1 раз в неделю.
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Цель занятий по программе межпредметногомодуля «Культура общения» – формирование у младших школьников адекватного коммуникативного поведения. Коммуникативное поведение человека – совокупность норм и традиций общения. Таким образом, учащиеся должны освоить этикетные нормы общения (как надо? как принято?) и правила и приемы эффективного общения (как лучше? как эффективней?).
Коммуникативная грамотность предполагает сформированность у обучающихся:
устойчивых риторических навыков;
устойчивых навыков культуры устной речи;
навыков эффективного общения.
В соответствии с целями преподавания культуры общения основные задачи модуля сводятся к следующему:
1. Сформировать у детей универсальные учебные действия (личностные и метапредметные) на межпредметном уровне.
2.Сформировать коммуникативную грамотность обучающихся.
2. Сформировать у обучающихся навык ответственного коммуникативного поведения, умение корректировать свое общение в зависимости от ситуации
3. Вооружить обучающихся знанием принятых в культурном обществе норм этикета поведения и общения, а также норм культуры речи.
4. Обучить учащихся основным правилам и приемам эффективного коммуникативного поведения в различных ситуациях.
.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета, курса
В результате освоения предметного содержания предлагаемого модуля «Речь и культура общения» у обучающихся предполагается формирование универсальных учебных действий (познавательных, регулятивных, коммуникативных) позволяющих достигать предметных, метапредметных и личностных результатов.
Личностными результатами изучения модуля "Культура общения" является сформированность у обучающихся следующих умений:
оценивать свою вежливость;
определять степень вежливости при общении людей (вежливо - невежливо - грубо);
осознавать важность соблюдения правил речевого этикета для успешного общения, установления добрых, уважительных взаимоотношений;
осознавать свою ответственность за произнесенное или написанное слово;
понимать необходимость совершения добрых дел, подтверждающих добрые слова.
Метапредметными результатами является сформированность у детей следующих УУД:
знать понятие литературной и нелитературной речи, культурной речи, разговорной речи, понятие диалога и монолога, реплики; понятие комплимента, различие между комплиментом, похвалой и лестью; различие между просьбой, клянченьем и требованием; понятие спора, аргумента;
уметь пользоваться основными правилами речи;
уметь пользоваться основные правила ведения диалога;
знать и применять виды знакомства;
знать и применять виды отказа;
знать и применять правила вежливого извинения;
знать и применять правила утешения;
знать и применять правила поведения в гостях, правила приглашения в гости и приема гостей;
знать и применять правила дружеского общения;
знать и применять виды споров, основные правила ведения спора;
знать и применять основные правила общения между мальчиками и девочками;
.
Предметными результатами является сформированность у обучающихся следующих умений:
различать литературную и нелитературную речь собеседника, литературные и нелитературные языковые единицы;
различать диалог и монолог;
познакомиться со сверстником и взрослым, используя этикетные речевые формулы и учитывая адресата;
вежливо отказать;
извиниться, используя способы расширения извинения, этикетно принять извинение;
похвалить собеседника, произнести комплимент собеседнику и этикетно ответить на него;
вести бесконфликтное общение со сверстниками противоположного пола;
Система оценки деятельности.
Деятельность учащихся оценивается согласно Положению о системе оценки, принятому в лицее.
Формирование самостоятельной деятельности учащихся.
Ключевым в учебной грамотности для начальной школы является формирование контрольно-оценочной самостоятельности младших школьников. Именно эта самостоятельность и может быть основным индивидуальным результатом начального образования. Именно эта грань учебной грамотности может стать предметом индивидуальной оценки через решение специально созданных задач. Остальные грани учебной грамотности (постановка новой задачи, поиск способа ее решения) могут проявляться к концу начальной школы только в коллективных формах (малой группе, классе).
Учебная грамотность проверяется исключительно на предметном материале.
Информационная и коммуникативная грамотность в начальной школе может быть проверена и оценена с помощью проектных задач.
Учебная грамотность как основа ключевой компетентности:
производить контроль за своими действиями и результатом по заданному образцу;
производить самооценку и оценку действий другого человека на основе заданных критериев (параметров);
различать оценку личности и оценку действия;
сопоставлять свою оценку с оценкой педагога и определять свои предметные дефициты;
выполнять задание на основе заданного алгоритма (инструкции);
задавать «умные» вопросы взрослому или сверстнику;
указывать в определенной ситуации, каких знаний и умений не хватает для успешного действия;
совместно с другими (в т.ч. с родителями) отбирать учебный материал и планировать его выполнение в ходе домашней самостоятельной работы.
Информационная грамотность как основа ключевой компетентности
поисковый запрос и выбирать способы получения информации;
проводить самостоятельные наблюдения;
формулировать вопросы к взрослому с указанием на недостаточность информации или свое непонимание информации;
находить в сообщении нужную информацию в явном виде;
использовать знаково-символические средства (чертежи, схемы) представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, решения учебных и практических задач;
Коммуникативная грамотность как основа ключевой компетентности
использовать специальные знаки при организации коммуникации между учащимися;
инициировать «умный» вопрос к взрослому и сверстнику;
договариваться и приходить к общему мнению (решению) внутри малой группы, учитывать разные точки зрения внутри группы;
строить полный (устный) ответ на вопрос учителя, аргументировать свое согласие (несогласие) с мнениями участников учебного диалога.
Содержание межпредметного модуля «Речь и культура общения»
Раздел
учебного курса,
кол-во часов
Элементы содержания (основные изучаемые вопросы, характеристика основных содержательных линий)
Перечень лабораторных и практических работ, творческих и практических заданий, экскурсий и других форм занятий, используемых при обучении
Направления проектной деятельности учащихся
Использование резерва учебного времени
Раздел 1 (1 ч).
Правильность речи.
Речь литературная и разговорная.
Анализ тематических ситуаций.
Раздел 2 (1 ч).
Культура речи
Понятие диалога и монолога.
Практикум «Ведение диалога и монолога».
Раздел 3 (1 ч).
Знакомство
Давай знакомиться!
Ролевая игра «Формула знакомства».
Раздел 4 (1 ч).
Просьба, согласие, несогласие, отказ.
Будьте добры!
Спрос не грех, отказ не беда.
Практикум «Культура речи»
Раздел 5 (1 ч).
Извинение.
Комплимент.
Утешение и сочувствие.
Извините, пожалуйста.
Доброе слово и кошке приятно.
Хорошее слово всегда к месту.
Игра «Мяч комплиментов».
Раздел 6 (1 ч).
У тебя гости.
Ты в гостях.
Идём в гости.
Милости просим!
Практикум «Культура речи»
Раздел 7(1 ч) .
Разговор с друзьями.
Если возник спор. Доверительный разговор.
Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
Разговор по душам.
Спорить спорь, а браниться – грех.
Решение коммуникативных задач.
Раздел 8 (1 ч).
Общение между мальчиками и девочками.
Как общаться мальчикам и девочкам.
Круглый стол «Правила общения»
Раздел 9 (1 ч).
Обобщение изученного.
Обобщение изученного материала.
Творческий отчёт по отдельным темам.
Тематическое планирование с указанием основных видов учебной деятельности учащихся.
№ п/п
Тема
Кол-во часов
Основное содержание по темам
Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий)
Универсальные учебные действия, осваиваемые в рамках изучения темы.
1.
Правильность речи.
1
Понятие литературной и нелитературной речи. Понятие культурной речи. Понятие разговорной речи.
Учатся различать литературную и нелитературную речь.
Личностные:
оценивать свою вежливость;
определять степень вежливости при общении людей (вежливо - невежливо - грубо);
осознавать важность соблюдения правил речевого этикета для успешного общения, установления добрых, уважительных взаимоотношений;
осознавать свою ответственность за произнесенное или написанное слово;
понимать необходимость совершения добрых дел, подтверждающих добрые слова.
Метапредметные:
знать понятие литературной и нелитературной речи, культурной речи, разговорной речи, понятие диалога и монолога, реплики; понятие комплимента, различие между комплиментом, похвалой и лестью; различие между просьбой, клянченьем и требованием; понятие спора, аргумента;
уметь пользоваться основными правилами речи;
уметь пользоваться основные правила ведения диалога;
знать и применять виды знакомства;
знать и применять виды отказа;
знать и применять правила вежливого извинения;
знать и применять правила утешения;
знать и применять правила поведения в гостях, правила приглашения в гости и приема гостей;
знать и применять правила дружеского общения;
знать и применять виды споров, основные правила ведения спора;
знать и применять основные правила общения между мальчиками и девочками.
.
Предметные:
различать литературную и нелитературную речь собеседника, литературные и нелитературные языковые единицы;
различать диалог и монолог;
познакомиться со сверстником и взрослым, используя этикетные речевые формулы и учитывая адресата;
вежливо отказать;
извиниться, используя способы расширения извинения, этикетно принять извинение;
похвалить собеседника, произнести комплимент собеседнику и этикетно ответить на него;
вести бесконфликтное общение со сверстниками противоположного пола
2.
Культура речи.
1
Диалог и монолог. Понятие диалога и монолога. Понятие реплики. Основные правила ведения диалога. Вежливость, чередование ролей говорящего и слушающего, умение слушать, не перебивая, ответы на вопросы, краткость, учет возраста, положения, степени знакомства с собеседником, тон речи.
Знакомятся с понятиями «диалог» и «монолог».
Упражняются в ведении монолога и диалога.
3.
Знакомство.
1
Знакомство. Для чего люди знакомятся. Знакомство и представление. Способы знакомства. Знакомство через посредника, представление и самопредставление. Зависимость способа знакомства от ситуации, возраста, степени знакомства с собеседником. Правила поведения при знакомстве. Рукопожатие при знакомстве. Жесты и мимика в ситуации знакомства. Речевые формулы знакомства, представления, ответа на представление.
Знакомятся со способами знакомства. Учат формулы знакомства, преставления.
Просьба, согласие, несогласие, отказ.
1
Вежливая просьба. Понятие просьбы. Виды просьб. Просьбы вежливые и невежливые. «Просить» и «клянчить». Просьба – совет. Просьба и требование. Речевые формулы просьбы.
Согласие, несогласие, вежливый отказ. Как вежливо отвечать на просьбу. Формулы вежливого согласия. Можно ли отказать в просьбе. Виды отказа в просьбе. Вежливый и грубый отказ. Правила вежливого отказа. Формулы вежливого отказа. Формулы смягчения отказа. Как вести себя, если вам отказали в просьбе.
Учат формулы вежливого согласия, просьбы, несогласия, отказа.
Извинение.
Комплимент.
Утешение и сочувствие.
1
Понятие извинения. За что надо извиняться. Что такое вежливое извинение. Правила вежливого извинения. Формулы вежливого извинения. Способы расширения извинения. Ответ на извинение.
Утешение и сочувствие. Понятие утешения. Кого и когда надо утешить. Правила вежливого утешения. Формулы выражения утешения. Формулы предложения помощи.
Понятие комплимента. Комплимент, похвала и лесть. Виды комплиментов. Комплименты стандартные и нестандартные, краткие и развернутые. Когда делают комплименты. Правила произнесения комплиментов. Темы комплиментов. Как надо отвечать на комплимент.
Учат правила составления извинения, оправдания и утешения. Учатся составлять монологи – извинения, оправдания и утешения.
У тебя гости.
Ты в гостях.
1
Правила поведения в гостях. Подарки, их выбор и преподнесение. Как написать поздравление. Правила поведения гостя за столом. Формулы благодарности за проведенное в гостях время.
Правила приглашения гостей. Правила приема гостей. Обязанности хозяина. Общение хозяина с гостями.
Знакомятся с правилами поведения в гостях, правилами приглашения и приёма гостей.
Разговор с друзьями.
Если возник спор. Доверительный разговор.
1
Правила общения с друзьями. Умение поддержать, уступить друг другу. Умение хранить секреты. Что можно, что нельзя говорить о своем друге.
Понятие спора. Различие между спором и ссорой. Почему возникают споры и ссоры. Можно ли обойтись без споров. Спор по серьезным вопросам и спор по мелочам. Спор вежливый и грубый. Правила вступления в спор. Понятие аргумента. Формулы выражения уступки. Правила ведения спора. Формулы вежливого выражения несогласия.
Доверительный разговор. Понятие доверительного разговора. Цель доверительного общения. Особенности доверительного разговора. Правила ведения доверительного разговора. Формулы утешения собеседника в доверительном общении.
Знакомятся с правилами общения; с понятием «спор» и правилами вступления в спор.
Общение между мальчиками и девочками
1
Общение между мальчиками и девочками. Почему надо общаться мальчикам и девочкам. Какие качества ценят мальчики и девочки друг у друга. Правила общения мальчиков и девочек.
Изучают правила общения с мальчиками и девочками.
Показывают умение общаться.
Обобщение изученного.
1
Сообщения по отдельным темам.
Учатся делать творческий отчёт по выбранной теме.
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
№ п/п
Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения
Количество
1. Библиотечный фонд
2. Печатные пособия
Культура общения». Книга для учащихся. / Под редакцией И.А. Стернина.- Воронеж, ВОИПКРО, 2008г
1
Культура общения». Книга для учителя. / Под редакцией И.А. Стернина.- Воронеж, ВОИПКРО, 2008
1
3.Технические средства обучения
Ноутбук
1
Монитор
1
Проектор
1
Принтер/Копир/сканер
1
Доска интерактивная
1
Доска аудиторная
1
Доска магнитно-маркерная
1
4.Экранно-звуковые пособия, ЭОР
Электронный инновационный учебно-методический комплекс «Новая начальная школа» на сайте единой цифровой образовательной коллекции [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
1
Заголовок 3Заголовок 415