Рабочая программа по межпредметному модулю по математике 6 класс ФГОС


Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №10
г. Россоши Россошанского муниципального района Воронежской области
«Согласовано»
Руководитель МО
____________/Корецкая Н. И./
Протокол № ___ от« ___ » августа2016г.
«Согласовано»
Заместитель директора по УВР
__________/О.А. Светашова/
« ___ » августа2016г.
«Утверждаю»
Директор МКОУ СОШ №10
____________/А. Г. Климова/
Приказ № 179/1 от« 31 » августа2016г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по межпредметному модулю
«Проценты на все случаи жизни»
6 класс
Ступень обучения основное общее образование
Количество часов 0,5 часа 17 часов
в неделю в год
Составитель: Кулешова Ирина Анатольевна
Программа разработана на основе примерной программы по математике
государственного образовательного стандарта основного общего образования
2016- 2017 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная рабочая программа ориентирована на учащихся 6 классов и реализуется на основе следующих нормативных правовых документов:
Закон Российской Федерации «Об образовании».
Федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный Приказом Минобразования РФ от 05.03.2004 г. №1089.
Приказ Минобразования РФ от 09.03. 2004г. № 1312. Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования».
Региональный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений Воронежской области, утвержденный Приказом департамента образования и молодежной политики Воронежской области от 27.06.2012г. №760 и от 31.08.2012г. № 851.
Устав МКОУ СОШ № 10 г. Россоши
Учебный план МКОУ СОШ №10 на 2016 – 2017 учебный год, утвержденный директором школы. Приказ № 179/1 от 31.08.2016 г.
Тема «Проценты» традиционно изучается в 5 классе, затем текстовые задачи на проценты встречаются в 6-9 классах. Однако практика показывает, что очень многие окончившие школу не имеют прочных навыков обращения с процентами в повседневной жизни. Понимание процентов и умение производить процентные расчеты в настоящее время необходимо каждому человеку: прикладное значение этой темы очень велико и затрагивает финансовую, демографическую, экологическую, социологическую и другие стороны нашей жизни.
Задачи на проценты включены в материалы итоговой аттестации за курс основной школы, а так же часто встречаются на вступительных экзаменах в ВУЗы. Учащиеся 6 классов в силу своих возрастных особенностей еще не могут получить полноценные представления о процентах, об их роли в повседневной жизни. Поэтому считаю целесообразным углубить изучение темы «Проценты» на межпредметном модуле.
Актуальность введения данного межпредметного модуля состоит и в том, что содержание курса, форма его организации помогут школьнику через практические занятия оценить свой потенциал с точки зрения образовательной перспективы.
Межпредметный модуль «Проценты на все случаи жизни» ориентирован на получение учащимися 6 класса полноценных представлений о процентах, об их роли в повседневной жизни.
Основной целью курса является систематизация, обобщение и углубление знаний, полученных школьниками при изучении темы «Проценты» в школьном курсе. Этим обусловлен отбор содержания данного модуля. Содержание модуля иллюстрирует применение математики в повседневной жизни, знакомит учащихся с некоторыми историческими сведениями своего района. Решая задачи межпрдметного модуля, учащиеся учатся применять свои знания к решению повседневных бытовых проблем, вопросов рыночной экономики и задач технологии производства.
При решении задач очевидны межпредметные связи с химией, физикой, экономикой, что позволяет повысить учебную мотивацию учащихся при изучении этих предметов в среднем звене. Задачи финансовой математики представляют в настоящее время интерес не только для будущих финансистов и экономистов, но и для всех людей. В жизни каждый из нас ежедневно встречается с ценами на товары и услуги. С такими задачами приходится иметь дело при оформлении в банке сберегательного вклада или кредита, покупке товара в рассрочку, при выплате пени, налогов, страхования. И именно школьная математика в ответе за то, чтобы эти встречи не оборачивались для людей финансовыми потерями.
Вопросы, рассматриваемые в модуле, тесно примыкают к основному курсу, но не дублируют его. Кроме того, данный межпредметный модуль способствует совершенствованию и развитию важнейших математических знаний и умений, предусмотренных школьной программой, помогает оценить свои возможности по математике и осознанно выбрать профиль дальнейшего обучения.
Цели модуля:
расширить представления учащихся о процентных вычислениях, показав широту применения процентных расчетов в реальной жизни;
способствовать осознанному выбору профиля дальнейшего обучения;
повысить уровень компетентности.
Задачи модуля:
сформировать умения производить процентные вычисления, необходимые для применения в практической деятельности;
научить решать основные задачи на проценты;
повысить уровень математической подготовки;
способствовать формированию познавательного интереса к математике, развитию творческих способностей учащихся;
привить учащимся основы экономической грамотности.
Планируемые результаты
Личностные:
проявлять понимание и уважение к ценностям культур;
оценивать ситуации с точки зрения правил поведения и этики;
мотивировать свои действия; выражать готовность в любой ситуации поступить в соответствии с правилами поведения,
проявлять в конкретных ситуациях доброжелательность, доверие, внимательность, помощь и др.
воспринимать речь учителя (одноклассников), непосредственно не обращенную к учащемуся;
выражать положительное отношение к процессу познания: проявлять внимание, удивление, желание больше узнать;
оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач;
применять правила делового сотрудничества: сравнивать разные точки зрения; считаться с мнением другого человека; проявлять терпение и доброжелательность в споре (дискуссии), доверие к собеседнику (соучастнику) деятельности.
Регулятивные :планировать решение учебной задачи: выстраивать последовательность необходимых операций (алгоритм действий);
оценивать весомость приводимых доказательств и рассуждений («убедительно, ложно, истинно, существенно, не существенно»);
корректировать деятельность: вносить изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок; намечать способы их устранения;
анализировать эмоциональные состояния, полученные от успешной (неуспешной) деятельности, оценивать их влияние на настроение человека;
осуществлять итоговый контроль деятельности («что сделано») и пооперационный контроль («как выполнена каждая операция, входящая в состав учебного действия»);
оценивать (сравнивать с эталоном) результаты деятельности (чужой, своей);
анализировать собственную работу: соотносить план и совершенные операции, выделять этапы и оценивать меру освоения каждого, находить ошибки, устанавливать их причины;
оценивать уровень владения тем или иным учебным действием (отвечать на вопрос «что я не знаю и не умею?»).
Познавательные:
Учащиеся должны иметь представление:
об основных изучаемых понятиях (число, процент, задача) как важнейших математических моделях, позволяющих описывать и изучать реальные процессы и явления;
об этапах решения задач на проценты различных типов;
о разнообразии типов задач на проценты.
Учащиеся должны уметь:
выражать свои мысли в устной и письменной речи, применяя математическую терминологию и символику;
производить процентные вычисления, необходимые для применения в практической деятельности;
определять тип текстовой задачи, знать особенности методики её решения, используя при этом разные способы;
применять полученные математические знания в решении жизненных задач;
использовать дополнительную математическую литературу с целью углубления материала основного курса, расширения кругозора и формирования мировоззрения, раскрытия прикладных аспектов математики.
Для реализации целей и задач данного межпредметного модуля предполагается
использовать следующие формы учебных занятий: лекции, семинары, практикумы.
Метод обучения: рассказ, объяснение, выполнение практических заданий.
Формы контроля знаний, умений, навыков:
самостоятельная работа;
тесты;
устный опрос;
наблюдение;
беседа;
фронтальный опрос;
опрос в парах;
практикум;
собеседование;
Формы промежуточной и итоговой аттестации:
контрольные работы,
самостоятельные работы,
тесты;
творческие работы.
Распределение учебных часов по разделам

п/пНазвание темы Кол-во часов
1 Проценты. Основные задачи на проценты. 2
2 История родного края в задачах на проценты. 2
3 Проценты в жизненных ситуациях 2
4 Проценты и банковские операции 3
5 Задачи здоровье сберегающей направленности 2
6 Задачи на концентрацию и процентное содержание 4
7 Итоговая презентация проектов 2
8 Итого 17
Содержание программы учебного курса
Тема 1: «Проценты. Основные задачи на проценты». (2 часа)
Цель: систематизировать и закрепить умения и навыки решения основных задач на проценты: нахождения процента от числа; нахождения числа по его проценту; нахождение процента одного числа от другого.
Первое занятие предполагает актуализацию известных фактов. Здесь, помимо знакомства с основными теоретическими положениями, ведётся разговор о возможностях применения знаний из данной темы.
Форма проведения занятий: урок – лекция (1ч.), урок – практикум (1ч.)
Тема 2: История родного края в задачах на проценты. (2 часа)
Цель: Развивать логическое мышление, посредством составления задач, используя исторический материал своего района. Воспитывать чувства патриотического долга перед своей Отчизной. Решение задач и составление задач, используя исторический материал своего района.
Форма проведения занятий: урок – практикум (1ч.), урок – семинар (1ч.)
Тема 3. Проценты в жизненных ситуациях. (2 часа).
Цель: Показать широту применения в жизни процентных расчетов.
Введение базовых понятий экономики: процент прибыли, стоимость товара, заработная плата, штрафы, тарифы.
Форма проведения занятий: урок – практикум (1ч.), урок – семинар (1ч).
Тема 4: Проценты и банковские операции.(3 часа)
Цель: Решение задач, связанных с банковскими расчетами: вычисление процентных ставок в банках; процентный прирост; определение начальных вкладов, определение суммы вклада, срока вклада.
Форма занятий: урок – лекция (1ч.), урок – практикум (2ч).
Тема 5. Задачи здоровье сберегающей направленности.(2ч.)
Цель: Отработка навыков решения основных задач на проценты, используя задачи здоровье сберегающей направленности.
Расширение знаний учащихся о путях укрепления своего здоровья (в том числе воспитание культуры правильного питания, воспитание нетерпимости к вредным привычкам). Помочь учащимся приобщаться к здоровому образу жизни.
Тема 6. Задачи на концентрацию и процентное содержание (3 часа)
Цель: формирование умения решать задачи различными способами на составление сплавов, растворов, смесей двух или нескольких веществ. Обобщение полученных знаний при решении задач на проценты.
Форма занятий: комбинированные занятия.
Тема 7. Защита проектов (2 часа).
Учебно-тематический план 5 «А»

п/пТема урока Кло-во часов Дата проведения Примечания
План Факт Проценты. Основные задачи на проценты 2 1 Проценты. Перевод процентов в десятичную дробь и обратно. 1 2 Решение задач на нахождение процентов от числа и числа по его проценту 1 История родного края в задачах на проценты 2 3 Решение задач на нахождение процентного отношения чисел. 1 4 Решение задач и составление задач, используя исторический материал. 1 Проценты в жизненных ситуациях 2 5 Процент прибыли, стоимость товара. 1 6 Заработная плата, штрафы, тарифы. 1 Проценты и банковские операции 3 7 Вычисление процентных ставок в банках. 1 8 Процентный прирост. Определение начальных вкладов 1 9 Определение суммы вклада, срока вклада. 1 Задачи здоровье сберегающей направленности 2 10 Решения основных задач на проценты здоровье сберегающей направленности 1 11 Решения основных задач на проценты здоровье сберегающей направленности 1 Задачи на концентрацию и процентное содержание 4 12 Решение задач различными способами на составление сплавов 1 13 Решение задач различными способами на составление растворов. 1 14 Решение задач различными способами на составление смесей двух или нескольких веществ. 1 15 Решение задач на концентрацию и процентное содержание 1 Итоговая презентация проектов 2 16 Презентация проектов 1 17 Презентация проектов 1
Перечень учебно-методического обеспечения
Мерзляк А.Г.и др. Сборник задач по математике для 6 класса М.-Х: "ИЛЕКСА", 2001
Задачи для внеклассной работы по математике (5-11 классы) / А.В. Мерлин, Н.И. Мерлина/ Учебное пособие, 2-е изд., испр. и доп. Чебоксары: Изд-во Чувашского университета, 2002.
Шевкин А.В. и др. Сборник задач по математике для учащихся 5-6 классов.- М.:"Русское слово - РС" , 2001.
Спивак А.В Тысяча и одна задача по математике. Книга для учащихся 5-7 классов. – М.: Просвещение,- 2-е изд., 2005
Шевкин А.В. и др. Сборник задач по математике для учащихся 5-6 классов.- М.:"Русское слово - РС" , 2001.
Математика: интеллектуальные марафоны, турниры, бои: 5- 11 классы: книга  для учителя/ А. Д. Блинков и др., общ. Ред. И. Л. Соловейчик. – М.: Первое    сентября, 2003. – 256 с.
Интернет ресурсы:
https://yandex.ru/images/
http://infourok.ru/
https://ru.wikipedia.