Урок внеклассного чтения в 5 классе по рассказам В.И. Белова
бюджетное общеобразовательное учреждение Сокольского муниципального района «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида»
«С любовью ко всему живому».
Урок внеклассного чтения в 5 классе
по «Рассказам о всякой живности» Василия Ивановича Белова.
Автор: Цикина Марина Сергеевна,
учитель русского языка и литературы
высшей категории
г. Сокол Вологодской области
2015 г.
Цели:
Расширить знакомство школьников с творчеством вологодского писателя
В.И. Белова, его жизнью;
Продолжить обучать детей беглому и выразительному чтению;
Закрепить умение обучающихся отвечать на вопросы учителя, используя в речи
простые распространённые и сложные предложения;
Обучать школьников передавать содержание текста от первого лица;
Развивать у детей интерес к чтению.
Воспитывать чувства любви обучающихся к малой родине.
Оборудование:
Мультимедийное сопровождение, выставка книг Василия Белова, карта
Вологодской области, рисунки детей.
Цели урока для обучающихся.
Слово учителя.
Перед нами карта Вологодской области. Это – наш Сокол. А совсем рядом городок
Харовск.
Не далёк город Харовск от Сокола
Час, другой на машине – вот он.
Тут особых красот не увидишь.
Но какой-то сердечностью полон.
Слайд № 2 – карта Вологодской области
А в Харовском районе есть деревня Тимониха, где родился Василий Иванович Белов, хороший человек и замечательный писатель, живший последнее время в Вологде.
Слайд № 3
БЕЛОВ Василий Иванович (р. 23.10.1932), русский писатель. Вырос в разоренной вологодской деревне, с детства работал в колхозе, служил в армии, всю жизнь провел в родном краю. Учился в столичном Литинституте.
Слайд № 4
А если хотите узнать о нём побольше, обратитесь к людям, которые были с ним знакомы. И вот, что могли бы мы от них услышать, только стоит представить, что это не класс, а деревенская изба, а в ней два человека, старик и старуха.
Инсценировка обучающихся «Соседи – старики Василия Белова в деревне Тимониха».
Ведущий:
На дворе- то опять ненастье,
Бьётся ветер в стекло окна.
В доме древнем старик и старуха.
Он один и она одна.
Старик:
Мало осталось домов в деревеньке.
Раньше- то больше бывала она.
Жили мы трудно, но помаленьку
Сеяли хлеб, мастерили дома.
Старуха:
Да и соседи у нас были славны,
Помнишь Анфису Ивановну, дед.
Ведь пятерых ребятишек взрастила,
Сколько стерпела и горя, и бед.
Старик:
Да, было б всё по- другому,
Если не та бы война.
Белов то Иван по-геройски
Погиб на фронте тогда.
Слышь, старуха, сынок их Василий
Нынче известный уже человек.
Пишет рассказы там всякие, были.
Что повидал - не забудет вовек.
Слайд № 4
Слово учителя:
Вот и вспомнили мы о родителях Василия Белова. А как вы думаете, было ли детство Белова радостным или нет? Что он больше всего любил делать в деревне? Как связана жизнь будущего писателя с нашим родным Соколом?
А ведь немало книг создал он. Вот здесь на полке (обращается к выставке книг) только малая часть того, что сочинил наш земляк. А вот и знакомая книга под названием «Рассказы о всякой живности». А что обозначает слово живность?
Слайд № 5
19050317500Давайте вспомним главных героев данного произведения. Но прежде повторим ещё
раз, что обозначают следующие слова: величает, не помышляет, чистоплотные, хлев.
А как вы думаете, с каким чувством нужно прочитать строки о разрушенной конюшне из рассказа Василия Белова «Верный»? Почему?
Не зря говорили в старину:
«Конь, мой конь, ты мой верный друг.
Конь мой, вся моя надежда».
Как помогает конь человеку?
Физкульминутка.
Василий Белов говорил: «Не могу долго сидеть, устаю. Нужна хоть минута отдыха.
Другое дело, когда ногами потопал, руки размял, спину выпрямил, да и плечи не забыл – да и за работу опять принимаюсь». (Каждому действию, названному писателем, должны соответствовать определённые физические упражнения).
Слово учителя:
Сейчас мы вспомним ещё один из рассказов нашего земляка. А его название вы должны определить сами, отгадав две загадки.
Глаза умные, хвост – крючком.
Незнакомого вряд ли пустит в дом.
Кто это? (Собака).
Этот глупенький.
Всё бы грязным лежать.
Станут мыть –
А он громко – громко визжать.
А это кто? (Свинья, поросёнок).
Подробный пересказ рассказа «Валдай и Кузя» обучающимися.
Пословицы о собаке и свинье – подтверждение народной мудрости.
Собака человеку неизменный друг.
Не бей собаки, и она была человеком.
(Легенда об обращении человека в пса за прожорливость).
Была у свинки золотая щетинка, да в грязи завалялась, отняли.
Но ведь главные жители деревни – это всё-таки люди. Фёдор и Елена – это семья.
У них есть соседка, бабушка Марья. Раньше она держала корову. Как говорится в русской пословице: «Корова на дворе – еда на столе». Да не хватило сил, чтобы ухаживать за коровой. Вместо её завела старушка козла. И как-то пришлось бабке Марье обратиться к Фёдору за помощью. Давайте прочитаем их разговор из рассказа «Выручил» по ролям. Как надо читать, озвучивая роли бабушки и Фёдора?
Русская пословица: «Козий бог, на верёвочке издох».
А ведь в книге Василия Белова есть ещё один герой. Кличка у него интересная –
Заплаткин. Расскажите, о ком идёт речь. Только постарайтесь представить себя Фёдором и от его имени расскажите о коте.
Пересказ рассказа «Заплаткин» от первого лица.
Все эти рассказы можно объединить следующими словами В.И. Белова: «Я писал эти рассказы с любовью ко всему живому». Догадайтесь, почему? А я постараюсь вам помочь.
Верный сам развозил почту, когда Фёдор не мог. Работал без всякого принуждения со стороны человека. Козёл Душной обижался, что его никто не любит. Кого мы имеем в виду, когда говорим: «Он обижается, радуется, работает, болеет». (О человеке).
Вывод:
Человек и животные во многом похожи друг на друга по поведению и характеру.
Не обижайте «братьев наших меньших».
Они любви у нас не просят.
Встречают ласково и с теплотой.
Без них ведь нам ужасно плохо,
И мир без них совсем чужой.
А в подтверждении этого послушайте ещё один рассказ Василия Белова «Рома».
Какое чувство, характерное только для человека, есть и у быка?
Какой вывод мы можем сделать, читая рассказы нашего земляка?
Продолжите моё предложение: «Животные, как и люди…»
4 декабря 2012 года – последний день жизни нашего земляка. Но его душа, его книги всегда будут сопутствовать хорошим людям, таким же, каким был и сам Василий Иванович Белов.
Подведение итогов урока. Оценка ответов обучающегося.