Материнская верность в рассказе В.И. Белова Ещё про Мальку



Василий Иванович Белов
(1932 год рождения)
Душа у меня в деревне…
«Стоял среди лесов и полей на высоком угоре смоляной пенёк, здоровый, в 2-3 обхвата. Пенёк этот был сказочный. Вдруг из пенька выскочил на свет Божий живой человек, только не старичок- моховичок, а молодой крепыш, молодец- боровичок. Вышел он, небрежно отряхнулся, расправил плечи, и тут же появилась у него борода густая, пришвинская. Могучий пенёк этот стоит в Харовском районе Вологодской области»,- так сказал поэт Александр Яшин о молодом своём друге прозаике Василии Белове.
«Талантливый поэт и прозаик, Вы создали замечательные произведения, каждое из которых проникнуто искренней любовью к Россиии к своей малой родине, к людям и к удивительной, неповторимой покрасоте природе».
(В. Путин)
«Для меня Белов- это часть нашей родины, часть всего, что нас окружает. Мне кажется, что лучше Белова о нашей земле, о нашей природе никто не писал»
(В.Позгалёв)
«Тихая моя родина, ты всё так же не даёшь мне стареть и врачуешь душу своей зелёной тишиной… И почему-то мне хочется, чтобы мой дом и деревня моя не исчезли совсем, чтобы они остались в этом бесконечно меняющемся мире»
(В. Белов)
Конспект открытого урока по литературному чтению в 3-м классе по программе Горецкого и Климановой.
Урок разработала и провела Белова Светлана Юрьевна, учитель начальных классов
МОУ Вохтожской средней общеобразовательной школы №2.
Тема урока: Материнская верность в рассказе В.И.Белова «Ещё про Мальку»
( из цикла рассказов «О всякой живности»)
Цели урока:
-продолжить изучение творчества В.И.Белова;
-познакомить детей с новым произведением «Еще про Мальку»;
-научить определять отношение автора к героям своих рассказов на основе анализа произведения «Еще про Мальку»;
-помочь детям выразить своё отношение к происходящим событиям;
-расширять читательский опыт учащихся;
- развивать речь, мышление;
-отрабатывать навыки беглого, сознательного и выразительного чтения;
-способствовать развитию литературного творчества детей;
-воспитывать доброе, внимательное, неравнодушное отношение к матери, животным, русской деревне.
План урока.
1.Оргмомент.
2.Постановка цели урока.
3.Проверка домашнего задания.
4.Подготовка к восприятию произведения.
5.Первое чтение рассказа.
6. Обмен впечатлениям.
7.Выборочное чтение по вопросам учителя.
8 Работа в группах.
8. Отчёт групп о выполненном задании.
9 Подведение итогов урока. Рефлексия. Домашнее задание.
10.Слушание песни о деревне.
Ход урока.
1.Оргмомент.
Прозвенел и смолк звонок,
Начинается урок.
2.Постановка цели урока
У. Ребята, с творчеством какого писателя мы познакомились на прошлом уроке?
Д. Мы познакомились с творчеством писателя Василия Ивановича Белова.
У. Что вы знаете о нём?
Д. Мы знаем, что это вологодский писатель, наш земляк. Он пишет книги о русской деревне, родной природе, о простых людях, которые живут в деревне, о многочисленных животных, населяющих деревню.
У. –Какой рассказ Василия Белова мы прочитали на прошлом уроке? О ком он?
Д. Мы прочитали рассказ «Малька провинилась». Этот рассказ о собаке Мальке. Она «провинилась» в том, что принесла двух щенков.
У. -Как к этому отнеслась хозяйка Мальки Лидия?
Д. Она два дня сильно ругала собачку, а потом успокоилась. Когда щенки подросли, то она их раздала. Одного отдала трактористу, который часто проезжал через их деревню, а другого в соседнюю деревню, которая находилась за рекой.
У. Как повела себя Малька, оставшись без щенков?
Д . Она каждый день стала бегать в соседнюю деревню, чтобы покормить своё дитятко.
У. Сегодня мы узнаем продолжение этой истории из рассказа, который Василий Иванович назвал «Ещё про Мальку»
3.Проверка домашнего задания.
-У. Что вам было задано на дом?
Д. Нарисовать Мальку, как мы её представляем. Выразительно прочитать отрывок рассказа, где Лидия стыдила Мальку.
У.Давайте проверим, как вы справились с заданием. Покажите рисунки ребята с первого ряда. (Дети выходят к доске с рисунками)
-Чей рисунок кажется вам более подходящим под описание Василия Белова?
-Теперь выходите ребята со второго ряда, затем с третьего ряда .У. А отрывок, где описано, как Лидия ругала Мальку, мы инсценировали с ребятами, подготовив вам сюрприз. Посмотрите, что у нас получилось.
Инсценировка.
У. Понравилось ли вам выступление ребят?
4.Подготовка к восприятию произведения.
У.Как я уже говорила, сегодня мы узнаем продолжение этой истории из рассказа, который Василий Белов назвал просто «Ещё про Мальку».
Но перед чтением я хочу познакомить вас со значением некоторых слов, которые встречаются редко в нашей речи. Василий Белов создал словарь, в который поместил слова из своих произведений, которые могут вызвать затруднение в понимании содержания .Лава - два стесанных бревна, перекинутых с одного берега на другой
Плесо -глубокий участок реки
Верши - морда, сети или ловушка для ловли рыбы
Низина- низкое место
обормот- (простореч. бран.). Никчемный, негодный человек, грубиянобомлел – легкое замирание тела
Долговязые -длинноногие
Легка на помине - поговорка : только вспомнили, а она уже тут.
5.Первое чтение рассказа.
У. Во время слушания рассказа постарайтесь представить то, о чём в нём говорится, включите свой мысленный экран, какие картины пройдут перед вами. После чтения я спрошу, что вы увидели своим внутренним взглядом.
Рассказ читают подготовленные дети и учитель.
После вопроса «А что дальше?» -остановка и вопрос: Как же поступит Малька в этой сложной ситуации? Выслушав предположения детей, продолжить чтение.
6. Обмен впечатлениям. Упражнение «Мысленный экран».
У.- Понравился вам рассказ?
У.- Что вы представили во время слушания рассказа?
Д. Мы представили, как писатель пошёл за водой весной и увидел, что за ночь река разлилась. Вода покрывала всё пространство, даже подходила к баням. Лавы не было, пройти на другой берег невозможно.
Потом мы увидели, как Малька стоит около воды, ищет лаву, по которой она проходила на ту сторону.
Следующая картина: Малька в воде, она плывёт наперерез струям воды, но течение несёт её по реке против её воли. Она гребёт изо всех сил, но справиться с течением не может. Силы покидают её, она с головой окунулась в воду.
Далее мы видим, как Федя на своей лодке подплыл к Мальке и рукой выхватил собачонку из ледяной воды.
Малька мокрая, крохотная, дрожащая от холода, оказалась на родном берегу.
Автор и Федя удивляются и восхищаются поступком Мальки.
7. Выборочное чтение по вопросам учителя.
У.- Поработаем с текстом. Будем находить и зачитывать нужные отрывки рассказа.
-О чём пишет автор в начале рассказа? О весне, разливе реки. Найдите это описание, прочитайте его.
Между тем со всех сторон наступала весна. Снег таял, и речка сначала потемнела, потом разлилась.
Как-то утром я пошёл за водой, смотрю: за ночь река так разлилась, что вода подступила к самым баням. Широкое водное плёсо заполнило всю низину. Федя уже ездил на лодке, приглядывая места, где можно поставить верши.
Весело свистели прилетевшие ночью долговязые кулики. Постой, а где же лава? Я взглянул на то место, где обрывалась тропинка, и обомлел. Брёвен-то не было. Ночью их подняло водой и унесло.
У. Прочитайте отрывок, в котором говорится о том, как Малька обнаружила, что она не может перейти на другой берег .Малька была легка на помине. Я видел, как она подбежала к воде, сунулась туда, сюда. Везде одна вода, и лав не было.
-Прочитайте, как Малька боролась с сильным течением реки.
Малька, видимо, изо всех сил плыла наперерез струям, но её несло всё дальше. Сил у неё было немного, а течение быстрое, и вот её несло по реке.
Малька стремилась на тот берег. Я видел, как она, видимо выбиваясь из сил, с головой окунулась в воду.
У.Прочитайте, как Федя приговаривал, спасая Мальку.
 Ой дура! Куды сунулась, – приговаривал он. – Ну, матушка, давай, давай сюда!
– Матушка! – уговаривал её Федя. – Да разве дело? Его, дурака, ещё и кормить! Ведь большой уж, наверное, обормот, а ты всё бегаешь.
У. Прочитайте, как себя чувствовала Малька после ледяной воды.
Наверное, ещё немного бы – и она захлебнулась, потому что была еле жива.
Федя причалил к берегу и выпустил дрожащую от холода и ставшую совсем крохотной Мальку.
У. Прочитайте последний абзац рассказа.
И мы оба ещё долго дивились Малькиной материнской верности.
8 Работа в группах.
У. Поработаем в группах.
Задание 1-й группе.
-Составить 3 вопроса к рассказу.
Задание 2-й группе.
-Составить план рассказа.
Задание 3-й группе.
-Подготовить выразительное чтение 2-х отрывков.
Задание4-й группе.
-Сочинить синквейн о Мальке.
Задание 5-й группе.
-Определить главную мысль рассказа. Подтвердить её предложениями из текста.
Задание 6-й группе.
-Подобрать слова, характеризующие Мальку, из словаря настроений и отношений.
Задание 7-й группе.
-Проследить, как менялось настроение автора во время описания всей этой истории.
8. Отчёт групп о выполненном задании. Оценивание.
9 Подведение итогов урока. Рефлексия. Домашнее задание. Слушание песни о деревне.
У. - Вы прочитали два рассказа о Мальке. Чему они вас научили?
Д.- Они показали нам, какой смелой, решительной и самоотверженной может быть мать, когда речь идёт о её ребёнке. Даже если мать- это маленькая собачка, а ребёнок - её щенок.
У. –Как вы думаете, в чём сходство отношения собаки к щенку и отношения матери к ребёнку?
Д. Сходство очень большое. Его можно назвать словами «материнская верность».
- Как по- другому можно было назвать этот рассказ?
Д. – Подвиг матери, Материнская верность, Малька - хорошая мать.
У. Запишите домашнее задание
1. Пересказ рассказа от имени Мальки.
2.Прочитать любой из «Рассказов о всякой живности» и рассказать о нём в классе.
Заключительное слово учителя.
-Ребята, мы прочитали два рассказа нашего писателя- земляка Василия Белова. Он в своих книгах пишет о простой и незатейливой жизни в деревне. Каждая строчка, написанная им, наполнена светлой любовью к родному краю, к вологодчине, к русской деревне, которая сейчас переживает страшные времена. Можно сказать, что деревня постепенно умирает.
Это очень беспокоит настоящих русских патриотов, многих писателей и поэтов, просто неравнодушных людей.
Послушайте песню о деревне, поразмышляйте над её словами. Может быть, именно вам придётся решать задачу восстановления русской деревни, когда вы подрастёте.
(К уроку прилагается мультимедийная презентация.)
Коллективная работа обучающихся 3-го класса МОУ Вохтожская средняя общеобразовательная школа №2
посёлка Вохтога Грязовецкого района Вологодской области,
классный руководитель
Белова Светлана Юрьевна.
Работа состоит из 3- частей:
Конспект урока литературного чтения «Материнская верность в рассказе В.И.Белова «Ещё про Мальку», проведённого 2 марта 2011 года в 3 классе.
Мультимедийная презентация к уроку.
Творческая работа детей «Нас вдохновила книга «Рассказы о нашей живности» В.И. Белова».
Адрес школы: ул. Юбилейная22, телефон 3-28-28
Домашний адрес учителя: ул. Линейная29-2, телефон 3-19-43, 8 (906) 295-56-76