Урок литературного чтения в 3 классе Л.Н.Толстой Лебеди, Зайцы
Урок литературного чтения 3 класс
УМК «Начальная школа ХХI века»
Тема урока: «Л.Н.Толстой «Лебедь», «Зайцы».
Цель: создание условий, для формирования литературных понятий: художественный и научно-популярный рассказ.
Планируемые результаты:
Предметные
На данном уроке обучающиеся получат возможность:
•усвоить литературные понятия: художественный рассказ и научно-популярный рассказ;
МетапредметныеРегулятивные УУД:
•Учиться совместно с учителем, обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем.
•Учиться планировать учебную деятельность на уроке.
•Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки.
•Работая по совместно составленному плану, использовать необходимые средства.
•Определять успешность выполнения своего задания, уровень освоения учебного материала.
Познавательные УУД:
•Ориентироваться в своей системе знаний.
•Делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи.
•Извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема и др.).
Коммуникативные УУД:
•Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной речи.
•Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.
•Вступать в беседу на уроке и в жизни.
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога и технология продуктивного чтения.
Личностные
• В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, самостоятельно делать выбор, какой поступок совершить.
Литература: Учебник по литературному чтению 3 класс, часть I.
Тетрадь по литературному чтению, часть I.
Книги с произведениями Л. Н. Толстого.
Оборудование: экран, проектор, компьютер, выставка книг Л. Н. Толстого.
Ход урока.
1. Знакомство с творчеством Л. Н. Толстого.
- Мы сегодня продолжим знакомство с творчеством Л. Н. Толстого.
- Если ты, читая произведение, начинаешь чувствовать, представлять, переживать вместе с автором, то ты читаешь произведение мастера художественного слова!
- Какие произведения Л. Н. Толстого вы знаете? (работа со схемой)
Басни.
Сказки.
Какие ещё произведения писал Л. Н. Толстой?
2. Игра «Узнай и назови»
(Читают отрывки из произведений Л.Н.Толстого. Называют произведение и главных героев.)Не спалось ночью и младшему брату. Он думал: «Хорошо ли мы с братом хлеб поделили? Мы – то с женой молодые; дети нам на помощь растут; а брат с женой одинокие, постарше нас. Надо ему хлеба от себя прибавить». Задумал и сделал.
- Пусти меня прежде на дерево, я оттуда тебе скажу, а то я боюсь тебя.
Вдруг, откуда ни взялся, медведь; схватил купца за руку и говорит:
- Ты как смел мою ветку ломать? Теперь я тебя съем.
Купец испугался и говорит:
- Я бы не взял ветки, да меньшая дочь просила меня.
3. Речевая разминка.
Прочитать скороговорку: «У лебедя с лебёдушкой трое лебедят»:
а) быстро
б) с интонацией восхищения
в) с интонацией нежной любви
4. Чтение рассказа «Лебеди» учителем.
- Понравилось ли вам произведение?
- Что понравилось?
- Какие чувства возникли?
- Как вы считаете, каков жанр этого произведения?
- Для чего создал его писатель?
- Какую цель преследовал?
- Чтобы разобраться, понять, что необходимо сделать?
5. Повторное чтение текста учащимися.
- Понравилось ли произведение? Что показалось интересным?
- Какой жанр этого произведения? Докажите. (Здесь описывается один день из жизни главного героя).
-Как описывается полет лебедей? Прочитайте.
-Сколько дней птицам требуется для перелета. А откуда вы узнали, что они летят долго? Найдите эти места в учебнике. Прочитайте.
-Какое слово повторяется в этом отрывке? Какое значение имеет это повторение?
- Слово «летели» повторяется много раз. Это повторение указывает на дальность пути.
-Что узнали о птицах в конце 2 абзаца?
(Ученик читает отрывок:... Впереди летели старые, сильные лебеди, сзади летели те, которые были моложе и слабее»)
- Молодые учатся у старых жизни, законам перелета.
-Какое слово в этом отрывке вызывает тревогу?
(Уморились.)
- Почему один молодой лебедь опустился на воду? Прочитайте.
- Как море приняло птицу? Прочитайте.
- А теперь закройте глаза и представьте картину ночного моря: синее небо, усыпанное звездами, синее море и одинокий белоснежный лебедь в лунном свете. Какие чувства вызывает эта картина?
(Вызывает тревогу. Одинокий лебедь, страшно за него, что его ждет впереди.)-Что вызывает особую тревогу за судьбу лебедя?
(Он еще слаб. Лебедь одинок.)-Что же произошло за ночь?
(Лебедь отдохнул. Он набрался сил. Он хочет догнать остальных.)-Скажите, тяжело ли сейчас лебедю?
(Да, потому что он вздохнул, как человек. Значит, ему тяжело лететь одному.) -Ребята, какие черты характера помогут лебедю выжить? (Смелость, отвага, целеустремлённость)
-Скажите еще раз, какой жанр этого произведения?
Художественный рассказ воздействует на воображение и чувства читателя, передаёт мысли и чувства автора.
6. Физкультминутка.
Зайка по лесу скакал,
Зайка корм себе искал.
Вдруг у зайки на макушке
Поднялись, как стрелки, ушки.
Шорох тихий раздаётся:
Кто–то по лесу крадётся.
Заяц путает следы,
Убегает от беды.
Прыгнул вбок и обернулся,
И под кустиком свернулся
Словно беленький клубок–
Чтоб никто найти не смог.
7. Знакомство с рассказом Л.Н.Толстого «Зайцы».
- Послушайте произведение.
- К какому жанру оно относится?
- Какова особенность этого произведения?
- Что узнали о зайцах?
- Распутайте заячьи следы. Назовите разделы плана в правильной последовательности.
План.
* Кто охотится на зайцев?
* Трусливому зайке и пенёк волк.
* Какие бывают зайцы?
* Заячий секрет.
- Найдите и прочитайте ответы на вопросы:
а) какие бывают зайцы?
б) кто представляет опасность для зайцев?
в) какие следы оставляет заяц ночью, утром, днём?
г) почему заяц путает следы?
- Что интересного вы узнали о зайцах?
8. Обобщение знаний.
- Рассказ «Зайцы» сообщает, какие бывают зайцы, чем кормятся, как спасаются от врагов. Это научно-познавательный рассказ (статья). В нём автор не передаёт свои чувства, переживания, а сообщает сведения (информацию).
- Ребята, давайте мы с вами найдём сходство и различие в этих рассказах.
- В обоих рассказах идет повествование о жизни животных: в первом - о жизни лебедей, во втором – о жизни зайцев. Но в первом рассказе автор рассказывает об эпизоде из жизни лебедей – об их трудном перелёте, а во втором - сообщает факты, какие бывают зайцы и об их образе жизни. В первом рассказе автор переживает за лебедя, а во втором он просто сообщает информацию.
Художественный рассказ воздействует на воображение и чувства читателя, передаёт мысли и чувства автора.
Научно-познавательный рассказ (статья). В нём автор не передаёт свои чувства, переживания, а сообщает сведения (информацию).9. Рефлексия.
- Какую цель ставили на уроке?
- Удалось ли ее достигнуть?
- Каким способом?
- Что на уроке хорошо получилось?
- Над чем еще нужно поработать?
10. Домашнее задание (по выбору)
Выразительное чтение рассказа «Лебеди»;
Выучить наизусть один из абзацев (по желанию);
Выполнить задания в тетради к рассказу «Зайцы»;
Пересказ рассказа «Зайцы»