Консультация для педагогов — Гиперактивные дети-особенные дети?


Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида №12»
Мастер-класс для педагогов
Тема «Гиперактивные дети- особенные дети?»
Подготовила
Педагог-психолог
1 категории
Минчева О.С.
г.Алексин , 2017г.
Упражнение Ожидание
Цель: определить ожидания от работы на тренинге.
Участники на стикерах пишут свои ожидания. После этого прикрепляют их на доску. Желающие участники семинара обсуждают свои ожидания.
Информационное сообщение «Что такое гиперактивность?»
Этих детей называют по-разному - гиперактивными, импульсивными, расторможенными.
Можно привести еще ряд медицинских диагнозов, которые им ставили на всех этапах развития детской психиатрии. Сейчас эксперты остановились на понятии «гиперактивный - синдром дефицита внимания» (СДВГ), синоним «гиперкинетическое расстройство, ММД-малая мозговая дисфункция.
Но, в конце концов, разве суть в тех этикетках, которые можно прилепить к этим малышам? Безусловно нет, важнее понимание таких детей - их общих особенностей и неповторимых индивидуальностей, их стремление к личностному росту и самореализации. В то же время нужно знать и угрозы, опасности, которые могут навредить их полноценному развитию.
Мы должны понимать этих детей, знать их особенности, чтобы помочь им ... Но прежде всего, пожалуй, должны верить в них, верить, что они, как и каждый ребенок, приносят с собой в этот мир что-то уникальное, важное и ценное, что своей жизнью они призваны сделать мир лучше ... А для того, чтобы выполнить свою миссию: дети нуждаются в любви и мудром воспитании, поддержке и помощи со стороны взрослых.
Видимо, все хотя бы частично знакомы с такими детьми благодаря известным персонажам детского мультфильма - Пете Пяточкину и Маше из популярного мультфильма «Маша и медведь» у них присутствуют типичные признаки этого расстройства - они гиперактивные, находятся в непрерывном движении. Именно чрезмерная активность Пети и Маши создает разные проблемы вокруг них. У Пети также присутствует и импульсивность, характерная для детей с СДВГ, видя на противоположной стороне улицы собачку, он, не думая, и не оглядываясь по сторонам, несмотря на опасность и пренебрегая правилами поведения на дороге, перебегает улицу. А еще мы имеем возможность наблюдать проблемы с вниманием. Мультсериалы точно указывает на то, что может помочь Пете и Маше - мудрый педагогический подход, основанный на любви, терпении и понимании.
Впрочем, к сожалению, в жизни изменения настают не так быстро, как в мультфильме, и становятся следствием длительного, последовательного воспитания.
В мультфильме Петя Пяточкин и Маша - позитивные персонажи, которые вызывает симпатию. И это правда, ибо гиперактивные дети имеют много позитивных черт, как Петя и Маша, часто бывают искренние, непосредственные, доброжелательные, энергичные. Впрочем, в их поведении есть много такого, что создает проблемы для окружающих и для них самих, именно через эти особенности поведения такие дети часто сталкиваются с негативными реакциями, отторжением, осуждением, непониманием.
Гиперактивность - органическое поражение мозга, а не, согласно распространенным мифам, плохое воспитание, главным проявлением которого является нарушение способности контролировать и регулировать свое поведение, проявляющееся моторной подвижностью, нарушением внимания и импульсивностью. Суждение о том, что эта активность является отклонением, делается на основе наблюдения за детьми того же возраста, за их поведением и интеллектуальным развитием.
Гиперактивность указывает на превышение нормы. Такой диагноз ставят неврологи, если эти проявления наблюдаются в течение длительного периода в различных сферах жизни ребенка: дома, в детском саду, в больнице. Вовремя пролеченные дети до 12 лет ничем не отличаются от своих сверстников.
Педагогам предлагаются игры:
«Молчанка» - цель: сплочение коллектива. Ход игры: группа должна быстро без слов, построить, используя всех игроков команды, следующие фигуры: квадрат, треугольник, ромб, букву, птичий косяк.«Говорящие руки» - цель: эмоционально-психологическое сближение участников. Ход игры: участники образуют два круга: внутренний и внешний, стоя лицом друг другу. Ведущий даёт команды, которые участники выполняют молча в образовавшейся паре. После этого по команде ведущего внешний круг двигается вправо на шаг. Варианты инструкций образующимся парам: поздороваться с помощью рук, побороться руками, помириться руками, выразить радость и т.д.
Психолог: 
- Понятие «гиперактивности» мы выяснили. А вы хотели бы узнать, как выглядит гиперактивный ребенок? Тогда предлагаю всем вместе создать «Портрет гиперактивного ребенка».
Сегодня мы будем говорить о проблемах, которые возникают у нас в процессе общения с детьми. Попробуем разобраться в причинах, обсудим, как можно решать эти проблемы.
Перед тем как мы приступим к работе, давайте настроимся на совместную деятельность. Настроиться нам поможет игровая разминка.
Упражнение «Портрет гиперактивного ребенка»
Цель: определить психологические черты гиперактивных и просто активных детей, разграничить их.
Оборудование: два набора частиц тела человека, разрезанных таким образом, чтобы складывались, как пазл. На каждой частице выписан один признак гиперактивного или просто активного ребенка.
Группа делится на две подгруппы. Каждая подгруппа самостоятельно составляет портрет ребенка, выбирая только его характерные особенности (для первой группы - задача составить портрет просто активного ребенка, а для второй - гиперактивного).
Предложенные ответы для гиперактивного ребенка:
- проявляет признаки беспокойства;
- легко отвлекается на посторонние раздражители;
- постоянно переключается с одного вида деятельности на другой;
- в разговоре часто перебивает;
- нередко теряет вещи;
- постоянно затрагивает других;
- создает конфликтные ситуации ...
Предложенные ответы для активного ребенка:
- большую часть дня «не сидит на месте»,
- предпочитает подвижные игры  пассивным;
- быстро и много говорит, задает кучу вопросов;
- активность, но не везде: например, непоседливость и суетливость дома, но спокойствие - в садике, среди малознакомых людей;
- ребенок не агрессивен, но случайно или в запале конфликта может и поколотить «коллегу из песочницы», но сам редко провоцирует скандал.
Психолог. Взгляните на эти портреты. Что мы видим? Гиперактивный ребенок - это обычный ребенок, довольно симпатичный, милый мальчик, но с признаками гиперактивности. Почему же так случилось? Что могло привести к тому, что ребенок стал гиперактивным? Определим это и разместим на макете «психологического дерева». Каково ваше мнение, коллеги?
Ответы коллег:
- Органические повреждения мозга.
- Перинатальная патология.
- Генетический фактор.
- Пищевой фактор.
- Социальные факторы.
- Экологические факторы.
Игра - «Глаза в глаза» (Кряжева Н.Л., 1997) Педагогам предлагается поиграть и почувствовать себя в роли детей.
Цель: развивать в детях чувство эмпатии, настроить на спокойный лад.
«Ребята, возьмитесь за руки со своим соседом по парте. Смотрите друг другу только в глаза и, чувствуя руки, попробуйте молча передавать разные состояния: «я грущу», «мне весело, давай играть», «я рассержен», «не хочу ни с кем разговаривать» и т.д.» после игры обсудите с детьми, какие состояния передавались, какие из них было легко отгадывать, а какие трудно
Мини-лекция «Причины гиперактивности»
Есть много теорий происхождения гиперактивности, однако точной  до сих пор не существует.
1.  Наследственность: как правило, один из родителей был или является гиперактивным, хотя до сих пор и не найдено такого гена. Родители этих детей часто болеют алкоголизмом, асоциальными психопатиями и аффективными расстройствами. Мальчики чаще, чем девочки - 4:1. Преимущественно эти дети светловолосые, голубоглазые.
2. Здоровье матери: гиперактивные дети рождаются от мам, страдающих аллергическими заболеваниями, астмой, экземой, мигренью.
3. Беременность и роды: в группу риска входят дети, родившиеся в результате кесарева сечения, тяжелых патологических родов, малыши на искусственном вскармливании, в частности те, которые родились с маленьким весом, недоношенные.
4. Окружающая среда: наличие свинца и нитрата в водопроводной воде, выхлопные газы и различные выбросы, пестициды и тому подобное. С взглядом на то, что экология и темп современной жизни не слишком хорошие, не удивительно, почему гиперактивные дети не редкость, а скорее норма сегодняшнего дня.
5. Дефицит макро и микроэлементов: недостаточность цинка, магния, витамина В1 и В2, дефицит основных жирных кислот в организме. Симптомами дефицита является постоянное чувство жажды, сухие волосы, сухость кожи, частое мочеиспускание.
6. Питание: пищевые красители, консерванты, нитраты, шоколад, сахар, молочные продукты, белый хлеб, помидоры, апельсины, яйца в большом количестве.Как себя вести с такими детьми?
На листе появляется первая запись:
1. Занять правильное положение по отношению к ребёнку (глаза взрослого и ребёнка должны находиться на одном уровне),общаться в утвердительной форме.
Родители высказывают своё мнение.
Ведущий. Верно, вы сказали о том, что ответы должны отражать сочувствие (обозначать чувства ребёнка) и звучать в утвердительной форме. Во время беседы бывает очень важно и полезно повторить, что, как вы поняли, случилось с ребёнком, а потом обозначить его чувства.
На листе появляется вторая запись, второй пункт алгоритма:
2. Повтор услышанного от ребёнка.Ведущий. Вы, наверное, обратили внимание, что в нашей сценке после каждой реплики мама молчала, делала небольшие паузы. Эти паузы помогали ребёнку разобраться в своём переживании и одновременно почувствовать, что рядом с ним мать.
На листе появляется третья запись:
3. Делать паузы между фразами.
Ведущий. И самый главный момент – это обозначение чувства ребёнка.
На листе бумаги появляется четвёртая запись, четвёртый пункт алгоритма:
4. Обозначение чувства ребёнка.
Ведущий. Если говорить о коротком варианте этой техники, то он может выглядеть так: чувства – в утвердительной форме.
На листе появляется последний пятый пункт алгоритма:
5. Чувства – в утвердительной форме.
Далее ведущий ещё раз зачитывает все пункты получившегося алгоритма. На этом этапе участники могут задавать друг другу вопросы по алгоритму. (Лучше, если ответы родители будут получать не от ведущих, а друг от друга).