Конспект урока русского языка в 9-м классе по теме Изменение глаголов по лицам и числам (спряжение) для обучающихся в Специальной (коррекционной) школе
Урок русского языка в 9-м классе по теме "Изменение глаголов по лицам и числам (спряжение)"
Цели:
-закреплять понятия о глаголе, как части речи;
-познакомить со спряжением глагола;
-формировать умение ставить вопрос к глаголам и отличать от других частей речи, определять лицо и число глагола;
-развивать умение правильно употреблять глаголы в речи, развивать орфографическую зоркость, внимание, мышление.
-воспитывать ценностные отношения, наблюдательность, прививать интерес к предмету.
Ход урока
I. Организационный момент.
Цель: организовать внимание учащихся, проверить готовность к уроку.
Интересная часть речи,В русском языке живёт.Кто что делает, расскажет:Чертит, пишет иль поёт,
Вышивает или пашет,Или забивает гол,Варит, жарит, моет, чистит –Все расскажет нам … (глагол!)II Актуализация опорных знаний учащихся. Устно (тест)
1.Что такое глагол?
–Часть слова.
–часть речи.
–часть предложения.
2. что обозначает глагол?
-предмет;
-признак предмета;
-действие предмета;
3. На какие вопросы отвечает глагол?
-Кто? Что?
-Какой? Какая? Какое? Какие?
-Что делает? Что сделал? Что будет делать?
4.Как изменяются глаголы?
-По временам.
-По лицам и числам.
-По падежам.
-По родам (в прошедшем времени)
III Сообщение темы и целей урока.-Мы с вами выяснили, что глагол изменяется по лицам и числам. А у какой еще части речи есть лицо? (у местоимения)
Детям предлагается прочитать местоимения и глаголы, записанные на доске.
Я Пою Мы Поём
Ты Поёшь Вы Поёте
Он Поёт Они Поют
- Глаголы, какого времени записаны? (Настоящего времени).
- Какая часть слова меняется? (Окончание).
- Какого лица и числа записаны местоимения?
(1, 2, 3-го лица в единственном и множественном числе).
- Тема нашего урока «ИЗМЕНЕНИЕ ГЛАГОЛОВ ПО ЛИЦАМ И ЧИСЛАМ».
Открываем тетради, записываем число и тему урока.
Работа с учебником. Чтение правила на стр. 126
Вывод: Изменение окончаний глаголов по лицам и числам называется спряжением.
- Какие лица имеют глаголы? (1, 2 и 3-е).
- Какие числа имеют глаголы? (Единственное и множественное).
- Как определить лицо и число глагола? (По местоимению и по окончанию глагола).
IV Закрепление полученных знаний
- Проспрягайте глагол ЧИТАТЬ на доске. Глагол МЕЧТАТЬ самостоятельно.
Работа по развитию речи. На доске карточки-слова.
Работа над деформированным предложением. Составьте из слов пословицу.
В чужом, видим, глазу, бревна, а в своём, сучок, не замечаем.В чужом глазу сучок видим, а в своём бревна не замечаем.
-Как вы понимаете эту пословицу?
Очень часто мы не замечаем своих недостатков. Зато в других людях видим их сполна. Пословица как раз об этом. Прежде всего нужно критически оценивать свои привычки, поступки и поведение и не осуждать кого-то за незначительные ошибки и промахи. Помни эту народную мудрость и никогда так не поступай.
-Давайте найдём в этой пословице все глаголы и определим в каком лице и числе они употреблены. Какое правило нужно вспомнить при написании предложения? (не с глаголами пиши раздельно)
Записать предложение, глаголы выделить.
Самостоятельная работа (на карточках), дифференцированный подход
Ф.И.
№ Лицо
1. Однажды я с моей мамой пошёл на завод.
2. Там мама показала мне много интересных машин.
3. В заводской газете я увидел статью о маме.
4. О ней уже раньше писали.
5. Я горжусь своей мамой.
6. Ходите только по тротуарам или по левому краю дороги.
7. Без труда не вынешь и рыбки из пруда.
8. Зима ещё хлопочет и на весну ворчит.
9. Громкое пенье соловья иногда будит нас ночью.
10. Одной рукой узла не завяжешь.
ОЦЕНКА:
2.Определите лицо и число глаголов. ( если глагол стоит в единственном числе, то поставить его во множ.)
Мечтаешь о кукле – 2 л. ед.ч., (мечтаете о кукле) верим в сказку – ……, витаете в облаках –…, желтеют листья –…, рубит дрова – …., поищем дорогу –…., наблюдаю за кошкой –…грузим вещи.3.Найди в тексте глаголы, подчеркни их, определи лицо и число глаголов
Побелели поля и пригорки. Тонким льдом покрылась река, уснула, как в сказке. Ходит зима по горам, по долинам, поглядывает по сторонам. Зайцу белую шубку подарила, теперь его никто не заметит. А лисе – ярко–рыжее тёплое платье оставила.
4. Определи лицо и число глаголов, выдели окончание.
Он беседует, я болтаю, ты записываешь, вы смеетесь, они строят, ты пилишь, я рою, мы красим, вы проводите, я посмотрю, они лопнули, мы окружаем, он вылечит, он почернеетV Итог урока
- Что такое спряжение? (Изменение окончаний глаголов по лицам и числам).
- Как определить лицо и число глагола? (Лицо и число определяется по местоимению и по окончанию глагола).