Конспект по русскому языку Обстоятельство. Основные виды обстоятельств.
22.11.16 г. Русский язык. 8 класс.
Тема: "Основные виды обстоятельств"
Цели:
расширить представления учащихся об обстоятельстве, познакомить с основными видами обстоятельств и способами их выражения;
развивать наблюдательность, логичность, последовательность, связность речи учащихся;
обогащать эстетический опыт, развивать чувство прекрасного.
Оборудование: учебники, словари-справочники, таблица "Основные виды обстоятельств"
Ход урока
I. Орфографическая работа.
Впоследствии встретились, идти навстречу ветру, вначале подумай, в начале книги, выступал впервые, подойти вплотную, на встречу с одноклассниками, раскрыть чуть-чуть, сделать по-своему, по-весеннему красивый сад, поступил не по-товарищески.
II. Проверка домашнего задания.
Учащиеся из первой группы делают краткое сообщение о дополнении, приводят примеры дополнений в самостоятельно подобранных предложениях. С такими же краткими сообщениями выступают учащиеся из второй и третьей групп.
Во время проверки домашнего задания двое учеников выполняют индивидуальные задания - синтаксический разбор предложений на доске.
Вдали в море через равные промежутки времени зажигался свет маяка.
Шорох гравия никогда не прекращался здесь под стеной.
III. Изучение нового материала.
Вопросы на повторение
Что такое обстоятельство? (Обстоятельство-это второстепенный член предложения.)
Что общего у обстоятельства и определения? (Они обозначают признак)
В чём разница между этими второстепенными членами предложения? (Определение обозначает признак предмета, а обстоятельство – признак действия или другого признака.)
Какие виды обстоятельств вам известны? (Обстоятельства места, времени, образа действия.)
К каким членам предложения относятся обстоятельства? (Обстоятельства поясняют сказуемое или другие члены предложения.)
Самостоятельное изучение таблицы «Основные виды обстоятельств».
Вывод учителя:
Обстоятельства могут быть следующих видов: образа действия, степени, места, времени, условия, причины, цели, уступки. Обстоятельства обычно бывают выражены существительными в формах косвенных падежей, наречиями, фразеологическими оборотами. А также они могут быть выражены деепричастиями, деепричастными оборотами, неопределённой формой глагола и сравнительными оборотами.
Тренировочные упражнения
Учитель:
Следующее задание вы будете выполнять по группам (устно). После выполнения задания мы вместе выберем лучшие варианты ответов. (Карточки с заданиями у каждого учащегося на парте.)
I группа
Добавьте в данные предложения обстоятельства.
1. (Обстоятельство времени) машина ехала (обстоятельство места).2. Заяц выскочил (обстоятельство места) и побежал (обстоятельство места).3. Мы (обстоятельство меры и степени) устали.4. (Обстоятельство образа действия) кукушка (обстоятельство места) куковала.5. (Обстоятельство условия) вы сможете добиться успехов.6. Он (обстоятельство причины) на месяц освобождён от занятий физкультурой.
II группа
Добавьте в данные предложения обстоятельства.
1. Мы пойдём (обстоятельство места) (обстоятельство цели).2. Вадим отстал от своих товарищей (обстоятельство причины).3. Ребята поспешили на речку (обстоятельство цели).4. Мы отправились в лес (обстоятельство цели).5. (Обстоятельство места) поднималось солнце.6. (Обстоятельство времени) над лесом занялся пожар.
III группа
Замените фразеологизмы наречиями.
1. Мальчик бежал во все лопатки.2. Он сказал не в бровь, а в глаз.3. Девочка выучила задание назубок.4. Она пришла ни свет ни заря.5. Работу он знал как свои пять пальцев.6. До деревни рукой подать.7. Она работает не покладая рук.
Работа с текстом
Учитель
Заключительным этапом нашего урока станет работа с художественными текстами.
Вы запишете текст в тетради, найдёте и подчеркнёте обстоятельства, определите их вид и способ выражения.
I группа
К довершению несчастья, собиралась гроза. По небу ползли со всех сторон тяжёлые грозовые тучи; солнце исчезло; как-то сразу потемнело; в воздухе запахло дождём. Ослепительной змейкой блеснула молния, над самой головой оглушительными раскатами прокатился гром. На минуту всё стихло, точно притаилось, выжидая. Что-то зашумело – ближе, ближе, и первые тяжёлые, большие капли дождя упали на землю. Через несколько мгновений всё превратилось в сплошную серую массу. Целые реки полились сверху. Была настоящая южная гроза. (Н. Гарин-Михайловский)
II группа
Я присел к огню и долго смотрел кругом. Никогда ещё пламя не казалось мне таким красивым, как именно сейчас, когда оно боролось с этой влажной, тяжёлой тьмой. В такие ночи можно понять и всё то неизмеримое значение огня, о котором как-то совсем забываешь, сидя в тёплой комнате. Какая страшная ночь покрывала бы человечество, если бы не было огня! Недаром до сих пор считается грехом плюнуть на костёр. Вот и теперь старик устроился на штыках, наверное, только потому, чтобы быть поближе к огоньку. (Д.Мамин-Сибиряк)
III группа
В следующий раз я попал на Светлое озеро уже поздней осенью, когда выпал первый снег. Лес и теперь был хорош. Кое-где на берёзах ещё оставался жёлтый лист. Ели и сосны казались зеленее, чем летом. Сухая осенняя трава выглядывала из-под снега жёлтой щёткой. Мёртвая тишина царила кругом, точно природа, утомлённая летней кипучей работой, теперь отдыхала. Светлое озеро казалось больше, потому что не стало прибрежной зелени. Прозрачная вода потемнела, и в берег с шумом била тяжёлая осенняя волна. (Д.Мамин-Сибиряк)
IV. Подведение итогов урока
Домашнее задание: составить связный текст, используя все виды обстоятельств.
Заголовок 115