Конспект урока по русскому языку на тему Обстоятельство. Основные виды обстоятельств
31 ОБСТОЯТЕЛЬСТВО. ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ОБСТОЯТЕЛЬСТВ
Цели: знать основные единицы языка, их признаки, обстоятельство;
Уметь находить обстоятельство в предложении, определять его роль.
I. Словарная работа.
Выписать слова из рамок.
II. Опрос - повторение изученного.
1. Индивидуальный ответ учащегося у доски: по данной схеме рассказать об определении, дополнить ее (схему) собственными примерами.
2. Задание классу:
/. В (протекавшая) за селом речке водилась рыба. 2. Много грибов находили в (окружавшие) нашу деревню лесах. 3. В воздухе проносились (издававший) тонкий свист стрижи.
Согласовать причастие и прилагательное с определяемым словом, записать предложения в соответствии с предложенными схемами.
/. (Приехавший) из города школьники помогали в полевых работах. 2. Ребята, (отправляющийся) в лагерь, собирались у автобуса. 3. (Непросохший) после сильного дождя траву нельзя было собирать в копны.
III. Новый материал.
1. Самостоятельное чтение § 19, знакомство с таблицей, с. 79.
2. Ответы на вопросы:
1) Что называется обстоятельством?
2) Назовите основные группы обстоятельств по значению (с примерами).
3) Чем выражаются обстоятельства?
Найти обстоятельства, указать их значение, определить способ выражения.
/. После мытья рук ребята идут в столовую. 2. Отдохнув в лагере, я рчень захотел в школу. 3. Лежа под кустиком, я поглядывал на мальчиков (И. Тургенев). 4. Я прилег на походную кроватку отдохнуть немного (И. Тургенев).
IV. Тренировочные упражнения.
При определении члена предложения учащиеся могут смешивать дополнение и обстоятельство. Для того чтобы избежать ошибки, надо обратить внимание на правильную постановку вопросов при разборе членов предложения, эти вопросы должны быть естественными, употребительными в живой речи. Так, например, в предложении Мы гуляли в лесу к сочетанию в лесу подходит только вопрос где?, и, следовательно, это сочетание является обстоятельством. Если же к слову и сочетанию слов одинаково хорошо подходят и вопрос дополнения, и вопрос обстоятельства, то в этих словах имеется два значения: обстоятельства и дополнения; так, в предложении Я был у бабушки к словам у бабушки одинаково хорошо подходят вопросы где был? у кого был? Следовательно, это сочетание можно разобрать как обстоятельство и как дополнение.
1. Найдите в предложениях дополнения и обстоятельства. Определите вид обстоятельств.
1. Я повернул коня и стал отыскивать дорогу (М. Лермонтов).2. Верст пятнадцать мы ехали шагом (Л. Толстой). 3. Я приехал в деревнюдвадцать второго июня. 4. Мне не забыть двадцать второго июня. 5. Ниднем, ни темной ноченькой покоя не найдешь (Н. Некрасов). 6. Мы шлимедленно, наслаждаясь тихим днем.
2. Определить роль инфинитива в предложениях.
(Учащиеся обычно с трудом определяют, каким членом предложения является инфинитив. Они должны знать, что неопределенной формой глагола могут быть выражены все члены предложения: подлежащее, сказуемое, дополнение, определение и обстоятельство цели.)
/. Мы решили поговорить о деле. Мы приехали поговорить о деле. 2. Я буду просить вашей помощи. Я пришел просить вашей помощи. 3. Во многих странах курить в общественных местах запрещается. Мой братнедавно бросил курить и очень доволен. Мастер вышел в коридор покурить. 4. Нам хотелось отдохнуть. Отдохнуть в этом году необходимо. Мы решили поехать на дачу отдохнуть. Я никогда не отказываюсь отдохнуть на природе.
3. Синтаксический разбор.
/. Большая круглая капля ночной росы блестела темным блеском на дне раскрытого цветка. 2. Мне почти всегда случалось проходить мимо усадьбы в самый разгар вечерней зари. 3. Из-за шума падающего ливня ничего не было слышно. 4. Сквозь открытые окна в сад веяло осенней свежестью и запахом яблок. 5. Перед каждой яблоней лежала на белеющей траве ее слабая, пестрая тень (И. Тургенев).
V. Задание на дом:
§ 19, с. 95 упр. 187