Программа кружка по математике для 5-6 классов (Решение логических задач)





Структура программы

· Пояснительная записка.

· Цель и задачи курса.

· Содержание курса.

· Тематическое планирование.

· Планируемый результат.

· Литература.


















Пояснительная записка
   Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.
   Не менее важным фактором  реализации данной программы является  и стремление развить у учащихся умений самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки  аргументации собственной позиции по определенному вопросу.
   Содержание программы соответствует познавательным возможностям школьников 6 класса и предоставляет им возможность работать на уровне повышенных требований, развивая  учебную мотивацию.
   Содержание занятий кружка представляет собой введение в мир элементарной математики, а также расширенный углубленный вариант наиболее актуальных вопросов базового предмета – математика. Занятия  математического кружка должны содействовать развитию у детей математического образа мышления: краткости речи, умелому использованию символики, правильному применению математической терминологии.
  Кружок создается для учащихся 5 - 6 классов на добровольных началах с учетом склонностей ребят, их возможностей и интересов.
Занятия 1 раз в неделю. Продолжительность каждого занятия не должна превышать 40 - 45 минут.







 
Цель: расширить творческие способности учащихся, укрепить в них математические знания.

Задачи :
Привитие интереса к математическим знаниям;
Развитие математического кругозора;
Привитие навыков самостоятельной работы;
Развитие математического мышления, смекалки, эрудиции;
Показать связь математики с жизнью.




Содержание курса

Тема
Содержание

1
Изучение истории математики
Как возникло слово «математика».
Счет у первобытных людей.
Мир больших чисел
Биографические миниатюры
Происхождение математических знаков.
Что мы знаем о числах.


2
Приемы устного счета
Признаки делимости.
Умножение чисел на 11, 111, на 155, 175, 9, 99.
Возведение чисел в квадрат.
Деление чисел на 5 (50), 25 (250).
Сложение многозначных чисел.


3
Логические задачи
Решение логических задач, олимпиадных задач, задач конкурса «Кенгуру»
Занимательные задачи.


4
Математические игры
Математические фокусы.
Математические кроссворды.
Математические ребусы.
«Поле чудес»
«Кто хочет стать миллионером»




Тематическое планирование

занятия
Содержание занятия
Формы проведения занятия
Сроки проведения занятия

1
Как возникло слово «математика»
Логические задачи, решаемые с помощью таблиц.

Сообщение учителя
Практикум по решению задач


2
Приемы устного счета. Умножение двузначных чисел на 11.
Решение логических задач.

Сообщение учителя

Практикум по решению задач


3
Мир больших чисел.
Решение олимпиадных задач.
Конкурс пословиц, поговорок в которых встречаются числа.

Сообщение учителя
Практикум по решению задач


4
Приемы устного счета. Возведение в квадрат чисел, оканчивающихся на 5.
Решение олимпиадных задач.

Сообщение учителя

Практикум по решению задач


5
Биографическая миниатюра Пифагор.
Решение логических задач матричным способом.

Доклад учащихся
Практикум по решению задач


6
Геометрические головоломки.
Решение задач конкурса «Кенгуру».

Практикум по решению задач


7
Приемы устного счета. Возведение в квадрат трехзначных чисел, оканчивающихся на 25.
Решение задач конкурса «Кенгуру».

Сообщение учителя


Практикум по решению задач


8
Приемы устного счета.
Решение олимпиадных задач.
Задачи – шутки.

Сообщение учителя
Практикум по решению задач


9
Биографическая миниатюра. Архимед.
Решение олимпиадных задач.

Сообщение учащихся
Практикум по решению задач


10
Тренировка памяти и внимания.
Решение олимпиадных задач.

Сообщение учителя
Практикум по решению задач


11
Происхождение математических знаков.
Решение олимпиадных задач.

Сообщение учителя
Практикум по решению задач


12
Выпуск математической газеты




13
Биографическая миниатюра. Р.Декарт.
Решение олимпиадных задач.
Занимательная страница.

Сообщение учащихся
Практикум по решению задач


14
Биографическая миниатюра. И.Ньютон.
Решение олимпиадных задач.

Сообщение учащихся
Практикум по решению задач


15
Приемы устного счета. Деление чисел на 5 (50), 25 (250).
Решение олимпиадных задач.

Сообщение учителя

Практикум по решению задач


16
Биографическая миниатюра. Л.Ф.Магницкий.
Решение олимпиадных задач.
Задача - сказка «Бездельник и черт»

Сообщение учащихся

Практикум по решению задач


17
Приемы устного счета. Способ сложения многозначных чисел.
Решение олимпиадных задач.

Сообщение учителя

Практикум по решению задач


18
Биографическая миниатюра. К.Фр. Гаусс.
Решение олимпиадных задач.
Стихотворная страница.

Сообщение учащихся

Практикум по решению задач


19
Приемы устного счета. Умножение на 9, 99.
Решение олимпиадных задач.

Сообщение учителя

Практикум по решению задач


20
Биографическая миниатюра. Л.Эйлер.
Решение олимпиадных задач.

Сообщение учащихся
Практикум по решению задач


21
Приемы устного счета. Умножение на 111
Решение олимпиадных задач.

Сообщение учителя

Практикум по решению задач


22
Биографическая миниатюра. Н.И.Лобачевский.
Решение олимпиадных задач.

Сообщение учащихся

Практикум по решению задач


23
Устный счет в сказках.
Решение олимпиадных задач.

Практикум по решению задач



24
Биографическая миниатюра. С.В.Ковалевская.
Решение олимпиадных задач.

Сообщение учащихся

Практикум по решению задач


25
Решение примера с картины художника.
Решение олимпиадных задач.

Практикум по решению задач



26
Биографическая миниатюра. П.Л.Чебышев.
Решение олимпиадных задач.

Сообщение учащихся

Практикум по решению задач


27
Что мы знаем о числах.
Решение олимпиадных задач.

Сообщение учащихся
Практикум по решению задач


28
Решение олимпиадных задач.

Практикум по решению задач


29
Олимпиада по математике

Конкурс


30
Математические фокусы.
Математический кроссворд.

Игровое занятие


31
Решение занимательных задач.
Математические ребусы.

Игровое занятие
Конкурс ребусов


32
Игра «Поле чудес»

Игровое занятие


33
Игра «Кто хочет стать миллионером»

Игровое занятие






Планируемые результаты.
Учащиеся должны научиться анализировать задачи, составлять план решения, решать задачи, делать выводы.
Решать задачи на смекалку, на сообразительность.
Решать логические задачи.
Работать в коллективе и самостоятельно.
Расширить свой математический кругозор.
Пополнить свои математические знания.
Научиться работать с дополнительной литературой.













Литература:
О.С. Шейнина, Г.М. Соловьева. Математика. Занятия школьного кружка. 5-6 кл. – М.: Издательство НЦ ЭНАС, 2004.
Б.А. Кордемский , Математическая смекалка, «Юнисам», МДС, 1994г.
Гарднер М. Математические головоломки и развлечения. М., «Оникс» 1994.
Я.И.Перельман, Живая математика, г. Москва, Триада-Литера, 1994г
И.С.Петраков, Математические кружки в 8-10 классах, г. Москва, «Просвещение», 1987г
Е.И. Игнатьев, В царстве смекалки, г. Москва, «Наука», 1978г.














Образовательная программа кружка для учащихся 5 - 6 классов

«Решение логических задач по математике»

2011 - 2012 учебный год


Руководитель:
Кайгородова Зоя Ивановна


Муниципальное общеобразовательное
Учреждение
« Осинская средняя общеобразовательная
Школа имени Героя РФ Брюхова В.П.»




15