Методическая разработка интегрированного урока по биологии на тему Значение физических упражнений для формирования скелета и мышцчеловека(8 класс)
Разработка урока
«Значение физических упражнений для формирования скелета и мышц человека»
Естественно-научное направление
Автор: Казакова Наталья Валерьевна, учитель биологии высшей квалификационной категории
МАОУ «Гимназия № 41»
Новоуральск
Пояснительная записка к уроку
Данный урок является интегрированным (биология + физкультура). Он разработан в соответствии с учебной программой курса «Анатомия и физиология человека» по разделу «Опора и движение». Учащиеся изучают данный курс на базовом уровне по учебнику «Биология. Человек. 8 кл.», авторами которого являются Сонин Н.И и Сапин М.Р.
Урок проводился в 8-м классе. Использование на данном уроке различных форм и методов (диалог, физические упражнения, эстафета, компьютерная презентация и др.) позволили учащимся более эффективно вспомнить и закрепить учебный материал по мышцам человека. Выполнение физических упражнений совместно с учителями биологии и физической культуры способствовало сплочению детского коллектива и педагогов гимназии.
Этот урок был проведён в сотрудничестве с учителем физкультуры, что способствовало формированию и пониманию учащимися тесной взаимосвязи между такими разными на первый взгляд предметами, как биология и физкультура. Также применение интегрированного подхода в изучении человека повышает эффективность формирования понятия об организме как едином целом, позволяет ориентировать учащихся на здоровый образ жизни.
Разработка урока биологии «Значение физических упражнений для формирования скелета и мышц человека»
Тема урока: Значение физических упражнений для формирования скелета и мышц человека.
Тип урока: общение знаний по теме.
Цель урока: Выяснить роль физических упражнений для правильного формирования опорно-двигательной системы человека.
Задачи:
- Научить применять и обобщать полученные знания о мышцах человека на практике.
- Познакомить учащихся с физическими упражнениями, развивающими различные группы мышц и укрепляющими позвоночник.
- Показать взаимосвязь строения и функций органов и систем органов человека.
- Воспитать осознанное отношение школьников к своему здоровью, через понимание важности выполнения физических упражнений и посещения уроков физкультуры.
Оборудование и ресурсное обеспечение: ноутбук, проектор, экран, спортивный инвентарь (6 обручей, гимнастические маты, мячи, скакалки), карточки с названиями мышц и основных групп мышц, компьютерная презентация (см. Приложение 2).
Подготовка учащихся к уроку: выучить с помощью рисунка учебника расположение мышц на своем теле, заполнить пропуски в таблице используя текст учебника с.108-109
(см. Приложение 1).
Ход урока
1. Построение и приветствие
Проводит Учитель физкультуры
2. Сообщение темы и целей урока
Слайд №1 «Значение физических упражнений для формирования скелета и мышц человека»
Учитель биологии
Добрый день ребята, уважаемые гости! Мы рады приветствовать вас в этом зале. Сегодня у нас необычный урок. Мы попытаемся вместе с вами, ребята, выяснить влияние физических упражнений на формирование скелета и мышц человека, а также познакомиться с упражнениями, развивающими различные группы мышц.
Начнем с разминки мышц.
- Ребята, как вы думаете, зачем нужно делать разминку каждый раз перед занятие физкультурой?
Ответ учащихся: Мышцы необходимо размять, чтобы предотвратить их повреждения. Разминка повышает температуру, приток крови, несущий кислород и питательные вещества к мышечным волокнам, что способствует улучшению мышечного сокращения.
Физкультурная разминка
Под музыкальное сопровождение комплекс упражнений проводит Учитель физкультуры (учитель биологии выполняет разминку вместе с учащимися)
Упражнения:
- бег по кругу
- бег с подскоками
- наклоны головы вперед и назад, повороты в сторону
- рывки руками перед туловищем
Перестроение в три колонны
Упражнения:
- прыжки на двух ногах
- исходное положение стоя, наклоны туловища в стороны
- исходное положение стоя, наклоны туловища вперед с вытянутыми руками
- исходное положение стоя закручивание туловища вправо и влево
- исходное положение стоя, наклон туловища вперед, круговые движения туловищем
- исходное положение стоя выпады ногами вперед
Повторение основных групп мышц
Учитель биологии
- Ребята, а какие мышцы у вас устали больше всего? Мышцы конечностей
Слайд № 2 «Основные группы мышц»
- А какие вы еще знаете основные группы мышц у человека?
Ответ учащихся: мышцы головы, мышцы шеи, мышцы туловища, мышцы конечностей
- Перечислите названия и покажите мышцы, входящие в каждую группу основных мышц
По мере ответа на Слайде № 3 появляются заполненные строки с названиями мышц каждой группы
Основные группы мышц
Названия мышц
I. Мышцы головы
1. Жевательные
2. Мимические
II. Мышцы шеи
Щитоподъязычная, грудино-щитовидная, лесничные мышцы
III. Мышцы туловища
1. Живота: брюшного пресса (прямые), косые
2. Груди: большая грудная, передняя зубчатая
3. Спины: трапециевидная, широчайшая, разгибатели спины
IV. Мышцы конечностей
1. Верхних конечностей: дельтовидная, двуглавая (бицепс), трехглавая (трицепс), мышцы кисти (разгибатели кисти и пальцев)
2. Нижних конечностей: большая ягодичная, подвздошно-поясничная, портняжная, двуглавая, четырехглавая, передняя большеберцовая, икроножная, мышцы стопы
- Покажите упражнения на работу мышц головы и шеи.
Основные группы мышц
Физические упражнения
I. Мышцы головы
Движения губами (улыбка, гримаса)
II. Мышцы шеи
Наклоны и повороты головы в стороны
Слайд № 4 рисунок «Главные мышцы тела человека»
- А теперь вместе с учителем физкультуры выполните физические упражнения, развивающие мышцы туловища и конечностей и укрепляющие позвоночник.
5. Выполнение дополнительных упражнений на мышцы туловища и конечностей
Учитель физкультуры. Упражнения выполняются на гимнастических матах
Основные группы мышц
Физические упражнения
III. Мышцы туловища
повороты тела вправо и влево в положении стоя на коленях, подъем прямых ног под углом 450 из положения лежа на спине, упражнение «велосипед» в положении лежа на спине, упражнение «лодочка»з в положении лежа на животе
IV. Мышцы конечностей
приседания, отжимания, исходное положение лежа на боку поднятие ноги вверх под углом 450, отведение правой, а затем левой ноги вперед и назад в положении лежа на боку
6. Закрепление «Спортивная эстафета»
Учитель биологии А теперь мы поиграем и узнаем насколько хорошо вы знаете названия мышц основных групп и умеете правильно выполнять физические упражнения.
Проводятся соревнования (2 команды)
Необходимо, выполняя физические упражнения рассортировать карточки с названиями мышц на 2 основные группы: мышцы туловища и мышцы конечностей
Для каждой команды кладется по три обруча. В одном располагаются карточки с названиями мышц туловища и конечностей. В остальных двух - названия групп мышц. Учащиеся, выполняя физическое упражнение, добегают до первого обруча, берут карточку и оббегая два обруча, кладут карточку в тот обруч, который соответствует названию группы.
Схема расположения обручей
Карточки с названиями групп и видов мышц
Мышцы
туловища
трапециевидная
широчайшая
зубчатая
грудная
прямая
косая
Мышцы конечностей
портняжная
дельтовидная
подвздошно-поясничная
икроножная
четырехглавая
бицепс
Учитель физкультуры проверяет правильность выполнения физических упражнений.
Учитель биологии проверяет правильность распределения карточек по группам.
Учитель биологии
Слайд № 5 «Движение – основа здоровья»
- В чем же заключается роль физических упражнений для формирования скелета и мышц? Зачем необходимо делать утром зарядку, заниматься физкультурой и спортом? Почему говорят «Движение – это основа здоровья»?
Выводы: Мышцы и скелет составляют единую опорно-двигательную систему. При физических нагрузках увеличивается приток крови к мышечным волокнам, а, значит, количество О2 и питательных веществ, получаемых мышцами. Работая, мышцы действуют на кости, как рычаг, заставляя их двигаться. Приток питательных веществ к мышцам вызывает не только развитие мышечной массы, но и рост и укрепление скелета. Мышечная работа способствует улучшению настроения, приливу бодрости, силы, здоровья.
Учитель физкультуры
Выводы: Упражнения повышают мышечный тонус, поддерживают позвоночник в правильном положении. Благодаря этому внутренние органы поддерживаются в хорошем состоянии. О мышцах нужно заботится. Без работы мышцы быстро атрофируются. Но если они работают без перерыва, наступает утомление. Главные правила тренировка мышц – посильность, постепенность и систематичность.
Подведение итогов. Выставление оценок по биологии и физкультуре
Домашнее задание: повторить материал о мышцах (с.108-111) и выполнить тренировку различных групп мышц (слайд № 6).Приложение 1
Основные группы мышц
Основные группы мышц
Названия мышц группы
Функции
I. Мышцы головы
1. .
2.
Смещают при сокращении нижнюю челюсть, обусловливая акт жевания. Формируют мимику человека
II. Мышцы шеи
Щитоподъязычная, грудино-щитовидная, лестничные мышцы
.
III. Мышцы .
- Живота
- Груди
- .
1. Прямые (Брюшного пресса)
2. Косые
1. Большая грудная
2. Передняя зубчатая
1. .
2. широчайшая
3. разгибатели спины
Наклоняет туловище кпереди, удерживают внутренние органы в определенном положении
Участвуют в дыхательных движениях
Приводит и вращает внутрь плечевую кость, поднятую руку опускает и тянет ее вперед и внутрь, участвует в подъеме ребер (вдох).
Участвует во вращении лопатки при подъеме руки до вертикального положения.
Участвует в движениях головы и лопаток
Участвует в движениях головы.
Приводит плечо к туловищу и тянет верхнюю конечность назад, поворочивая ее внутрь, участвует при дыхательных движениях.
Участвуют в движениях позвоночника назад и в стороны
IV. Мышцы :
- Верхних конечностей
- ..
.
1. ..
2. Двуглавая (бицепс)
3. Трехглавая (трицепс)
4. Мышцы кисти
1. .
2. Подвздошно-поясничная
3. Портняжная
4. Двуглавая
5. ..
6. Передняя большеберцовая
7. Икроножная
8. ..
Отводит плечо от горизонтальной плоскости.
..
..................................................
Участвуют в движениях костей кисти.
Разгибает бедро в тазобедренном суставе.
..
Сгибает бедро и голень, вращает бедро кнаруже, а голень – внутрь.
Разгибает бедро, сгибает голень, вращает наружу.
Разгибает голень в коленном суставе, участвует в сгибании бедра в тазобедренном суставе.
Разгибает и приводит в определенное положение стопу.
Сгибает голень, сгибает и вращает наружу стопу.
Участвуют в движениях костей стопы.
Приложение 2
Компьютерная презентация
«Значение физических упражнений для формирования скелета и мышц человека»
1.
4.
2.
5.
3.
6.
Мышцы туловища
Мышцы
конечнос-
тей
Перемешан-
ные карточки с названиями видов мышц
Мышцы туловища
Мышцы
конечнос-
тей
Перемешан-
ные карточки с названиями видов мышц
15