Рабочая программа по обществознанию 5 класс (КРО)
Рабочая программа по обществознанию в 5 классе
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Календарно-тематическое планирование (рабочая программа) рассчитана на 34 ч. (по 1 ч. в неделю) и составлено на основе:
- Примерной основной образовательной программы образовательного учреждения. Основная школа. Москва «Просвещение» 2011г.
- Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам общего образования, представленных в федеральном государственном стандарте основного общего образования, с учётом основных идей и положений программы развития и формирования универсальных учебных действий для основного общего образования
- Особенностей компетентностно-ориентированной модели образовательного процесса.
Базовый учебник:
Обществознание. 5 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений/ Л.Н.Боголюбов, Н.Ф. Виноградова, Л.Ф. Ивановой; Рос, акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение».-3-е изд.-М.: Просвещение, 2013.
Цели изучения обществознания:
Развитие личности в период ранней юности, её духовно-нравственной, политической и правовой культуры, экономического браза мышления, социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка, способности к самоопределению и самореализации; интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин.
Воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, правового самосознания, толерантности, уважения к социальным нормам, приверженности к гуманистическим и демократическим ценностям, закреплённым в Конституции РФ.
Освоение системы знаний об экономических и иных видах деятельности людей, об обществе, его сферах, правовом регулировании общественных отношений, необходимых для взаимодействия с социальной средой и выполнения социальных ролей человека и гражданина, для последующего изучения социально-экономических и гуманитарных дисциплин.
Овладение умениями получать и критически осмысли социальную информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; усвоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимой для участия в жизни гражданского общества и государства.
Формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений; гражданской и общественной деятельности; межличностных отношений; отношений между людьми разных национальностей и вероисповеданий; в семейно-бытовой сфере, для соотнесения свои действий и действий других людей с нормами поведения, установленными законом; содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.
Результаты обучения:
I. В направлении личностного развития:
1.1. Мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в будущем в общественной и государственной жизни.
1.2. Заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни общества, в благополучии и процветании своей страны.
1.3. Ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизм, любви и уважении к Отечеству; на отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; на стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; на признании равноправия народов, единства разнообразных культур; на убеждённости в важности для общества семьи и семейных традиций; на осознание необходимости поддержания гражданского мира и согласия и своей ответственности за судьбу страны перед нынешними и грядущими поколениями.
II. В метапредметном направлении:
2.1. Умение сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата).
2.2. Умение объяснять явления и процессы социальной деятельности с научных, социально-философских позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможный перспектив.
2.3. Способность анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей (производитель, потребитель и др.).
2.4. Овладение различными видами публичных выступлений и следование этическим нормам и правилам ведения диалога.
2.5. Умение выполнять познавательные и практические задания.
III. В познавательной сфере
3.1. Целостное представление об обществе и человеке, о сферах и областях общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей.
3.2. Умение находить нужную социальную информацию в различных источниках; адекватно её воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия.
3.3. Преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями).
3.4. Давать оценку взглядам, подходам, событиям, процессам с позиций одобряемым в современном российском обществе социальных ценностей.
Компетентностно-оринтированная модель образовательного процесса направлена на формирование результатов освоения воспитанниками основной образовательной программы основного общего образования, установленных стандартом основного общего образования:
личностных, включающих готовность и способность воспитанников к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме;
метапредметных, включающих освоенные воспитанниками межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, построение индивидуальной образовательной траектории;
предметных, включающих освоенные воспитанниками в ходе изучения учебного предмета умения специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами.
В компетентностно-ориентированной модели образовательного процесса изучение любой темы разбивается на 4 основных этапа:
1 этап – осознание структуры изучаемого явления, задачей которого является формирование когнитивной схемы – такой формы хранения опыта, которую человек, решающий ту или иную задачу, использует в качестве точки отсчета. На данном этапе когнитивная схема изучаемого явления формируется на основе комплексного использования действенного, образного и знакового способов кодирования информации. Для этого изучаемый материал сжимается и представляет собой не столько содержательную, сколько функциональную сущность изучаемого явления, позволяющую использовать его как инструмент решения большого класса задач. Сформированная когнитивная схема выступает в качестве основы формирования предметных, метапредметных и личностных результатов образования.
2 этап - осознание генезиса способов деятельности, где и формируются познавательные универсальные учебные действия, связанные с содержание учебного материала, такие как моделирование, структурирование, анализ, сравнение, классификация, оценка, и т.д. Для этого учитель представляет воспитанникам ряд задач, выстроенных по принципу «от простого к сложному» и организует деятельность воспитанников «во внешней речи»: объяснение способа решения задачи на основе когнитивной схемы.
3 этап – самореализация. На данном этапе формируются универсальные учебные действия, не связанные с содержание образования: регулятивные, коммуникативные, познавательные (постановка и решение проблем). Для этого учитель организует коллективную деятельность, в процессе которой воспитанники определяют уровень достижений, темп и объем работы и работают по индивидуальным траекториям.
4 этап – рефлексия уровня достижений. На данном этапе осуществляется формирование рефлексивного мышления. Элементы рефлексии (контроля) осуществляются на протяжении всего времени изучения темы в виде небольших тестов, диктантов, самостоятельных работ. В частности обязательными являются проверочные работы в завершении этапа осознания генезиса способов деятельности, в процессе этапа самореализации. Если изучается достаточно объемный теоретический материал, то, как правило, в завершении этапа осознания структуры изучаемого явления проводится устный опрос.
Формирование регулятивных, коммуникативных метапредметных результатов и личностных результатов заложено в самой модели компетентностно-ориентированной модели образовательного процесса и отрабатываются в процессе изучения каждой темы на третьем и четвертом этапах. Предметные и познавательные метапредметные результаты, которые непосредственно связаны с содержание образования конкретизируются в каждой теме календарно-тематического плана. В котором по каждой теме сформулированы результаты обучения в деятельной форме, то есть определено, что будет уметь делать воспитанник с помощью нового знания и конкретизированы познавательные универсальные учебные действия. На основании заявленных результатов учитель строит сценарий изучения темы в четыре выще указанных этапа, время на прохождение каждого их которых примерно распределяется следующим образом: 1 этап – 20%, 2 этап – 10%, 3 этап – 40%, 4 этап – 30% (указан % времени на каждый этап от общего количества времени, отведенного на изучение темы).
Каждому этапу изучения темы в календарно-тематическом плане соответствует определенная форма организации учебных занятий:
1 этап – проблемное изложение материала (в плане перечислены элементы представляемого содержания, составляющего основу когнитивной схемы);
2 этап – семинар, в процессе которого организована деятельность по объяснению выбора основ решения широкого класса задач (генезис способов деятельности);
3 этап – практикум по решению задач, в процессе которого каждый воспитанник в коллективной деятельности строит свою работу по достижению личностно-значимых целей обучения;
4 этап – двухфазная рефлексия, состоящая, как правило, из трех уроков: предитоговая работа, рефлексия уровня достижений (обобщающий урок), итоговая работа. Особенность этапа заключается в том, что две проверочные работы данного этапа проводятся по одному классификатору. Эти же работы задают уровень сложности освоения материала. В рамках заявленной темы он может быть различным в зависимости от уровня подготовки воспитанников, но не может быть ниже уровня: воспитанник освоит, заданного примерной образовательной программой основного общего образования.
Психолого-педагогическая характеристика детей с задержкой психического развития
Одной из основных причин труднообучаемости и трудновоспитуемости учащихся является задержка психического развития (ЗПР).
Сущность ЗПР состоит в следующем: развитие мышления, памяти, внимания, восприятия, речи, эмоционально-волевой сферы личности происходит замедленно с отставанием от нормы. Ограничения психических и познавательных возможностей не позволяют ребёнку успешно справиться с задачами и требованиями, которые предъявляет ему общество.
У такого ребёнка гораздо дольше остаётся ведущей игровая мотивация, с трудом и в минимальной степени формируются учебные интересы. Слабо развитая произвольная сфера (умение сосредоточиваться, переключать внимание, усидчивость, умение удерживать задание, работать по образцу) не позволяет школьнику полноценно осуществить напряжённую образовательную деятельность: он очень быстро устаёт, истощается. Из-за недостаточного умения сравнивать, обобщать, абстрагировать, классифицировать учащийся не в состоянии самостоятельно, без специальной педагогической помощи, усвоить содержательный минимум школьной программы и быстро попадает в ряды хронически неуспевающих.
ЗПР конституционального происхождения
Состояние задержки психического развития определяется наследственностью. Дети с данным типом ЗПР отличаются гармоничной незрелостью одновременно телосложения и психики, что дает основание обозначить такую форму задержки, как гармонический психофизический инфантилизм. У детей данной группы наблюдается значительное отставание психического развития от паспортного возраста, что проявляется преимущественно в эмоционально-волевой сфере при относительно сохраненной (хотя и замедленной по сравнению с нормой) познавательной деятельностью. Такой ученик обращает на себя внимание с первых дней пребывания в школе, он с любопытством относится ко всему происходящему вокруг, быстро находит друзей и покровителей, которые опекают, защищают «маленького», пользуется всеобщей любовью из-за уживчивого веселого нрава. Основной фон его настроения преимущественно положительный: перепады в настроении бывают редко, обиды быстро забываются. Вместе с тем отмечается поверхностность эмоциональных реакций. Незрелость эмоционально-волевой сферы ведет к несформированности учебной мотивации. Быстро освоившись в школе, такие дети не принимают новых требований к поведению: постоянно опаздывают на уроки после перемены, во время урока встают, ходят по классу, разговаривают в полный голос с соседями, подходят к учителю. Непоседливые, болтливые, они не могут подчиняться необходимости выполнять какое-либо задание не отвлекаясь, превращают учебную деятельность в доступную им игровую, забывая взять необходимые школьные принадлежности, обязательно кладут в портфель игрушки. Играют на уроке сами, вовлекают в игру соседей по парте. Прописывая элементы букв, начинают дорисовывать их, превращая в цветы, елочки, домики, на тетрадном листе появляются сюжетные рисунки. Ребенок не дифференцирует «хорошие» и «плохие» отметки. Его радует сам факт их наличия в тетради. Поведение такого ребенка дезорганизует работу класса. Ребенок с первых месяцев обучения в школе становится стойко неуспевающим. К этому приводит ряд причин. С одной стороны, в силу незрелости эмоционально-волевой сферы он склонен выполнять лишь то, что непосредственно связано с его интересами (не может организовать свое поведение на уроке). С другой стороны, в силу незрелости предпосылок интеллектуального развития у таких детей отмечается недостаточный для данного возраста уровень сформированности мыслительных операций, памяти, речи, малый запас знаний и представлений об окружающей действительности.
ЗПР соматогенного происхождения
Дети этой группы рождаются у здоровых родителей. Задержка развития - следствие перенесенных в раннем детстве заболеваний, влияющих на развитие мозговых функций: хронических инфекций, аллергии, дистрофии, стойкой астении, дизентерии. Длительные, тяжело протекающие, часто хронические заболевания резко снижают психический тонус детей. Несмотря на то, что первично интеллект не нарушен, они в силу своей истощаемости, рассеянности оказываются крайне непродуктивными в процессе школьных занятий. Таким образом, не резко выраженная мозговая дисфункция в сочетании со снижением психического тонуса к стойкой астении ведут к состоянию психического инфантилизма, при котором эмоционально-волевая сфера отличается незрелостью при относительной сохранности интеллекта. В школе дети данной категории прежде всего испытывают большие трудности в адаптации к новой сфере. Они долго не могут освоиться в школьном коллективе. Отличаются пассивностью, бездеятельностью, безынициативностью. Защитить себя не умеют - ребята значительно младшего возраста могут легко их обидеть. Со взрослыми вежливы, адекватно учитывают ситуацию. Без руководящего воздействия неорганизованны, нецеленаправленны, беспомощны. Проблема данных детей в школе - трудности в обучении. Они возникают в связи со сниженной мотивацией достижения, отсутствием интереса к предлагаемым заданиям, неумением и нежеланием преодолевать возникающие при их выполнении трудности. В состоянии повышенного утомления ответы ребенка становятся необдуманными, нелепыми. Часто имеет место аффективное торможение: из-за боязни ответить неверно дети вообще отказываются отвечать, говоря «не знаю», «не могу». Отмечаются своеобразные изменения личности: дети вялые, неинициативные, склонны к повышенной фиксации на своем самочувствии. Нарастающая при утомлении головная боль, понижение аппетита, болевые ощущения в области сердца и прочее используются такими детьми как повод для отказа от деятельности при встрече с трудностями, при нежелании выполнять какую-либо работу. Учителю сложно дифференцировать, когда состояние соматического дискомфорта истинное, а когда ложное. У данных детей наблюдается критическое отношение к своим затруднениям, неуспехам, они осознают и болезненно переживают школьные неудачи, которые глубоко травмируют их. Перечисленные особенности учащихся с соматогенной ЗПР являются серьезным препятствием в их обучении. Частые пропуски по болезни, «выключение» такого ребенка по мере нарастания утомления из учебного процесса, незаинтересованность в учебе приводят его в разряд стойко неуспевающих школьников.
ЗПР психогенного происхождения
Дети этой группы имеют нормальное физическое развитие, соматически здоровы. По данным исследований, у большинства таких детей имеется мозговая дисфункция. Их психический инфантилизм обусловлен социально-психологическим фактором - неблагоприятными условиями воспитания. Яркий пример - дети, воспитанные в Доме ребенка. Эмоциональная депривация (лишение материнского тепла, эмоционального богатства отношений), однообразие социальной среды и контактов, обделенность, слабая индивидуальная интеллектуальная стимуляция часто ведут к замедлению темпов психического развития ребенка; как результат - снижение интеллектуальной мотивации, поверхностность эмоций, несамостоятельность поведения, инфантильность установок и отношений. Нередко очагом формирования данной детской аномалии являются неблагополучные семьи: асоциально-попустительские и авторитарно-конфликтные. В асоциально-попустительской семье ребенок растет в атмосфере полной безнадзорности, эмоционального отторжения в сочетании со вседозволенностью. Родители своим образом жизни (пьянство, распущенность, неустроенность, воровство) стимулируют эффективность (импульсивные, взрывные реакции), безвольное следование влечениям, непроизвольность поведения, гасят интеллектуальную активность. Такие условия воспитания становятся длительным психотравмирующим фактором, способствующим накоплению черт психического инфантилизма в эффектно неустойчивой возбудимой форме. Данное состояние часто является благоприятной почвой для формирования стойких асоциальных установок, т.е. педагогической запущенности. В авторитарно-конфликтной семье жизненная сфера ребенка пропитана ссорами, конфликтами. Между взрослыми. Основная форма родительского воздействия - подавление и наказание систематически травмирует психику ребенка, в ней накапливаются черты пассивности, несамостоятельности, забитости, повышенной тревожности. У ребенка формируется психический инфантилизм по астеническому тормозному типу. У детей данной группы отмечается низкий уровень анализирующего наблюдения, они слабо разграничивают существенные и несущественные признаки, затрудняются при установлении признаков сходства, недостаточно используют обобщающие понятия. Они интеллектуально пассивны, продуктивной деятельностью не заинтересованы, их внимание неустойчиво. В их поведении проявляются индивидуализм, необъективность, повышенная агрессивность или, наоборот, чрезмерная покорность и приспособленчество. Закрепление негативных черт характера приводит к накоплению состоянии хронической дезадаптации. При заинтересованности со стороны учителя, индивидуальном подходе, достаточной интенсификации обучения эти дети сравнительно легко могут заполнить пробелы в своих знаниях в обычных условиях массовой школы.
ЗПР церебрально-органического происхождения
Нарушение темпа развития интеллекта и личности обусловлено в данном случае более грубым и стойким локальным нарушением созревания мозговых структур. Причинами разнообразных отклонений в развитии мозга являются патология беременности, в том числе тяжелый токсикоз, перенесенный матерью вирусный грипп, малярия, гепатит, алкоголизм и наркомания матери или отца; родовые патологии, в том числе недоношенность, родовая травма, асфиксия (удушье плода), тяжелые заболевания на первом году жизни (нейроинфекция), тяжелые инфекционные заболевания. У всех детей этой группы отмечаются явления церебральной астении, которая проявляется в повышенной утомляемости, непереносимости духоты, жары, езды на транспорте, снижении работоспособности, слабой концентрации внимания, снижении памяти. Познавательная деятельность у детей данного типа ЗПР значительно снижена. Мыслительные операции несовершенны и по показателям продуктивности приближаются к детям - олигофренам. Знания усваиваются фрагментарно, быстро забываются, в результате чего учащиеся становятся стойко неуспевающими. Стойкое отставание в развитии интеллектуальной деятельности сочетается у детей этой группы с незрелостью эмоционально-волевой сферы, проявления которой более глубокие и грубые, чем у детей с описанными выше ЗПР. Психическая незрелость проявляется в примитивности, поверхности эмоциональных реакций, слабом понимании взаимоотношений, сниженной мотивации достижения, некритичности, несамостоятельности, внушаемости, пресыщаемости. Дети долго усваивают правила взаимоотношений, не умеют соотносить свои эмоциональные реакции с конкретной ситуацией, нечувствительны к собственным промахам. Ведущий мотив - игра, что ведет к постоянному внутреннему конфликту между «хочу» и «надо». Для детей типичны дезадаптивные формы поведения возбудимого или заторможенного характера. При возбудимых формах поведения они конфликтны, агрессивны, раздражительны, драчливы. При заторможенном поведении - вялы, пассивны, медлительны, уклоняются от контактов, пугливы, тревожны, плаксивы.
Таким образом, обзорная характеристика особенностей развития детей с ЗПР показывает, что явление задержки неоднородно как по патогенезу, так и по структуре дефекта. Вместе с тем для детей этой категории характерны типичные, отличающие их от нормы тенденции развития: незрелость эмоционально-волевой сферы, дезаптивные формы общественного поведения, сниженный уровень познавательной деятельности, а следовательно, у них недостаточно сформирована готовность к усвоению знаний и предметных понятий. Серьезные ограничения в социально-личностных и учебных возможностях определяют необходимость выделения этих детей в категорию учащихся с «особыми потребностями», нуждающихся в специальной коррекционно-педагогической поддержке.
В связи с этим нужна адаптация объема и характера учебного материала к познавательным возможностям учащихся, для чего необходимо систему изучения того или иного раздела программы значительно детализировать: учебный материал преподносить небольшими порциями, усложнять его следует постепенно, необходимо изыскивать способы облегчения трудных заданий:
- дополнительные наводящие вопросы;
- наглядность - картинные планы, опорные, обобщающие схемы, «программированные карточки», графические модели, карточки-помощницы, которые составляются в соответствии с характером затруднений при усвоении учебного материала;
приемы-предписания с указанием последовательности операций, необходимых для решения задач;
- помощь в выполнении определенных операций;
- образцы решения задач;
- поэтапная проверка задач, примеров, упражнений.
Для успешного усвоения учебного материала детьми с ЗПР необходима коррекционная работа по нормализации их деятельности, которая осуществляется на уроках по любому предмету. Особое внимание следует уделять обучению анализу образца: целенаправленное рассмотрение с вычленением существенных признаков, умение ориентироваться в задании, учить полному и самостоятельному описанию образца с указанием всех необходимых его признаков. При формировании умения анализировать образец необходимо соблюдать принцип постепенного усложнения подбираемых упражнений. Следует уделять внимание обучению действию по словесному образцу, которое нужно начинать с объяснения основной функции образца, а затем - с помощью в его вычленения из текста. Для того, чтобы научить детей умению видеть (находить) образец в данном тексте, им нужно указать на то, что в разных упражнениях образец может иметь разное местонахождение: в начале упражнения, в конце его или в середине. Надо показать, что образец может быть разных типов: иногда он обозначен специальным словом «образец», иногда он выделен в тексте шрифтом. Но независимо от этого его функция всегда одна и та же: как нужно выполнять. Если в задании об этом сказано словами, то образец служит примером, иллюстрацией к этим словам. Необходимо научить находить образец, соотнести его с инструкцией, разобрать, что показывает данный конкретный образец, т.е. проанализировать его. Действия по образцу сначала следует отрабатывать на упражнениях с одним заданием, а затем постепенно вводить образец в упражнения с несколькими заданиями. Нужно, чтобы ученик возвращался к образцу на каждом этапе деятельности: «Правильно ли я сделал, так ли у меня получилось, как в образце?», - что позволит видеть возможные расхождения, находить и устранять их причины.
Каждого ученика следует стараться выслушать до конца; необходимо включать предметно-практические действия, цель которых - подготовить детей к усвоению или закреплению теоретического материала. Для предупреждения быстрой утомляемости или снятия ее целесообразно переключать детей с одного вида деятельности на другой, разнообразить виды занятий. Интерес к занятиям и хороший эмоциональный настрой учащихся поддерживают использованием красочного дидактического материала, введением в занятия игровых моментов. Исключительно важное значение имеют мягкий доброжелательный тон учителя, внимание к ребенку, поощрение его малейших успехов.
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение.
1.Интернет – ресурсы:
http//ppt.3dn.ru
http//www.powerpoint-ppt.ru
http//www.history.lact.ru
http//mirppt.ucoz.ru
http//prezentacia.ucoz.ru/load/obshh
http//arhiva.net.ru
Методические пособия для учителя:
Боголюбов Л.Н. Общая методика преподавания обществознания в школе/ Л.Н. Боголюбов и др..- М.: Дрофа, 2008.
История. Обществознание.5-11 классы: внеклассные мероприятия/ Л.Л. Кочергина.-Волгоград: Учитель, 2009.
Лазебникова А.Ю. Современное школьное обществознание: методическое пособие с дидактическими материалами для учителя/ А.Ю. Лазебникова.-М.: Школа-Пресса, 2000.
Обществознание. Примерные программы по обществознанию: Федеральный компонент государственного стандарта. Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы.-М.: Дрофа, 2008.-(Сборник нормативных документов).
Правовое воспитание школьников. 5-9 классы: конспекты занятий/ авт.-сост. О.В. Летнева.-Волгоград: Учитель, 2006.
Примерные программы основного общего образования. Обществознание. 5-9 классы.-М.: Просвещение, 2010.
Прутченков А.С. Наедине с собой. Психологические тесты и психотехнические упражнения для подростков и старшеклассников/ А.С. Прутченков.- М: Российское педагогическое агентство, 1996.
Гражданский кодекс РФ.
Кодекс об административных правонарушениях.
2.10.Конституция РФ.
2.11. Семейный кодекс.
2.12. Трудовой кодекс.
3. Дополнительная литература для воспитанников:
3.1. Домашек Е.В. Школьный справочник по обществознанию/ Е.В. –Ростов н/Д.: Феникс, 2010.
3.2. Сазонова Г.Г. Обществознание в таблицах и схемах/ Г.Г. Сазонова.-М.: Виктория Плюс 2007.
Тематическое планирование
Тема Кол-во часов Содержание Материал учебника
Введение. 1 ч. Знакомство с предметом, курсом «Обществознание». С. 5-8.
Человек
5 ч. Загадка человека. Отрочество – особая пора жизни. & 1-2.
С.10-24.
Семья. 7 ч. Семья и семейные отношения. Семейное хозяйство Свободное время. & 3-5.
С. 25- 48.
Школа. 7 ч. Образование в жизни человека. Образование и самообразование. Одноклассники, сверстники, друзья. & 6-8.
С. 49-71.
Труд. 5 ч. Труд – основа жизни. Труд и творчество. & 9-10.
С. 72-90.
Родина 9 ч. Наша родина – Россия. Государственные символы России. Гражданин России. Мы – многонациональный народ. & 11-14.
С. 91-122.
№ Кол-во часов Тема Результат Универсальные учебные (познавательные) действия
1. 1 ч. Введение.
Уметь определять понятия, вступать в речевое общение, работать с книгой.
Определять понятия «естественные» и «общественные» науки.
Ориентироваться на понимание причин успеха в учёбе.
Формулировать собственную точку зрения, приходить к общему решению; Осуществлять поиск нужной информации, выделять главное.
Глава 1. Человек
2. 1ч. Загадка человека. Уметь вступать в речевое общение, участвовать в диалоге.
Работать в группе; аргументированно отвечать на поставленные вопросы.
Работать с книгой.
Приводить доказательства.
Осуществлять индивидуальную образовательную траекторию.
Проводить сравнительный анализ, сопоставлять, рассуждать.
Работать в парах, распределять обязанности, проявлять способность к взаимодействию.
Выполнять творческие задания; проводить оценку своей учебной деятельности.
Анализировать объекты, выделять главное, устанавливать причинно-следственные связи.
Определять понятия данной темы.
Допускать существование различных точек зрения;
Формулировать собственное мнение и позицию.
Ориентироваться в нравственном содержании поступков;
Задавать вопросы, использовать речь для регуляции своего действия.
Объяснять взаимосвязь поколений и материальной культуры.
Сравнивать ступени развития человеческого общества.
3. 1ч. Загадка человека. 4. 1ч. Отрочество – особая пора жизни.
5. 1 ч. Отрочество – особая пора жизни.
6. 1 ч. Практикум. Глава 2. Семья.
7. 1 ч. Семья и семейные отношения. Уметь вступать в речевое общение, участвовать в диалоге; решать познавательные задачи.
Аргументировать отвечать на поставленные вопросы.
Определять понятия, высказывать собственные суждения.
Формулировать собственные ценностные ориентиры.
Осуществлять индивидуальную образовательную траекторию.
Проводить сравнительный анализ, сопоставлять, рассуждать.
Работать в парах; распределять обязанности, проявлять способность к взаимодействию.
Выполнять творческие задания; работать в группах; проводить оценку своей учебной деятельности. Определять понятия «семья», «семейные отношения», «семейное хозяйство», «свободное время», «хобби».
Строить цепочку логических рассуждений.
Выдвигать гипотезы и их обоснование.
Определять способы взаимодействия работы в коллективе.
Характеризовать различия в воспитании детей; отношения родителей и детей, что недопустимо в отношениях детей и родителей.
Устанавливать причинно-следственные связи.
Моделировать социальные ситуации.
Ориентироваться в нравственном содержании поступков.
Выбирать критерии и основания для сравнения.
Осуществлять поиск социальной информации, поиск и оценку альтернативных способов разрешения конфликта.
8. 1 ч. Семья и семейные отношения. 9. 1 ч. Семейное хозяйство.
10. 1 ч. Семейное хозяйство.
11. 1 ч. Свободное время.
12. 1 ч. Свободное время.
13. 1 ч. Практикум. Глава 3. Школа.
14. 1 ч. Образование в жизни человека.
Уметь определять понятия, вступать в речевое общение, формулировать собственную точку зрения.
Работать с различными источниками информации; высказывать собственные суждения.
Выступать с устными сообщениями по результатам исследования с помощью компьютерных средств.
Отыскивать причины явлений.
Формировать собственные ценности.
Работать в парах; распределять обязанности, проявлять способность к взаимодействию.
Работать с различными источниками информации: книгами, учебниками, справочниками, энциклопедиями; отбирать и анализировать необходимую информацию.
Ставить цель и организовывать её достижение; высказывать собственные суждения. Определять причины появления школ в древности.
Характеризовать, чему и как учили детей в древности.
Осуществлять поиск нужной информации в учебнике.
Выделять главное, проводить сравнение.
Характеризовать современное образование.
Определять с какими проблемами сталкиваются ученики в школе.
Строить логические цепочки рассуждений.
Объяснять понятия «дружба», «верность»,
« предательство», «товарищи», «сверстники».
Развить этические чувства (стыда, вины, совести).
Развить способность к самооценке.
Формулировать собственное мнение и позицию.
Сравнивать современную школу и образование в разные исторические эпохи.
15. 1 ч. Образование в жизни человека. 16. 1 ч. Образование и самообразование. 17. 1 ч. Образование и самообразование. 18. 1 ч. Одноклассники, сверстники, друзья. 19. 1 ч. Одноклассники, сверстники, друзья. 20. 1 ч. Практикум. Глава 4. Труд.
21. 1 ч. Труд – основа жизни.
Уметь определять понятия, вступать в речевое общение, формулировать собственную точку зрения.
Работать с различными источниками информации; высказывать собственные суждения.
Выступать с устными сообщениями по результатам исследования с помощью компьютерных средств.
Отыскивать причины явлений.
Формировать собственные ценности.
Работать в парах; распределять обязанности, проявлять способность к взаимодействию.
Работать с различными источниками информации: книгами, учебниками, справочниками, энциклопедиями; отбирать и анализировать необходимую информацию.
Ставить цель и организовывать её достижение; высказывать собственные суждения. Определять основные понятия: «труд», «богатство», «бедность», «трудовая деятельность», «творчество», «искусство», «ремесленник», «благотворительность».
Характеризовать и анализировать различную трудовую деятельность.
Определять что создаётся трудом, как оценивается труд в обществе.
Определять разность между товаром и услугой.
22. 1 ч. Труд – основа жизни.
23. 1 ч. Труд и творчество.
24. 1 ч. Труд и творчество.
25. 1 ч. Практикум.
Глава 5. Родина.
26. 1 ч. Наша Родина – Россия. Уметь вступать в речевое общение, участвовать в диалоге.
Работать в группе; аргументированно отвечать на поставленные вопросы.
Работать с книгой.
Приводить доказательства.
Осуществлять индивидуальную образовательную траекторию.
Проводить сравнительный анализ, сопоставлять, рассуждать.
Работать в парах, распределять обязанности, проявлять способность к взаимодействию.
Выполнять творческие задания; проводить оценку своей учебной деятельности.
Определять основные понятия: «федерация», «субъект», «герб», «флаг», «гимн», «Конституция», «патриотизм», «Отечество», «гражданин», «выборы», «референдум», «закон», «многонациональная культура», «национальность».
Характеризовать изменения в жизни людей.
Определять возможность жить в государстве без закона, какими способами каждый человек в государстве может участвовать в принятии законов.
Характеризовать современное российское общество.
Определять, какую роль в развитии общества играло и играет право.
Определять «+» и «_» развития современного общества.
Формулировать познавательные цели.
Планировать свои действия.
Выполнять творческие работы, тестовые задания.
27. 1 ч. Наша Родина – Россия. 28. 1 ч. Государственные символы России. 29. 1 ч. Государственные символы России. 30. 1 ч. Гражданин России. 31. 1 ч. Гражданин России. 32. 1 ч. Мы – многонациональный народ. 33. 1 ч. Мы – многонациональный народ. 34 1 ч. Практикум.