Возможности применения информационно – коммуникативных технологий на уроках математики как средство развития социальных компетенций
Возможности применения информационно – коммуникативных технологий на уроках математики как средство развития социальных компетенций
Н. А. Маркова
учитель математики
Будённовской основной
общеобразовательной школы
Железинского района,
Павлодарской области
В настоящее время в Казахстане идёт становление новой системы образования, ориентированного на вхождение в мировое информационно – образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно – воспитательного процесса, связанным с внесением корректив в содержание технологий обучения, которые должны быть адекватны современным техническим возможностям, и способствовать гармоничному вхождению ребёнка в информационное общество.
В современном обществе одно из требований к выпускникам школ и ВУЗов - это умение грамотно и эффективно использовать большой объём мировых информационных ресурсов. Поэтому внедрение новых компьютерных технологий в процесс обучения и воспитания становится необходимым.
Компьютерные технологии призваны стать неотъемлемой частью целостного образовательного процесса, значительно повышающей его эффективность, результативность формирования ключевых и предметных компетенций школьников, что и определяет актуальность темы. Аспекты широкого применения компьютерных технологий в сфере образования были освещены в трудах российских и зарубежных ученых: В. Ф. Шолохович, О. И. Агапова, С. Пейперт, Г. Клейман, Б. Сендов, Б. Хантер и др. Различные дидактические проблемы компьютеризации обучения нашли отражение в работах А. П. Ершова, А. А. Кузнецова, Т. А. Сергеевой, И. В. Роберт.
Исследования учёных показывают, что образовательные мотивы работы компьютером у школьников недостаточно сформированы, а компьютерные технологии в обучении основ естественных наук не нашли ещё своего должного применения
Компьютерные технологии в системе школьного образования, по мнению известных учёных – исследователей, позволяют повысить эффективность занятия по фундаментальным научным дисциплинам не менее чем на 30%, объективность контроля знаний учащихся – на 20 – 25%, повысить успеваемость в среднем на 0,5 балла.
На сегодняшний день в мире широкое развитие получили информационные технологии. Необходимость внедрения новых информационных технологий в учебный процесс не вызывает сомнений. Современное общество характеризует процесс активного использования информационного ресурса в качестве общественного продукта в условиях функционирования всемирной информационной сети, которая позволяет обеспечить доступ к информации без каких-либо существенных ограничений по объему и скорости транслируемой информации.
Появление и широкое распространение технологий мультимедиа и Интернета позволяет использовать информационные технологии в качестве средства общения, воспитания, интеграции в мировое сообщество. Явно чувствуется и влияние информационных технологий на развитие личности, профессиональном самоопределении и самостановлении.
Информационно-коммуникативные технологии – это совокупность методов, устройств и процессов, используемых для поиска, хранения, обработки и передачи информации, с помощью компьютера. Сферы использования ИКТ в школе можно разделить на три группы: учебное пространство, внеклассная работа, внешкольная деятельность учащихся. Средства компьютерных технологий позволяют всем участникам образовательного процесса применять разного рода программы (обучающие, игровые, развивающие, тренажёры и др.), электронные пособия, Интернет – ресурсы в разных видах деятельности. Взаимодействие всех сфер школьной жизни в использовании ИКТ расширяет информационное пространство, повышает мотивацию и познавательную активность, развивает самостоятельную работу, как учащихся, так и преподавателей за счет разнообразия форм работы.
Перед педагогами в современных условиях стоит важная задача, как эффективно использовать информационно-коммуникативные технологии в рамках урока, при этом постараться сохранить здоровье учащихся и не ограничить общение между учителем и учеником. Для этого учителю необходимо продумывать организацию учебной деятельности на каждом этапе урока. Рациональное использование компьютера зависит не только от аппаратного и программного оснащения учебного класса, но и от мастерства педагога. В школах, где есть несколько компьютерных классов или необходимое количество переносных ноутбуков, появляется возможность работать с каждым учеником индивидуально и регулярно.
Компьютер можно использоваться на всех этапах, как при подготовке к уроку, так и в процессе обучения: при введении нового материала, закреплении, повторении, контроле ЗУН. При этом компьютер может являться и источником учебной информации, и наглядным пособием, и тренажером, и средством диагностики и контроля.
На уроках объяснения нового материала эффективно использовать в виде компьютерных презентаций различные виды наглядности: декоративную, презентативную, организационную, объясняющую. Она может быть представлена в виде фотографий, схем, таблиц, которых нет в учебнике, видеофрагментов или анимаций с дикторским текстом. При этом учитель подбирает разнообразные приёмы и формы организации процесса. В учебниках по математике есть темы, теоретические вопросы которых подробно не рассматриваются. Так в курсе геометрии недостаточно раскрыта тема «Задачи на построение сечений». Поэтому учащимся в изучении данного вопроса может помочь мультимедийное пособие «Уроки геометрии Кирилла и Мефодия, разработанный в соответствии с Государственным стандартом образования. Воспользовавшись дополнительным теоретическим материалом, учащиеся могут посмотреть готовые анимации, где показано, как необходимо применять правила построения сечений у многогранников. Затем могут попробовать свои силы на тренажёре. Каждый ученик имеет возможность работать в своём темпе, если появляется необходимость, то изучение данной темы можно продолжить в домашних условиях. При этом они могут прервать демонстрируемый фрагмент, повторить ту часть, которая плохо усвоилась. Такой подход развивает инициативу и способствует повышению интереса учащихся к изучаемому предмету.
Для этапа закрепления материала учитель может отобрать разные виды тренажёров, как обучающего характера по уровню сложности, так и для проверки знаний. Учащиеся, работая индивидуально или фронтально, выясняют, как они усвоили новый материал и в случае необходимости педагог, контролируя данный процесс, производит корректировку в изучении какого либо понятия или свойства.
Для отработки умений и навыков можно использовать компьютерные лабораторные работы. Знание табличного процессора Microsoft Excel позволяют не только отрабатывать ЗУН по математическому материалу, но и производить разные виды анализа. Например, по теме «Степенная функция» учитель, используя межпредметные связи по математике, информатике и физике, даёт учащимся задание, построить график функции и по нему определить время падения тела, брошенного вертикально вверх с некоторой начальной скоростью и начальной координатой. Затем исследуется связь времени падения от физических величин, при этом рассматриваются изменения свойств степенной функции.
На этапах контроля ЗУН можно использовать компьютерное тестирование, но при этом важно отобрать материал с учётом учебной литературы, индивидуальных особенностей класса, уровня обученности. Применение на уроке компьютерных тестов и диагностических комплексов позволит учителю за короткое время получить объективную картину качества усвоения изучаемого материала у всех учащихся и своевременно его скорректировать. При этом есть возможность выбора уровня трудности задания для конкретного ученика. Для ученика важно то, что сразу после выполнения теста он получает объективный результат с указанием ошибок.
Осваивая современные информационные технологии на уроках, интегрированных с информатикой, ученики овладевают компьютерной грамотностью и учатся использовать ПК в работе с математическим материалом. Они решают уравнения, строят графики, чертежи, готовят тексты, рисунки для своих работ, что даёт возможность для учащихся развивать и проявлять свои творческие способности и во внеурочной деятельности через работу над творческими проектами по различным темам.
Использование ИКТ на уроках математики даёт возможность школьнику улучшить качество знаний по предмету, воспитывает его самостоятельность в познавательной деятельности, позволяет реализовывать новые творческие проекты, повышает кругозор участников образовательного процесса. При этом создаются условия для применения навыков работы в области компьютерных технологий. Процесс обучения становится более интересным, разнообразным, интенсивным.
В своей практике я применяю следующие формы работы с использованием ИКТ:
создание дидактического материала для урочных и внеурочных занятий;
использование программного обеспечения непосредственно в учебном процессе;
использование ресурсов Интернет.
Создание дидактического материала - это разработка с помощью компьютера разнообразного учебного материала, карточек-заданий для самостоятельной работы учащихся, вариантов контрольных работ, а также создание презентаций, электронных образовательных ресурсов. Для этого используются текстовый редактор Microsoft Word, графический редактор Microsoft Paint, редактор создания презентаций Microsoft PowerPoint.
Использование компьютерных презентаций на уроках делает изложение учебного материала наглядным, доступным, интересным. Такие презентации частично заменяют доску, различные плакаты и иллюстрации в учебниках.
Я использую презентации на различных этапах урока. Это и проверка домашнего задания, проверка обучающей самостоятельной работы, изучение нового материала, задание на дом.
Например, очень удобно с помощью подготовленной компьютерной презентации осуществлять проверку домашнего задания, показав несколько способов решения, учить учащихся отбирать рациональное решение.
Использование программного обеспечения. Программное обеспечение по математике очень разнообразно: электронные учебники и энциклопедии, программы-тренажёры и видеоуроки, словари и справочники, библиотеки электронных наглядных пособий.
Использование данных электронных пособий позволяет индивидуализировать и дифференцировать обучение, стимулировать разнообразную творческую деятельность учащихся, воспитывать навыки самоконтроля и рефлексии, изменяет роль ученика в учебном процессе от пассивного наблюдателя до активного исследователя.
В электронных пособиях по геометрии представлены различные модели геометрических тел и фигур, которые представлены таким образом, что можно изменять их форму, задавать различные линейные параметры, проводить всевозможные сечения, что позволяет сформировать у учащихся пространственное мышление. Формулировки изучаемых теорем сопровождены 3D – моделями, которые демонстрируются на уроках.
Учебная анимация, которая представлена на уроках геометрии с помощью указанных пособий, выполняет мотивационную функцию тем, что позволяет показать в динамике процессы, сложные для понимания, формирует пространственное мышление учащихся, создает зрительный и эмоциональный образ формальных математических теорем и формул, делает изучаемые процессы ближе у жизни и понятнее.
Все эти электронные пособия включают в себя интерактивные задачи, тесты, которые также используются на уроках.
Электронное пособие «Открытая математика «Функции и графики» помимо теоретического материала, задач, тестов, содержит интерактивный инструмент для работы с графиками «Графер». Эта программа позволяет строить графики функций, композиций функций, функций, содержащих знак модуля, выполнять преобразования графиков функций. Теоретический материал этого пособия снабжен интерактивными моделями, которые позволяют наглядно изучить свойства функций: четность, нечетность, возрастание, убывание, нули функции, область определения и область значений. Построенные с помощью программы «Графер», графики функций я использую при проверки домашней работы, при изучении нового материала. Использование ресурсов Интернет. Интернет содержит огромный объем образовательной информации, является инструментом поиска, переработки, представления информации. Интернет – технологии в учебном процессе - это прежде всего, получение и накопление информации, обработка и передача информации, использование информации для научной работы, для подготовки докладов и сообщений.
Применение информационно-коммуникационных технологий на уроках математики позволяет повысить мотивацию и активность обучающихся, вызываемой своими интерактивными свойствами, разнообразием и красочностью информации (текст + звук + видео + цвет), путем ориентации на успех (позволяет довести решение любой задачи, опираясь на необходимую помощь), используя игровой фон общения человека с машиной и что немаловажно – выдержкой, спокойствием и дружественностью машины по отношению к ученику. Грамотное применение ИКТ в учебном процессе повышает качество математического образования, вызывает интерес к изучению математики, стимулирует развитие познавательной активности и творческих способностей учащихся.