Статья по теме ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО — КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПОЗНОВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО - КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПОЗНОВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

Хуснутдинова Айгюль Наилевна,
учитель начальных классов,МБОУ «Гимназии №3 с татарским языком обучения»Кировского района г.Казани

Развитие человеческих задатков, превращение их в способности – одна из задач обучения и воспитания, решить которую без знаний и развития познавательных процессов нельзя. По мере их развития, совершенствуются и сами способности, приобретая нужные качества.
Познавательные процессы: восприятие, внимание, воображение, память, мышление, речь – выступают как важнейшие компоненты любой человеческой деятельности. Для того чтобы удовлетворить свои потребности, общаться, играть, учиться и трудиться, человек должен воспринимать мир, обращать внимание на те или иные моменты или компоненты деятельности, представлять то, что ему нужно делать, запоминать, обдумывать, высказывать суждения. Поэтому без участия познавательных процессов человеческая деятельность невозможна, они выступают как ее неотъемлемые внутренние моменты. Они развиваются в деятельности и сами представляют собой особые виды деятельности.
Роль компьютера в жизни современного общества стремительно возрастает. Чрезвычайно важно поэтому широкое использование информационно - коммуникационных технологий в образовании.
Введение информационно - коммуникационных технологий в процесс обучения в начальной школе представляется перспективным, так как многие дети с раннего детства приобщаются к компьютерам через игры. Школа, опираясь на имеющийся у детей опыт, должна обеспечить условия его обогащения с учетом психологических закономерностей развития детей данного возраста.
С развитием современной информационной технологии система “человек и компьютер” быстро превратилась в проблему, которая касается всех членов общества, а не только специалистов, поэтому воздействие человека с компьютером должно быть обеспечено школьным образованием. Чем раньше это начнется, тем быстрее будет развиваться наше общество, так как современное общество требует знаний работы с компьютером.
Использование ИКТ на уроках в начальной школе помогает учащимся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира, овладеть практическими способами работы с информацией, развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств.
Применение ИКТ на уроках усиливает :
- положительную мотивацию обучения;
- активизирует познавательные процессы обучающихся.
Использование ИКТ позволяет проводить уроки:
- на высоком эстетическом и эмоциональном уровне (анимация, музыка)
- обеспечивает наглядность;
- привлекает большое количество дидактического материала;
- повышает объём выполняемой работы на уроке в 1,5 – 2 раза;
- обеспечивает высокую степень дифференциации обучения (индивидуально подойти к ученику, применяя разноуровневые задания).
Применение ИКТ:
- расширяет возможность самостоятельной деятельности;
- формирует навык исследовательской деятельности;
- обеспечивает доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам;
- способствует повышению качества образования.[1]

Младший школьный возраст характеризуется психофизиологическими возрастными особенностями, индивидуальной (визуальная, аудиальная) системой восприятия, низкой степенью развитости познавательных процессов, особенностями учебной мотивации.
Особенностью учебного процесса с применением информационных технологий является то, что центром деятельности становится ученик, который, исходя из своих индивидуальных способностей и интересов, выстраивает процесс познания. Учитель часто выступает в роли помощника, консультанта, поощряющего оригинальные находки, стимулирующего активность, инициативу, самостоятельность.
Применение на уроках ИКТ способствует так же:
- сокращению времени для контроля и проверки знаний учащихся;
- обучению навыкам контроля и самоконтроля;
- делает урок эмоционально насыщенным и полноценным, наиболее наглядным;
Дидактический материал ИКТ разнообразный по содержанию и по форме. Самыми часто применяемыми являются: понятийный аппарат и фотографии (репродукции) электронной энциклопедии «Кирилл и Мефодий», видеоролики, клипы песен, мелодии, презентации по определенной теме, различные тесты, задания развивающего характера.
Основной целью применения ИКТ является:
- развитие мышления;
- формирование приемов мыслительной деятельности.[2]
Применение на уроке компьютерных тестов, проверочных игровых работ позволит учителю за короткое время получать объективную картину уровня усвоения изучаемого материала и своевременно его скорректировать. Высокая степень эмоциональности учащихся начальной школы значительно сдерживается строгими рамками учебного процесса. Уроки позволяют разрядить высокую эмоциональную напряженность и оживить учебный процесс. Уроки с использованием информационных технологий не только оживляют учебный процесс (что особенно важно, если учитывать психологические особенности младшего школьного возраста, в частности длительное преобладание наглядно-образного мышления над абстрактно-логическим), но и повышают мотивацию обучения. На уроках математики при помощи компьютера можно решить проблему дефицита подвижной наглядности, когда дети под руководством учителя на экране монитора сравнивают способом наложения геометрические фигуры, анализируют взаимоотношения множеств, решают задачи на движение, демонстрируемые с помощью PowerPoint. Компьютер является и мощнейшим стимулом для творчества детей, в том числе и самых инфантильных или расторможенных. Экран притягивает внимание, которого мы порой не можем добиться при фронтальной работе с классом. На экране можно быстро выполнить преобразования в деформированном тексте, превратив разрозненные предложения в связный текст. В начальной школе мы используем информационные технологии на всех этапах урока, при объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле, при проведении олимпиад, внеклассных занятий и др. Ребёнок становится ищущим, жаждущим знаний, неутомимым, творческим, настойчивым и трудолюбивым.
Уроки с использованием информационных технологий не только расширяют и закрепляют полученные знания, но и в значительной степени повышают уровень развития познавательных процессов учащихся.
Таким образом, применение ИКТ в образовательном процессе позволяет решать одну из важных задач обучения – повышение уровня знаний.
- повышает уровень и качество знаний;
- продвигает ребенка в общем развитии;
- помогает преодолеть трудности;
- вносит радость в жизнь ребенка;
- позволяет вести обучение в зоне ближайшего развития;
- создает благоприятные условия для лучшего взаимопонимания учителя и учащихся и их сотрудничества в учебном процессе.
Приводимые ниже фрагменты уроков повышают уровни развития познавательных процессов, а также вызывают интерес у детей – они более активно работают на уроках, с готовностью выполняют устные вычисления, стремятся быстрее прийти к правильному ответу.

Фрагменты уроков с использованием ИКТ
Урок № 1. (Фрагмент урока)
Цель: закрепить изученные приемы вычислений, формирование приемов умственных действий(состав числа до 10), развивать математические способности, память, внимание, логическое мышление.
Оформление доски: слайды на интерактивной доске.
Методика предъявления:
Упражнение 1: дети вместе с учителем вспоминают, что каждое число может состоять из двух, трех и более чисел, и дает задание: подбери второе число. Отводится одна минута для того, чтобы каждый ребенок мог сам решить задание, затем выводятся ответы.
Упражнение 2: работа ведется в парах предъявляется, слайд и дается задание: составьте числа 8,9,10 во всех возможных вариантах. На задание отводится 3 минуты.
Урок № 2. (Фрагмент урока)
Цель: закрепление навыков устного вычисления; развитие приемов умственных действий (счет в пределах 10), развивать математические способности, память, внимание, логическое мышление.
Оформление доски: слайды на интерактивной доске.
Методика предъявления:
Упражнение 1: учитель напоминает, что все примеры на сложение и вычитание в пределах 10, затем предъявляет слайд. Дается задание: составить и решить примеры.
Упражнение 2: предъявляется слайд и озвучивается задание: решить примеры, двигаясь по стрелочкам. Детям дается 2 минуты на решение данных примеров. Учитель спрашивает, какое число получилось в итоге, затем появляются правильные ответы на слайде.
Урок №3. (Фрагмент урока)
Цель: закрепить знания о составе чисел от 11 до 18, развивать математические способности, память, внимание, логическое мышление.
Оформление доски: слайды на интерактивной доске.
Методика предъявления:
Упражнение 1: предъявляется слайд и озвучивается задание: найти пару каждому числу, чтобы в сумме получилось 11, 12, 13. Детям на выполнение задания дается 3 минуты. Учитель спрашивает ответы учеников по выбору, затем ответы проверяются.
Упражнение 2: работа в парах, предъявляется слайд и озвучивается задание: найти пару каждому числу, чтобы в сумме получалось 14 и 15. Время на выполнение задания 3 минуты. Учитель спрашивает пары, затем ответы проверяются по слайду.
Упражнение 3: найти пару каждому числу, чтобы в сумме получилось 16, 17, 18. Учитель спрашивает ответы, после ответы проверяются.
Регулярное использование на уроках математики системы специальных упражнений, направленных на развитие познавательных процессов, расширяет математический кругозор младших школьников, способствует математическому развитию, повышает качество математической подготовленности, позволяет детям более уверенно ориентироваться в простейших закономерностях окружающей их действительности и активнее использовать математические знания в повседневной жизни.








Литература
Босова Л.Л. Компьютерные уроки в начальной школе // Информатика и образование. - 2002. -№1                                                                         
Интернет ресурсы  [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]       
Ковалёва А. Г. Использование информационно-компьютерных технологий при обучении в начальной школе. 2006                               









13PAGE 15