ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ


ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ
СВЕТЛАНА НИКОЛАЕВНА КОМОГОРОВА
МАОУ СОШ № 23 г. Липецка
«Математика - наука для глаз, а не для ушей»
К. Ф. Гаусс
Сегодня остается открытым вопрос: «Как же наиболее эффективно использовать потенциальные возможности современных информационных и коммуникационных технологий при обучении учащихся математике?». Поэтому методическая проблема, над которой я работаю последнее время, это – «Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках математики».
Применение информационных технологий в обучении базируется на данных физиологии человека: в памяти человека остается 1/4 часть услышанного материала, 1/3 часть увиденного, 1/2 часть увиденного и услышанного, 3/4 части материала, если ученик активно участвует в процессе.
Среди технических новинок, приходящих сегодня в школу, особое место занимают интерактивные доски. В отличие от обычного мультимедийного проектора интерактивная доска позволяет мне не только демонстрировать слайды и видео, но и рисовать, чертить, наносить на проецируемое изображение пометки, вносить любые изменения, и сохранять их в виде компьютерных файлов. А кроме этого, сделать процесс обучения ярким, наглядным, динамичным.
Поэтому применение ИКТ на уроках математики дает мне возможность сократить время на изучение материала за счет наглядности и быстроты выполнения работы, проверки знаний учащихся в интерактивном режиме, что повышает эффективность обучения, помогает реализовать весь потенциал личности – познавательный, морально-нравственный, творческий, коммуникативный и эстетический, способствует развитию интеллекта, информационной культуры учащихся.
Работа с интерактивными досками предусматривает творческое использование материалов. Подготовленные тексты, таблицы, диаграммы, картинки, музыка, карты, а также добавление гиперссылок к мультимедийным файлам и Интернет-ресурсам экономят время на написание текста на обычной доске или переход от экрана к клавиатуре. Все ресурсы можно комментировать прямо на экране и сохранять записи для будущих уроков. Файлы предыдущих занятий можно всегда открыть и повторить пройденный материал. Это даёт возможность вернуться к предыдущему этапу урока и повторить ключевые моменты занятия, зайдя на нужную страницу.
Все это помогает мне планировать урок и благоприятствует течению занятия. Использование интерактивной доски позволяет мне на уроке рационально использовать время, нет необходимости постоянно вытирать доску и чертить необходимые фигуры. В коллекции самой доски более тысячи математических объектов: многогранники, тела вращения, координатные прямые и плоскость, окружность, треугольники и т.д. Чертежи получаются наглядными, аккуратными. При построении сечений многогранников использую режим записи самого процесса последовательного построения, что позволяет существенно экономить время на уроке. Использование интерактивной доски позволяет сохранить в памяти индивидуальную работу учеников для последующей проверки или анализа. При введении новых понятий с использованием презентаций и чертежей на интерактивной доске задействуются различные виды памяти (слуховая, зрительная, ассоциативная), эффективно отрабатываются новые понятия путем выделения важнейших свойств (за счет наглядности). Это ведет к лучшему пониманию и запоминанию нового материала.
Одной из основных проблем при изучении геометрии в школе является проблема наглядности, связанная с тем, что изображения даже простейших геометрических фигур, выполненные в тетрадях или на доске, как правило, содержат большие погрешности. Интерактивная доска позволяет решить эту проблему.  Стереометрия - это одна из немногих, если не единственная область школьной математики, в отношении которой не приходится агитировать за ИКТ. Современная трехмерная графика позволяет создавать модели сложных геометрических тел и их комбинаций, вращать их на экране, менять освещенность.
На уроках алгебры и начал анализа использование мультимедийного пособия " Открытая математика. Функции и графики " прекрасно иллюстрирует построение графиков элементарных и более сложных функций и преобразование  графиков.
Таким образом, очевидны преимущества использования интерактивной доски на уроке:
1.Экономия времени. Заранее подготовленные чертежи, схемы, текст позволяют экономить время урока, за счет чего повышается плотность урока.
2.Наглядность и интерактивность. Благодаря этому учащиеся активно работают на уроке. Повышается концентрация внимания, улучшается понимание и запоминание материала.
3.Многократное использование. Во-первых, вся информация появляющаяся на доске не стирается, а сохраняется. Для решения новой задачи используется «чистый лист» и в случае возникновения вопросов можно быстро вернуться к ранее решенным задачам, следовательно, нет необходимости восстанавливать условие или решение. Это наиболее существенно, так как задания и решения могут быть восстановлены не только на уроке, но и после него для тех учеников, которые пропустили урок или не вполне хорошо освоили тему. Во-вторых, наглядные материалы и ресурсы можно хранить в электронном виде и в дальнейшем многократно использовать их. Накапливается электронный банк данных для каждого учителя.
4. Повышается уровень компьютерной компетенции учителя.
Компьютерная техника заменяет традиционные технические средства, а мультимедийные программы дают возможность учителю оперативно сочетать все средства, способствующие более глубокому и осознанному усвоению материала во время урока, насыщает его информацией. Я применяю компьютерные программы на любом этапе урока: при устном счёте, при изучении нового материала, закреплении, на обобщающих уроках, при повторении.
Для подготовки к урокам я использую следующие программы и интернет ресурсы:
Демонстрационные слайды, разработанные средствами Microsoft Power Point, использую при объяснении нового материала, решении задач, повторении. Динамические элементы на слайдах повышают наглядность, способствуют лучшему пониманию и запоминанию учебного материала. Урок-презентация обеспечивает получение большего объема информации и заданий за короткий период.
На таких уроках реализуются принципы доступности, наглядности. Уроки эффективны своей эстетической привлекательностью, Урок-презентация тоже обеспечивает получение большего объема информации и заданий за короткий период. Слайды презентаций содержат иллюстративный материал для урока, фрагменты видеофильмов, анимации.
В настоящее время в Интернете есть масса уже готовых презентаций. Бери и пользуйся!!!
Но меня, как учителя, не всегда удовлетворяют готовые электронные версии уроков. Процесс обучения – это процесс творческий, и очень часто у учителя есть свое мнение о том, как лучше изложить данный материал детям. В этом случае я сама или мои ученики создаем презентации. При подготовке презентации заранее продумывается структура урока, последовательность слайдов предполагает определенный темп и логику изложения материала, т.е. создается сценарий проведения урока.
На моей страничке сайта «Открытый урок» можно познакомиться с результатами моей работы. Урок по геометрии для 10 класса размещён на Федеральном сайте «http://www.eorhelp.ru/node/13357».
Графический редактор "Paint" входит в стандартный комплект программных средств компьютера. Он служит для создания , просмотра и редактирования графических изображений . Созданное изображение может быть распечатано на принтере или записано в виде файла для его дальнейшего использования.
Графический редактор "ADVANCED GRAPHER " является более мощным средством для создания и обработки рисунков. Эта программа давно известна учителям математики и приобрела заслуженный авторитет. Использовать ее можно практически на всех уроках при изучении графиков функций. Особенно эффективно применение этой программы мною используется при изучении следующих разделов математики:
взаимное расположение графиков линейных функций (7 класс);
графический способ решения системы линейных уравнений (7 класс);
графический способ решения уравнений (8 класс);
построение графика квадратичной функции (9 класс);
графический способ решения систем уравнений (9 класс);
нахождение касательной к графику функции (10 класс); исследование функции при помощи производной и построение графика функции (10 класс);
нахождение площади фигуры (11 класс);
итоговое повторение.
С помощью редактора электронных таблиц Microsoft Excel можно строить графики функций и выполнять несложные вычисления.
Программа 3D See Builder поможет выполнить задачи на построение сечений.
fipi.ru-официальный сайт Федерального института педагогических измерений
school. еdu. ru. - Российский образовательный портал
zadachi.mccme.ru - информационно- поисковая система <Задачи>
matematica.agava.ru - сайт разнообразных математических задач для поступающих в вузы с решениями
school. msu.ru - учебно- консультационный сайт для учащихся и преподавателей средних школ
Мультимедийные учебные пособия: "Виртуальная школа Кирилла и Мефодия», "Математика абитуриенту", "Все задачи школьной математики. Алгебра 7-9, Алгебра и начала анализа 10-11, итоговая аттестация выпускников",  "Открытая математика. Планиметрия", "Открытая математика. Стереометрия", "Открытая математика. Функции и графики".
Мой опыт использования компьютера на уроках математики показал, что учащиеся более активно принимают участие в уроке, меняется отношение к работе даже у самых проблемных учеников. А от учителя требуется освоение возможностями ИКТ, тщательное продумывание содержания урока и планирование работы учеников на каждом этапе урока.
Время на подготовку учителя к уроку с использованием ИКТ несомненно увеличивается на первом этапе. Но постепенно накапливается опыт и методическая база, создаваемая совместно учителем и учениками, что значительно облегчает подготовку уроков в дальнейшем. Использование ИКТ на уроках математике показало, что наиболее эффективно проходят уроки геометрии, стереометрии, уроки алгебры при изучении функций и графиков, а также занятия, посвященные материалу, выходящему за рамки школьных учебников.
Кроме перечисленного, имеет большое значение тот факт, что в процессе работы ученика и учителя с использованием ИКТ ученик, во-первых, постепенно входит в реальный мир взрослых, производственную деятельность современного человека.
Во-вторых, повсеместное внедрение в жизнь современного человека ИКТ ставит учителя перед дилеммой: либо ты идёшь в ногу со временем, учишь детей по-современному, с использованием современных обучающих технологий, либо отстаёшь и уходишь из профессии.
Библиографичский список
Селевко Г.К. Современные педагогические технологии: Учебное пособие. М.: Народное образование, 1998. 256 с.
" Информационные технологии на уроках математики. Старцева Надежда Алексеевна, с.н.с. Института электронных программно-методических средств обучения РАО.
Актуальные вопросы использования инновационных технологий в образовательном процессе./Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Из-во: Н-Тагил, 2011 г.НТГСП Иванов. Д. Компетентности и компетентностный подход в современном образовании. – М.,2007.
Карпенко М. Г. Инновационные педагогические технологии в образовании. – М, 2001.