Формирование осознанного отношения к собственному здоровью у подростков

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 16








реферат

ФОРМИРОВАНИЕ ОСОЗНАННОГО ОТНОШЕНИЯ
К СОБСТВЕННОМУ ЗДОРОВЬЮ У ПОДРОСТКОВ




Хабибрахманова Мадина Камиловна,
педагог дополнительного образования







Бугульма
2015


оглавление

Введение.....3
1.Понятие здоровье........6
2. Состояние здоровья учащихся и факторы, влияющие на его сохранение.........11
3. Отношение учащихся к собственному здоровью как главный психологический фактор здоровьесбережения...13
Заключение...16
Список использованной литературы.................................................................19

Введение

Актуальность исследования.
Проблема состояния физического и психического здоровья подрастающего поколения приобретает сегодня особую остроту в российских условиях, поскольку современная ситуация отличается высокими показателями детской заболеваемости, падением качества медицинского обслуживания, ухудшением экологической ситуации.
Согласно данным Министерства образования России, «число детей с недостатком развития и неблагополучным состоянием здоровья среди новорожденных составляет 85 %. Среди детей, поступающих в первый класс, свыше 60 % относятся к категории риска школьной, соматической и психофизической дезадаптации» [20].
По данным Минздрава РФ, из 6 миллионов школьников в возрасте 15 – 17 лет, прошедших профилактические осмотры, у 94,5 % зарегистрированы различные заболевания, а наличие болезней, ограничивающих выбор профессии, достигла 30 %. Среди 15-летних мальчиков число отстающих по психофизиологическим показателям от своего паспортного возраста на 1 – 2 года составляет 30–36 %. Почти треть юношей не годна к службе в Вооруженных Силах по медицинским показателям (А.А. Баранов, С. Цымбаленко, С. Щеглова).
Проблема «школьной патологии», т.е. негативного влияния школьной среды на физическое и психическое здоровье учащихся имеет многовековую историю. Среди комплекса факторов, способствующих снижению уровня здоровья школьников, выделяют, с одной стороны, несоблюдение физиологогигиенических требований к условиям обучения (И.И. Бецкой, Е.М. Белостоцкая, К.И. Грум-Гржимайло, Ф.Ф. Эрисман), с другой стороны, – большой объем учебной нагрузки (М.В. Антропова, М.М. Безруких, Н.И. Быстров, А.В. Беляев, С.М. Громбах, В.М. Зубкова, В.Г. Нестеров, А.А. Сычев, Л.П. Уфимцева).
Анализ результативности традиционных подходов к сохранению здоровья школьников (посредством сокращения учебной нагрузки, увеличения числа уроков физкультуры, ужесточения гигиенических требований к условиям обучения) показывает их декларативный характер, который не затрагивает способы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности. Следовательно, сложившаяся в современной общеобразовательной школе ситуация требует новых, нестандартных подходов к решению проблемы сохранения здоровья детей в процессе обучения. Некоторые из них таковы: организация специальных классов «реабилитации здоровья» для соматически ослабленных детей (В.Ф. Базарный, В.А. Гуров, Э.Я. Оладо, Л.П. Уфимцева и др.), создание «школ здоровья» (В.Н. Касаткин, И.В. Кузнецова и др.); нетрадиционные способы организации и осуществления учебной деятельности.
Ряд философов (Дж. Локк, А. Смит, К. Гельвеций, М.В. Ломоносов и др.), психологов (Л.С. Выготский, В.М. Бехтерев, В.Н. Мясищев и др.), медиков (Н.М. Амосов, В.П. Казначеев, Ю.П. Лисицын, М.М. Буянов, И.И. Брехман и др.), педагогов (Л.Г. Татарникова, В.В. Колбанов, В.К. Зайцев и др.) пытались решать проблему здоровья, формирования здорового образа жизни, начиная с раннего возраста.
Среди актуальных проблем реформирования образования сегодня наиболее острой является обеспечение условий сохранения и укрепления здоровья школьников, разработка психопрофилактических и коррекционных программ и методов работы педагогов и детских практических психологов для обеспечения и поддержки физического и психического здоровья детей на всех этапах онтогенеза.
Но какие бы методы сохранения и укрепления здоровья учащихся не использовались в школе, ожидаемого эффекта не будет, если у самих школьников не сформированы потребности и привычки в осознанном и разумном отношении к собственному здоровью, не выработаны умения и навыки в совершенствовании своего физического и психического здоровья.
Между тем наблюдения и обследования учащихся показывают, что многие подростки не следят за состоянием своего здоровья, не занимаются его укреплением и часто делают то, что разрушает здоровье (курение, наркотики, алкоголь, увлечение технократической музыкой и т.д.).
Таким образом, результаты анализа теоретико-методологических и эмпирических аспектов исследуемой проблемы дают основание сделать вывод о том, что проблема формирования осознанного отношения к собственному здоровью у подростков является весьма актуальной.
Объектом исследования выступает процесс формирования ценностного отношение к собственному здоровью у подростков.
Предметом исследования являются психологические особенности ценностного отношения подростков к собственному здоровью и механизмы формирования установки на здоровый образ жизни.
Целью исследования является разработка и апробация психолого-педагогической модели формирования осознанного отношения к собственному здоровью у подростков.


В соответствии с целью были сформулированы следующие задачи исследования:
Провести теоретический анализ существующей психолого-педагогической и философской литературы по проблеме исследования.
На основании выделенного в структуре теоретического конструкта субъективного отношения к здоровью эмоционального, когнитивного и поведенческого компонентов разработать комплекс взаимодополняющих методик психологической диагностики субъективного отношения к здоровью.
Обобщить и проанализировать полученные выводы.
Для реализации поставленных задач был использован комплекс научных методов:
теоретические: теоретико-методологический анализ, обобщение и интерпретация научных данных;
эмпирические: изучение школьной документации; изучение передового педагогического опыта формирования здорового образа жизни у подростков в средних общеобразовательных учебных заведениях.
Научная новизна и теоретическая значимость проведенного исследования заключается в следующем:
Определена структура и смысловое содержание субъективного отношения подростков к собственному здоровью (эмоциональный, когнитивный, практический и поступочный компоненты отношения).
Выявлено предметное содержание мотивов отношения подростков к своему здоровью и ведению здорового образа жизни (с точки зрения полноты осознания мотива, направленности, ориентации на внешние или внутренние факторы поведения, структуры феномена «здоровье»).
Практическое значение результатов исследования.
Изученные в исследовании вопросы непосредственно связаны с совершенствованием системы воспитания подростков. Разработано методическое обеспечение процесса развития у подростков ценностного отношения к собственному здоровью.

1. понятие здоровья

Здоровье является одним из феноменов, наиболее остро определяющих специфику современного состояния общества в его движении к исторически новому состоянию. И дело не только в том, что в ситуации глобальных кризисов экологического, демографического, геополитического, этнического и нравственного, с одной стороны; и беспрецедентных темпов изменений и развития новых структур и элементов, в частности, за счет технико-технологических достижений, значительно усложняющих условия жизни людей, с другой, осуществляется сильный прессинг на человека многих и разных сил, вызывающих психические напряжения, стрессы, и, в результате, - увеличение специфических заболеваний.
В настоящее время приходится констатировать отсутствие общепринятой трактовки понятия здоровья. Многообразие взглядов на сущность понятия здоровья и безуспешность попыток выработать единое, согласованное мнение в значительной степени объясняется тем, что здоровье представляет собой весьма сложное явление, характерные и значимые стороны которого трудно выразить кратко и однозначно.
Мы остановимся на некоторых определениях и существующих принципиальных подходах к трактовке этого понятия.
Большая Советская Энциклопедия даёт следующее определение: «Здоровье – естественное состояние организма, характеризующееся его уравновешенностью с окружающей средой и отсутствием каких-либо болезненных изменений. Здоровье человека определяется комплексом биологических (наследственных и приобретенных) и социальных факторов; последние имеют столь важное значение в поддержания состояния здоровья или в возникновении и развитии болезни, что в Уставе Всемирной организации здравоохранения записано: «Здоровье - это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов» [4].
Понятие «здоровье» является несколько условным и объективно устанавливается по совокупности антропологических, клинических, физиологических и биологических показателей, определяемых с учетом поло–возрастных факторов, а также климатических и географических условий.
Академик В.П. Казначеев определяет здоровье индивида как «процесс сохранения и развития психических, физиологических, биологических способностей человека, его оптимальной трудоспособности, социальной активности при максимальной продолжительности жизни» [11, с. 160].
С.Я. Чикин и Г.И. Царегородцев полагают, что здоровье является выражением и проявлением целостности индивида. Это не сводится лишь к физическому состоянию, а предполагает одновременно психоэмоциональную уравновешенность, т.е. психическое здоровье. В связи с определением понятия «здоровье» рассматривается содержание понятий «норма» и «болезнь» [24].
В концепцию индивидуальности, предложенную А.Г. Москаленко и В.Ф. Сержантовым включено понятие «модель здоровья» [14]. Структуру модели здоровья составляют: «а) отношение к собственному телу; б) личностное понимание существа здоровья и целей его сохранения; в) знание законов функционирования организма и степень волевой регуляции; г) индивидуальное отношение к болезням (степень развития способности к поиску, активному выходу из состояния болезни); д) выраженность личностных установок (мотивов) в ходе выздоровления» (В.Ф. Сержантов, 1986; И.А. Серова, 1994).
По мнению П. Пенчу, З. Павдид, Ю. Дорованту в понимании «здоровья» важен аспект «качества жизни», предполагающий взаимодействие и взаимозависимость между физическим состоянием индивидуума, его психическими проявлениями, эмоциональными реакциями и социальной средой, в которой он живет, причём как «здоровье», так и «заболевание» зависят от эндогенных и экзогенных факторов [25, 26].
В понимание «здоровья» разные авторы вносят свои акценты, но вместе с тем имеются и общие для всех положения. Первое – подчеркивается обусловленность здоровья внутренними и внешними факторами. И второе - отмечается качественно-количественная степень здоровья как состояние уравновешенности организма со средой.
Подход к здоровью как состоянию, не сводящемуся к отсутствию болезни, получил название позитивной концепции здоровья (Царегородцев, 1989; Квасенко, Зубарев, 1980). Ее развивают А.В. Сахно (1992), О.И. Даниленко (1988) и В.В. Горинов (1993) и др. Концепция А.В. Сахно основана на аксеологическом подходе и характеризуется выделением наряду с психическим здоровьем, здоровья морального. Последнее определяется как иммунитет к различным видам социального зла, нравственная чистота поступков и помыслов и т.п. О.И. Даниленко говорит о душевном здоровье как не о медицинском, а философско-психическом понятии. Он основывается на представлении о душевных заболеваниях, указывая их противоположным полюсом неврозу. Обе концепции содержат культурально-историческую «ось» рассмотрения здоровья, а концепция О.И. Даниленко – еще и “ось” жизненного цикла. В.В. Горинов, основываясь на психодинамических моделях, выделяет в качестве признаков психики здорового человека свободу, независимость, активность личности в различных социально-психологических ситуациях.
Уровни интеграции личности в социум связаны с общественно значимыми ценностями, а значит, само здоровье оказывается общественной ценностью.
В осмыслении здоровья происходит переход от «суммарности» в оценке состояния здоровья и его ценности к пониманию интегральной целостности здоровья как сложно конструированного и многопланово представленного феномена.
Понимание здоровья в психологии сейчас значительно расширяется (Сайко Э.В., 2000). Начало реального отношения к здоровью как особой общественно значимой ценности трудно установить. В настоящее время объективно появилось такое направление, как изучение здоровья здорового человека.
На основе психологической трактовки понятия «отношение» сформулировано понятие «отношение к здоровью». Отношение к здоровью представляет собой систему индивидуальных, избирательных связей личности с различными явлениями окружающей действительности, способствующими или, наоборот, угрожающими здоровью людей, а также или, наоборот, угрожающими здоровью людей, а также определенную оценку индивидом своего физического и психического состояния (И.В. Журавлёва, Н.Л. Коновалова, В.Н. Мясищев, А.А. Реан и др.)
Отношение к здоровью конкретно проявляется в поступках, переживаниях и вербально реализуемых суждениях людей относительно факторов, влияющих на их физическое и психическое благополучие. При этом поведение и высказываемые суждения о здоровье могут быть адекватными или неадекватными. Мерой адекватности отношения к здоровью в поведении служит степень соответствия поступков человека требованиям здорового образа жизни, а в высказываемых суждениях относительно факторов сохранения и укрепления здоровья критериями выступает уровень осведомленности индивида.
Для социально-психологического анализа феномена здоровья центральным является аспект психического здоровья (В.В. Лучков, С.В. Рокитенский, M. Jahoda, S. Kasl, S. Taylor и др.).
В качестве первичных индикаторов нездоровья Н.Е. Водопьянова, Н.В. Кодырева [5, с. 50-58] предлагают показатели дезадаптации, конфликтность, противоречивость в системе отношений личности с окружающей средой, снижение социальной активности.
В силу сложности и многогранности феномена здоровья человека, особое значение приобретает связь наук: социальной психологии, общей психологии, психобиологии, психологии развития, психологии труда, медициной, военной и спортивной психологии, акмеологии и др. Появляются новые направления – социальная психология здоровья (И.Н. Гурвич), антропософия здоровья (И.А. Серова) и др. [7, 15, 19]
Характерной особенностью психологии здоровья как научного и клинического направления внутри современной психологии является использование теорий, созданных для анализа психологического здоровья, в целях понимания и укрепления физического здоровья (А. Adler, Н. Пезешкиан). Следует отметить, что психология здоровья рассматривает здоровье с системных позиций, а болезнь выступает только как специальный случай здоровья (C.K. Prokop, Bradley, T. Burish, Sh. Schwarz). [7, 16, 27, 28, 29].
Сведение проблем здоровья исключительно к их социально-психологической стороне было бы ошибочно, поскольку понимание человека с позиций целостности подразумевает и определенную автономность его функционирования от социальных условий [12, С. 122–125].
В концепциях психического здоровья предпринимаются попытки его позитивного определения (Никифоров Г.С., Дубровина И.В., Коновалова Н.Л. и др.). В частности, Г.С. Никифоров [17] рассматривает три специфических уровня психического здоровья: биологический, психологический и социальный. На биологическом уровне здоровье предполагает динамическое равновесие функций всех внутренних органов и адекватное реагирование на влияния окружающей среды. На психологическом уровне вопросы здоровья связаны с личностным аспектом рассмотрения человека как психического целого. Чем более гармонично объединены все существенные свойства, составляющие личность, тем она более устойчива, уравновешена и целостностна. А включенность индивида в систему общественных отношений определяет социальный уровень психического здоровья.
Значение «смысла», мотивационного компонента и направленности личности в формировании психического здоровья обсуждалось в работах русских философов (Н. Бердяев, И. Ильин, П. Флоренский, С. Франк и др.). [3, 9, 10, 23].
Термин «психологическое здоровье», предложенный И.В. Дубровиной, находится в тесной связи с высшими проявлениями человеческого духа и выделяет психологический аспект проблемы психического здоровья. Психологическое здоровье делает личность самодостаточной. «Мы вооружаем ребенка – в соответствии с возрастом – средствами самопонимания, самопринятия и саморазвития в контексте взаимодействия с окружающими его людьми и в условиях культурных, социальных, экономических и экологических реальностей окружающего мира» (И.В. Дубровина, 2000, С. 6).
Психологическое здоровье рассматривается как динамическая совокупность психических свойств человека, обеспечивающих гармонию между потребностями индивида и общества и являющихся предпосылкой ориентации индивида на выполнение своей жизненной задачи, самоактуализации (Н. Л. Коновалова, О.В. Хухлаева).
Итак, в психологии понятие «здоровье» рассматривается как «психическое здоровье». Несмотря на многочисленные теоретические и практические разработки категории здоровья, ее статус на сегодня неоднозначен. Нам импонирует понимание психического здоровья, сложившееся в русле феноменологического, гуманистического и экзистенциального направлений (А. Маслоу, К. Роджерс, Р. Мэй и др.), и созвучное с ними толкование этого явления представителями российской психологической школы – Б.С. Братусем, И.В. Дубровиной, А.М. Прихожан, О.В. Хухлаевой и др. Названные ученые приходят к следующим выводам:
Психическое здоровье – это идеальное понятие, основанное на принципах свободы, духовности, индивидуальности. Это направление, в котором человек движется, следуя своей истинной природе.
Нарушения психического здоровья – это лишь количественные отклонения от нормального процесса психического развития.
Причиной нарушений психического здоровья является неправильное распределение напряжений во внутренней структуре личности.
Показателями психического u1079 здоровья являются принятие ответственности за свою жизнь, принятие себя, умение жить в настоящем моменте, осмысленность индивидуального бытия и способность к пониманию и принятию других.

2. Состояние здоровья учащихся и факторы, влияющие на его сохранение

Проблема сохранения здоровья ребенка в процессе школьного обучения возникла с момента организации систематического обучения детей и имеет многовековую историю.
Неоднократно принимаемые меры по реформированию общеобразовательной и специал
·ьной школы в плане регламентации учебной нагрузки и требований неукоснительного соблюдения гигиенических норм и правил (начало 30-х годов; 1966; 1984; 1992; 1997 г.г.) не привели к улучшению здоровья школьников.
В настоящее время 53 % учащихся имеют ослабленное здоровье. Сохраняется высокий уровень острой заболеваемости: здоровье школьников ухудшается при переходе из класса в класс, в результате чего к моменту окончания школы у 40 % учащихся выявляются те или иные хронические заболевания, а у 36 % морфофункциональные отклонения.
За последние годы изменилась структура выявляемой патологии. В на-стоящее время наиболее часто встречаются расстройства и болезни опорно-двигательного аппарата, нервно-психические и кардиоваскулярные нарушения, эндокринные расстройства и аллергические болезни, патология органов системы пищеварения. Частота встречаемости этих классов и групп болезней за последние годы возросла в 2-6 раз (М.В. Антропова, С.М. Громбах, Н.Н. Куинджи, Л.Я. Каневская, Т.Р. Климблей, А.Г. Сухарев, О.А. Шелонина и др.).
Все факторы, влияющие на здоровье, можно сгруппировать по их происхождению на 4 группы: 1) наследственные; 2) социальные, включая образ жизни, который во многом социально обусловлен; 3) экологические; 4) факторы внутренней среды, т.е. условия и методы воспитания и обучения детей и подростков, а также самовоспитания (Ю.П. Лисицин, А.Г. Сухарев и др.).
Рассматривая влияние на здоровье факторов внутренней среды, специалисты НИИ гигиены и профилактики заболеваний детей, подростков и молодежи Н.Н. Куинджи и М.А. Поленова констатируют, что необходимо сосредоточиться «на учебных заведениях, поскольку вклад факторов школьной среды в неблагоприятную динамику здоровья школьников составляет не менее 20 %» [13]. При этом следует учитывать, что факторы школьной среды действуют комплексно и постоянно в течение всего периода обучения, поэтому даже в случае минимального влияния каждого из факторов, их суммарное воздействие велико.

Многолетние исследования Института возрастной физиологии РАО позволили выявить и проранжировать по значимости и силе влияния школьные факторы риска, которые негативно сказываются на росте, развитии и здоровье детей. Это: 1. стрессовая педагогическая тактика; 2. интенсификация учебного процесса; 3. несоответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям школьников; 4. нерациональная организация учебной деятельности; 5. функциональная неграмотность педагога в вопросах охраны и укрепления здоровья; 6. отсутствие системы работы по формированию понимания ценности здоровья и здорового образа жизни (в том числе профилактики вредных привычек, полового воспитания и сексуального просвещения, недостаточное использование средств физического воспитания и спорта и т. п.). [2, с. 86-87].

3. Отношение учащихся к собственному здоровью
как главный психологический фактор здоровьесбережения

Понятие «отношение» имеет в науке несколько толкований, что обусловлено сложностью и многогранностью данного явления. Наиболее широкое его определение - философское, в котором отношения характеризуются как необходимый момент взаимосвязи всех явлений, обусловленный материальным единством мира. В отношениях проявляются свойства, присущие тому или иному процессу или вещи. Отношения так же объективны, как и сами вещи. Человек, вступая в такие объективные (предметные) отношения, отражает их в своем сознании в виде отношений субъективных (психологических), которые показывают какова субъективная позиция человека в его объективных связях, какой психологический отклик вызывают окружающие его предметы, люди, явления.
Изучению сущности отношений, их места в структуре личности, особенностей их формирования и проявления посвящены многочисленные работы философов, психологов, педагогов (А.А. Бодалев, Л.И. Божович, А.М. Василевская, В.В. Давыдов, Л.В. Занков, И.Д. Зверева, А.Г. Здравомыслов, Т.Н. Козинцева, К.И. Корегин, А.А. Люблинская, А.С. Макаренко, С.Д. Максименко, В.С. Мерлин, В.Н. Мясищев, В.К. Павловская, Л.П. Салеева, В.А. Сухомлинский, А.И. Щербаков, В.А. Ядов, С.Г. Якобсон и др.).
Наше исследование субъективного отношения к здоровью основано на положениях теории отношений личности (А.Ф. Лазурский, В.М. Бехтерев, М.Я. Басов, В.Н. Мясищев, Б.Ф. Ломов). Психологические отношения человека в развитом виде представляют «целостную систему индивидуальных, избирательных, сознательных связей личности с различными сторонами объективной действительности» [15, с. 111].Субъективное отношение - это, прежде всего, оценка личностного смысла, который несет для субъекта объективный образ или явление (К.А. Абульханова-Славская, А.Н. Леонтьев, К.К. Платонов, А.Е. Шерозия, Н.И. Сарджвеладзе и др.). Предметом субъективного отношения выступают не сами объекты или их образы, а личностные смыслы объектов или явлений. Для психологического описания субъективного отношения к здоровью использовалась система параметров (измерений) отношений (В.Н. Мясищев, Б.Ф. Ломов, С.Д. Дерябо), включающая интенсивность и сознательность.

Интенсивность отношения рассматривается нами как его характеристика в структурно-динамическом аспекте. Выделено четыре компонента интенсивности: перцептивно-аффективный, когнитивный, практический и поступочный (С.Д. Дерябо, В.А. Ясвин).[8, 27].
Сознательность - показатель сформированности позиции личности как общественного субъекта. Сознательность подразумевает интеграцию данного отношения со всеми другими и проявляется в активной сознательной социальной избирательности поведения личности. Параметры осознанности и сознательности не дублируют друг друга, а охватывают достаточно различающиеся аспекты субъективного отношения. Первый из них - это характеристика отношения по оси «сознание – бессознательное», а второй - по оси «сознательность - несознательность». Осознанность отношения вовсе не обязательно предполагает его сознательность, хотя сознательность подразумевает определенную степень осознанности. Неосознанное отношение в процессе своего развития может приобрести такое качество как осознанность (В.Н. Мясищев, 1995). [16].
Формирование отношения человека к природе, окружающему миру, к себе является одним из аспектов развития личности (Б.Г. Ананьев, А.С. Асмолов, Б.С. Братусь, В.В. Барцалкина, И.С. Кон, А.А. Леонтьев, Д. Лотон, Н.И. Непомнящая, О.Н. Пахомова и др.). В отечественной психологии духовное, психическое развитие трактуется как процесс превращения индивида в социальное существо, в личность. Л.С. Выготский называл этот процесс культурным развитием ребенка. [6, с. 294].
Проблема эмоционально-ценностного отношения к себе, своему здоровью является значимой для современной психологии (Ю.Е. Алёшина, Г.К. Зайцев, А. В. Мудрик, Ю.М. Орлов, К. Роджерс, В. Сатир, В.В. Столин, Л.Г. Татарникова, М.А. Хазанова и др.). В связи с проблемой генезиса эмоционально-ценностного отношения личности к себе рассматриваются вопросы обусловленности этого явления различными факторами.
К характеристикам динамики процесса формирования эмоционально-ценностного отношения личности к себе можно отнести различную степень осознанности, стабильности и устойчивости, интенсивности переживаний, побудительно-мотивационной силы и длительности ценностного процесса (Р.С. Пантилеев, И.И. Чеснокова, К. Rogers).
Развитие и комплексная коррекция различных сторон психики (Э.М. Александровская, В.М. Астапов, В.И. Гарбузов, А.И. Захаров, Л.И. Переслени, Т.В. Розанова, Е.М. Мастюкова, Ю.Л. Ханин, М.И. Чистякова, Л.Ф. Чупров, Г. Эберлейн и др.), решение задач подросткового самоопределения (Г. Абрамова, Н.Р. Битянова, И.В. Вачков, С.В. Кривцова, Е.А. Лещинская, А.Г. Лидерс, Б.М. Мастеров, Р. Смид, К. Фопель, Г.А. Цукерман, В.Э. Чудновский и др.), нравственная атмосфера и характер взаимоотношений между взрослыми и детьми дома и в школе (Р. и Дж. Байярт, К. Бютнер, Н.И. Гуткина, Ф. Дольто, А.И. Захаров, В.Е. Каган, В.Г. Семёнов, А.С. Спиваковская, М. Снайдер, М. Раттер, Г. Эберлейн, Э.Г. Эйдемиллер, Л.М. Фридман, И.Е. Шварц и др.) определяют психическое развитие и здоровье ребенка и влияют на формирование субъективного отношения к здоровью.
Можно сделать вывод, что здоровье подрастающего человека – проблема не только социальная, но и нравственная. Приобщение школьников к проблеме сохранения своего здоровья – это, прежде всего процесс социализации.

Заключение

На основании результатов, полученных в ходе проведенного исследования, мы можем сделать следующие выводы:
Здоровье не является естественным феноменом, это социальный факт, неразрывно связанный с социальными (медицинскими) технологиями. Подтверждает этот вывод и то обстоятельство, что человек и его здоровье так же, как и нездоровье, задаются в рамках культурных семиотических представлений (картин мира).
Здоровье и отношение к здоровью в медицине не совмещаются. При огромной роли, которую играют медицинские учреждения в сохранении и обеспечении здоровья, индивид, обращаясь к медицине, отделен от нее проблемами своего здоровья многочисленными общественно опосредованными связями.
Акцентирование внимания на здоровье здорового человека это один из моментов и одновременно показателей принципиально нового состояния здоровья как социокультурного феномена. Здоровье человека выступает в качестве индикатора устойчивого развития нации, а с психологической точки зрения – психолого-педагогическим фактором саморазвития общества.
На основе психологической трактовки понятия «отношение» сформулировано понятие «отношение к здоровью». Отношение к здоровью представляет собой систему индивидуальных, избирательных связей личности с различными явлениями окружающей действительности, способствующими или, наоборот, угрожающими здоровью людей, а также определенную оценку индивидом своего физического и психического состояния.
Будучи обусловлено объективными обстоятельствами и определено движущими силами деятельности и поведения личности, отношение к здоровью конкретно проявляется в действиях и поступках, переживаниях и вербально реализуемых мнениях и суждениях людей относительно факторов, влияющих на их физическое и психическое благополучие.
Психическое здоровье – это идеальное понятие, основанное на принципах свободы, духовности, индивидуальности. Это не конечный пункт, а направление, в котором человек движется, следуя своей истинной природе. А самая сущность природы человека конструктивна, разумна, активна и заслуживает доверия. Нарушения психического здоровья – это лишь количественные отклонения от нормального процесса психического развития. Причиной нарушений психического здоровья может быть неправильное распределение напряжений во внутренней структуре личности (например, напряжение между тем, что человек собой представляет, и тем, чем ему, по его мнению, следует быть). Показателями психического здоровья являются принятие ответственности за свою жизнь, принятие себя, осмысленность индивидуального бытия и способность к пониманию и принятию других.
Говоря о формах проявления отношения человека к здоровью, следует иметь в виду, что поведение и высказываемые людьми суждения о здоровье могут быть адекватными или неадекватными. Перед каждым человеком встают проблемы конечности жизни и проблема бессмертия. Они должны решаться рационально в том смысле, что человеку отведено достаточно времени для самоосуществления и выполнения своих функций перед человечеством. Человек должен рассматривать себя как единицу человечества, которое бессмертно.
Для нашего исследования принципиально важным является положение о неразрывной связи и иерархической зависимости всех подструктур личности и их элементов, так как ценностное отношение мы рассматриваем как элемент убеждений, которые в свою очередь входят в систему потребностно-мотивационной сферы личности. Специфика убеждений определяется путем анализа особенностей, составляющих их элементов: интеллектуального, эмоционально-чувственного и практически-действенного, а также характера сочетания этих особенностей. Психологическим показателем поведения человека является то, какие мотивы побуждают его к тем или иным поступкам, сохраняющим или разрушающим его здоровье.
В школьном возрасте четко прослеживается ухудшение здоровья от начала обучения в школе к его концу. Улучшения положения дела в целом частичными мерами нельзя достигнуть. Полное оздоровление школы может произойти только после полной реорганизации ее во всех отношениях: реорганизации, исключающей все факторы, отрицательно влияющие на здоровье учащихся. Однако неоднократно принимаемые меры по реформированию школы в плане регламентации учебной нагрузки и требований неукоснительного соблюдения гигиенических норм и правил не привели к улучшению здоровья школьников.
Современная школа, преследуя цель – развитие детей, ориентируется на создание условий для достижения учащимися базового и повышенного уровня образования при сохранении здоровья школьников и активного включения их в образовательную и социальную среду.
Решающая роль в плане здоровья и психического развития принадлежит нравственной атмосфере, которая существует дома и в школе, и характеру взаимоотношений между взрослыми и детьми.
Деятельность, ориентированная на сохранение здоровья школьников, требует комплексного подхода: и медицинского, и социального, и педагогического, и психологического. Специалисты одного профиля не могут предотвратить неблагоприятное воздействие на организм школьников вредных факторов, сопровождающих их учебную деятельность; ведь организм человека это совокупность его телесных и душевных свойств. Занимаясь умственным, психическим и физическим развитием ребенка, беспокоясь о здоровье и гигиене тела, мы подчас забываем о его духовном развитии, нарушая тем самым его целостное взаимоотношение с миром.
Ориентация на здоровье как ценность – это не отдельная разовая задача, а научное обоснование тех практических действий, которые должны и могут привести к последовательному улучшению состояния здоровья отдельных людей и нации в целом.

список использованной литературы

Абдульханова-Славская К.А. Стратегия жизни / К.А. Абдульханова-Славская. - М.: Мысль, 1991. – 299 c.
Безруких М.М., Ефимова С.П. Ребенок идет в школу: учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / М.М. Безруких, С.П. Ефимова. – 4-е изд., перераб. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 248 с.
Бердяев Н.А. Истина и откровение: Пролегомены к критике откровения / [Послесл. В. Безносова]; Рус. христиан. гуманитар. ин-т. / Н.А. Бердяев. – СПб.: Изд-во Рус. христиан. гуманитар. ин-та, 1996. – 383 с. – (Серия «Из архива русской эмиграции»).
Большая советская энциклопедия. - М., 1972. - Т. 9. – С. 442.
Водопьянова Н.Е., Кодырева Н.В. Психология здоровья / Н.Е. Водопьянова, Н.В. Кодырева // Вестник Ленинградского университета. – Сер. 6. – 1991. - Вып. 4 - № 27. – С. 50–58.
Выготский Л.С. Собрание сочинений в 6-ти томах / Л.С. Выготский. – М., 1982 - 1984. – Т. 5. С. 261, С. 267, С. 315-317, С. 340.
Гурвич И.Н. Социальная психология здоровья: Дис. д-ра психол. наук: 19.00.05 / И.Н. Гурвич. – СПб., 1997. – 392 с.
Дерябо С.Д., Ясвин В.А. Экологическая педагогика и психология: учеб. Пособие для студентов вузов / С.Д. Дерябо, В.А. Ясвин. – Ростов н/Д. : Феникс, - 1996. – 476 с.:ил.
Ильин И.А. Мой врач // Собр. Соч.: в 10 т. / И.А. Ильин - / Сост. и коммент. Ю.Т. Лисицы; Худож. Л.Ф. Шканов. – М.; Русская книга, 1994. – Т. 8. – С. 192–499.
Ильин И.А. О здоровье // Собр. Соч. : в 10 т. / И.А. Ильин – / Сост. и коммент. Ю.Т. Лисицы; Худож. Л.Ф. Шканов. – М.; Русская книга, 1994. – Т. 3 – С. 264–269.
Казначеев В.П. Здоровье нации – феномен экологии XXI века / В.П. Казначеев // Материалы I Всероссийского форума «III тысячелетие. Пути к здоровью нации». Москва, 15-17 мая 2001. – 194 с.
Китаев П.М. О некоторых проблемах целостного понимания человека / П.М. Китаев // Вестник Санкт-Петербургского университета. - Сер. 6. - 1992. - Вып. 1. – № 6. - С. 122–125.
Куинджи Н.Н. Валеология: Пути формирования здоровья школьников: методическое пособие / Н.Н. Куинджи. - М.: Аспект Пресс, 2000. 139 с.
Москаленко А.Г., Сержантов В.Ф. Личность как предмет философского познания / А.Г. Москаленко, В.Ф. Сержантов. - Новосибирск, 1984. - С. 212–231.
Мясищев В.Н. Основные проблемы и современное состояние психологии отношений человека / В.Н. Мясищев // Психологическая наука в СССР. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1960. - Ч.2. - С. 110-125.
Мясищев В.Н. Психология отношений / В.Н. Мясищев. / Под редакцией А.А. Бодалева / Вступительная статья А.А. Бодалева. – М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: МПО «МОДЭК», 1995. – 356 с.
Никифоров Г.С. Психология: учебник / Г.С. Никифоров.- М., 1998. - С. 455.
Пезешкиан Н. Психосоматика и позитивная психотерапия: пер. с нем. / Н. Пезешкиан. – М.: Медицина, 1996. – 464 с.: ил.
Психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы / Под ред. И.В. Дубровиной. – 4-е изд. – Екатеринбург: Деловая книга, 2000. – 176 с. – (Руководство практического психолога).
Решение Коллегии Минобразования РФ «Об организации системы реабилитации детей со школьной дезадаптации», 1997.
Серова И.А. Антропософия здоровья: (Тело и дух): Дис. д-ра филос. наук: 09.00.11 / И.А. Серова. – Екатеринбург, 1992. – 332 с.
Сидельковский А.П. Психологические основы отношений школьников к природе: учеб пособие / А.П. Сидельковский. / Моск. гос. пед. ин-т им. В.И. Ленина. - М., Ставрополь: Ставроп. госпединститут, 1987 (1988). – 87 с.
Франк С. Л. Реальность и человек / С. Л. Франк. - СПб., 1997.
Чикин С.Я., Царегородцев Г.И. Что такое здоровье / С.Я. Чикин, Г.И. Царегородцев. М., 1989.
Шадиметов Ю.Ш. Человек: социально-экологические аспекты здоровья / Ю.Ш. Шадиметов. – Т.: Узбекистан, 1990.
Шиняева Г.А. Здоровье человека: (Филос. методол. анализ): Дис. канд. филос. наук,: 09.00.11 / Г.А. Шиняева. – Саратов. - 1994. – 118 с.
Ясвин В.А. Исследование структурных характеристик личностного отношения к природе / В.А. Ясвин // Психологический журнал. – 1995. – Т. 16.- № 3. – С.70–73.
Adler N. Health psychology: why do some people get sick and some stay well? / N. Adler // Annual review of psychology. No. 45. 1994. pp. 229 – 259.
Prokop C.K., Bradley, Burish T.G., Anderson K.O., Fox J.E. Health psychology: Clinical methods and research / C.K. Prokop, Bradley, T.G. Burish, K.O. Anderson, J.E. Fox. NY. Macmillan Publ. 1991. – XVII. 509 p.
Schwartz Sh.H., Bilsky W. Toward a universal psychological structure of human values / Sh.H. Schwartz, W. Bilsky // Journal of Personality and Soc. Ps. – 1987 – V. 53(3) – p. 550-562.








13PAGE 15


13PAGE \* MERGEFORMAT142115


13PAGE 15








Заголовок 1 Заголовок 2 Заголовок 3 Заголовок 4 Заголовок 5 Заголовок 6 Заголовок 7 Заголовок 8 Заголовок 915