Доклад курсов повышения квалификации по теме: «Совершенствование форм и методов преподавания технологии в условиях модернизации российского образования»
казенное образовательное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Сургутская школа с профессиональной подготовкой для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья »
Слушатель курсов повышения квалификации для учителей технологии, педагогов ДО, воспитателей образовательных учреждений
по теме: «Совершенствование форм и методов преподавания технологии в условиях модернизации российского образования».
А.Г.Лапин
Доклад на тему:
Хозяйство и культура обских угров
Сургут 2017
1. Гостеприимство по угорски.
У хантов и манси, обитавших по Оби и в низовьях её притоков (Казым, Сосьва, Вах, Юган и др.) основными занятиями были рыболовство и охота. Если приезжали гости или просто останавливались на ночлег незнакомые люди, ихугощали самым лакомым, что было в доме, перед чаем - закуской из строганины,вяленой икры и рыбы. Варили свежую рыбу или мясо, ставя перед гостями почетные куски оленьей или лосиной туши - языки, глаза, почки. Это очень древний и повсеместно распространенный по Сибири и Северу обычай гостеприимства каждый путник мог рассчитывать на кров и пищу вдали от дома, платы за это не полагалось.
Большую часть добычи - мясо оленя или лося, глухарей и тетеревов, вынутых из слопцов, принесенный с реки улов, - разносили всем родственникам и соседям. Благодаря этому обычаю, в котле каждой семьи всегда были самое свежее мясо и рыба. Их получали те, кто в силу обстоятельств не мог охотиться ирыбачить самостоятельно: одинокие старики, женщины и дети, оставшиеся безкормильцев. Проходя мимо рыболовного запора на реке, путник мог взять из ловушек-морд рыбу даже в отсутствие хозяев, но лишь столько, сколько нужно для дневного пропитания. При необходимости разрешалось извлечь тушку глухаря или тетерева из слопца, взять часть чужого охотничьего запаса, оставив соответствующий знак. А уж обогреться и переночевать в чужой промысловой избушке мог каждый - для этого там всегда оставляли запас дров и съестного.
Это отголоски тех форм распределения пищи, которые зародились в древних охотничьих сообществах. Добыча каждого охотника становилась общим достоянием, независимо от возраста, пола и реального участия людей в промысле. В суровых условиях Севера эти обычаи были условием выживания всех - от мала до велика. По сей день их соблюдают пожилые люди на угодьях и в малых селах.
Оказывается, что за маленький столик, который едва помещается у края нар, "усаживались"не только члены одной семьи, но и все жители пауля (городка) и даже посторонние люди, оказавшиеся вдали от дома.
2. Охотничий промысел на Югре.
Говорят, что даже когда в доме есть мясо, настоящий охотник берет с собой в лес только рыбную муку - просу для собак, а сейчас еще соль и хлеб. Мясо он всегда добудет. Если раньше разница между промысловым и ежедневным рационом хантов и манси была невелика, то теперь многие блюда можно попробовать лишь в лесу.
Охотничий промысел на Югре разделялся на мясной (на крупного зверя или птицу) и пушной, который с давних времен получил товарное значение. Основную роль играл пушной промысел, более всего добывали белку, а в отдаленном прошлом соболя, который являлся основной единицей при уплате ясака. В верховьях Конды был значителен промысел бобра, шкура и "струя" которого очень ценилась.
"Лесовать" ханты и манси начинали с конца сентября, когда выпадал первый снег. В середине декабря возвращались домой для сдачи пушнины и закупки товаров. Далее лесовали до апреля. Со вскрытием рек начиналось рыболовство и охота на птиц.
Ружья у обских угров появляются в XVIII в. В начале ХХ века кремневые ружья вытесняются ружьями центрального боя. При охоте на крупного зверя применялись копья. Соболя промышляли всю зиму ружьём, капканами и сетями- обметами. На белку ходили с собаками, которые выслеживали зверьков. Ещё до ХХ веке на промысле белки и бобра использовали лук со стрелами, которые имели тупой наконечник, не портивший шкурки. Добывали белок также плашками и чеканами. На росомах настораживали капканы. Ханты добывали множество северного зайца и на ярмарку привозили шкурки возами. Промышляли зайца самострелами, капканами и пастями. На лисицу ходили с ружьём или изредка устраивали гон на оленьих нартах. Иногда добывали лисят из нор подкопом, выкармливали рыбой, а по осени забивали. В августе - сентябре начиналась охота на лося. Охотник выслеживал зверя и гнал его иногда по 4-5 дней, пока не приближался на расстояние выстрела. На сухих болотах и островах лося добывали самострелами. Добывали лося и старинным коллективным способом - загородками и ямами, устраиваемых на путях миграций животных. Манси строили длинные изгороди (до 70 км), в две жерди. В изгороди оставляли несколько проходов. По обеим сторонам прохода настораживались самострелы с длинными стрелами и наконечниками в виде ножей. При проходе лося, стрелы попадали ему между лопаток. Иногда удар был настолько силен, что пробивал грудную клетку животного насквозь. Иногда в проходах выкапывали глубокие ямы, устанавливая на дне колья с ножами и тщательно маскируя все хворостом.
Изредка промышляли медведя. Добывали его артелью в берлоге рогатиной и ружьем, или использовали специальные ловушки. Добыча медведя сопровождалась "медвежьим праздником".
Боровую птицу, главным образом глухаря, добывали ловушками, которые
ставились недалеко от дома, что бы дети и старики могли их осматривать.
Промышляли птицу и ружьем. Главная охота на боровую дичь проходила осенью. Добытую птицу заготавливали впрок: вялили на солнце, или коптили на огне. На водоплавающую птицу охотились весной и летом. Весной уток и гусей добывали перевесами. В камышах делали просеку, перегораживая ее сетями. Во время перелета уток и гусей приманивали чучелами и били из ружей.
До недавнего времени у хантов и манси бытовали ручной лук и самострел. Лук самострела делался из цельного дерева. Ручной лук был сложный, склеивался из двух полос дерева: внутренняя делалась из кедровой "крени", а наружная - из
березы. Склеенные полосы оборачивались полосками вываренной бересты. Тетиву делали из крапивы или конопли; для этого обматывали тончайшими берестяными полосками. Длина лука была приблизительно 2 м., стрелы длинной 0,5 м.
Делали разные типы наконечников: развилкой - на уток, копьем - на медведя и выдру, неглубокой развилкой и в виде ножа - на лося, с зубцами - на рыбу и т.д. Наконечник вклеивали в древко серой и обматывали ниткой, оперение делали из пера орла или ястреба.
К древнему оружию обских угров относится копье с наконечником в виде
двухсторонне заточенного ножа и рогатина.
3. Охота на уток.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Весной с нетерпением ждали прилета гусей, уток и лебедей. Птиц стреляли из лука стрелами с двузубыми наконечниками, сбивая сразу несколько уток. Иногда в стаю направляли полую внутри стрелу, издававшую в полете свистящий звук, похожий на крик ястреба. Услышав его, утки жались к земле или садились на воду, где их мог настигнуть охотник.
Промышляли уток ловушками-перевесами. Перевес - крупноячеистая сетьпрямоугольной формы размером 6 х 15 м, которую поднимали на специальных шестах с блоками, привязанных к деревьям. Для устройства перевесов в береговых гривах вырубали просеки в направлении от реки к лесным озерам. Охотились в сумерках, когда табунки уток перелетали с водоема на водоем. В ночное время могли развести костер, чтобы птицы, стремясь на свет, попадали в сеть. Тогда охотнику оставалось сдернуть сторожок перевеса, сеть падала и накрывала добычу. Казымские ханты называли такие просеки для ловли уток "плохами" и устраивали их на речных мысах. Кроме того, охотились на водоплавающих с чучелами - маньщиками, а порой использовали в качестве приманки живых птиц.
Раньше весной на озерах по Сосьве ловили сетями-пленками черную утку, добывая от 50 до 300 штук на человека. Особенно жирны утки в первый перелет в апреле-мае, смотря по весне. Пока не вскроются озера, они плавают в заберегах и живунах и недели через 2 худеют от бескормицы. Весной едят кишки и лапки уток, пока они жирные. Осенью утка набирает жир к 15-20 сентября. С этого времени промышляют птиц на неглубоких "кормных" озерах, куда они опускаются подкормиться на пролете. Весной, в начале периода гнездования, в прибрежных зарослях отыскивали гнезда водоплавающих, забирая часть кладки.
Для уток, гнездящихся на деревьях – лутков и гоголей, вешали дуплянки, где те откладывали яйца. Оттуда и забирали часть кладки. После того, как птицы начинали насиживание, промысел прекращали.
Добытых уток стараются теребить пока они еще теплые, тогда пух и молодые отрастающие перья легко отходят. Остывших придется опалить. Если добывали много птиц за один раз, с них снимали шкурки, и, скрепив попарно за шеи, вывешивали тушки для провяливания. В низовьях Оби - в тундре - добытых летом птиц сохраняли впрок в ямах, вырытых в мерзлоте.
Из утиного мяса варят густой жирный суп, который в хантыйском и мансийском языках называется "саламат".
"Саламат’, или "саламата", - татарское по происхождению слово, которое прочновошло как в русский, так и в сибирский быт. Согласно словарю В. Даля, его прямое значение - "завариха", "калужка", вскипяченная болтушка, жидкий киселек, мучная кашица пожиже размазни. Ее варят из всякой муки, едят с солью маслом. Как и в русской кухне, так и в мансийской и хантыйской мы имеем дело не с настоящим рецептом, а с переносом названия по аналогии на все блюда, заправленные мукой.
4. Саламат из утки.
Для такого блюда нужно минимум по одной утке на человека. Уток тщательно ощипывают, внутренности удаляют так, чтобы отверстие в брюшке было как можно меньше. Ваховские ханты, например, птицу потрошат особым способом, вытягивая внутренности вместе с горлом через надрез в основании шеи. Тушку оставляют цельной, лишь отделяя крылья по суставам. Голову заправляют внутрь. Подготовленные тушки опускают в холодную воду и ставят на небольшой огонь. Варят до готовности, снимая с поверхности жир и сливая его в отдельную посуду. Готовых уток вынимают, отвар заправляют мукой и непрерывно помешивают до тех пор, пока он не загустеет, оставляя на медленном огне 10 - 15 минут. Саламат раскладывают по тарелкам, заправляя каждую порцию одной - двумя ложками утиного жира, снятого с поверхности бульона. Еще одну емкость с жиром ставят рядом с блюдом с отварными утками. Мясо обмакивают в жир и заедают саламатом.
5. Сохраним Югру.
До начала русской колонизации Сибири традиционное комплексное хозяйство хантов и манси оставалось натуральным и присваивающим; оно полностью зависело от природных условий. У каждого селения были свои промысловые угодья, собственниками которых считались его жители - община, состоявшая из родственных семей. В заповедных местах, святилищах, запрещалось охотиться и рыбачить, так как они, по поверьям, принадлежали духам. Реки изобиловали рыбными запасами; рыбные продукты были основой национальной кухни прибрежных жителей. Ели и мясо животных, добытых на охоте, а из шкур шили теплую одежду, сшивая ее сухожильными нитками или нитками из крапивы. Оленеводство, а также кедровые и ягодные промыслы имели подсобное значение в хозяйстве обских угров.
Промыслы служили источником сырья для ремесел. Домашнее убранство и утварь, необходимую для приготовления и хранения пищи, для одежды и хозяйственных мелочей делали своими руками из бересты и дерева, шкур и тканей, кости и рога.
При кажущейся легкости этот способ жизнеобеспечения был совсем не прост: он требовал большой наблюдательности, хорошего знания родной природы и умения многое делать своими руками. Традиционное хозяйство было построено разумно: в нем ничего не пропадало и все шло в дело. Его форма определяла быт и общественные отношения. Календарь обских угров, основанный на циклическом представлении о времени, отражал их основные занятия. В XX в. ханты и манси, приобщаясь к цивилизации, теряли свою традиционную культуру, но теперь стараются ее возродить.
Список ресурсов и литературы
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта и литература:
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] (Россия великая);
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] (коренные народы Севера в современном мире);
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] (Хозяйство и культура обских угров (ханты манси));
Головнев А.В. Историческая типология традиционных форм хозяйства у народов Северо-Западной Сибири (ХVII – начало ХХ в.), Автореферат. Дис. канд. Ист. Наук. М., 1986;
Головнев А.В. Историческая типология хозяйства народов Северо-Западной Сибири. Новосибирск, 1993;
Головнев А.В. Гворящие культуры: Традиции самодийцев и угров. Екатеринбург, 1995;
Ильина И.В. Материалы по традиционной системе питания салымских хантов // Культура народов Сибири: Материалы Третьих Сибирских чтений. СПб., 1997;
Федорова Е.Г. Рыболовы и охотники бассейна Оби: проблемы формирования культуры хантов и манси. РАН музей Антропологии и этнографии имени Петра Великого (Кунскамера), Европейский дом, СПб, 2000;
Шатилов М.Б. Пища ваховских остяков // Тр. ТКМ. 1929. т. 2.
Заголовок 115