Методическая разработка Отличительные особенности современного урока физики с применением АМО
«Отличительные особенности современного урока физики»
На современном этапе к уроку физики предъявляются требования:
Точное и одновременно творческое выполнение программно-методических требований к уроку;
Грамотное определение типа урока, его место в теме, видение особенностей каждого урока;
Безусловный учёт обученности, обучаемости и реальных учебных возможностей учащихся и классов, учёт интересов, склонностей и потребностей учащихся;
Постановка исследовательских задач, определение образа желаемого результата;
Учитель концентрирует внимание на главном, существенном;
Решительное обновление содержания материала путём установления связи между процессами, происходящими в обществе и содержанием основ наук; обеспечение практической направленности учебного материала, создание реальных возможностей применения учащимися полученных знаний и умений.
Специфическим компонентом в методической системе обучения физике является наличие диалога между учениками и учителем, между учениками.
В дидактике доказано, что злейший враг учения – это скука. Поэтому в работе учителя на занятии должны быть интегрированы знание предмета, профессиональное мастерство и артистизм. Большое значение для правильной организации учебного процесса имеет учёт возрастных особенностей восприятия.
В рамках урока физики используется коллективная, фронтальная, групповая, парная и индивидуальная (в том числе дифференцированная по трудности и по видам техники) формы работы учащихся.
Как донести учебный материал до учащихся? Как вызвать их активную познавательную деятельность? Как обучить всех: и тех, кто учится с интересом, и тех, у кого его нет? Эти «вечные» вопросы учителю приходится решать каждый раз при подготовке урока. Заботясь о развитии учащихся, необходимо чаще использовать АМО. Но одновременно необходимо отдавать себе отчёт в том, являются ли используемые приёмы и методы оптимальными.
На своих уроках, при изучении нового материала, я часто использую АМО «Кластер».
Напрмер, при изучении темы «Тепловые двигатели» в 8 классе.
1 этап ВЫЗОВ. АМО – парная мозговая атака. Действия учащегося.
Ставит вопрос: Что я знаю по данной теме?
Анализирует собственные знания и ставит вопрос: Что хочу узнать?
Цели:
Активизация каждого ученика, вызов интереса к теме, формирование личностного интереса.
2 этап Осмысление. АМО – взаимоопрос . Действия учащегося.
Чтение текста учебника.
Вычленение главного ( определения, виды ТД, их устройство, история изобретения, применение, значение)
Вопросы: Как решить проблему экологического кризиса? Мой вклад в решение проблемы?
Цели:
Создание условий для активного восприятия материала, поддержка интереса на уроке.
3 этап Размышление. (Рефлексия) АМО – Сенквейн Действия учащегося.
Возвращаемся к Кластеру, уточняем первоначальные термины.
Обобщение того что узнал на уроке по данной теме.
Цель: Обобщение и закрепление полученных знаний.
КЛАСТЕР
Машины, механизмы, устройства Виды тепловых двигателей
ТЕПЛОВЫЕ ДВИГАТЕЛИ Применение тепловых двигателей Значение тепловых двигателей
ПРОБЛЕМА: Загрязнение окружающей среды
Машины, механизмы, устройства
Виды тепловых двигателей
Применение
Значение
ПРОБЛЕМА:
Загрязнение окружающей среды
ТЕПЛОВЫЕ ДВИГАТЕЛИ