Изучение второго иностранного языка (немецкого языка) в условиях внедрения ФГОС
Выступление на ШМО в 2015-16 учебном году
Изучение второго иностранного языка (немецкого языка) в условиях внедрения ФГОС
Пилюгина О. В., учитель иностранных языков ( немецкий, английский)
Изучение второго иностранного языка сегодня-это необходимость. Во многих школах в качестве второго иностранного языка выбирают немецкий язык. Это связано с развитием социально-экономических связей с немецкоязычными странами, с желанием познакомиться с немецкой культурой. В основной школе в соответствии с новым образовательным планом предусматривается введение второго иностранного языка в том случае, если школа выбирает соответствующий вариант учебного плана, в котором на второй иностранный язык выделяется 2ч в неделю с 5 по 11класс. Изучение второго иностранного языка имеет ряд особенностей. Это с одной стороны меньшее количество часов и более сжатые сроки на его изучение. С другой стороны изучение осуществляется в условиях контактирования трех языков -родного, первого и второго иностранных языков. Это обусловливает более интенсивное изучение второго иностранного языка.
В нашей гимназии изучение двух иностранных языков предусматривалось изначально. С этого года при изучении немецкого языка как второго иностранного используется УМК «Горизонты» под редакцией М.М.Аверина, Ф.Джина,Л.Рормана. Данный УМК разработан в соответствии с требованиями федерального государственного стандарта общего образования по иностранным языкам. УМК «Горизонты» предусматривает изучение немецкого языка с 5 класса, рассчитан на 2 ч в неделю, ориентирован на европейские уровни владения иностранным языком ( 5,6кл-А1; 7,8,9кл-А2; 10,11-В1), включает современный страноведческий компонент.
В чем же новизна современного урока иностранного языка в условиях введения стандарта второго поколения? Какие требования предъявляются к современному уроку?
В соответствии с новыми стандартами, нужно, прежде всего, усилить мотивацию ребенка к изучению иностранного языка.
Для правильной организации познавательно-развивающей деятельности необходимо создание организационно-педагогических условий, соответствующих задачам формирования позитивного эмоционально-ценностного отношения к изучению иностранного языка. При рациональной организации современного урока иностранного языка, урок должен стать зоной психологического комфорта.
При отборе современных методов обучения необходимо учитывать следующие критерии, в соответствии с которыми используемые методы должны:
создавать атмосферу, в которой ученик чувствует себя комфортно
развивать желание у ученика практически пользоваться иностранным языком
затрагивать личность ребенка (его эмоции, чувства, ощущения)
развивать творческие способности
активизировать школьника
создавать ситуации, в которых ребенок должен осознавать, что изучение иностранного языка связано с его интересами
учить ребенка самостоятельно работать над языком
предусматривать различные формы работы в классе (индивидуальная. групповая, коллективная).
Самой эффективной формой активации речемыслительной деятельности учащихся на уроках иностранного языка является групповая форма работы, которая позволяет значительно увеличить время речевой практики на уроке для каждого ученика, добиться усвоения материала всеми участниками группы, решить разнообразные воспитательные и развивающие задачи. Учитель в свою очередь становится организатором самостоятельной, творческой деятельности учащихся, у него появляются возможности для совершенствования процесса обучения, развития коммуникативной компетенции учащихся, целостного развития их личностей. Работая в команде, ребёнок не может отказаться выполнять свою часть работы, дорожа мнением и отношением к себе товарищей. Если у ребёнка возникают какие-либо затруднения, он может обратиться за помощью к любому участнику группы. Каждый ученик приносит группе очки, и вся группа несёт ответственность за работу каждого участника, и таким образом, каждый ребёнок быстрее приобщается к активной деятельности на уроке. «Высший пилотаж» в условиях внедрения новых стандартов на практике – это урок, на котором учитель, лишь направляет детей, дает рекомендации в течение урока, а дети ощущают себя хозяевами на уроке. Таким образом, учитель должен придерживаться определенных методических рекомендаций для построения урока, соответствующего новым образовательным стандартам ( Приложение №1).
В процессе обучения иностранному языку необходимо применять инновационные технологии:
Технология «Дебаты» Это целенаправленный и упорядоченный (структурированный) обмен идеями, суждениями, мнениями.Технология проектного обучения. С методической точки зрения для применения метода проектов на уроках иностранного языка необходима устная практика для участников группы и для каждого ученика, предоставление возможности мыслить и решать проблему и включение обучаемых в диалог культур. Целью обучения иностранным языкам является не система языка, а иноязычная речевая деятельность как средство межкультурного взаимодействия. Предметом речевой деятельности является мысль, а язык выступает средством формирования мысли. В этом и заключается специфика применения метода проектов на уроке иностранного языка. Построить проектную деятельность необходимо таким образом, чтобы обучающиеся получали не только дополнительную информацию, но и учились применять её в жизни. В результате проектной и исследовательской деятельности создаются мини-сборники по культуре, сборники сочинений разных жанров, интеллектуальные игры и многое другое.
Вот несколько примеров творческих проектов для учащихся 5 класса:
Тема Практический результат
1.Знакомство Заполнение анкеты
2.Животные Оформление плаката.
3.Режим дня Составление расписания
4.Хобби Интервью
5.Семья Семейное древо
6.Профессии Плакат на тему «Профессии»
7.Покупки Электронная открытка
Информационные и компьютерные технологии.
В последние годы всё чаще поднимается вопрос о применении новых информационных технологий в средней школе. Это не только новые технические средства, но и новые формы и методы преподавания, новый подход к процессу обучения. Практика показывает, что применение компьютерных технологий имеет немало преимуществ перед традиционными методами обучения. К числу таких преимуществ относятся интенсификация самостоятельной деятельности, индивидуализация обучения, повышение познавательной активности и мотивации учения.
Современные педагогические технологии, в том числе, использование новых информационных технологий, интернет - ресурсов помогают реализовать личностно-ориентированный подход в обучении, обеспечивают индивидуализацию и дифференциацию обучения с учетом способностей детей, их уровня обученности, склонностей и т.д.
Вне всякого сомнения, урок с использованием компьютерных технологий имеет глубокий смысл и, среди прочего, имеет преимущество обратной связи. Реализация этого преимущества зависит не только от фазы урока, но и от того, какую обратную связь и помощь предлагает программа. Формы работы с компьютерными обучающими программами на уроках иностранного языка включают: изучение лексики, отработку произношения, обучение диалогической и монологической речи, обучение письму, отработку грамматических явлений. (Приложение№2)
В нашей гимназии на уроках немецкого языка обширно применяется технология веб-квестов. Дети получают проблемное задание, а далее с использованием интернет-ресурсов, ролевых игр, решают задачу и защищают свою работу с последующей рефлексией в классе.
Здоровьесберегающая технология Применение здоровьесберегающих технологий является актуальным, необходимым условием современного преподавания в школе. Аспекты здоровьесберегающих технологий: гигиенические условия, мотивация, разнообразие, чередование видов деятельности, психологический климат. Приемы с использованием здоровьесберегающих технологий: физминутки ,подвижные игры (Приложение№3) , драматизация небольших сценок, мини спектаклей, игры-соревнования , просмотр видео с элементами интерактивности. Подбор стихотворений, песен, текстов, применение TPR (total physical response).
Вот несколько примеров из опыта работы в нашей гимназии:
В канун католического рождества учащимися 8 класса был проведен мастер класс для учеников 5-7классов нашей гимназии. Заранее на кружке немецкого языка был подобран сценарий сказки, по которому вместе с приглашенными гостями был поставлен мини спектакль. Декорации, костюмы, праздничную афишу дети с удовольствием самостоятельно подготовили перед мероприятием. Вовремя спектакля все ребята, учителя исполняли традиционные немецкие рождественские песни. Закончился праздник чаепитием со знаменитыми немецкими пряниками с корицей.
(Приложение№4)
На уроках немецкого языка дети с удовольствием выполняют следующие задания:
приготовь традиционное немецкое блюдо и расскажи рецепт его приготовления на немецком языке. В классе проходит дегустация и ребята оценивают рецепты,некоторые интересные рецепты записывают в блокноты , чтобы приготовить такие блюда дома.
При изучении темы «Спорт» используются ролевые игры. Дети берут интервью у великих спортсменов, в роли которых сами же и выступают.
На кружке немецкого языка ребята играют в традиционные немецкие игры и придумывают свои игры с использованием немецкой лексики.
Технология Сотрудничества .Учитель создает проблемную ситуацию, организует коллективное обсуждение возможных подходов к разрешению проблемной ситуации, подтверждает правильность выводов, выдвигает готовое проблемное задание. Ученики, основываясь на прежнем опыте и знаниях, высказывают предположения о путях разрешения проблемной ситуации, обобщают ранее приобретенные знания, выявляют причины, выбирают наиболее рациональный вариант разрешения проблемной ситуации.
Технология Деятельностного Метода (ТДМ) Суть заключается в учете психологических особенностей детей, возможности усвоения образования на максимальном для учащегося уровне. В процессе обучения учащиеся сами добывают знания. Учащиеся самостоятельно выявляют и осваивают способ действия, позволяющий осознанно применять приобретенные знания в жизни.
Технология «Развитие критического мышления» (Вызов, осмысление содержания, рефлексия).
Преподавание второго иностранного языка имеет ряд особенностей и требует особого отбора методов и приемов для его изучения. Нельзя отрицать тот факт, что со стороны первого иностранного языка часто возникают определенные проблемы:
в произношении
в правилах чтения
в интонации
в порядке слов
в склонении артиклей
в спряжении глаголов
в сложных грамматических конструкциях
некоторые слова выглядят и произносятся похоже, но имеют разные значения
Тем не менее, немецкий и английский языки относятся к германской группе языков, имеют много общего в области словоупотребления, что позволяет облегчить изучение второго иностранного языка. Это:
наличие определенного и неопределенного артиклей
образование трех основных форм глаголов
употребление глаголов sein (to be), haben (to have)
Интенсификации изучения немецкого языка на базе английского способствуют следующие факторы:
владение латинским шрифтом
словарный запас (заимствования из английского языка, слова, имеющие сходство с немецкими)
наличие грамматических знаний.
УМК «Горизонты» имеет совершенно новую структуру и включает в себя новые современные компоненты. Это:
мультикультурная коммуникация и толерантность
духовно-нравственное воспитание
использование ИКТ
ссылки на интернет -ресурсы
игровые и проектные задания
страноведение.
УМК « Горизонты» позволяет учителю в полной мере использовать методы и приемы, способствующие изучению немецкого языка как второго на современном уровне в условиях внедрения ФГОС.
Список литературы:
1.А.А.Аверин.,Ф.Джин,Л.Роман УМК «Горизонты», Москва «Просвещение»2011г
2.Немецкий язык 7-8 классы. Внеклассная работа. Волгоград «Корифей»2007.
3.Полат Е.С. Обучение в сотрудничестве// ИЯШ №1 2000
4.Полат Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка // Иностранные языки в школе. 2000. № 2, 3.
5.Руководящие и методические материалы для обеспечения детям российских немцев необходимых условий для изучения немецкого языка в семье, в детских учреждениях, в воскресных школах. Томское отделение межрегионального благотворительного фонда «Бильдунг».Томск 2010.
6.Примерные программы по учебным предметам. Иностранный язык 5-9 классы. Москва «Просвещение»2010г.
Приложение№1
Методические рекомендации к проведению урока иностранного языка в условиях внедрения ФГОС.
Учитель должен:
1.Планировать урок с учётом возрастных особенностей детей.
2. Спланировать свою деятельность и деятельность учащихся, четко сформулировать тему, цель, задачи урока.
3.Использовать личностно-ориентированные технологии такие, как обучение в сотрудничестве, проектную методику, использовать новые информационные технологии, интернет – ресурсы.
4. Организовать проблемные и поисковые ситуации, активизировать деятельность учащихся.
5.Учитывать уровень и возможности учащихся, такие аспекты, как профиль класса, стремление учащихся, настроение детей.
6.Учитель должен обеспечить индивидуализацию и дифференциацию обучения с учетом способностей детей, их уровня обученности, склонностей и т.д.
7.Проводить нетрадиционные уроки ( урок -беседа, урок-экскурсия, урок- виртуальное путешествие, урок-пресс-конференция , тренинги, диспуты, «круглые столы», дискуссии).
8.Использовать различные приёмы релаксации (песни, считалки, рифмовки, физминутки, шутки и т.д.).
9.Организовывать работу над проектами.
10.Разнообразить формы и виды учебной деятельности учащихся на уроке, учитывая степень усталости.
11.Проводить урок в темпе, позволяющем ученикам правильно, без особого напряжения, осваивать материал.
12.Соблюдать дозировку домашнего задания. Учитывать вариативность домашнего задания
13.Урок должен быть проблемным и развивающим: учитель сам нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками.
12.Рефлексию проводят сами учащиеся
14. Минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества.
Приложение №2
Интернет –ресурсы
www.lernforum.uni-bonn.dewww slowgerman.com
www.wordle.net /create
www/allesklar.su
http:www.schulen-ans-netz.de
Приложение №3
(Игры)
EisenbahnВсе участники, сидя на стульчиках, находятся на «вокзале».один игрок-Паровоз (изображает)едет и поёт:
«Tschűf,tschűf, tschűf »-die Eisbahn. Wer will mit der Eisbahn? Alleine fahren mag ich nicht! Ich nehme…(называет имя) mit!”
Таким образом, все дети оказываются в поезде и продолжают путешествие.
Familienspiel
Участники становятся в круг, а ведущий распределяет роли – члены семьи. Далее дети поочередно вызывают в центр кого-либо (на свое усмотрение) и приговаривают, например, «Tanze, Vati, eins, zwei, drei und vier und mit Vati tanzen wier!» В это время «папа» начинает танцевать, а все остальные повторяют за ним.
В речевке могут использоваться уже знакомые детям глаголы движения, действия.
Tick – tack
Эта игра – приветствие проводится со всеми детьми, которые рассаживаются по кругу. Произнося рифмовку, участники сопровождают её соответствующими движениями.
«Guten Tag! (хлопают в ладоши)
Tick – tack, tick – tack. (кивают головой)
So sagt… (назвывается имя ребенка)
«Guten Tag!» (избранный отвечает)
Lebensmittelgeschäft / Lebensmittelkorb
Игра проводится по принципу сюжетно-ролевой игры «Магазин». По считалочке определяют Продавца. Все остальные участники – Покупатели. В ходе игры важно обратить внимание на то, приветствуют ли дети друг друга, называют ли предметы продуктов питания по-немецки и т.д. Важно использование следующих речевых образцов: «Guten Morgen! Tag! Tschüβ! Bis morgen! Danke!
Was magst du?- Ich mag ….
Was kaufst du?- Ich kaufe ….».
Die WettermassageВсе участники становятся «змейкой» друг за другом. Последний в данной цепи «отправляет» символ, рисуя его на спине впередистоящего и так далее по аналогии до тех пор, пока первый не получит и не скажет то, что до него дошло. Символы:
Es regnet. – рисуют капли дождя на спине.
Es schneit.- пощипывают.
Die Sonne scheint. – «печатают» пальцами лучики.
Der Wind weht. – поглаживают спину.
Es ist kalt. – потирают руки.
Ringel, Ringel, ReiheИгра на закрепление названий животных.
Дети в масках животных идут по кругу и поют:
Ringel, Ringel, Reihe
Wir tanzen rundherum
Wer von uns Katze heiβt,
Der dreht sicheinmal um.Тот, кто в маске кошки, поворачивается вокруг себя. Затем по очереди называются все животные.
Ringel – Ringel – Rose schöne AprikosenСтулья, по количеству детей, ставятся кругом сиденьями наружу. Дети идут около стульев по кругу и говорят слова:
Ringel, Ringel, Rose schöne Aprikosen
Veilchen blau, Vergissmeinnicht –
Alle Kinder setzen sich.Затем каждый ребенок быстро должен занять один стул. В следующий раз убирается один стул. Тот, кто не успел – выбывает из игры. Затем можно убирать сразу несколько стульев. В конце игры остается один победитель.
Упражнение для пальчиков
Ich heiβe Daumen, bin dick und nicht groβ.
Ich heiβe Zeigefinger, doch zeig ich nicht bloβ.
Ich heiβe Mittelfinger und steh mittendrin.
Ich heiβe Ringfinger, trag gern einen Ring.
Ich heiβe kleiner Finger und bin zwar klein,
Doch möchten die anderen nicht ohne mich sein!