Планирование по УМК по всем возрастным группам


Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский садобщеразвивающего вида «Ромашка» города Буинска «Буинского муниципального района Республики Татарстан»
Консультация для воспитателей
“Ознакомление педагогов с материаломУМК по всем
возрастным группам”
выполнила:
воспитатель по обучению
татарскому языку
Ахмадуллова А.М
Согласно статье 8 Конституции Республики Татарстан татарский и русский языки являются равноправными государственными языками. Статус татарского языка как государственного предусматривает овладение татарским языком как средством общения, а также способом духовно- нравственного развития, формирования коммуникативной культуры обучающихся. Овладение татарским как средством общения направлено на обеспечение способности и готовности к коммуникации в повседневной жизни, к взаимодействию и взаимопониманию в полиэтническом обществе.Обучение государственным языкам Республики Татарстан:
-Русский язык (дети из татароязычных семей)
-Татарский язык (дети из русскоязычных семей).
Актуальность данного проекта обусловлена социолингвистической ситуацией в республике и существующими проблемами низкого качества обученности русскоязычных детей и необходимостью создания более эффективных средств обучения татарскому языку с учетом достижения современной психолого-педагогической науки и актуальностью применения информационных ресурсов.
Основная цель проекта – повышение качества обученности татарскому языку русскоязычных детей посредством внедрения в учебный процесс УМК составленного:
- на основе реализации принципов коммуникативной технологии;
- на основе погружения процесса обучения в анимационную среду.
Модернизация Российского образования внесла конструктивные изменения в систему дошкольного образования. На смену традиционным методам организации педагогического процесса ДОУ пришли технологии личностно-ориентированного взаимодействия педагогов с детьми, целесообразной организации развивающей среды, проектно-деятельностного и компетентностного подходов в организации педагогической работы.
Детский сад — первое звено в системе образования. Чтобы стать высокообразованным, человек должен овладеть всеми богатствами родного языка. Поэтому одна из главнейших задач детского сада — формирование правильной устной речи детей на основе овладения ими языком своего народа.
Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей.
Главная цель речевого воспитания состоит в том, чтобы ребенок творчески освоил нормы и правила родного языка, умел гибко их применять в конкретных ситуациях, овладел основными коммуникативными способностями.
Постановлением кабинета Министров Республики Татарстан от 30.12.2010 г. № 1174 «Об утверждении Стратегии развития образования в Республики Татарстан на 2010-2015 г.г. «Киләчәк», в рамках реализации первоочередных мероприятий Стратегии, творческой группой, созданной Министерством образования и науки Республики Татарстан, разработан учебно-методический комплект по обучению детей двум государственным языкам в дошкольных образовательных учреждениях Республики Татарстан.
Определены шесть областей по изучению государственных языков Р.Т.
Обучение русскоязычных детей татарскому языку - УМК для детей 4-7 лет «Татарча сөйләшәбез» (Говорим по- татарски)Зарипова З. М., Кидрячева Р. Г., Исаева Р. С и др.
Проект состоит из трех частей:
1. “Минем өем” (для средней группы),
2. “Уйный-уйный үсәбез” (для старшей группы),
3. “Мәктәпкә илтә юллар” (для подготовительной к школе группы). Основной задачей изучения татарского языка в дошкольном возрасте является формирование первоначальных умений и навыков практического владения татарским языком в устной форме, формировать мотивацию учения ребенка, активизировать в речи слова обозначающие предмет, признак предмета и действие; способствовать умению состовлять небольшие рассказы по серии ситуативных картинок с одним действующим лицом, сюжетной картине или из личных наблюдений ребенка. В процессе обучения дети должны научиться воспринимать и понимать татарскую речь на слух и говорить по-татарски в пределах доступной им тематики, усвоенных слов.
Обучение детей татарской национальности родному языку – УМК для детей 2-7 лет «Тугантелдәсөйләшәбез» (Говорим на родном языке, Хазратова Ф.В, Зарипова З. М.
Основная цель УМК “Туган телдә сөйләшәбез” - формирование правильной устной родной речи детей дошкольного возраста. Главной задачей для программы является обучение детей правильно и красиво говорить.
УМК “Туган телдә сөйләшәбез” разрабатывается для первой младшей группы, второй младшей группы, средней, старшей, подготовительной к школе групп. Их особенность заключается в формировании грамматического строя, фонетического, лексического уровней языковой системы, развитии связной речи.
Методическое пособие имеет обычную структуру. В пояснительной записке раскрывается актуальность развития речи, обучения детей родному языку. Указаны цель и задачи методического пособия. Дана характеристика структуры методического пособия. Раскрываются возрастные особенности развития детей, которые учитываются при организации воспитательно-образовательного процесса в ДОУ.
Обучение детей татарской национальности русскому языку – УМК для детей 4-7 лет. «Изучаем русский язык » Гафарова С. М.Комплект «Изучаем русский язык» включает в себя программу обучения детей начиная со средних групп национальных детских садов русскому языку, пособие для воспитателей. В нем приведены конспекты занятий, физкультминутки, пальчиковые игры, рабочая тетрадь для детей и воспитателей, подборка игр и упражнений, аудио- и видеоматериалы для работы, как на занятиях, так и вне занятий, перечень наглядных материалов.
Подготовка к обучению грамоте детей татарской национальности – УМК для детей 6-7 лет. «Мәктәпкәчәяшьтәгеләрәлифбасы» (Азбука для дошкольников) , Шаехова Р. К.
В программе дошкольного образования в разделе «Учимся родному языку» педагогу следует в процессе общения стремиться к качественному совершенствованию словаря ребенка, употребление наиболее подходящих по смыслу слов при обозначении предметов, свойств, качеств, действий. Побуждать к участию в коллективном разговоре, формировать умение выполнять игровые задания творческого характера. Формировать представление о слове, звуке, слоге, предложении. Учить выделять в произношении заданный звук, делить двух-трех сложные слова на слоги, называть в определенной последовательности слоги в словах, соотносить произносимое слово со схемой его звукового состава, проводить элементарный звуковой анализ слов (в процессе моделирования). Развивать психомоторную готовность руки к письму.
Ознакомление с художественной литературой- Хрестоматия для детей 2-7 лет «Балачак аланы» (На поляне детства) Закирова К. В.
Учебно- методический комплект «Татарча сөйләшәбез», включает:
1. Материалы для обучения
2. Рабочие тетради для детей
3. Методические рекомендации и пособия для воспитателей
2.Материал для формирования языковой среды:
1. Сборники детских художественных произведений для воспитателей и родителей
2. Комплекты аудиоматериалов (песни, танцы)
3. Комплекты видеоматериалов (телепередачи, учебные мультфильмы):
а) переведенные с русского языка
б) вновь созданные на татарском языке
2. Мультимедийные ресурсы нового поколения для изучения детьми татарского языка:
-Осуществлен перевод 8 мультфильмов на татарский язык
-Разработаны 5 мультфильмов на татарском языке (объединение «Татармультфильм»)
-Разработаны содержание 45 анимационных сюжетов
Например в средней группе анимационные сюжеты(до 3-х минут):
1. Әйдә дуслашыйк
2. Качышлы уйныйбыз
3. Шалкан әкияте буенча
4. Безнең кунаклар
5. Тәмле кибетендә
6. Азат кунак чакыра
7. Карусельга сәяхәт
8. Уенчыклар үпкәләде
9.Күңелле уеннар
-Создана познавательно-развлекательная телевизионная передача «Әкиятилендә» (трансляция по ТНВ, по воскресеньям в 9.30)
-Тиражирован комплект из трех дисков: музыкальные сказки на тат.яз - «Африка хикмәтләре», «Сертотмасүрдәк», «Бардымкүлгә, салдымкармак...» детские песни на тат.яз. – «Бииләритек-читекләр» Луизы Батыр-Булгари
-Разработаны аудиозаписи татарских народных танцевальных мелодий «Шома бас» (29 мел).
7. Карусельгасәяхәт
8. Уенчыкларүпкәләде
9.Күңеллеуеннар
Перевод мультипликационных фильмов «Союзмультфильм» на татарский язык:
1. Крокодил Гена
2. Чебурашка
3. Шапокляк
4. Как львенок и черепаха пели песню
5. Винни-Пух
6. Винни-Пух идет в гости
7. Винни-Пух и день забот
8. Котенок по имени Гав № 1
9. Котенок по имени Гав № 2
10. Котенок по имени Гав № 3
11. Трое из Простоквашино
12. Каникулы в Простоквашино
13. Зима в Простоквашино
14. Кто сказал «Мяу»?
15. Золушка
16. Двенадцать месяцев
17. Малыш и Карлсон
18. Карлсон вернулся
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКТ:
ПРОГРАММА.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН.
КАЛЕНДАРЬНО-ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН.
РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ.
АУДИОМАТЕРИАЛ.
МУЛЬТИПЛИКАЦИОННЫЕ СЮЖЕТЫ.
НАГЛЯДНО-ДЕМОНСТРАЦИОННЫЙ МАТЕРИАЛ.
ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ.
СРАВНИТЕЛЬНАЯ ТАБЛИЦА
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СРЕД-НЯЯ ГРУППА СТАР-ШАЯ ГРУППА ПОДГОТО-ВИТЕЛЬНАЯ
К ШКОЛЕ ГРУППА ВСЕГО
КАЛЕНДАРЬНЫЙ ПЛАН 60 60 60 180
АУДИОМАТЕРИАЛ 64 63 71 198
МУЛЬТИПЛИКАЦИОННЫЕ СЮЖЕТЫ 11 15 15 41
РАБОЧИЕ ТЕТРАДИ 18 19 20 57
АКТИВНЫЕ СЛОВА, РЕЧЕВЫЕ ОБРАЗЦЫ 62 45 60 167
ЛЕКСИЧЕС-КИЙ МИНИМУМ – 300
СЛОВ
Одним из актуальных вопросов татарской лингвометодики является внедрение в учебно-образовательный процесс средств обучения и воспитания, имеющих коммуникативную направленность и отвечающих современным стандартам.
В детском саду обучение татарскому языку включает в себя овладение основными видами речевой деятельности – аудированием, говорением. Весь процесс строится с учетом принципов практической направленности обучения, активной речевой деятельности. Темы для развития связной речи, представленные в программе, выбраны с учетом познавательно-коммуникативных интересов детей и направлены на информирование детей о национальных традициях, культуре и искусстве.
Для успешного освоения основных видов речевой деятельности на татарском языке разработаны учебно-методические комплекты. Учебно-методические комплектынаправлены на решение следующих задач:
– развитие и совершенствование навыков употребления лексико-грамматических единиц в устной речи;
– привитие умений последовательно передавать свои мысли при общении на татарском языке;
– практическое усвоение и систематизация лингвистических знаний: фиксированное словесное ударение, временные формы глагола; склонение имен существительных с аффиксами принадлежности, послелоги и послеложные слова;
– приобретение необходимого словарного запаса за счет изучения активной лексики по предложенным темам;
– пробуждение у детей интереса и положительной мотивации к изучению татарского языка;
– приобщение учащихся к духовной культуре татарского народа.
Таким образом, УМК предстает как подсистема, обусловленная целями и содержанием учебного предмета, методами и средствами обучения и педагогическим процессом, которая направлена на формирование у дошкольников коммуникативной компетенции.
При изучении татарского языка дети овладевают определенным уровнем коммуникативных умений в устной речи, а также навыками говорения на изучаемом языке с учетом конкретной ситуации общения.
При выполнении задач программы большое значение имеют разные формы работы, практические навыки, виды. Основными видами работы являются следующее.
Работа с предметами: описание, составить диалог с игрушками, участие в игре и в сказках.
1. Работа с рисунками: описание, развивающий диалог.
2. Сюжетно - ролевые игры.
3. Разучивание хороводных игр (используя аудиодиски)
4. Театрализация, инсценировка: пальчиковый театр, маски, костюмы, показать театр (родителям, детям других групп) .
5. Подвижные игры: игры с мячом, игра «Командир», хороводная игра, игры - зарядки.
6. Творческие и ситуативные игры: ролевые игры, интервью, ситуативные упражнения.
7. Выполнить ситуативные и логические упражнения, слушая и понимая.
8. Просмотр мультфильмов и анимационных сюжетов.
9. Интерактивные игры.
Основные виды, используемые в изучении татарского языка.
1. Разработки деятельности, диагностический материал.
2. Звуковая наглядность (аудиозаписи для каждого проекта, анимационные сюжеты, мультфильмы.)
3. Картинная и картинно-дидактическая наглядность (раздаточные и иллюстративные рисунки, хороводные игры, атрибуты для театральной деятельности) .
4. Символическая, графическая наглядность (пиктограммы) .
5. Объемная наглядность (макеты, муляжи, игрушки) .
6. Интерактивные игры.
7. Рабочие тетради.
Положительные аспекты внедрения УМК:
- УМК позволяет повысить качество обучения, способствует лучшему усвоению программного материала. Объём слов доступен для усвоения детьми 4-7 лет, направлен на общение детей, а не только на увеличение словарного запаса.
- Использование рабочих тетрадей даёт возможность ребёнку усвоить лексику татарского языка, закрепить речевой материал в игровой форме, поддерживать интерес к языку, привлекать родителей активно включаться в процесс развития своего ребёнка. Во время работы в тетрадях дети повторяют пройденный материал, задают друг другу вопросы, общаются с воспитателем на татарском языке. В тетрадях задания даны на русском языке , что позволяет воспитателям и родителям повторять пройденное.
- Поддерживать интерес ребёнка во время НОД помогает ярко и красочно оформленный наглядно-демонстрационный и раздаточный материал, аудио-видео записи. Использование аудиозаписи развивает речь и воображение ребёнка. Дети с интересом ждут голоса знакомых персонажей Акбай и Мияу, рады слышать голоса новых участников: мамы, папы, бабушки, дедушки, мальчика, девочки и т.д.
Аудиозаписи используется во время введения новых слов, повторения; даны речевые образцы, диалоги, игры, песни,записаны знакомые детям сказки для показа настольного театра.