Родительское собрание «О значении домашнего задания в учебной деятельности школьника»
Разработка родительского собрания
«О значении домашнего задания в учебной деятельности школьника»
Задачи: показать родителям значение учебной домашней работы школьника; обсудить проблемы подготовки домашних заданий учащимися класса, определить возможные пути решения данной проблемы.
Форма проведения: встреча с учителями – предметниками
Вопросы для обсуждения: домашнее задание и его значение в умственном труде школьника; назначение домашнего задания в самостоятельной работе школьника; особенности выполнения домашних заданий по отдельным предметам.
Подготовительная работа:
анкетирование учащихся, родителей и учителей-предметников (см. приложение №1, 2, 3);
памятка для ученика «Как готовить домашнее задание» (см. приложение№4);
диагностическое исследование мнения учащихся, учителей и родителей по теме собрания;
Содержание собрания
1. Вступительное слово классного руководителя.
– Уважаемые папы и мамы! Сегодняшняя наша встреча посвящена "его величеству" – домашнему заданию. Почему именно в пятом классе так остро встает вопрос выполнения домашнего задания?
Во-первых, потому, что дети начинают учиться у разных учителей. При изучении каждого предмета есть свои специфические требования к подготовке домашних заданий. Если ученик их не знает, если он их не усвоил, то столкнется с большими трудностями, которые скажутся не только на его учебных результатах, но и на его физическом и эмоциональном состоянии.
Во-вторых, изменяется ситуация общения ученика и учителя. Если в начальной школе ребенок приспосабливается к общению с одним учителем, то на средней ступени обучения его задача становится гораздо сложнее, так как он вступает в контакт с большим количеством взрослых. Этот контакт не всегда и не сразу бывает положительным: ученик иногда боится лишний раз спросить учителя, скрывает, что у него есть непонятые вопросы, параграфы, темы. Все это приводит к тому, что успеваемость резко падает и результаты учебной деятельности ухудшаются.
В-третьих, изменяется само содержание домашнего задания. Если в начальной школе оно в большей степени было направлено на отработку репродуктивных умений учащихся (писать, читать, считать), то на среднем этапе обучения – на развитие способности рассуждать, анализировать, делать самостоятельный вывод.
Развить способность к суждению у всех учащихся на уроке – неблагодарное и нереальное занятие. Развитие ума, способность самостоятельно мыслить формируются и совершенствуются в ходе индивидуального освоения умственной культуры эпохи.
Самое элементарное в домашнем задании – это буквальное повторение пройденного учебного материала.
II. Изучение назначения домашнего задания
Домашнее задание должно учить ребенка полемизировать с самим собой, без наличия оппонента и учителя взвешивать все «за» и «против», решать конфликт между истиной и фактом.
Самое элементарное в домашнем задании — это буквальное повторение пройденного учебного материала.
Главное назначение домашнего задания:
воспитание волевых усилий ребенка, ответственности и самостоятельности;
овладение навыками учебного труда, выраженное в различных способах учебной работы;
формирование умения добывать необходимую информацию из различных справочников, пособий, словарей;
формирование исследовательских умений ученика (сопоставление, сравнение, предположение, построение гипотезы и т. д.).
Домашнее задание выполняет различные функции.
Одной из главных является функция выравнивания знаний и умений ребенка, его навыков в том случае, если он долго болел и много пропустил или не усвоил какую-то довольно сложную тему.
Вторая функция домашнего задания — это стимулирование познавательного интереса учащихся, желания знать как можно больше по предмету или по теме. В этом случае колоссальную, положительную роль играют дифференцированные домашние задания.
Третья функция домашнего задания — развитие самостоятельности ученика, его усидчивости и ответственности за выполняемое учебное задание.
Иногда родители, желая помочь своему ребенку в преодолении трудностей учения, пытаются помочь ему в выполнении домашних задании, или пишут сочинения, исправляют ошибки, решают задачи, тем самым они лишают ребенка получения удовольствия от собственных достижений. Помощь родителей не формирует самостоятельность мышления, ответственность за порученное дело и, в конечном итоге, зачастую развращает ученика.
ПI. Статистика собрания. Данные психологических исследований
Если ученики, способности которых ниже среднего уровня, тратят на домашнее задание всего 1—3 часа в неделю, их результаты соответствуют результатам средних учащихся, которые не выполняют домашних заданий. Если средние по уровню своих способностей ученики проводят за уроками 3—5 часов в неделю, их успехи становятся такими, как у самых способных учеников, которые не выполняют домашних заданий.
IV.Анализ мнения учащихся, родителей и учителей по проблемесобрания
Классный руководитель знакомит всех присутствующих с результатами полученных исследований. Обсуждение полученных результатов.
Консультация учителей-предметников.
Комментарий родителей по требованиям к домашним заданиям.
V.На заметку учителю
VI.На заметку родителям
VII.Подведение итогов
Родители по очереди говорят о том, что положительное они узнали в ходе собрания по данной теме, определяют для себя сроки собственного участия в тематической консультации по данной проблеме.
В ходе рефлексии может быть определено участие отдельных детей в стимулирующих и дополнительных занятиях по отдельным предметам.
5. Заключение.
Нередко в учебе пятиклассников возникают проблемы, несмотря на то, что ребята хотят хорошо учиться и радовать своих близких и окружающих. Причины плохой учебы могут быть связаны: во-первых, со слабой учебной подготовкой в начальных классах; во-вторых, с неумением анализировать, плохой речью, слабой памятью и вниманием; в-третьих, с нежеланием заставить себя заниматься, неразвитой волей.
Все эти проблемы решаемы, необходимо только внимание и терпение взрослых.
Подводя итог собрания, педагог может рассказать об успеваемости учащихся и провести индивидуальные беседы с родителями.
Приложение №1
Анкета для учащихся
Уважаемый ученик! Подумай и ответь, пожалуйста, на следующие вопросы:
1. Сколько времени в день ты тратишь на приготовление домашних заданий?
2. На подготовку каких домашних заданий тебе приходится тратить больше времени, чем на все остальные? _________________________________________________________________
3. Тебе всегда понятно задание, которое ты выполняешь дома, или ты уточняешь его у кого-нибудь?
4. Ты делаешь домашнее задание самостоятельно или с помощью взрослых?
5. Проверяют ли взрослые выполнение тобой домашних заданий? _________
6. Всегда ли ты доволен отметкой за домашнее задание? _______________
7. С каким настроением ты выполняешь домашние задания?_____________
8. Всегда ли ты успеваешь записывать домашнее задание на уроке? ______
9. Если ты не выполнил домашнее задание потому, что не понял его, как поступит учитель, если ты ему это объяснишь? _______________________________________________________
10. Бывают ли случаи, когда ты просто списываешь задание перед уроком у своих товарищей? _________________________________________________
Приложение №2.
Анкетирование родителей проводится выборочно, по их желанию. Как правило, родители, у которых есть проблемы, связанные с темой родительского собрания, активно участвуют в его подготовке. Для сравнительного анализа результатов анкетирования можно взять семьи, где данная проблема решается положительно и отрицательно.
Анкета для родителей
Уважаемые родители! Подумайте и ответьте, пожалуйста, на следующие вопросы:
Изменилось ли отношение вашего ребенка к выполнению домашних заданий? _________________________________________________
2. Сколько времени в день тратит ваш ребенок на подготовку домашних заданий?
3. Какие предметы требуют больших затрат времени? _________________
4. Всегда ли ваш ребенок понимает, что он должен сделать, выполняя домашнее задание?
5. Приходится ли вам помогать ребенку выполнять домашнее задание? ____
6. По каким предметам вы помогаете ребенку выполнять домашнее задание?
7. Всегда ли вашему ребенку объективно выставляется оценка за выполненную домашнюю работу?
8. Всегда ли ваш ребенок знает, что задано по тому или иному предмету? __
9. Чем объясняет ваш ребенок, что задание в дневнике не записано? ______
10. Всегда ли, по мнению ребенка, учитель аргументирует оценку за домашнее задание?
На вопросы анкеты также отвечают все учителя-предметники, которые задают ученикам класса домашние задания.
Приложение №3.
Анкета для педагогов
Уважаемые педагоги! Подумайте и ответьте, пожалуйста, на следующие вопросы:
1. Всегда ли вы задаете по своему предмету домашнее задание? _________
2. Учитываете ли вы возраст учащихся, возможности класса при дозировании домашнего задания?
3. Предлагаете ли вы своим ученикам альтернативные задания, разноуровневые, творческие (по желанию), задания на выбор учеником? _________________________________________
4. Всегда ли вы даете домашнее задание на уроке? ____________________
5. Можете ли вы назвать учеников класса, которые выполняют домашнее задание по вашему предмету всегда хорошо? _________________________________________________________
6. Можете ли вы назвать учеников класса, которые выполняют задание плохо или вовсе не выполняют?
7. Как вы поступаете, если ученик по какой-то причине не выполнил домашнее задание?
8. Всегда ли вы аргументируете выставление оценки за домашнее задание? _
9. Какие методы стимулирования учащихся за выполнение домашних заданий вы используете?
10. Какие рекомендации родителям вы хотели бы предложить по теме родительского собрания?
Приложение №4.
Памятка для ученика«Как готовить домашнее задание»
Начинай домашнее задание в одно и то же время, после обеда и прогулки.
Проверти комнату, подготовь рабочее место, сосредоточься.
По записи в дневнике определи, какие уроки нужно выполнить, и установи последовательность выполнения уроков
Нужно решить, с какого предмета начнёшь выполнять домашнее задание.
На письменном столе должно лежать только то, что необходимо для выполнения одного задания. После его завершения со стола убираются уже использованные материалы, и кладутся те учебные принадлежности, которые необходимы для выполнения задания по следующему предмету.
Делай небольшие перерывы, используй физминутки.
Выполняй письменную работу аккуратно, а тексты читай без ошибок, выразительно, чтобы не тратить лишнее время на переписывание или на повторное чтение