РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «Мастерилка». Направление художественно-эстетическое.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СУДОГОДСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №2»


РАССМОТРЕНА СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ на МО _________ зам. директора по ВР директор школы
протокол №_____ ________Н.Ю. Егорова ______Н. В. Бирюкова «____»________2014 г. «___»________2014г. Приказ №__________
«___»________2014г






РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности
«Мастерилка».
Направление художественно-эстетическое.










Возраст детей – 9-10 лет
Срок реализации – 1года
Автор – Татьяна Владимировна,
должность учитель начальных классов.











г. Судогда
2014 год
Пояснительная записка
В проекте Федерального компонента государственного Образовательного стандарта общего образования одной из целей, связанных с модернизацией содержания общего образования, является гуманистическая направленность образования. Она обуславливает личностно-ориентированную модель взаимодействия, развитие личности ребёнка, его творческого потенциала. Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему развития творчества, мышления, способствующего формированию разносторонне-развитой личности, отличающейся неповторимостью, оригинальностью.
Что же понимается под творческими способностями?
В педагогической энциклопедии творческие способности определяются как способности к созданию оригинального продукта, изделия, в процессе работы над которыми самостоятельно применены усвоенные знания, умения, навыки, проявляются хотя бы в минимальном отступлении от образца индивидуальность, художество.
Таким образом, творчество – создание на основе того, что есть, того, чего еще не было. Это индивидуальные психологические особенности ребёнка, которые не зависят от умственных способностей и проявляются в детской фантазии, воображении, особом видении мира, своей точке зрения на окружающую действительность. При этом уровень творчества считается тем более высоким, чем большей оригинальностью характеризуется творческий результат.
Работа в кружке «Мастерилка» - прекрасное средство развития творчества, умственных способностей, эстетического вкуса, а также конструкторского мышления детей.
Одной из главных задач обучения и воспитания детей на занятиях является обогащение мировосприятия воспитанника, т.е. развитие творческой культуры ребенка (развитие творческого нестандартного подхода к реализации задания, воспитание трудолюбия, интереса к практической деятельности, радости созидания и открытия для себя что-то нового).
Работу в кружке планируется так, чтобы она не дублировала программный материал по труду, а чтобы внеклассные занятия расширяли и углубляли сведения по работе с бумагой и картоном, природным материалом, фольгой и фантиками, нитками и крючком, соленым тестом, цветными нитками, скорлупами, гофрированной бумагой. Работу кружка будет организовывана с учётом опыта детей и их возрастных особенностей. С детьми, не имеющих навыков работы с бумагой, фольгой и другими материалами буду начинать с более простых поделок, то есть четвёртому классу даётся более сложная работа, нежели малышам.
Предлагаемая программа имеет художественно-эстетическую направленность, которая является важным направлением в развитии и воспитании. Программа предполагает развитие у детей художественного вкуса и творческих способностей.
Программа кружка «Мастерилка » рассчитана на детей с 9 до 10 лет, то есть со 3 класса по 4 класс. Программой предусматривается годовая нагрузка 34 часа. Группа работает 1 раз в неделю по 1 часу, всего 34 занятия за учебный год. Практические занятия составляют большую часть программы.
Рекомендуемый минимальный состав группы – 15 человек.


Цель программы - создание условий для развития личности, способной к художественному творчеству и самореализации личности ребенка через творческое воплощение в художественной работе собственных неповторимых черт и индивидуальности.
– научить ребёнка создавать поделки из цветной бумаги, природного материала, фольги и фантиков,
- научить работать с ракушками и песком, соленым тестом, цветными нитками, со скорлупами, гофрированной бумагой.
Задачи программы
Обучающие:
закрепление и расширение знаний и умений, полученных на уроках трудового обучения, изобразительного искусства, природоведения, литературы, способствовать их систематизации; обучение приемам работы с инструментами;
обучение умению планирования своей работы;
обучение приемам и технологии изготовления композиций; изучение свойств различных материалов;
обучение приемам работы с различными материалами; обучение приемам самостоятельной разработки поделок.
Развивающие:
развитие у детей художественного вкуса и творческого потенциала;
развитие образного мышления и воображения;
создание условий к саморазвитию учащихся;
развитие у детей эстетического восприятия окружающего мира.
Воспитательные:
воспитание уважения к труду и людям труда;
формирование чувства коллективизма;
воспитание аккуратности;
экологическое воспитание обучающихся;
развитие любви к природе.
Ведущая идея данной программы создание комфортной среды общения, развитие способностей, творческого потенциала каждого ребенка и его самореализации.
Принципы, лежащие в основе программы:
доступности (простота, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям);
наглядности (иллюстративность, наличие дидактических материалов). “Чем более органов наших чувств принимает участие в восприятии какого-нибудь впечатления или группы впечатлений, тем прочнее ложатся эти впечатления в нашу механическую, нервную память, вернее сохраняются ею и легче, потом вспоминаются” (К.Д. Ушинский);
демократичности и гуманизма (взаимодействие педагога и ученика в социуме, реализация собственных творческих потребностей);
научности (обоснованность, наличие методологической базы и теоретической основы);
«от простого к сложному» (научившись элементарным навыкам работы, ребенок применяет свои знания в выполнении сложных творческих работ).
Тематика занятий строится с учетом интересов учащихся, возможности их самовыражения. В ходе усвоения детьми содержания программы учитывается темп развития специальных умений и навыков, уровень самостоятельности, умение работать в коллективе. Программа позволяет индивидуализировать сложные работы: более сильным детям будет интересна сложная конструкция, менее подготовленным, можно предложить работу проще. При этом обучающий и развивающий смысл работы сохраняется. Это дает возможность предостеречь ребенка от страха перед трудностями, приобщить без боязни творить и создавать.
Формы и методы занятий
В процессе занятий используются различные формы занятий:
традиционные, комбинированные и практические занятия; лекции, игры, праздники, конкурсы, соревнования и другие.
А также различные методы:
Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:
словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т.д.);
наглядный (показ мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.);
практический (выполнение работ по инструкцион-ным картам, схемам и др.);
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию;
репродуктивный – учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;
частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом;
исследовательский – самостоятельная творческая работа учащихся.
Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся на занятиях:
фронтальный – одновременная работа со всеми учащимися;
индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы;
групповой – организация работы в группах;
индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.
Требования к уровню подготовки учащихся

В процессе занятий педагог направляет творчество детей не только на создание новых идей, разработок, но и на самопознание и открытие своего "Я". При этом необходимо добиваться, чтобы и сами обучающиеся могли осознать собственные задатки и способности, поскольку это стимулирует их развитие. Тем самым они смогут осознанно развивать свои мыслительные и творческие способности.
В результате обучения в кружке по данной программе предполагается, что обучающиеся получат следующие основные знания и умения: умение планировать порядок рабочих операций, умение постоянно контролировать свою работу, умение пользоваться простейшими инструментами, знание видов и свойств материала, овладение приемами изготовления несложных поделок, расширение кругозора в области природоведения, изобразительного искусства, литературы.
Проверка усвоения программы производится в форме собеседования с обучающимися в конце учебного года, а также участием в конкурсах, выставках.
Ожидаемые результаты
В результате обучения по данной программе учащиеся:
– научатся различным приемам работы с бумагой, природным материалом, фольгой, фантиками, ракушками, соленым тестом, цветными нитками, скорлупками;
– научатся следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий;
– будут создавать композиции с изделиями;
– разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение; мелкую моторику рук и глазомер; художественный вкус, творческие способности и фантазию;
– овладеют навыками культуры труда;
– улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе.
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы
Составление альбома лучших работ.
Проведение выставок работ учащихся:
– в классе, – в школе
Участие в районной выставке детских творческих работ, конкурсах.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ.
Содержание данной программы направлено на выполнение творческих работ, основой которых является индивидуальное и коллективное творчество. В основном вся практическая деятельность основана на изготовлении изделий. Обучение планируется дифференцированно с обязательным учётом состояния здоровья учащихся. Программой предусмотрено выполнение практических работ, которые способствуют формированию умений осознанно применять полученные знания на практике по изготовлению художественных ценностей из текстильных и природных материалов. На учебных занятиях в процессе труда обращается внимание на соблюдение правил безопасности труда, санитарии и личной гигиены, на рациональную организацию рабочего места, бережного отношения к инструментам, оборудованию в процессе изготовления художественных изделий.
Программа знакомит с новыми увлекательными видами рукоделия.
Программа рассчитана на 1 года.
1. Работа с природным материалом (3 ч.)
В настоящее время возникает необходимость позаботиться об укреплении связи ребенка с природой и культурой, трудом и искусством. Сейчас дети все больше и дальше отдаляются от природы, забывая ее красоту и ценность.
Работа с природными материалами помогает им развить воображение, чувство формы и цвета, аккуратность, трудолюбие, прививает любовь к прекрасному. Занимаясь конструированием из природных материалов, ребенок вовлекается в наблюдение за природными явлениями, ближе знакомится с растительным миром, учится бережно относиться к окружающей среде.
Изделия из природного материала. Технология заготовки природных материалов. Художественные приёмы изготовления поделок и картин из природных материалов.
2. Работа с бумагой и картоном (4 ч.)
Виды работ из бумаги и картона. Свойства бумаги: (легко режется, мнется, хорошо склеивается.) Художественные приёмы (самостоятельно складывать и вырезать из бумаги сложенной гармошкой, срезать ненужные части, делать надрезы, склеивать, оформлять поделку). Правила пользование ножницами и шаблоном.
3. Театр из конусов (3 ч.)
Формы конуса. Закручивание круга в конус (низкий), закручивание полукруга в конус (высокий), преобразование квадрата в куб и квадрата в брусок путем складывания и надрезания.
4. Работа с фольгой, фантиками (4 ч.)
Все дети любят сладкое. Но когда конфета или шоколад съедены, то кроме приятного вкуса во рту от них остаются еще красивые блестящие бумажки-упаковки фольга. И мало кто знает, что из фольги можно сделать занимательные поделки, приводящие в восторг ваших знакомых и друзей. Ведь фольга прекрасный материал для изготовления всяких поделок полезных и увлекательных, например, забавных зверушек и украшений, которые будут выглядеть почти как настоящие драгоценности или посуды, из которой можно по-настоящему есть и пить.
Свойства фольги. Положительные и отрицательные качества фольги.
5. Вязание крючком. (12 ч.)
Готовить свое рабочее место и содержать его в порядке, вязать ровную цепочку, выполнять без ошибок столбик без накида, выполнять под руководством педагога прибавление петель в круге, соединение их полустолбиком, правильно начинать и заканчивать ряд, вязать квадрат с ровными краями, уметь различать и считать в вязаном изделии ряды, столбики без накида, столбики с накидом, воздушные петли, соблюдать правила поведения на занятии, правила при работе с вязальными крючками, ножницами, швейными иглами, булавками, электрическим утюгом, готовить материал к работе, подбирать нитки по цвету, читать схемы, выполнять простые кружева крючком,
6. Работа с соленым тестом (6 ч.)
Из истории соленого теста
   Лепка из соленого теста является одним из древних видов декоративно-прикладного искусства.  Древние египтяне, греки и римляне использовали фигурки из соленого теста для религиозных ритуалов. В Германии и Скандинавии было принято изготавливать пасхальные и рождественские сувениры из соленого теста. Различные медальоны, венки, кольца и подковы вывешивались в проеме окон или крепились к дверям. Считалось, что эти украшения приносят хозяевам дома, который они украшают, удачу и благополучие. В Греции и Испании во время праздника в честь Богоматери на алтарь клали великолепные хлебные венки, украшенные пышными орнаментами. Даже в далеком Эквадоре мастера художественных промыслов делали изделия, раскрашенные яркими красками. У индейцев такие фигурки из теста раньше имели символический или мистический смысл. В Китае 17 века делали марионетки из теста.    В странах Восточной Европы были популярны большие картины из теста. У славянских народов такие картины не раскрашивались и имели обычный для выпечки цвет, что считалось очень привлекательным. Тесто  применялось для выполнения фигурок в народных сказаниях.    Как приготовить соленое тесто    Основной материал для изготовления изделий  из соленого теста: мука высшего сорта - пшеничная, ржаная (придает тесту больше рыхлости), соль «Экстра». Обычная пропорция для замеса соленого теста: на 2 части муки, надо взять 1 часть соли и развести водой до консистенции мягкого пластилина.    В качестве добавок используют клей ПВА или обойный (увеличивают клейкость заготовок и прочность готовых изделий), масло растительное (повышает пластичность, добавляется в тесто, предназначенное для лепки мелких деталей ).    Для изготовления небольшой композиции замесите тесто в следующем количестве: - Соль - 200 г; - Мука - 500 г; - Вода - примерно 250 мл  (количество воды зависит от вида муки, необходимости добавки клея или масла); - Клей - 2ст. ложки.   Для замеса лучше использовать миксер. Готовое тесто должно получиться эластичным.   Тесто следует хранить в полиэтиленовом пакете, чтобы оно не пересохло.
   Для раскраски  просушенных изделий используют гуашь или природные красители. Конечный этап - изделия покрывается бесцветным  быстро сохнущим глянцевым лаком.
7. Работа со скорлупками (2 ч.)
Яичная скорлупа с трудом царапается ножом и по твердости приближается к мрамору. Она прекрасно шлифуется и полируется, приобретая приятный мягкий блеск.
В восточной лаковой живописи яичную скорлупу наклеивали там, где нужно было изобразить покрытую трещинами каменную стену или скалу. Россыпью мелких скорлупок имитировали цветение весенних садов.
При распрямлении яичная скорлупа разламывается на множество мельчайших кусочков, которые не распадаются благодаря тонкой пленке, находящейся с внутренней стороны. Многие образовавшиеся между скорлупками трещины почти незаметны. Но стоит их проявить с помощью какого-нибудь красителя, сетчатый рисунок трещин становится зримым, превращая обычную яичную скорлупу в привлекательный декоративный материал.
Способы изготовления изделий из скорлупы ореха. Аппликация с использованием яичной скорлупы. Виды работ из яичной скорлупы.
9. Работа с гофрированной бумагой (3 ч.)
О гофрированной бумаге. Основные приемы работы. Изготовление поделок.
Техника изготовления розы из гофрированной бумаги. Валентинка, которая превращается в гирлянду из сердечек.
Учебно – тематический план кружкового объединения «Мастерилка»



Тема
Количество часов


Работа с природным материалом
3


Работа с бумагой
4


Театр из конусов
3


Работа с фольгой, фантиками
4


Вязание крючком
12


Работа с соленым тестом
6


Работа со скорлупами
2


Работа с гофрированной бумагой
3


Всего
34

Тематическое планирование кружкового объединения "Мастерилка"
№ п/п
Раздел, тема
Количество
часов
Цели
Оборудование и материалы

1.
Работа с природным материалом
3
1. Научить детей делать поделки из разных
природных материалов.
2. Обогащать знания о разнообразии природного материала и его использовании в поделках.
3. Способствовать развитию умения планировать предстоящую работу, развивать инициативу, фантазию, творчество.
4. Способствовать коллективной деятельности, речевому и игровому общению детей.
Кора березы, засушенные листья, семечки подсолнечника, шишки, плоды ясеня, веточки деревьев, ножницы, клей ПВА



"Осенний букет"
1





"Сова"
1





"Дружная семейка на прогулке"




1



2.
Работа с бумагой

4
1.Научить детей правильно пользоваться ножницами, работать с шаблонами.
2.Закрепить умение самостоятельно складывать и вырезать из бумаги сложенной гармошкой,
срезать ненужные части, делать надрезы, склеивать, оформлять поделку.
Полоски цветной бумаги, листы бархатной бумаги, ножницы, клей.


"Птичка"
1




"Гвоздики для дедушек"
1





"Домик"
1




4."Мамочке любимой"


1



3.
Театр из конусов
3

1. Уточнить представления детей о свойствах бумаги: легко режется, мнется, хорошо склеивается.
2. Закрепить умение вырезать на глаз мелкие детали, выбирать красивые цветовые сочетания.
3. Воспитывать трудолюбие, аккуратность, желание доводить начатое дело до конца.
Белая, цветная бумага, ножницы, клей ПВА




"Мышки"
1




"Царевна лягушка"
2



4.
Работа с фольгой, фантиками
4

1.Закрепить у детей умение выполнять работу из фантиков, фольги.
2.Формировать умение делать объемные игрушки из фантиков.
3.Закреплять свойства материалов. Использовать в работе полученные ранее знания.
Цветная жесткая фольга, фантики от конфет, клей, ножницы, палочки, зубочистки


"Мимоза"


1




"Удивительное дерево"


1




"Волшебная бабочка"


1




Изготовление игрушек к Новому году
1



5.


Вязание крючком
12
1. Способствовать развитию у детей умения создавать художественные образы из различных природных материалов.
2. Формировать эстетический вкус. Развивать фантазию, изобретательность, стремление к творчеству, познанию свойств материалов, желание экспериментировать с ними.
Морские ракушки, песок, цветные мелки, гуашь, кисточки, клей.



Вязание - старинный вид рукоделия. Материалы и инструменты для вязания. Положение рук.
1





Нитки, крючок, воздушная петля, цепочка. Поясок для кукол
2




Полустолбики. Столбики без накида. Ряд, высота ряда. Закладка для книги
2




Прихватка для кухни.
2




Цветовые сочетания при вязании. Столбики без накида. Одеяло для куклы (смена цвета).
3




Столбики с накидом.

2



6.

Работа с соленым тестом
3

1. Познакомить детей с новым материалом для изготовления поделок – соленое тесто, его характерными особенностями (мягкое, эластичное, прочное при тепловой обработке).
2. Развивать фантазию, воображение, желание самостоятельно вылепить поделку, опираясь на умения полученные ранее.
Прочный картон, шаблоны, мука, соль, вода, цветные краски, кисти.



"Рисуем тестом"
1




"Милые сердечки"
1




"Подсолнух"
1



7.
Работа со скорлупками
2
1. Научить детей работать с хрупким материалом – скорлупой яиц.
2. Развивать эстетический вкус, умение проявлять самостоятельность и творческие способности в выборе цветовой гаммы.
Белая бумага, краски, кисти, скорлупки яиц,
ореховая скорлупа.


«Божья коровка»

1




" Золотая рыбка "
.
1



8.
Работа с гофрированной бумагой
3
1.Закреплять у детей умение работать с разнообразным материалом, изготавливать поделки, радоваться результатам своего труда.
2. Развивать инициативу, фантазию, творчество, дружеские взаимоотношения.
Гофрированная цветная бумага, ножницы, клей ПВА.


"Розочки"
1




«Валентинка», которая превращается в гирлянду из сердечек."
1




Правила безопасности труда.
Правила безопасности труда должны быть оформлены и размещены на видном месте, чтобы обучающиеся могли видеть их во время занятий.
1.До начала работы обучающийся должен хранить рукоделие в специальной сумочке или шкатулке.

2. Крючки и спицы должны быть хорошо отшлифованы. Спицы не должны быть очень длинными, чтобы не мешать работе. Концы спиц должны быть защищены колпачками. Спицы не должны быть тупыми или слишком острыми, чтобы не поранить пальцы и не порвать нить.

3.Во время работы обучающийся должен бережно относиться к своей работе и инструментам для работы; не брать булавки, иголки, спицы и крючки в рот, не вкалывать их в одежду.

4.Во время перерыва в работе вкалывать иголки в игольницу, крючок и спицы в клубок ниток или в работу, ножницы класть на стол с сомкнутыми лезвиями.

5. Передавать ножницы друг другу только с сомкнутыми лезвиями кольцами вперед.
6. Следить за тем, чтобы ножницы не падали на пол. Ножницы должны лежать с сомкнутыми лезвиями.

7.Нельзя делать резких движений рукой с крючком можно поранить сидящего рядом товарища.

8. Не перекусывать нитку зубами и не отрывать ее руками, а отрезать ножницами.

9. Перед тем как пользоваться утюгом, нужно прочитать инструкцию, чтобы не испортить изделие. Нельзя включать утюг мокрыми руками. Перед включением нужно проверить исправность шнура и вилки утюга. Нельзя пользоваться неисправными электроприборами. При неисправности немедленно сообщите преподавателю и отключите прибор от сети.
Влажно-тепловую обработку изделий проводить в отведен¬ном месте, утюг ставить на специальную подставку.

10. Следить за исправностью утюга, за тем, чтобы шнур его не попадал под подошву утюга, не перекручивался. После работы утюг сразу же выключать из электросети. Шнур наматывать на утюг после того, как он полностью охладится. Хранить утюг в вертикальном положении.

11. По окончании работы обучающийся должен проверить количество булавок, крючков и спиц в шкатулке, их должно быть столько же, сколько в начале работы. Сложить спицы после работы в чехол. Спицы должны храниться парами. Убрать ножницы, спицы и крючки в специально отведенное место. Убрать свою работу в сумочку или шкатулку для работы.
Учебно-методическое обеспечение.

1. Программа кружковой работы, календарно тематический план.
2. Учебные пособия по технологии изготовления изделий.
3. Методические рекомендации по выполнению творческих работ.
4. Учебно-наглядные пособия: проектные работы учащихся, таблицы по
охране труда, образцы готовых изделий и работ, технологические карты, инструкционные карты, журналы, книги, компьютерные презентации.
5. Материалы и инструменты.
6. Компьютер для показа презентаций.
Список литературы.
Литература для учителя.

1. Н. А. Андреева «Рукоделие» - полная энциклопедия М.,1992.
2. Ю.Б.Гомозова .Калейдоскоп чудесных ремесел.М., 2005
Стр.162-170 (нитки)
Стр.173-205 (скорлупки)
3. В.С. Горичева .Сказку делаем из глины, теста, снега, пластилина. М., 2002
Стр.34 (фольга)
4. Э.К. Гульянц. Что можно сделать из природного материала. М., 1999
Стр.116 (ракушки)
Стр.162 (птица Мук, Жар-птица)
5. Н.В.Дубровская. Аппликация из гофрированной бумаги. М., 2009
6. М Левина.365 веселых уроков труда.М., 2001
7. К.В. Силаева. Соленое тесто. М, 2000
Стр. 99 (сердечки)


Литература для учащихся.

1. Н. А.Андреева «Рукоделие» - полная энциклопедия Москва, 1992.
2. А. А. Власова «Рукоделие в школе» - Санкт - Петербург, 1996.
3. В.С. Горичева .Сказку делаем из глины, теста, снега, пластилина. М., 2002
4. Э.К. Гульянц. Что можно сделать из природного материала. М., 1999
5. Н. И. Сокольников. Основы рисунка, композиции. Обнинск, 1996.
6. К.В. Силаева. Соленое тесто. М, 2000



Заголовок 215