Выступление. Восприятие социально-психологического климата педагогами с различным уровнем эмоционального выгорания
Слайд 1
Уважаемый председатель, уважаемые члены государственной аттестационной комиссии!
Вашему вниманию предоставляется итоговая аттестационная работа на тему: «Восприятие социально-психологического климата педагогами с различным уровнем эмоционального выгорания» выполненная Варфоломеевой Элиной Борисовной под руководством Стрельцовой Ирины Витальевны.
Слайд 2
Современное образование предъявляет значительные требования к деятельности педагога. Поскольку образовательная среда является структурой динамичной, постольку она непрерывно ставит перед учителем новые задачи. Поэтому реальная образовательная практика требует от учителя постоянного непрерывного личностного и профессионального развития. В связи с введением Федеральных Государственных образовательных стандартов в систему образования, некоторые педагоги с трудом осваивают инновационные методы работы, что может сопровождаться стрессом, эмоциональными и нервными перегрузками. Увеличивается нагрузка на педагогов с введением в базовые классы детей с ОВЗ. Открытые уроки, использование в работе интерактивных методов преподавания, участие в конкурсах и конференциях ставят учителей в новые условия, которые в большей степени усугубляют напряженную профессиональную деятельность. Высокие требования остаются и к личностным особенностям педагога.
Актуальность данной темы заключается в том, что феномен эмоционального выгорания играет важную роль в деятельности педагогов образовательных учреждений. Эмоционально уравновешенный педагог, справляющийся со своими функциями, адекватно и справедливо воспринимает своих коллег и учеников. Педагогу, который не испытывает эмоциональных трудностей, работа в удовольствие. Немаловажную роль для эмоционального состояния играют и отношения в коллективе.
Слайд 3
Цель исследования – выявить взаимосвязь между степенью выраженности эмоционального выгорания педагогов и уровнем социально-психологического климата в педагогическом коллективе.
Объект исследования: синдром эмоционального выгорания педагога.
Предмет исследования: взаимосвязь между степенью выраженности синдрома эмоционального выгорания педагога и его удовлетворенностью социально-психологическим климатом в коллективе.
Слайд 4
Гипотеза. Между степенью выраженности синдрома эмоционального выгорания у педагогических работников образовательного учреждения и социально-психологическим климатом в коллективе существует обратная связь: чем выше уровень удовлетворённости межличностными отношениями в коллективе, тем менее выражен синдром эмоционального выгорания.
В дипломной работе рассмотрены теоретические основы изучения проблемы эмоционального выгорания педагогов, дана социально-психологическая характеристика педагогического коллектива, а также выявлена роль социально-психологического климата в жизнедеятельности личности и коллектива.
Эмпирическая часть дипломной работы раскрывает восприятие социально-психологического климата педагогами с различным уровнем эмоционального выгорания.
База проведения исследования: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 7 им. П.Д. Стерняевой муниципального образования г-к Геленджик (с. Кабардинка) Краснодарского края.
В первой главе, посвященной социально-психологической характеристике
педагогического коллектива дано понятие педагогическому коллективу, а также выявлены особенности взаимоотношения между педагогами;
Для создания в педагогическом коллективе благоприятного психологического климата особое значение имеет выработка и закрепление эффективных способов разрешения конфликтов. Межличностные конфликты во взаимоотношениях учителей изучены в наименьшей степени по сравнению с другими видами конфликтов в школьных коллективах. Это послужило определению основных причин конфликтов в педагогическом коллективе;
Во второй главе, было рассмотрено понятие социально-психологического климата в педагогическом коллективе и факторы, определяющие социально-психологический климат в коллективе.
В третьей главе дипломной работы освещен теоретический анализ «синдрома эмоционального выгорания»; выявлены факторы, влияющие на его развитие, определены уровни эмоционального выгорания.
Четвертая глава помогла эмпирически исследовать восприятие социально-психологического климата педагогами с различным уровнем эмоционального выгорания. Исследование социально-психологического климата в педагогическом коллективе на примере МБОУ СОШ № 7 им. П.Д. Стерняевой МО г-к Геленджик проходило в два этапа.
Сначала мы исследовали социально-психологический климат в педагогическом коллективе МБОУ СОШ № 7. А впоследствии изучили степень выраженности эмоционального выгорания у педагогов этой же образовательной организации. Это позволило определить взаимосвязь между степенью выраженности эмоционального выгорания педагогов и социально-психологическим климатом в коллективе.
Работа с педагогами является очень важным направлением сопровождения учебно-воспитательного процесса. В связи с переходом на ФГОС педагогам требуется психологическая поддержка, поскольку введение любых инноваций для многих учителей может сопровождаться стрессом, эмоциональными и нервными перегрузками. Это связано с тем, что педагогам бывает трудно адаптироваться к новым условиям, которые диктует современное образование, в особенности тем, которые имеют достаточно большой стаж работы.
Появление новых требований к оформлению документации, введение в базовые классы детей с ОВЗ, внедрение интерактивных методов преподавания, открытые уроки, участие в конкурсах и другие сопутствующие факторы ставят современного педагога в совершенно новые условия, которые усугубляют их и без того напряженную деятельность.
Известно, что эмоционально уравновешенный педагог, справляющийся со своими задачами, более адекватно и справедливо воспринимает своих учеников, более доброжелателен в общении с ними и их родителями. Спокойный педагог не только в силах давать знания по программе, но и способен сформировать и развивать УУД, организовав педагогическое пространство, используя в своей практике методы, техники и приемы индивидуально личностного подхода в обучении каждого ребенка. Педагогу, который не испытывает эмоциональных трудностей, работа в удовольствие, такой педагог творчески и с любовью выполняет свои обязанности. Сохранение психического здоровья учащихся невозможно без работы с педагогами в этом направлении.