Конспект исследовательской работы на тему Влияние экзаменационнго стресса на сердечно-сосудистую систему в зависимости от типа телосложения


Министерство образования и науки Российской Федерации
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа № 44 имени С.Ф. Бароненко
Научно-исследовательская работа по биологии
Влияние экзаменационного стресса на сердечно-сосудистую систему школьников
в зависимости от типа телосложения.
.
Выполнили: Ямушева Ольга, ученица
10б класса МАОУ СОШ №44
Петляков Данил, ученик
10б класса МАОУ СОШ №44
Научный руководитель: Урмышева Н.В.,
учитель биологии высшей
квалификационной категории МАОУ СОШ №44
Копейский городской округ
2015
Оглавление
Введение 3
1. Обзор литературы. 5
1.1. Влияние эмоционального стресса на физиологические показатели. 5
1.2. Морфологические характеристики конституции человека. 6
2. Результаты исследования. 8
2.1. Определение типа телосложения по методике М. Б. Черноруцкого 8
2.2.. Анкетирование «Психоэмоциональное состояние школьников
в период сдачи экзаменов». 8
2.3. Влияние эмоционального напряжения на сердечно-сосудистую
систему у школьников разных типов телосложения. 9
2.3.1 Влияние эмоционального напряжения на артериальное
давление у школьников разных типов телосложения. 10
2.3.2. Изменение пульсового давления при эмоциональном
напряжении у школьников разных типов телосложения. 10
2.3.3. Изменение частоты сердечных сокращений у школьников
разных типов телосложения. 11
Выводы 11
Рекомендации 12
Литература 13
Приложение 14-23
ВВЕДЕНИЕ.
Актуальность темы заключается в том, что нам предстоит сдача экзаменов и соответственно экзаменационный стресс.
Всем известно, какой сильный эмоциональный стресс испытывают школьники во время сдачи экзаменов. Часто результаты экзаменов не совпадают с текущей оценкой по предмету. Учителей обвиняют в завышении оценок, учеников в недостаточной подготовке к экзамену. А ведь возможно, на результат экзамена влияет конституция организма, а именно телосложение, физиологические и психофизиологические параметры.
Проблемой стресса занимались многие учёные, но, изучив литературу, мы пришли к выводу, что все исследования проводились в основном на студентах, о школьниках такой информации очень мало.
К этой теме нужно отнестись со всей серьёзностью, так как экзамен является психотравмирующим фактором, который учитывается даже в клинической психиатрии и может являться пусковым механизмом реактивной депрессии.[1] В последние годы получены убедительные доказательства того, что экзаменационный стресс оказывает негативное влияние на нервную, сердечно-сосудистую и иммунную системы школьников и студентов. По данным российских авторов, в период экзаменов у студентов и школьников регистрируются выраженные нарушения вегетативной регуляции сердечно-сосудистой системы. Они проявляются в повышении частоты сердечных сокращений, увеличении артериального давления, возрастании уровня мышечного и психоэмоционального напряжения.[2] После сдачи экзамена физиологические показатели не сразу возвращаются к норме - обычно требуется несколько часов и даже дней для того, чтобы параметры артериального давления вернулись к исходным величинам.[3]
Традиционно в качестве вегетативных коррелятов психоэмоционального стресса использовалось два основных параметра деятельности сердечно-сосудистой системы: частота сердечных сокращений и величина артериального давления.
Однако эти исследования проводились на смешанной группе испытуемых, что в некоторой степени, снижает индивидуальную оценку результатов такого воздействия. К тому же в литературе почти нет данных о зависимости эмоционального напряжения от типа телосложения школьников.
Поэтому мы решили изучить, как эмоциональное напряжение во время экзаменов влияет на деятельность сердечно-сосудистой системы школьников разных типов телосложения.
Гипотеза - Стресс во время экзамена вызывает разные изменения в работе сердечно-сосудистой системы, в зависимости от типа телосложения.
Объект исследования - Экзаменационный стресс.
Предмет исследования – Деятельность сердечно-сосудистой системы во время экзамена.
Мы думаем, что, зная тип телосложения школьника и то, как он реагирует на эмоциональный стресс, можно провести соответствующую профилактическую работу и предотвратить нежелательные последствия.
Цель исследования:
Изучить влияние экзаменационного стресса на деятельность сердечно-сосудистой системы школьников разных типов телосложения.
Задачи:
Определить типы телосложения выпускников.
Выявить психоэмоциональное состояние учащихся при подготовке и проведении экзамена.
Определить состояние сердечно-сосудистой системы до и после экзамена.
Определить взаимосвязь типа телосложения и функциональных отклонений работы сердечно-сосудистой системы.
Разработать рекомендации для коррекции психо-эмоциональных и функциональных отклонений во время экзамена.
Методы и приёмы исследования:
1. Изучение литературы по темам «Стресс», «Характеристика конституции человека».
2. Определение типа телосложения у школьников по методике М. Б. Черноруцкого.
3. Анкетирование «Психоэмоциональное состояние школьников в период сдачи экзаменов».
4. Исследование работы сердечно-сосудистой системы школьников: артериальное давление методом Короткова, определение пульса с помощью цифровой лаборатории Nova5000 в покое, до и после экзаменов.
План работы :
Изучить литературу по темам «Стресс», «Конституция человека».
Определить типы телосложения у группы учащихся.
Провести анкетирование «Психоэмоциональное состояние в период сдачи экзаменов»
Анализ результатов анкетирования.
Измерение кровяного давления школьников с помощью тонометра до и после экзамена. Анализ результатов.
Анализ изменения пульсового давления.
Измерение пульса. Анализ результатов.
Разработка рекомендаций.
1. Обзор литературы.
1.1. Влияние эмоционального стресса на физиологические показатели.
Основоположником учения о стрессе является Г.Селье (1934). Слово «стресс» означает наивысшее напряжение регуляторных механизмов организма и в первую очередь центральной нервной системы.
Под влиянием частых стрессовых состояний или хронического эмоционального стресса возникают расстройства в определенных мозговых центрах, управляющих реакциями сердечно-сосудистой системы.
Схема протекания стресса и управления им довольна сложна. Г. Селье описывает это так: «Стрессоры через симпатическую систему влияют на гипоталамус, который связан с гипофизом, регулирующим активность коры надпочечников. Стрессор возбуждает гипоталамус, продуцируется вещество, дающее сигнал гипофизу выделять в кровь адренокортикотропный гормон (АКТГ). Под влиянием АКТГ внешняя часть надпочечников выделяет кортикоиды. Это приводит к сморщиванию вилочковой железы и многим другим сопутствующим изменениям: атрофии лимфатических узлов, торможению воспалительных реакций и продуцированию сахара (источник энергии), образование язвочек пищеварительного тракта (их возникновение облегчается высоким содержанием кортикоидов в крови, автономная нервная система также играет роль в их появлении». [4]
При действии эмоционального стресса добавляются различные нарушения вегетативных функций: изменение частоты сердечных сокращений, артериального давления, изменение скорости ритма дыхания, температуры кожи, потоотделения, диаметр зрачка, расстройства пищеварительной системы, изменяется химический и гормональный состав крови, слюны, желудочного сока. [5]
В литературе подробно рассматривается проблема эмоционального перенапряжения и его влияние на сердечно-сосудистую и эндокринную системы.
У здорового человека кровяное давление поддерживается на постоянном уровне в соответствии с возрастом. Большие физические нагрузки, сильное волнение сопровождаются повышением кровяного давления. В обычных условиях возврат повышенного кровяного давления к исходному уровню осуществляется за счет механизма саморегуляции. [6]
Психоэмоциональное перенапряжение, влечет за собой нарушение обменных процессов в центральной нервной системе, например недостаточность кровоснабжения головного мозга.
Стрессовые ситуации, влекут за собой расстройство деятельности коры головного мозга и особенно центров гипоталамической области мозга, ответственных за регуляцию сосудистого тонуса, кровяного давления.
Стрессовой ситуации подвергаются школьники во время сдачи экзаменов. В этот период, под влиянием нервно-эмоционального напряжения, отмечено учащение сердцебиений, возрастание пульса, появление функциональных нарушений и др.
У школьников, для которых результаты предстоящих экзаменов важны и есть потребность сдать их как можно лучше, перед экзаменами возникает чувство тревоги. Одни приходят в состояние повышенной мобилизации и готовности к встрече с экзаменатором, другие находятся в паническом состоянии и деятельность их полностью дезорганизована.
Закон Джеркса – Додсона гласит, что «слишком высокая мотивированность, избыточное эмоциональное напряжение так же ухудшает результаты деятельности, как и чересчур низкая мотивированность». [7]
Большинство ученых, изучавших влияние экзаменационного стресса на сердечно-сосудистую систему студентов и школьников, установили, что в этот период увеличивается систолическое давление, частота пульса.
Сдвиги различных физиологических функций, наблюдаются у испытуемых во время экзаменов и имеют противоположный характер.
У абсолютного большинства были отмечены сдвиги в сторону гиперфункционирования. Но вместе с тем по каждому показателю имелось незначительное количество случаев с изменением в сторону гипофункционирования.
1. 2. Морфологические характеристики конституции человека.
Конституция является стабильной комплексной биологической характеристикой целостного организма, которая отражает его приспособленность к факторам среды. В комплекс конституциональных признаков включаются важнейшие характеристики телосложения, физиологические и психофизиологические параметры.
Под телосложением понимают те особенности формы и строения тела, которые зависят от обмена веществ в организме. [Приложение 1]
Существует несколько методик определения типов телосложения.
1. Типы телосложения по Бунаку: грудной, мускульный, брюшной.
Грудной тип - слабое жироотложение, мускулатура, плоская грудная клетка, впалый живот и сутулая спина.
Мускульный тип – умеренное жироотложение, сильная мускулатура, цилиндрическая грудная клетка, нормальная спина.
Брюшной тип – сильное жироотложение, слабая мускулатура, округло-выпуклый живот, сутулая спина.
2. Типы телосложения женщин по Галанту.
1.лептозомный (узкосложенный)
а) астенический тип - слабое жироотложение, мускулатура, длинная узкая плоская грудная клетка, впалый живот, узкие бедра.
б) стенопластический тип - узкосложенная фигура с обильным жироотложением.
2.мезозомный (широкосложенный)
а) пикнический тип – среднее жироотложение, мускулатура, цилиндрическая грудная клетка, живот прямой, таз широкий.
б) мезопластический – близок к пикническому, но отличается большим развитием мышц, меньшим жироотложением.
3.мегалозомный (громоздкий)
а) атлетический тип - сильная мускулатура, пониженное жироотложение, напоминает мужскую фигуру.
б) субатлетический тип – мускулатура и жироотложение среднее.
в) эурипластический – сильно развита мускулатура, обильное жироотложение.
3.Типы телосложения по Штефко. В ней учтены особенности роста организма наряду с основными признаками телосложения; мускулатурой, жироотложением, формой грудной клетки, живота и спины.
• Астеноидный тип – мускулатура и жироотложение слабые, сужена грудная клетка, сутулая спина, удлиненные конечности.
• Торакальный тип – пониженная степень развития мускулатуры и жироотложения, удлиненная суженная грудная клетка, прямой живот, нормальная спина.
• Мышечный тип – мускулатура и жироотложение средние, цилиндрическая грудная клетка, прямой живот, нормальная спина.
• Дигестивный тип – повышенное жироотложение, слабая мускулатура, коническая грудная клетка, округло-выпуклый живот, прямая спина.
4. Типы телосложения по М. Черноруцкому.
Астенический – узкокостный.
Нормостенический – среднекостный.
Гиперстенический – ширококостный.
2. Результаты исследования и их обсуждение.
2.1. Определение типа телосложения по методике М. Б. Черноруцкого.
Мы разделили всех учащихся по типам телосложения на 3 группы: астеники, нормостеники и гиперстеники.
Для этого измерили обхват запястья рабочей руки при помощи сантиметровой ленты. Полученные данные сопоставила с таблицей, по которой определили тип телосложения.
Тип телосложения Обхват запястья
Для женщин: Астенический менее 16см
Нормостенический 16.5 - 18см
Гиперстенический более 18см
Для мужчин: Астенический менее 17см
Нормостенический 17.5 - 20см
Гиперстенический более 20см
На основании измерительных признаков школьники были отнесены к следующим типам телосложения: астеники, нормостеники, гиперстеники.
Астеники – 72% , среди них: девочек – 75%, мальчиков – 25%.
Нормостеники – 23%, среди них: девочек – 50%, мальчиков – 50%. Гиперстеники – 5%, среди них девочек – 0%, мальчиков – 100%. [Приложение 2]
2.2.Анкетирование «Психоэмоциональное состояние школьников перед экзаменами».
В исследовании принимали участие 40 школьников МАОУ СОШ № 44 в возрасте от 15 до 18 лет.
В ходе исследования возникла необходимость выявить, во-первых, насколько значим, был страх экзаменов для школьников, и, во-вторых, как он влияет на физиологические функции организма. Для выяснения этого вопроса была разработана специальная анкета. [Приложение 3] В опросе принимали участие 40 подростков из 9-11 классов.
Опрос показал, что 48% - не уверенны в себе, 35% подростков тревожит сложный вопрос, 8% недоброжелательное отношение экзаменатора, 6% беспокоит низкий уровень знаний и 3% плохое физическое состояние.[Приложение 4]
Нарушается сон в период сдачи экзаменов из-за разных мыслей у 22% подростков, у 20% - только перед экзаменами, у остальных со сном всё в порядке - 58%. [Приложение 5]
У 33 % подростков непосредственно перед экзаменом начинается неуправляемая мышечная дрожь, у 26% только когда получают экзаменационное задание, 10% наблюдают неуправляемую мышечную дрожь весь период сдачи экзаменов, 5 % - во время ответа, и лишь 40% не испытывают таких ощущений. [Приложение 6]
У 47% подростков бывает учащение сердцебиения только перед экзаменом, у 16% - весь период сдачи экзаменов, у 9% проявляются неприятные ощущения в груди, у 8% - плохой аппетит, а у 20% подростков наблюдаются головные боли. [Приложение 7]
Большинство подростков боятся устного экзамена 55%, потому что нужно отвечать перед экзаменатором, 32% - письменного, т.к. допущенные ошибки нельзя исправить, 13% боятся тестов, потому что много вариантов ответов и можно запутаться. [Приложение 8]
32% подростков начинают волноваться за день до экзамена 14% - за 3 дня, 11 % - за 2 месяца, 10 % - за 2 недели, 16% - за 1 неделю, а 13% не испытывают волнения вообще. [Приложение 9]
Таким образом, 100% учащихся до экзамена и в период сдачи экзаменов находятся в состоянии эмоционального напряжения, в их организме происходят физиологические и психические изменения: нарушение сна, мышечная дрожь, неприятные ощущения в груди, плохой аппетит, страх, волнение, головные боли.
Анализируя данные анкетирования мы пришли к выводу, что степень эмоционального и физиологического состояния во время стресса зависит от конституции телосложения. Меньше всего на стресс реагируют гиперстеники.
2.3. Влияние эмоционального напряжения на сердечно-сосудистую систему у школьников разных типов телосложения.
Следующий шаг - исследование деятельности сердечно-сосудистой системы: измерение кровяного давления методом Короткова и частоты сердечных сокращений на лучевой артерии. Для проведения использовали полуавтоматический тонометр Microlife BP 3AS1-2. Все исследования проводились в первой половине дня в трех эмоциональных состояниях: в состоянии физиологического покоя, перед эмоциональным стрессом, после эмоционального стресса. Примером эмоционального стресса служили репетиционные экзамены (диагностические работы) по русскому, литературе, математике, обществознанию, биологии, химии; итоговая аттестация в 9-11 классах
2.3.1. Влияние эмоционального напряжения на артериальное давление у школьников разных типов телосложения.
Определение артериального давления имеет важное диагностическое значение. У большинства людей систолическое давление колеблется от 100 до 150 мм.рт.ст., а диастолическое – от 60 до 90 мм.рт.ст. Существует общее правило, согласно которому при повышенной активности давление возрастает, а при пониженной – уменьшается.
Классическим примером реактивного повышения давления при психологическом стрессе служит так называемая опережающая гипертензия, которая наблюдается, например, на соревнованиях или на экзаменах.
В ходе исследований мы отметили аналогичную тенденцию изменения давления. В условиях повседневной жизни показатели артериального давления (систолического и диастолического) у школьников разных типов телосложения отличались незначительно и колебались в пределах 110,7/65,3 мм.рт.ст. Перед сдачей экзамена наблюдалось незначительное повышение систолического давления, в среднем до 119,6 мм.рт.ст., а диастолического до 69,5 мм.рт.ст. Увеличение систолического и диастолического давления наблюдалось у школьников практически всех типов телосложения. Однако у испытуемых астенического типа телосложения мы обнаружили уменьшение диастолического давления на 0,8 мм.рт.ст. После экзамена наблюдали дальнейшее увеличение показателей артериального давления (систолического и диастолического) у нормостеников на 17 мм.рт.ст и 9 мм.рт.ст. соответственно. А у школьников астенического и гиперстенического типов телосложения наблюдается тенденция к восстановлению артериального давления. [Приложение10]
Таким образом, учащиеся нормостеники наиболее подвержены экзаменационному стрессу, эмоциональное напряжение у них наблюдается до экзамена, во время и после экзамена. Наиболее устойчив к стрессу гиперстенический тип.
2.3.2. Изменение пульсового давления при эмоциональном напряжении у школьников разных типов телосложения.
Исследования показали, что при эмоциональном напряжении у школьников разных типов телосложения изменяется пульсовое давление. Пульсовое давление – разность между систолическим и диастолическим давлением. В норме пульсовое давление у подростков составляет 42 – 49 мм.рт.ст. Перед экзаменом при действии стрессора на организм человека, значения пульсового давления могут и возрастать, и понижаться.
В ходе исследований, мы отметили, что перед экзаменом пульсовое давление в основном повышается примерно до 50 мм.рт.ст. Перед экзаменом пульсовое давление увеличивается в основном за счёт значительного повышения систолического давления. Это говорит о том, что приспособление к эмоциональному стрессу происходит за счёт увеличения ударного объёма сердца. У школьников нормостенического типа телосложения наблюдается наибольшее увеличение пульсового давления, примерно на 7 мм.рт.ст. Наименьшее увеличение пульсового давления у школьников гиперстенического типа, примерно на 2 мм.рт.ст. После экзамена пульсовое давление восстанавливается у школьников астенического типа, у школьников гиперстенического типа наблюдается снижение пульсового давления, а у школьников нормостенического типа снижение пульсового давления происходит медленнее. [Приложение10]
Это ещё раз доказывает, что школьники нормостенического соматотипа наиболее подвержены экзаменационному стрессу.
2.3.3. Изменение частоты сердечных сокращений у школьников разных типов телосложения.
Многочисленные исследования показывают, что во время экзамена значительно повышается частота сердечных сокращений. Замеры пульса проводились с помощью датчиков цифровой лаборатории «Архимед».
В состоянии физиологического покоя, то есть в условиях повседневной жизни значения пульса у школьников разных типов телосложения практически не отличались и колебались в пределах 60-75 уд/мин. Перед экзаменом увеличение частоты сердечных сокращений наблюдалось у школьников всех типов телосложений. Однако, у школьников нормостенического типа мы обнаружили увеличение пульса до 110 уд/мин, у астенического – до 96 уд/мин, а у гиперстенического – до 64 уд/мин. Таким образом, максимальное увеличение частоты сердечных сокращений наблюдалось у школьников астенического типа телосложения. Вероятно, эти школьники испытывали наибольший стресс. Минимальное увеличение наблюдала у школьников гиперстенического типа телосложения, видимо они в меньшей степени были подвержены воздействию стресса.
После экзамена значения пульса несколько снизились по сравнению с показаниями, полученными перед экзаменом. Однако у школьников астенического и нормостенического соматотипов всё ещё оставались выше нормы, чем в условиях покоя, а именно 89,4 уд/мин и 92 уд/мин соответственно. У школьников гиперстенического типа телосложения показания пульса снизились до 66 уд/мин. [приложение11]
Учитывая данные анкетирования и замеров, мы сделали вывод, что меньше всего подвержены стрессу гиперстеники.
Выводы.
1. Реакция сердечно-сосудистой системы на эмоциональное напряжение различна у школьников разных типов телосложения.
2. Школьники нормостенического типа телосложения наиболее подвержены эмоциональному напряжению во время экзамена.
3. Школьники гиперстенического типа телосложения испытывали меньшее эмоциональное напряжение при сдаче экзаменов.
4. Необходимо выявлять тип телосложения школьников для прогнозирования возможных отклонений в нормальном функциональном состоянии их организма на экзамене, для своевременной реализации коррекционных мероприятий по сохранению здоровья и повышения их оценки на экзамене.
Рекомендации.
Мы хотим предложить несколько полезных советов по сохранению нормального функционального состояния во время экзамена для всех типов телосложения, Нормостеникам рекомендуется обратить на советы особое внимание, т.к. они больше подвержены влиянию стресса.
Перед началом работы нужно сосредоточиться, расслабиться и успокоиться. Расслабленная сосредоточенность гораздо эффективнее, чем напряженное, скованное внимание.
Заблаговременное ознакомление с правилами и процедурой экзамена снимет эффект неожиданности на экзамене. Тренировка в решении заданий поможет ориентироваться в разных типах заданий, рассчитывать время.
Подготовка к экзамену требует достаточно много времени, но она не должна занимать абсолютно все время. Внимание и концентрация ослабевают, если долго заниматься однообразной работой. Меняйте умственную деятельность на двигательную. Не бойтесь отвлекаться от подготовки на прогулки и любимое хобби, чтобы избежать переутомления, но и не затягивайте перемену! Оптимально делать 10-15 минутные перерывы после 40-50 минут занятий.
Для активной работы мозга требуется много жидкости, поэтому полезно больше пить простую или минеральную воду, зеленый чай.
Соблюдайте режим сна и отдыха. При усиленных умственных нагрузках стоит увеличить время сна на час.
Литература
1. Стрелец В.Б., Голикова Ж.В. Руководство по психиатрии, 2001.
2. Фаустов А.С., Щербатых Ю.В. Изменения функционального состояния нервной системы студентов во время учебы // Гигиена и санитария, 2000, №6, С.33-35.
3. Щербатых Ю.В. Экзамен и здоровье // Высшее образование в России. 2000, №3, С.53-56.
4. Селье Г. На уровне целого организма/Пер. с англ. И. А. Доброхотовой, А. В. Парина. - М.: Наука, 1972 – 132 с.
5. Громбах М. Школа и психическое здоровье учащихся – М.: Просвещение, 1988, 205 с.
6. Батуев А.С. Человек.:Учеб. для 9 кл. Общеобразоват. учеб. заведений. – М.: Дрофа, 1999. – с.66 – 68.
7. Ротенберг В. С., Бондаренко С. М. Мозг. Обучение. Здоровье.: Кн. для учителя. -
М.: Просвещение, 1989. – 239 с.

Приложение 1.
Признаки, характеризующие телосложение человека.
Различают следующие варианты мускулатуры: на груди, на спине, на руках, на ногах, на плечевом поясе
Степень развития мускулатуры: слабая, средняя, сильная, средне-слабая, средне-сильная.
Степень развития жироотложений:
• слабое - рельеф костей выражен в плечевом поясе, запястье, колене, на ступне.
• среднее – рельеф костей ясно не выражен.
• обильное – сглаженный костный рельеф и округлость всех контуров тела.
У женщин жировой слой расположен в области груди, верхней части бедер, на ягодицах, в плечевой области.
У мужчин типичное место отложений жира – верхний отдел брюшной стенки.
Изменение жироотложений и мускулатуры ведет к изменению других морфологических признаков: формы грудной клетки, спины, туловища и т.д.
Формы грудной клетки: цилиндрическая, плоская, коническая.
Плоская грудная клетка вытянута в продольном направлении и сдавлена с боков;
Цилиндрическая грудная клетка имеет форму цилиндра;
Коническая грудная клетка имеет форму усеченного конуса с основанием внизу.
Формы живота: впалый, прямой, округло-выпуклый.
Форма спины: нормальная, сутулая, прямая.
Нормальная – с нормальными изгибами позвоночника;
Сутулая – с увеличением грудным кифозом;
Прямая – со сглаженными изгибами всех отделов.
Приложение 2.


Приложение 3.
Анкета
Что тревожит вас больше всего перед экзаменами и вызывает сомнение в успешной его сдаче? А) сложный билет
Б) недоброжелательное отношение экзаменатора
В) неуверенность в себе
Г) плохое физическое состояние
Д) низкий уровень знаний.
Наблюдается ли у вас нарушение сна в период сдачи экзаменов?
А) да, в период сдачи экзаменов не могу долго заснуть из–за разных мыслей
Б) нет
В) только перед экзаменом.
3. Наблюдается ли у вас неуправляемая мышечная дрожь, слабость в коленках и пр. в период сдачи экзаменов?
а) да, весь период сдачи экзаменов
б) да, только непосредственно перед экзаменом
в) да, когда вытягиваешь экзаменационный билет
г) да, во время ответа экзаменаторам
д) нет, никогда
4. Бывают ли у вас:
а) учащение сердцебиения перед экзаменом
б) учащение сердцебиения весь период сдачи экзаменов
в) головные боли
г) неприятные ощущения в груди
д) плохой аппетит

5. Какого экзамена вы боитесь больше всего?
А) устного, т.к. нужно отвечать перед экзаменаторами
Б) письменного, т.к. допущенные ошибки нельзя исправить
В) тестов, т.к. много вариантов ответов и можно запутаться
6. За сколько дней до экзаменов вы начинаете испытывать волнение?
А) за 2 месяца
Б) за 1 месяц
В) за 2 недели
Г) за 1 неделю
Д) за 3 дня
Е) за день
Ж) не испытываю волнения вообще
Приложение 4.


Приложение 5

По типам телосложения

Приложение 6


Приложение 7

Приложение 8


Приложение 9


Приложение10
Тип телосложения
Показатели
Астенический Нормостенический Гиперстенический
Пульс (уд/мин) I 70 75 60
II 96 110 63
III 81 92 61
Артериальное давление (мм.рт.ст.) I 106 64 110 65 116 67
II 110,8 63,2 120,1 68,6 128 76,8
III 103,4 65,1 127,2 74,7 116,8 69,8
Пульсовое давление (мм.тр.ст.) I 42 45 49
II 47,5 51,9 51,2
III 41,9 47,4 47
I – состояние покоя
II – перед экзаменом
III – после экзамена
Приложение 11